Письмо Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 13 февраля 2009 г. N 09/793
Руководителям
учреждений здравоохранения
Республики Татарстан
В соответствии с Заключением по результатам анализа и систематизации нарушений и недостатков, выявляемых органами государственного финансового контроля, подготовленного Счетной палатой Республики Татарстан, Департаментом казначейства Министерства финансов Республики Татарстан, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан направляет перечень наиболее часто встречающихся нарушений и недостатков для проведения соответствующей профилактической работы и недопущения неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
Заместитель министра |
А.А. Гильманов |
Перечень
наиболее часто встречающихся нарушений и недостатков, выявляемых органами государственного финансового контроля
1. Характерные нарушения установленного порядка исполнения бюджета по расходам:
- нарушения установленного порядка составления и утверждения бюджетной сметы бюджетного учреждения в части необоснованного завышения фонда оплаты труда путем включения не предусмотренных законодательством надбавок и премий, планирования приобретения товарно-материальных ценностей без учета имеющихся остатков;
- принятие денежных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств.
2. Характерные примеры нарушения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств:
- невостребованность оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств;
- оплата проектно-изыскательских работ, которые в дальнейшем практического применения не находят;
- приобретение товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд по ценам, значительно превышающим среднерыночные;
- распределение оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, приобретенных за счет бюджетных средств, без анализа фактической потребности, в результате чего материальные ценности используются неэффективно;
- образование просроченной дебиторской задолженности, непринятие мер по ее взысканию;
- приобретение товарно-материальных ценностей, не требующихся для выполнения функций, возложенных на учреждений;
- неиспользование в течение длительного времени бюджетных средств, полученных на основании заявки;
- неосвоение бюджетных средств при наличии потребности в них;
- приобретение продукции, материалов, оборудования ненадлежащего качества;
- непринятие в расчет при выделении субвенций остатка средств, сложившегося на начало соответствующего периода.
3. Характерные примеры нецелевого использования бюджетных средств:
- использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения (например, использование средств субвенций на организацию обеспечения детей первых двух лет жизни специальными молочными продуктами и смесями на приобретение мяса);
- оплата расходов на приобретение товаров, работ, услуг не по соответствующим кодам бюджетной классификации;
- перечисление остатков бюджетных средств в качестве аванса по ЕСН и НДФЛ в счет обязательств следующего финансового года;
- использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет внебюджетных источников.
4. Характерные нарушения, допускаемые при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд:
- несоблюдение сроков публикации в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте информации о размещении заказов;
- установление в условиях конкурсной (аукционной) документации требования к содержанию заявки, не предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- несоответствие сведений, содержащихся в конкурсной (аукционной) документации, сведениям, указанным в извещении о проведении торгов;
- нарушения членами комиссий порядка отбора участников торгов, запроса котировок, необоснованный допуск (или отказ в допуске) участника размещения заказа к участию в торгах, запросе котировок;
- установление в конкурсной документации не предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
- заключение государственных и муниципальных контрактов на условиях, не соответствующих заявкам участников размещения заказа и документации о проведении торгов или объявленных условий запроса котировок;
- заключение государственных и муниципальных контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) без проведения торгов или запроса котировок;
- невнесение сведений о государственных и муниципальных контрактах в реестры контрактов;
- отсутствие локального правового акта, определяющего порядок работы комиссий по размещению заказов;
- размещение заказа организацией, не наделенной функциями государственного и муниципального заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации;
- неведение (ненадлежащее ведение) реестра закупок, осуществленных без заключения государственных и муниципальных контрактов.
5. Характерные нарушения при исполнении государственных и муниципальных контрактов:
- неправомерное изменение условий государственных (муниципальных) контрактов;
- превышения установленного лимита авансирования;
- отсутствие контроля со стороны заказчика за исполнением обязательств по контрактам. Непредъявление претензий поставщикам (подрядчикам, исполнителям), нарушившим сроки исполнения контракта.
6. Характерные нарушения при использовании бюджетных средств, выделяемых на проведение ремонтных и строительно-монтажных работ:
- финансирование капитальных вложений при отсутствии утвержденной проектно-сметной документации;
- завышение физических объемов работ (в том числе оплата работ и затрат, которые фактически не осуществлялись), повторная оплата одних и тех же работ;
- оплата заказчиком работ и затрат, не предусмотренных договором и проектно-сметной документацией;
- оплата заказчиком стоимости материалов в актах выполненных работ без подтверждения фактической стоимости, в случае, когда их стоимость превышает среднерегиональные цены, что не соответствует п. 4.24 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1;
- проведение под видом текущего и капитального ремонта работ капитального характера (реконструкции);
- несоответствие договоров требованиям законодательства;
- заключение контрактов (договоров) с подрядными организациями, не имеющими лицензии на проведение соответствующих работ;
- эксплуатация здания без акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией, подписанного представителями госстройнадзора и другими заинтересованными органами, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что может предоставлять опасность для жизни и здоровья людей;
- несоблюдение нормативной продолжительности строительства, определенной проектной документацией;
- нарушение строительных норм и нормативов при проведении ремонта крыш зданий и жилых домов.
7. Характерные нарушения законодательства в части учредительных и иных правоустанавливающих документов:
- учреждения не имеют соответствующих лицензий на осуществление отдельных видов деятельности;
- допущение к практической медицинской деятельности лиц, не имеющих соответствующего сертификата специалиста;
- несоответствие деятельности участника бюджетного процесса его статусу (получение бюджетным учреждением бюджетных кредитов или кредитов от кредитных организаций, применение бюджетным учреждением упрощенной системы налогообложения).
8. Характерные нарушения установленного порядка ведения бюджетного учета:
- отсутствие в бюджетном учреждении утвержденной учетной политики;
- не соответствие учетной политики требованиям законодательства;
- ведение бухгалтерского учета в порядке, не соответствующем статусу организации;
- нарушение порядка оформления хозяйственных операций, составления первичных документов, регистров учета;
- нарушение установленного порядка проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
- нарушения при отражении операций с объектами основных средств;
- нарушения при отражении операций с материальными запасами;
- несоблюдение порядка ведения кассовых операций, расчетов наличными деньгами;
- нарушение порядка начисления и выплаты заработной платы;
- нарушения при совершении и отражении операций с подотчетными лицами;
- нарушения при отражении расчетов с дебиторами и кредиторами;
- нарушение порядка учета операций по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- неоприходование материальных ценностей на баланс учреждения;
- нарушение порядка учета санкционирования расходов бюджета;
- неведение учета на забалансовых счетах.
Выводы
- факты неэффективной деятельности во многих случаях обусловлены упущениями в планировании деятельности бюджетополучателей, определении потребности в тех или иных ресурсах;
- контроль со стороны государственных (муниципальных) заказчиков за полнотой и своевременностью исполнения контрактов остается недостаточным;
- эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на проведение ремонтных и строительно-монтажных работ, во многом зависит от надежности системы контроля со стороны заказчика, которые в отдельных случаях остаются неудовлетворительными. Риск злоупотреблений возрастает в условиях, когда заказчик и подрядчик являются аффилированными лицами. Отдельные нарушения порядка применения строительных норм и нормативов связаны с незнанием изменений, происходящих в нормативной правовой базе;
- выявляются факты несоответствия проводимых хозяйственных операций бюджетному и гражданскому законодательству, ненадлежащее отражение их в бюджетном учете и отчетности.
Предложения:
- получателям бюджетных средств необходимо предпринять меры по повышению качества бюджетного планирования;
- уполномоченным органам по каждому факту приобретения материальных ценностей, которые оказались невостребованными, проводить тщательный анализ действий должностных лиц, принимать соответствующие меры;
- государственным (муниципальным) заказчикам необходимо усилить контроль за полнотой и своевременностью исполнения контрактов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Руководителям учреждений здравоохранения Республики Татарстан направляется перечень наиболее часто встречающихся нарушений и недостатков для проведения соответствующей профилактической работы, повышения качества бюджетного планирования и недопущения неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств.
Приведены характерные нарушения установленного порядка исполнения бюджета по расходам; нарушения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств; установленного порядка ведения бюджетного учета; примеры нецелевого использования бюджетных средств; нарушения, допускаемые при размещении и исполнении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; нарушения при использовании бюджетных средств, выделяемых на проведение ремонтных и строительно-монтажных работ; нарушения законодательства в части учредительных и иных правоустанавливающих документов.
Письмо Министерства здравоохранения РТ от 13 февраля 2009 г. N 09/793
Текст письма официально опубликован не был