Определение Конституционного суда Республики Татарстан
от 25 июня 2009 г. N 11-О
"По жалобе гражданина Г.В. Щеглова на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Д.А. Алкаевой, Ф.Н. Багаутдинова, А.Л. Васина, А.Г. Гатауллина, Л.А. Гусевой,
заслушав заключение судьи Л.А. Гусевой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина Г.В. Щеглова,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Г.В. Щеглов с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан" (в редакции от 6 апреля 2009 года), согласно которому объем потребления каждой жилищно-коммунальной услуги определяется исходя из общего расхода семьи, в равной мере приходящегося на каждого члена семьи; при определении размера субсидии-льготы гражданам, оплачивающим электрическую и тепловую энергию, воду и сетевой газ по показаниям приборов учета, используется фактическое значение объема потребления жилищно-коммунальной услуги; в случаях превышения величины фактического потребления над установленными нормативами потребления используется нормативное значение, если иное не предусмотрено федеральным законодательством; при превышении установленных значений социальной нормы площади жилья над фактической величиной жилой площади в расчетах используется фактическая величина жилой площади.
В обоснование своих требований заявитель Г.В. Щеглов указывает, что он является ветераном труда, и на этом основании в соответствии со статьей 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" ему как ветерану труда наряду с другими мерами социальной поддержки положена также субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан, и субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения.
Заявитель считает, что при расчете субсидий исчезла социальная составляющая (норма социальной площади), в результате чего, по его мнению, он недополучает субсидию-льготу на оплату жилья и коммунальных услуг и тем самым не обеспечивается возмещение половины расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, полагающееся ему как ветерану труда.
На основании изложенного гражданин Г.В. Щеглов просит признать пункт 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", не соответствующим статьям 13, 28 (часть 1), 54 (часть 1) и 58 (часть 2) Конституции Республики Татарстан, согласно которым Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; все равны перед законом и судом; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
2. Согласно статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции 28 апреля 2009 года) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" ветеранам труда наряду с другими мерами социальной поддержки ветеранов труда предоставляются:
субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан; субсидия предоставляется лицу, проживающему в жилищном фонде независимо от формы собственности;
субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения; субсидия предоставляется независимо от вида жилищного фонда.
Заявитель Г.В. Щеглов проживает в квартире общей площадью 62,8 кв.м, с количеством проживающих - 6 членов семьи. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 декабря 2007 года N 785 "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан на 2008 год" (в редакции от 21 апреля 2008 года) в целях обеспечения мер социальной поддержки населения при оплате жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Татарстан на 2008 год установлен региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой при расчете субсидий на одного человека в семье из пяти и более человек в размере 12 квадратных метров общей площади жилья.
Порядок определения размера субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, предусмотренных статьей 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", конкретизирован оспариваемой заявителем нормой, в соответствии с которой, в частности, объем потребления каждой жилищно-коммунальной услуги определяется исходя из общего расхода семьи, в равной мере приходящегося на каждого члена семьи. Это обусловлено статьей 5 указанного Закона, согласно которой субсидии предоставляются непосредственно ветерану труда и на членов его семьи не распространяются.
Оспариваемый заявителем пункт 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан", был предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан в связи с жалобой гражданки В.И. Красновой. Данная норма была признана соответствующей Конституции Республики Татарстан.
Конституционный суд Республики Татарстан указал, что социальные нормы площади жилья представляют собой допустимый верхний предел, в рамках которого осуществляется расчет субсидий гражданам на оплату жилья по их фактическим расходам. Такое понимание соответствует буквальному толкованию статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", которая устанавливает, что субсидия предоставляется в размере 50 процентов расходов на оплату жилья. Формулировка "в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан" не означает обязательного применения при расчетах максимальных значений регионального стандарта нормативной площади жилого помещения. Предельное значение регионального стандарта применяется только в случаях, когда оплата производится за такой размер площади жилого помещения, занимаемого гражданином, имеющим право на субсидию-льготу, который совпадает с размером установленного стандарта или превышает его. При этом площадь жилого помещения, превышающая региональный стандарт Республики Татарстан, оплачивается в полном размере (постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 23 октября 2008 года N 31-П).
На этом основании доводы заявителя о том, что при расчете субсидий исчезла социальная составляющая (норма социальной площади) и ему как ветерану труда не обеспечивается возмещение половины расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в установленных Законом пределах, являются необоснованными.
В определении от 28 января 2009 года N 1-О Конституционный суд Республики Татарстан разъяснил, что целью предоставления отдельным категориям граждан, в данном случае ветеранам труда, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг является компенсация установленной Законом части их фактических расходов при оплате жилья и коммунальных услуг.
Предусмотренный оспариваемой нормой порядок определения размера субсидии-льготы на оплату коммунальных услуг распространяется на ветеранов труда, установивших в своих квартирах приборы учета. В соответствии с данным порядком указанным гражданам гарантируется предоставление денежной компенсации - субсидии-льготы в размере половины фактически произведенных ими расходов на оплату коммунальных услуг в случае, когда величина фактического потребления коммунальных услуг меньше установленных нормативов потребления. Применение нормативов потребления коммунальных услуг, согласно оспариваемой норме и с учетом положений статьи 5 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", предусмотрено для расчета размера субсидии-льготы при превышении величины фактического потребления коммунальных услуг над нормативными значениями. В данном случае ветерану труда гарантируется компенсация его расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления.
Следовательно, оспариваемые заявителем нормативные положения с учетом вышеуказанных правовых позиций Конституционного суда Республики Татарстан не содержат неопределенности в вопросе об их соответствии Конституции Республики Татарстан. По смыслу пункта 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", согласно которому основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Татарстан оспариваемые заявителем нормы, отсутствие такой неопределенности влечет отказ в принятии обращения к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части второй статьи 39, пунктом 3 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частью первой статьи 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г.В. Щеглова на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан" (в редакции от 6 апреля 2009 года), ввиду отсутствия неопределенности в вопросе о соответствии данной нормы Конституции Республики Татарстан и поскольку по предмету обращения Конституционным судом Республики Татарстан ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.
3. В силу статьи 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предусмотренный оспариваемой нормой порядок определения размера субсидии-льготы на оплату коммунальных услуг распространяется на ветеранов труда, установивших в своих квартирах приборы учета. В соответствии с данным порядком указанным гражданам гарантируется предоставление денежной компенсации - субсидии-льготы в размере половины фактически произведенных ими расходов на оплату коммунальных услуг в случае, когда величина фактического потребления коммунальных услуг меньше установленных нормативов потребления. Применение нормативов потребления коммунальных услуг предусмотрено для расчета размера субсидии-льготы при превышении величины фактического потребления коммунальных услуг над нормативными значениями. В данном случае ветерану труда гарантируется компенсация его расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления.
В принятии к рассмотрению жалобы отказано, ввиду отсутствия неопределенности в вопросе о соответствии оспариваемой нормы Конституции РТ и поскольку по предмету обращения Конституционным судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
Определение окончательно и обжалованию не подлежит.
Определение Конституционного суда РТ от 25 июня 2009 г. N 11-О "По жалобе гражданина Г.В. Щеглова на нарушение его конституционных прав и свобод пунктом 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126"
Текст определения официально опубликован не был