Решение Совета Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
от 9 декабря 2008 г. N 37/3
"Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан"
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Законом Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" и Уставом Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан Совет Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан решил:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан.
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Туган як".
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета Дрожжановского муниципального района по экономическому развитию, сельскому хозяйству, земельным вопросам и предпринимательству.
Глава Дрожжановского муниципального района |
Т.Д. Нагуманов |
Положение
о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
(утв. решением Совета Дрожжановского муниципального района РТ от 9 декабря 2008 г. N 37/3)
Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и иными федеральными законами, Конституцией Республики Татарстан, Законом Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" и Уставом Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан.
Положение определяет порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан (далее - Района), полномочия органов местного самоуправления в осуществлении прав и обязанностей в сфере имущественных отношений.
Отношения собственности, не урегулированные настоящим положением, в том числе особенности владения, пользования и распоряжения средствами местного бюджета, внебюджетными фондами, жилищным фондом, землей и иными природными ресурсами, регулируются законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан, нормативными актами органов местного самоуправления Района.
Основными задачами владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью являются:
1) повышение эффективности использования муниципального имущества;
2) осуществление контроля за сохранностью и использованием объектов муниципальной собственности;
3) создание благоприятной экономической среды для привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры Района;
4) создание условий для пополнения местного бюджета и исполнения социальных программ муниципального образования.
1. Общие положения
1.1. К муниципальной собственности Района относится имущество, которое в соответствии с действующим законодательством может находиться в муниципальной собственности муниципальных районов на территории Российской Федерации.
1.2. Имущество Района включает:
- средства местного бюджета;
- внебюджетные фонды;
- имущество органов местного самоуправления;
- имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в случаях, установленных федеральными законами и законами Республики Татарстан;
- муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
- земельные участки и другие природные ресурсы;
- муниципальный жилищный фонд;
- ценные бумаги и другие финансовые активы;
- имущество казны Района, состоящее из средств местного бюджета и муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями;
- иное муниципальное движимое и недвижимое имущество.
1.3. Муниципальная собственность формируется из:
- муниципального имущества, закрепленного за Районом в порядке разграничения муниципальной собственности;
- имущества, передаваемого из федеральной и государственной собственности и собственности иных муниципальных образований;
- имущества муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
- имущества, безвозмездно переданного в муниципальную собственность от физических и юридических лиц, в том числе в виде благотворительных взносов или инвестиций;
- имущества, принятого от предприятий, учреждений и организаций в счет погашения задолженности перед местным бюджетом;
- имущества, приобретенного муниципальными унитарными предприятиями, учреждениями, органами местного самоуправления или созданного на законных основаниях;
- имущества предприятий-банкротов, поступившего в муниципальную собственность в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
- имущества, находящегося в казне Района;
- иного имущества, признаваемого в установленном гражданским законодательством порядке муниципальной собственностью.
1.4. Объекты муниципальной собственности могут находиться как на территории Района, так и за его пределами.
2. Реализация правомочий собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности
2.1. Район является собственником принадлежащего ему имущества.
2.2. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени Района осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной Уставом Района, настоящим положением, иными актами, определяющими статус этих органов.
2.3. К компетенции Совета Района относится:
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Района, в том числе порядка и условий его приватизации в соответствии с федеральными законами;
- определение перечня видов муниципального имущества, отчуждение которого осуществляется по согласованию или после утверждения Советом Района;
- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
- утверждение перечня объектов недвижимости Района, предлагаемых для продажи на торгах и не подлежащих отчуждению;
- утверждение прогнозного плана приватизации имущества, находящегося в собственности Района, и отчета о его исполнении;
- осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Района;
- осуществление иных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан и муниципальными правовыми актами.
2.4. Глава Района от имени Района:
- в соответствии с федеральным законодательством принимает в собственность Района федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации;
- в соответствии с федеральным законодательством передает в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущество, находящееся в собственности Района.
2.5. К компетенции Исполнительного комитета Района относится:
- управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Района;
- создание, реорганизация, ликвидация муниципальных предприятий и учреждений и иных организаций в соответствии с установленным порядком, определение целей, условий, порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждение их уставов, назначение на должность и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
- представление для утверждения в Совет Района прогнозного плана приватизации муниципального имущества;
- принятие решений о приватизации муниципального имущества и земельных участков;
- принятие решений по распоряжению земельными участками, в том числе по передаче в аренду;
- осуществление прав акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Района;
- осуществление планирования, рационального использования и охраны земель, находящихся в собственности Района, перевод земель промышленности и иного назначения в земли сельскохозяйственного назначения;
- предоставление и изъятие, в том числе путем выкупа, в установленном законодательством порядке земельных участков на территории Района;
- принятие решений о внесении муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ в порядке, определяемом федеральным законодательством;
- разработка нормативных правовых актов по вопросам учета, управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными ресурсами;
- иные полномочия в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с законами Российской Федерации, Республики Татарстан и муниципальными правовыми актами.
2.6. В соответствии с настоящим Положением Палата имущественных и земельных отношений Района (далее - Палата) обеспечивает реализацию вопросов, относящихся к компетенции Исполнительного комитета Района в сфере имущественных и земельных отношений:
а) осуществляет учет объектов муниципальной собственности и ведет реестры муниципального имущества и муниципальных земель
б) вносит предложения и готовит проекты решений на приватизацию муниципального имущества и земельных участков;
в) закрепляет муниципальное имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление;
г) принимает решение о передаче муниципального имущества и имущественных прав в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и иные формы пользования, а также о перераспределении муниципального имущества между муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями;
д) организует передачу муниципального имущества в собственность Республики Татарстан, в муниципальную собственность иных муниципальных образований и федеральную собственность;
е) организует приемку в муниципальную собственность объектов производственного и социального назначения, иных объектов в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами муниципального образования;
ж) осуществляет контроль за использованием по назначению и за сохранностью объектов муниципальной собственности, переданных в хозяйственное ведение, оперативное управление, доверительное управление, сданное в аренду, а также закрепленное на других условиях;
з) готовит проекты постановлений Исполнительного комитета Района по распоряжению земельными участками:
- предоставленными местным органам, унитарным предприятиям, учреждениям, другим некоммерческим организациям, которые были созданы местными органами государственной власти и управления;
- занятыми недвижимым приватизированным имуществом, решение о приватизации которого принималось местными органами государственной власти и управления;
- свободными земельными участками из земель поселений, за исключением включенных в состав резервного фонда Республики Татарстан, в том числе для осуществления индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства;
и) подготавливает проекты постановлений Исполнительного комитета Района о переводе земель промышленности и иного специального назначения в земли сельскохозяйственного назначения;
к) организует работу по изыманию в соответствии с постановлением Исполнительного комитета Района земельных участков, в том числе путем выкупа, для муниципальных нужд;
л) принимает решение по формированию земельных участков и утверждает проекты границ земельных участков, сформированных в результате землеустроительных работ, для постановки на государственный кадастровый учет;
м) исполняет иные полномочия, предусмотренные законодательством, Уставом Района и иными нормативными правовыми актами Совета Района и Положением "О Палате имущественных и земельных отношений Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан".
3. Учет муниципального имущества
3.1. Муниципальное имущество (за исключением средств местного бюджета и внебюджетных фондов) подлежит обязательному учету в реестре муниципальной собственности в соответствии с Положением о Реестре муниципальной собственности Района, утвержденным Советом Района.
Под реестром муниципального имущества понимается информационная система, представляющая собой построенную на единых методологических и программно-технических принципах базу данных, содержащую перечни объектов учета и данные о них.
Целью создания и ведения реестра муниципального имущества является обеспечение надежной основы для организации ведения единой системы учета и управления всеми объектами муниципальной собственности на территории Района.
3.2. Учет муниципальной собственности посредством ведения реестра муниципальной собственности осуществляется Палатой на основании данных, представляемых балансодержателями муниципального имущества.
3.3. Балансодержатели муниципального имущества осуществляют:
организацию и ведение бухгалтерского учета муниципального имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";
действия, направленные на внесение находящегося в их владении имущества в реестр муниципальной собственности.
3.4. Владельцы муниципального имущества несут ответственность за нарушение порядка учета и внесения в реестр муниципальной собственности сведений о муниципальном имуществе.
3.5. Запрещается любым образом распоряжаться муниципальным недвижимым имуществом до внесения в реестр муниципальной собственности сведений о нем и присвоения ему реестрового номера.
3.6. Имущество, находящееся в собственности Района, закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно на основании решения Палаты.
3.7. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну Района.
3.8. Имущество поступает в муниципальную казну:
- при передаче в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении собственности на государственную (федеральную и Республики Татарстан) и муниципальную;
- если имущество вновь создано или приобретено непосредственно в муниципальную собственность за счет средств местного бюджета;
- при передаче безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;
- при исключении из хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий и изъятии из оперативного управления муниципальных учреждений на законных основаниях;
- если имущество осталось после ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;
- при поступлении в муниципальную собственность по другим, не противоречащим закону основаниям.
3.9. Имущество, входящее в состав муниципальной казны, может быть передано во владение и пользование держателю имущества муниципальной казны - Исполнительному комитету Района - на ответственное хранение муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям на основании договора хранения. При этом по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
3.10. Учет имущества, составляющего муниципальную казну, осуществляется путем занесения соответствующей информации в реестр муниципального имущества.
3.11. Имущество, входящее в состав муниципальной казны, может быть приватизировано, передано в аренду, безвозмездное пользование, залог, доверительное управление, на хранение, внесено в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, обменено, передано в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям, в оперативное управление муниципальным учреждениям в соответствии с действующим законодательством.
3.12. Право собственности Района на объекты недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
3.13. Регистрацию права муниципальной собственности осуществляет Палата. Свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества хранятся в Палате.
3.14. Затраты на техническую паспортизацию объектов недвижимости и государственную регистрацию права муниципальной собственности предусматриваются в расходной части местного бюджета и финансируются из местного бюджета в соответствии с утвержденной сметой.
4. Порядок управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом
4.1. Муниципальный жилищный фонд предназначен только для проживания граждан.
4.2. Жилые помещения, относящиеся к муниципальному жилищному фонду, могут сдаваться нанимателям для проживания на основании договоров социального найма.
4.3. Использование муниципального жилищного фонда для размещения промышленных производств, складов, торговых точек, офисов и иных целей не допускается.
4.4. Сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также иными, не связанными с проживанием граждан, использованием предприятиями, организациями, иными субъектами хозяйственной деятельности и гражданами помещений муниципального жилого фонда, которые в установленном порядке не были переведены в нежилые, ничтожны в соответствии с действующим законодательством.
4.5. Перевод помещений муниципального жилого фонда в нежилые производится в порядке, определяемом нормативными правовыми актами и действующим законодательством.
5. Осуществление муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями права хозяйственного ведения и оперативного управления
5.1. За муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями закрепляется муниципальное имущество, необходимое для обеспечения их уставной деятельности, а также имущество, приобретенное ими в процессе деятельности согласно действующему законодательству.
5.2. Муниципальное имущество закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями:
- при создании муниципальных предприятий и муниципальных учреждений;
- в процессе хозяйственной деятельности по обращению этих лиц (в том числе на основании балансовой принадлежности имущества предприятию или учреждению);
- при перераспределении муниципального имущества между предприятиями и учреждениями (передача с баланса на баланс);
- при реорганизации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений;
- при приобретении ими имущества за счет доходов от собственной деятельности, в том числе от разрешенной предпринимательской деятельности (для муниципальных учреждений).
5.3. По решению Палаты имущество закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, за муниципальными учреждениями - на праве оперативного управления путем заключения соответствующего договора и акта приема-передачи.
5.4. Для решения вопроса о закреплении имущества за муниципальным учреждением, Палатой могут быть затребованы от предприятия или учреждения:
- инвентаризационные описи имущества, находящегося во владении предприятия или учреждения;
- накладные на приобретение имущества;
- иные документы по приобретению имущества.
5.5. При создании (реорганизации) предприятия или учреждения документами, необходимыми для закрепления имущества, являются:
- свидетельство о регистрации предприятия или учреждения;
- устав предприятия или учреждения;
- разделительный баланс или передаточный акт;
- расшифровка основных средств с разбивкой по типам (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и прочие основные средства) по утвержденной форме;
- технические документы (паспорта, выписки, справки, акты) на объекты недвижимости.
5.6. Муниципальное имущество может перераспределяться между предприятиями и учреждениями (передача с баланса на баланс) по решению Палаты имущественных и земельных отношений Района на основании обоснованных его отраслевыми структурными подразделениями предложений, которым данные предприятия и учреждения подведомственны.
5.7. Передача муниципального имущества оформляется актом приема-передачи в течение месяца после издания соответствующего распоряжения.
Акт приема-передачи подписывается руководителем и главным бухгалтером принимающей и передающей стороны и утверждается председателем Палаты имущественных и земельных отношений Района.
5.8. Муниципальное предприятие владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения, в пределах своей правоспособности, установленной действующим законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления и Уставом муниципального предприятия.
5.9. Муниципальное унитарное предприятие не вправе без согласия Палаты имущественных и земельных отношений Района, распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом, осуществлять крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя муниципального унитарного предприятия.
5.10. Имущество, закрепленное за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, может быть изъято по решению Палаты имущественных и земельных отношений Района только с согласия предприятия.
5.11. Муниципальное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться муниципальным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, и имуществом, приобретенным за счет выделенных ему по смете средств.
5.12. Продукция и доходы от использования муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление указанных юридических лиц.
5.13. В случаях неэффективного использования предприятием или учреждением имущества либо использования его не в соответствии с целями и видами деятельности, определенными уставом, Палата имущественных и земельных отношений Района вправе инициировать вопрос о применении мер по изъятию закрепленного имущества.
5.14. Изъятое у муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений имущество поступает в казну Района или передается на законных основаниях на различных вещных правах юридическим лицам.
5.15. Предприятия и учреждения представляют ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала квартальный и в течение 90 дней по окончании года годовой балансы с приложениями по движению основных средств.
Сведения о движении основных средств представляются в Палату на бумажном и магнитном носителях.
5.16. Руководитель предприятия или учреждения несет ответственность за полноту и достоверность передаваемых в Палату сведений, отраженных в документах, а также назначает материально ответственных лиц, обеспечивающих сохранность имущества.
5.17. Право хозяйственного ведения у предприятия или оперативного управления у учреждения на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации такого права.
Обязанность по государственной регистрации права хозяйственного ведения и оперативного управления, включая осуществление паспортизации объектов, возлагается на предприятие и учреждение.
5.18. Право хозяйственного ведения у предприятия и оперативного управления у учреждения на движимое имущество возникает:
- на закрепленное имущество - с момента подписания акта приема-передачи имущества;
- на приобретенное самостоятельно предприятием или учреждением имущество - с момента постановки предприятием или учреждением имущества на свой баланс.
5.19. При передаче отдельно стоящих объектов недвижимости в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятие и учреждение осуществляют мероприятия по оформлению прав на земельный участок. Обязанность по государственной регистрации прав на земельный участок и формирование землеустроительного дела возлагается на предприятие и учреждение.
5.20. Право хозяйственного ведения и оперативного управления у предприятий и учреждений прекращается:
- по движимому имуществу - с момента подписания актов приема-передачи имущества при его передаче другому юридическому лицу по решению Палаты или возврата имущества;
- по недвижимому имуществу - с момента внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права хозяйственного ведения или оперативного управления.
5.21. Обязанность проведения мероприятий по внесению записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о прекращении права хозяйственного ведения или оперативного управления возлагается на предприятие и учреждение.
5.22. Собственник имущества муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Размер части прибыли муниципальных унитарных предприятий, подлежащей перечислению в бюджет Района, до 15 апреля каждого года утверждается решением Исполнительного комитета Района на основании предложения заместителя руководителя по социально-экономическому развитию, формируемого по результатам экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
6. Порядок списания имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за предприятиями и оперативного управления за учреждениями
6.1. Списание основных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения за предприятиями и оперативного управления за учреждениями, осуществляется в случаях:
- морального и физического износа;
- ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
- кражи муниципального имущества, установленной уполномоченными органами;
- частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции.
6.2. Списание недвижимого имущества и транспортных средств, движимого имущества осуществляется по решению Палаты имущественных и земельных отношений Района.
6.3. Порядок списания муниципального имущества определяется соответствующим нормативными правовыми актами Района.
7. Сделки с муниципальным имуществом
7.1. Сделки с объектами муниципальной собственности совершаются уполномоченным лицами в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Района.
7.2. В отношении объектов муниципальной собственности могут осуществляться сделки, не противоречащие действующему законодательству, в том числе:
- купля-продажа;
- аренда;
- безвозмездное пользование;
- залог;
- доверительное управление;
- иные виды сделок.
7.3. Совершение сделки, связанной с отчуждением муниципального недвижимого имущества вне зависимости от его стоимости, а также муниципального движимого имущества, восстановительная (балансовая) стоимость которого равна или более чем в 5 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, осуществляется на основании постановления Исполнительного комитета Района.
8. Приватизация муниципального имущества
8.1. Приватизацией муниципального имущества признается возмездное отчуждение имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность физических и (или) юридических лиц.
8.2. Основные цели и принципы приватизации, способы и порядок осуществления приватизации муниципального имущества определяются соответствующим нормативным правовым актом и действующим законодательством.
9. Передача муниципального имущества в аренду и субаренду
9.1. Имущество, являющееся муниципальной собственностью и не используемое в хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, подлежит сдаче в аренду в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами Района.
9.2. Арендодателем муниципального имущества по договорам аренды от имени собственника - Района выступает Палата имущественных и земельных отношений Района.
9.3. Арендаторами муниципального имущества могут быть юридические и физические лица.
9.4. В аренду могут быть переданы земельные участки, движимое и недвижимое (здания, строения, помещения) имущество, единые имущественные комплексы.
9.5. Передача в аренду земельных участков определяется законодательством о земле.
9.6. Передача в аренду муниципального имущества (кроме земельных участков) осуществляется в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Района.
10. Передача объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование
10.1.1. Настоящий раздел не распространяется на отношения, связанные с земельными участками и иными природными ресурсами, средствами городского бюджета и внебюджетных фондов, муниципальными ценными бумагами.
10.1.2. Целями передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование являются:
- повышение эффективности использования муниципального имущества;
- привлечение инвестиций на восстановление, капитальный ремонт, реконструкцию или иное значительное улучшение муниципального имущества;
- реализация программ развития района;
- иные социально-экономические цели, являющиеся значимыми для района.
10.1.3. Муниципальное имущество может быть передано в безвозмездное пользование:
- организациям, финансируемым из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- органам представительной и исполнительной власти Российской Федерации, Республики Татарстан, муниципальным образованиям;
- общественным организациям при использовании имущества для некоммерческих целей;
- некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере здравоохранения, физкультуры и спорта.
10.1.4. Коммерческим негосударственным организациям объекты муниципальной собственности передаются в безвозмездное пользование на конкурсной основе исключительно для обслуживания жилого фонда, водопроводных и канализационных сетей, насосных станций, линий электропередачи, тепловых и газовых сетей и котельных, прочих объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства.
10.1.5. Не допускается передача имущества в безвозмездное пользование организациям для осуществления ими предпринимательской деятельности.
10.1.6. В безвозмездное пользование могут быть переданы следующие объекты муниципальной собственности:
- здания (помещения), строения, сооружения;
- оборудование;
- транспортные средства;
- объекты инженерной инфраструктуры;
- другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (неупотребляемые вещи).
10.1.7. Ссудодателем муниципального имущества является Палата.
10.1.8. Основанием для передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование коммерческим негосударственным организациям и заключения соответствующего договора является постановление Исполнительного комитета Района.
10.1.9. Палата имущественных и земельных отношений Района обеспечивает согласование, заключение, изменение, расторжение договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом, ведет учет (реестр) всех договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом.
10.1.10. Передача муниципального имущества ссудодателем и принятие такого имущества ссудополучателем производится по передаточному акту.
10.1.11. Договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом должен содержать следующие условия:
- состав и стоимость муниципального имущества, передаваемого в безвозмездное пользование;
- краткую техническую характеристику передаваемого имущества;
- срок безвозмездного пользования, порядок передачи имущества ссудополучателю и возврат его ссудодателю;
- обязанности сторон по ремонту, использованию и техническому обслуживанию;
- ответственность ссудополучателя за ненадлежащее выполнение условий договора безвозмездного пользования.
Договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом (далее - договор безвозмездного пользования) вступает в силу с момента его подписания сторонами.
10.1.12. Муниципальное имущество (недвижимое), передаваемое в безвозмездное пользование, подлежит обязательному страхованию ссудополучателем в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
10.1.13. В случае, когда при передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование нельзя применить настоящее Положение, имущество может быть передано при наличии отдельно принятого по конкретному вопросу решения Палаты имущественных и земельных отношений Района.
10.2. Порядок передачи в безвозмездное пользование муниципального имущества.
10.2.1. Заявление коммерческие негосударственные организации о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование направляют на имя Руководителя Исполнительного комитета Района, некоммерческие организации на имя Председателя Палаты.
10.2.2. В заявлении должны быть указаны:
- цель использования имущества, его предполагаемая площадь (или технические характеристики движимого имущества);
- место расположения, адрес и реквизиты ссудополучателя.
10.2.3. Решение о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества либо об отказе в предоставлении должно быть принято в течение месяца со дня поступления заявления.
10.2.4. К заявлению прилагаются следующие документы:
- для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- если муниципальное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальным унитарным предприятием, учреждением, казенным предприятием (балансодержатель) - обращение руководителя предприятия, учреждения.
10.2.5. Основанием для отказа в предоставлении имущества в безвозмездное пользование является:
- подача заявления лицом, не указанным в пунктах 10.1.3, 10.1.4 настоящего Положения;
- непредставление заявителем документов, предусмотренных в пункте 10.2.4 настоящего Положения, либо предоставление документов, в которых содержится неполная и (или) недостоверная информация;
- если имущество будет использоваться для муниципальных нужд.
10.2.6. При положительном решении о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование Палата готовит проект договора безвозмездного пользования и направляет его для подписания ссудополучателю.
10.2.7. В случае необоснованной задержки подписания договора безвозмездного пользования со стороны ссудополучателя в течение 10 дней после выдачи проекта договора безвозмездного пользования ссудодатель отменяет принятое решение о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование.
10.2.8. Подписанный ссудополучателем договор безвозмездного пользования направляется в Палату, где регистрируется в специальном журнале.
10.3. Права и обязанности ссудодателя и ссудополучателя.
10.3.1. Права ссудодателя:
- осуществлять контроль за надлежащим использованием и сохранностью имущества в соответствии с целевым назначением и интересами собственника;
- осуществлять иные действия, связанные с управлением муниципальным имуществом, в соответствии с действующим законодательством и настоящим положением.
10.3.2. Ссудодатель обязан:
- в десятидневный срок с момента подписания договора безвозмездного пользования предоставить ссудополучателю муниципальное имущество свободным от залогов и иных обременений, в состоянии, соответствующем его назначению, со всеми относящимися к нему принадлежностями и документами на основании акта приема-передачи;
- участвовать совместно с ссудополучателем в создании необходимых условий для эффективного использования муниципального имущества и поддержания его в надлежащем состоянии.
10.3.3. Ссудополучатель обязан:
- принять муниципальное имущество по акту приема-передачи;
- использовать муниципальное имущество по прямому назначению в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования;
- содержать муниципальное имущество в полной исправности и надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, выделять для этих целей необходимые материальные и финансовые средства;
- содержать прилегающую к недвижимости территорию в надлежащем санитарном состоянии;
- нести расходы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан, муниципальными правовыми актами Района, связанные с использованием муниципального имущества;
- своевременно вносить платежи за коммунальные и эксплуатационные услуги, связанные с содержанием муниципального имущества;
- своевременно производить за свой счет текущий и капитальный ремонт муниципального имущества;
- ежегодно проводить сверку с ссудодателем состава муниципального имущества по данным годовой бухгалтерской отчетности;
- при не использовании# муниципального имущества или его части направлять ссудодателю сведения о таком имуществе, а также предложения по его дальнейшему эффективному использованию;
- без письменного согласия ссудодателя не вступать в сделки, следствием которых являются или могут являться отчуждение муниципального имущества или какое-либо его обременение;
- принимать меры к обеспечению сохранности муниципального имущества;
- проводить капитальный ремонт, перепланировку, реконструкцию и переоборудование муниципального имущества за свой счет на основании документации, разработанной и утвержденной в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
- обеспечивать допуск в помещения, находящиеся во владении ссудополучателя, представителей ссудодателя, служб государственного пожарного надзора и других государственных органов, осуществляющих контроль соблюдения правовых актов, регулирующих отношения в области использования и эксплуатации зданий, и в установленные ими сроки устранять зафиксированные нарушения;
- при расторжении договора безвозмездного пользования в десятидневный срок передать муниципальное имущество ссудодателю по акту приема-передачи в исправном состоянии с учетом нормального износа, а также все неотделимые улучшения, возникшие в результате его использования;
- немедленно известить ссудодателя о всех обстоятельствах, которые могут повлиять на исполнение договора безвозмездного пользования.
10.4. Изменение, прекращение и расторжение договора безвозмездного пользования.
10.4.1. Изменение и расторжение договора безвозмездного пользования возможно в одностороннем порядке и по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или договором.
Соглашение об изменении и расторжении договора безвозмездного пользования совершается в той же форме, что и договор, если из действующего законодательства или иных правовых актов не вытекает иное.
10.4.2. Договор безвозмездного пользования может быть досрочно расторгнут по требованию ссудодателя либо по требованию ссудополучателя в случаях, установленных действующим законодательством или договором.
10.4.3. При прекращении или досрочном одностороннем расторжении договора безвозмездного пользования ссудополучатель возвращает ссудодателю имущество по акту приема-передачи.
10.4.4. При намерении ссудодателя использовать переданное в безвозмездное пользование недвижимое имущество по другому назначению он уведомляет пользователя (ссудополучателя) о расторжении договора ссуды за один месяц до намеченного срока расторжения договора.
10.5. Возмещение затрат на содержание имущества, переданного в безвозмездное пользование.
10.5.1. Ссудополучатель обязан содержать используемое имущество в надлежащем состоянии, проводить его текущий ремонт в соответствии с условиями договора ссуды и оплачивать коммунальные услуги согласно заключенным договорам. Проведение капитального ремонта используемого имущества и отдельных его элементов возлагается на ссудополучателя. Необходимость и сроки проведения капитального ремонта в обязательном порядке должны быть согласованы с ссудодателем.
10.6. По истечению срока договора безвозмездного пользования помещение, решение о дальнейшем использовании имущества принимается Исполнительным комитетом Района по представлению Палаты.
11. Передача муниципального имущества в доверительное управление
11.1. Муниципальное имущество может быть передано в доверительное управление в интересах Района.
11.2. Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.
11.3. Передача в доверительное управление имущества, закрепленного за органами местного самоуправления Района, муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не допускается.
11.4. Договор доверительного управления заключается Палатой, который является учредителем доверительного управления.
11.5. Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.
11.6. Имущество не может быть передано в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления.
11.7. Доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом.
11.8. Передача муниципального имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на них к доверительному управляющему.
11.9. Договором доверительного управления могут быть предусмотрены ограничения в отношении действий доверительного управляющего по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности.
11.10. Договор доверительного управления заключается на срок, не превышающий пяти лет, если иное не установлено действующим законодательством.
11.11. Передача имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.
11.12. Договор доверительного управления имуществом должен содержать:
- состав имущества, передаваемого в доверительное управление;
- объем полномочий доверительного управляющего по управлению объектами муниципальной собственности;
- условия содержания и обеспечения сохранности переданных в доверительное управление объектов;
- условия имущественной ответственности сторон;
- срок действия договора;
- основания досрочного расторжения договора;
- иные условия, предусмотренные действующим законодательством.
11.13. Условия передачи объектов муниципальной собственности в доверительное управление, размер возможного вознаграждения, а также возмещение необходимых расходов определяются правовым актом Исполнительного комитета Района.
11.14. В договоре доверительного управления в качестве одного из условий должен предусматриваться результат, достижение которого вменяется в обязанности доверительному управляющему по истечении определенного срока.
11.15. Доверительный управляющий представляет учредителю управления отчет о своей деятельности в сроки и в порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом.
11.16. Передача доверительным управляющим объектов муниципальной собственности в залог, внесение их в уставные капиталы хозяйственных обществ или паевых взносов в производственные кооперативы без предварительного письменного согласия учредителя доверительного управления не допускается.
12. Передача муниципального имущества в залог
12.1. Действия, связанные с залогом муниципального имущества, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Залог муниципального имущества может осуществляться для обеспечения обязательств Района перед кредиторами.
12.2. Предметом залога может быть любое муниципальное имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества:
- изъятого из оборота в соответствии с действующим законодательством;
- составляющего культурное наследие района - муниципальных музеев, архивов, библиотек, сельских клубов и Домов культуры, стадионов, спортивных клубов, Домов детского творчества;
- приватизация которых запрещена;
- часть (части) недвижимых объектов, раздел которых в натуре невозможен без изменения их целевого назначения.
- уступка прав на которое другому лицу запрещена федеральным законом.
Залог отдельных видов имущества может быть запрещен или ограничен федеральным законом.
12.3. Перечень объектов имущества муниципальной казны, которые могут быть переданы в залог, утверждается Советом Района.
12.4. Решение о залоге объекта недвижимого муниципального имущества и условия передачи в залог принимаются Исполнительным комитетом Района в соответствии с действующим законодательством и нормативными и правовыми актами Района.
13. Внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ
13.1. По решению Исполнительного комитета Района, муниципальное имущество может быть внесено в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ в тех случаях, когда Района выступает учредителем (соучредителем) в соответствии с действующим законодательством. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Района и приобретаемых Района, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция.
13.2. Учредителем (соучредителем) хозяйственных обществ, а также приобретателем и держателем акций (долей) хозяйственных обществ от имени Района выступает Исполнительный комитет Района.
13.3. Внесение вклада муниципального образования в уставный капитал создаваемых акционерных обществ осуществляется денежными средствами, имуществом, а также имущественными и неимущественными правами. Вид вклада, его величина и источники формирования определяются решением Исполнительного комитета Района. При внесении в качестве вклада в уставный капитал или оплаты приобретаемых акций (долей) имущества, имущественных и неимущественных прав, их стоимость определяется независимым оценщиком в соответствии с действующим законодательством.
13.4. После внесения вклада, которое оформляется актом приема-передачи, и регистрации перехода права собственности передаваемое имущество исключается из соответствующих реестров.
13.5. Условия внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал акционерного общества, не урегулированные настоящим Положением, регулируются действующим законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества.
14. Управление и распоряжение находящимися в муниципальной собственности долями в уставных капиталах коммерческих организаций
14.1. Управление находящимися в муниципальной собственности долями и акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ осуществляется Исполнительным комитетом Района.
14.2. Участие в управлении хозяйственными обществами осуществляется через муниципальных представителей, кандидатуры которых ежегодно утверждаются Руководителем Исполнительного комитета Района по представлению Палаты.
14.3. Учредителем открытых акционерных обществ, образованных в порядке приватизации муниципальных предприятий, является Исполнительный комитет Района.
14.4. Прибыль (дивиденды), полученная от участия Района в хозяйственных обществах, в полном объеме направляются# в бюджет Района.
14.5. Порядок управления, находящимися в муниципальной собственности долями и акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ, регулируется действующим законодательством.
15. Доходы от использования муниципальной собственности
15.1. К доходам от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся:
- средства, получаемые от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- доходы по акциям, принадлежащим Района#, в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ;
- часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- доходы от приватизации объектов муниципальной собственности;
- доходы от продажи активов (имущества) учреждений и имущества ликвидированных предприятий;
- иные предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования объектов муниципальной собственности.
15.2. Доходы от использования муниципальной собственности относятся к неналоговым видам доходов и перечисляются в бюджет Района.
16. Контроль за использованием объектов муниципальной собственности
16.1. В целях повышения эффективности использования муниципального имущества, установления случаев его нерационального использования и использования не по назначению органами местного самоуправления осуществляется контроль за использованием муниципального имущества.
16.2. Контроль осуществляется в следующих формах:
- проверки наличия и целевого использования муниципального имущества;
- контроль за движением основных средств в муниципальных предприятиях и учреждениях;
- аудиторские проверки деятельности муниципальных предприятий и учреждений;
- анализ финансового состояния и платежеспособности муниципальных предприятий и учреждений;
- проверки соблюдения условий договоров об использовании объектов муниципальной собственности;
- другие формы, не запрещенные действующим законодательством.
16.3. Основным средством контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета Района, рациональностью и эффективностью использования бюджетных средств в части управления и распоряжения муниципальной собственностью являются проверки Контрольно-счетной палатой Района.
16.4. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий осуществляется независимым аудитором. Аудиторские проверки муниципальных предприятий, проверка достоверности бухгалтерской отчетности которых в соответствии с действующим законодательством является обязательной, проводится ежегодно до 20 марта года, следующего за отчетным.
Аудиторские проверки иных муниципальных предприятий и учреждений проводятся при необходимости по решению Исполнительного комитета Района.
16.5. Муниципальные унитарные предприятия представляют в отдел экономики Исполнительного комитета Района информацию о своей деятельности в установленном порядке. Муниципальные учреждения обязаны предоставить по требованию отдела экономики Исполнительного комитета Района надлежащим образом оформленный комплект бухгалтерской отчетности за любой отчетный период.
На основании проведенного отделом экономики Исполнительного комитета Района анализа могут быть приняты решения о реорганизации или ликвидации муниципального юридического лица.
17. Заключительные положения
17.1. Все вопросы по управлению и распоряжению муниципальной собственностью, не урегулированные настоящим Положением, разрешаются в соответствии с действующим законодательством.
17.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета Дрожжановского муниципального района РТ от 9 декабря 2008 г. N 37/3 "Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан"
Положение, утвержденное настоящим решением, вступает в силу с момента его официального опубликования
Текст решения опубликован в газете "Туган як" от 19 декабря 2008 г. N 102