Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 28 марта 2002 г. N ЗП-1-41-2002 г.
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2002 г. N 11-Г02-8 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Нуртдинова Рамиля Минуровича - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
Председательствующего Х-ва,
При секретаре З-ве,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Нуртдинова Рамиля Минуровича о признании отдельных положений Закона Республики Татарстан "О налоге с продаж" N 1287 от 17 января 2002 г. противоречащими федеральному закону, не действующими и не подлежащими применению,
установил:
Нуртдинов P.M. обратился в Верховный суд Республики Татарстан с жалобой о признании отдельных положений Закона Республики Татарстан "О налоге с продаж" N 1287 от 17 января 2002 г. противоречащими федеральному закону, не действующими и не подлежащими применению.
В обоснование жалобы указано на то, что Законом Республики Татарстан "О налоге с продаж" N 1287 от 17 января 2002 г. установлен и введен в действие налог с продаж.
В силу п. 1 абзаца 3 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
Пункт 1 ст. 10 Закона Республики Татарстан "О налоге с продаж" N 1287 от 17 января 2002 г., в противоречие п. 1 абзаца 3 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривает, что данный Закон Республики Татарстан вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу с продаж.
С 1 января 2002 г. в Республике Татарстан налог с продаж считается не установленным, так как с этого момента законодательно не определен объект налогообложения. Пункт 1 ст. 2 Закона Республики Татарстан N 2194 от 27 мая 1999 г., в котором был установлен объект налогообложения, решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 31 октября 2001 г. признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим# и не подлежащим применению.
Согласно п. 1 ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения, а именно в частности объект налогообложения. Поскольку с 1 по 17 января 2002 г. объект налогообложения не был определен, то налог с продаж в этот период не считается установленным.
Следовательно, именно Законом Республики Татарстан N 1287 от 17 января 2002 г. и был установлен и введен налог с продаж на территории Республики Татарстан.
Он является потребителем товаров (работ, услуг), а потому оспариваемые положения (п. 1 ст. 10) Закона Республики Татарстан N 1287 от 17 января 2002 г. нарушают его права как потребителя, так как сумма налога с продаж включается в цену товаров и услуг, следовательно ведет к их удорожанию на 5% с даты ввода налога с продаж.
В связи с этим заявитель просил признать п. 1 ст. 10 Закона Республики Татарстан N 1287 от 17 января 2002 г. "О налоге с продаж" в части: "Настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу с продаж" противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению.
В судебном заседании заявитель поддержал свою жалобу и просил в указанной части признать Закон Республики Татарстан N 1287 о# 17 января 2002 г. противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан жалобу Нуртдинова P.M. не признал и пояснил, что налог с продаж, предусмотренный Законом Республики Татарстан N 1287 от 17 января 2002 г. не является новым налогом, он был установлен и введен на территории Республики Татарстан Законом Республики Татарстан "О налоге с продаж" N 2194 от 27 мая 1999 г. Оспариваемый заявителем Закон Республики Татарстан N 1287 от 17 января 2002 г. лишь изменяет условия и порядок его взимания.
Закон Республики Татарстан N 1287 от 17 января 2002 г. был принят в новой редакции. Однако, это не означает, что в Республике Татарстан впервые был введен налог с продаж.
Именно в связи с тем, что налог с продаж в Республике Татарстан был введен еще Законом Республики Татарстан N 2194 от 27 мая 1999 г., в законе N 1287 от 17 января 2002 г. (п. 1 ст. 10) указано, что настоящий закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу с продаж.
Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 347) не наделяет субъекта Российской Федерации полномочием устанавливать объект налогообложения по налогу с продаж. Объект налогообложения по налогу с продаж устанавливает федеральное законодательство. В связи с этим утверждение заявителя о том, что Закон Республики Татарстан N 1287 от 17 января 2002 г. не установил объект налогообложения, является необоснованным.
Представитель Президента Республики Татарстан в судебное заседание не явился. О времени рассмотрения данного дела Президент Республики Татарстан был извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения Нуртдинова P.M. и представителя Государственного Совета Республики Татарстан, Верховный суд Республики Татарстан считает, что в удовлетворении жалобы Нуртдинова P.M. следует отказать.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов Федерального значения, автономных областей, автономных округов Конституции Российской Федерации и Федеральным законам (п. "а" ст. 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон (п. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Согласно чч. 1 и 3 п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ (часть первая), акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
По делу установлено, что Законом Республики Татарстан N 2194 от 27 мая 1999 г. на территории Республики Татарстан установлен и введен налог с продаж.
Пункт 1 ст. 10 Закона Республики Татарстан "О налоге с продаж" N 1287 от 17 января 2002 г. предусматривает, что настоящий закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу с продаж.
Со дня введения в действие указанного закона Республики Татарстан признан утратившим силу Закон Республики Татарстан от 27 мая 1999 г. N 2194 "О налоге с продаж" (п. 2 ст. 10).
Поскольку на территории Республики Татарстан впервые был введен налог с продаж Законом Республики Татарстан N 2194 от 27 мая 1999 г., представительный орган государственной власти Республики Татарстан, принимая закон о налоге с продаж N 1287 от 17 января 2002 г., обоснованно исходил из требований ч. 1 п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, Закон Республики Татарстан N 1287 от 17 января 2002 г. в оспариваемой заявителем части не может быть признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим# и не подлежащим применению.
Оспаривая п. 1 ст. 10 Закона Республики Татарстан N 1287 от 17 января 2002 г. в части вступления в силу настоящего закона по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу с продаж, заявитель ссылается на ч. 3 п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом он утверждает, что именно с 1 апреля 2002 г. на территории Республики Татарстан устанавливается и вводится налог с продаж, а потому, принимая данный закон, законодатель должен был руководствоваться ч. 3 п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, доводы заявителя не могут служить основанием для удовлетворения его жалобы.
Определяя порядок введения в действие Закона Республики Татарстан N 1287 от 17 января 2002 г., Государственный Совет Республики Татарстан руководствовался ч. 1 п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, который предусматривает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Налог с продаж на территории Республики Татарстан был установлен и введен Законом Республики Татарстан N 2194 от 27 мая 1999 г.
Следовательно, установленный Законом Республики Татарстан N 1287 от 17 января 2002 г. налог с продаж не является новым налогом, впервые введенным на территории Республики Татарстан.
Закон Республики Татарстан N 1287 лишь изменил условия и порядок взимания налога с продаж.
По утверждению Нуртдинова P.M. налог с продаж на территории Республики Татарстан впервые установлен и введен именно Законом Республики Татарстан N 1287 от 17 января 2002 г., поскольку объект налогообложения, установленный Законом Республики Татарстан N 2194 от 27 мая 1999 г. (п. 1 ст. 2) решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РТ от 31 октября 2001 г. признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим# и не подлежащим применению. Поскольку (по мнению заявителя) объект налогообложения в Республике Татарстан отсутствовал, налог с продаж за период с 1 по 17 января 2002 г. не может считаться установленным.
Данный довод заявителя противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.
В соответствии со ст. 347 Налогового кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Таким образом, субъекты Российской Федерации не определяют объект налогообложения по налогу с продаж. Объект налогообложения по налогу с продаж установлен федеральным законодательством.
Не может быть принято# во внимание и довод заявителя о том, что преамбула Закона Республики Татарстан N 1287 от 17 января 2002 г. свидетельствует о введении на территории Республики Татарстан впервые налога с продаж именно с 2002 г.
В преамбуле Закона Республики Татарстан N 1287 от 17 января 2002 г. указано, что налог с продаж на территории Республики Татарстан устанавливается и вводится в действие и в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
При наличии таких обстоятельств, Верховный суд Республики Татарстан считает, что Закон Республики Татарстан "О налоге с продаж" N 1287 от 17 января 2002 г. по порядку введения его в действие не противоречит федеральному законодательству, а потому оснований для удовлетворения жалобы Нуртдинова P.M. не имеется.
При этом Верховный суд Республики Татарстан исходит также и из того, что на момент рассмотрения данного дела, положения Закона Республики Татарстан N 1287 от 17 января 2002 г. права и предусмотренные законом интересы заявителя не затрагивают, поскольку указанный закон вступает в силу с 1 апреля 2002 г.
Руководствуясь ст.ст. 191-197, 203, 208 ГПК РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан решил:
В удовлетворении жалобы Нуртдинова Рамиля Минуровича отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судом отказано в признании противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению Закона Республики Татарстан "О налоге с продаж" N 1287 от 17 января 2002 г. в части введения его в действие с 1 апреля 2002 года.
Поскольку на территории Республики Татарстан налог с продаж был введен впервые Законом Республики Татарстан N 2194 от 27 мая 1999 г., представительный орган государственной власти Республики Татарстан, принимая оспариваемый Закон, изменяющий условия и порядок взимания налога, обоснованно исходил из требований Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Следовательно, в оспариваемой заявителем части, Закон не может быть признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2002 г. N 11-Г02-8 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Нуртдинова Рамиля Минуровича - без удовлетворения.
Решение Верховного Суда РТ от 28 марта 2002 г. N ЗП-1-41-2002 г. (извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 мая 2002 г. N 11-Г02-8 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Нуртдинова Рамиля Минуровича - без удовлетворения
Текст решения официально опубликован не был