Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общие положения бюджетного процесса в муниципальном образовании "Нижнекамский муниципальный район"
1. Правовая основа бюджетного процесса
Правовой основой бюджетного процесса в районе являются:
- Конституции Российской Федерации и Республики Татарстан;
- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- федеральное бюджетное законодательство;
- бюджетное законодательство Республики Татарстан;
- Устав Нижнекамского муниципального района;
- настоящее положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Нижнекамский муниципальный район".
2. Правовая форма бюджета района
Бюджет района и отчет о его исполнении разрабатывается и утверждается в форме муниципального правового акта, принимаемого решением Совета Нижнекамского муниципального района.
3. Действие решения о бюджете во времени
3.1. Решение о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено решением о бюджете.
3.2. Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.
4. Понятия и термины
Понятия и термины, применяемые в настоящем Положении, используются в том значении, в котором они определены Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Республики Татарстан.
5. Принципы бюджетного процесса
Бюджетный процесс в районе основывается на принципах бюджетной системы Российской Федерации, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельности бюджетов;
- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов и источников финансирования дефицита бюджета;
- сбалансированности бюджета района;
- прозрачности (открытости);
- подведомственности расходов бюджета;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;
- полноты отражения доходов, расходов и дефицита бюджета;
- адресности и целевого характера бюджетных средств.
6. Этапы бюджетного процесса
Бюджетный процесс в районе включает следующие этапы:
- разработка прогнозов социально-экономического развития района и отраслей его экономики, подготовка сводного финансового баланса;
- составление проекта бюджета района;
- проведение публичных слушаний по проекту бюджета района и отчету об исполнении бюджета;
- рассмотрение и утверждение бюджета;
- исполнение бюджета;
- внесение изменений и дополнений в решение о бюджете на соответствующий год;
- утверждение отчета об исполнении бюджета.
7. Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса являются:
- Совет Нижнекамского муниципального района;
- Глава Нижнекамского муниципального района;
- исполнительный комитет района (далее исполнительный комитет);
- департамент по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района (далее департамент по бюджету и финансам);
- контрольно-счетная палата Нижнекамского муниципального района;
- распорядители бюджетных средств, другие получатели бюджетных средств;
- органы казначейства;
- главные администраторы (администраторы) поступлений доходов;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан;
- иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан и правовыми актами муниципального образования возложены бюджетные полномочия.
8. Бюджетные полномочия Совета Нижнекамского муниципального района
Совет Нижнекамского муниципального района:
- утверждает бюджет района и отчет о его исполнении;
- принимает планы и программы развития района, утверждает отчеты об их исполнении;
- утверждает муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета;
- устанавливает и отменяет местные налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством;
- устанавливает в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации нормативы отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом, законодательством о налогах и сборах и законами субъекта Российской Федерации в бюджет района;
- предоставляет налоговые льготы по платежам в бюджет района в соответствии с действующим законодательством;
- определяет порядок направления в бюджет района доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов;
- принимает решения о целях, формах, суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований;
- определяет и устанавливает порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов и предоставляет межбюджетные трансферты из местного бюджета;
- осуществляет контроль за исполнением бюджета района;
- устанавливает правила размещения муниципального заказа на закупку товаров, выполнение работ (оказание услуг) для муниципальных нужд;
- определяет порядок и условия предоставления финансовой помощи и бюджетных кредитов из бюджета района;
- принимает решения о предоставлении финансовой помощи и бюджетных кредитов из бюджета района;
- принимает решения о выделении дополнительных средств на выполнение расходных полномочий за счет дополнительных источников финансирования;
- формирует и определяет правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета района;
- осуществляет другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Татарстан, Уставом района, решениями Совета района.
9. Бюджетные полномочия исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района:
- обеспечивает составление проекта бюджета района (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана);
- представляет на утверждение Совета Нижнекамского муниципального района проект решения о бюджете района и среднесрочного финансового плана;
- вносит проект бюджета и среднесрочного финансового плана района с необходимыми документами и материалами на утверждение Совета Нижнекамского муниципального района;
- разрабатывает и утверждают методику распределения и (или) порядок предоставления межбюджетных трансфертов;
- обеспечивает исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности;
- представляет отчет об исполнении бюджета на утверждение Совета района,
- обеспечивает управление муниципальными активами;
- распоряжается финансовыми ресурсами;
- несет ответственность за исполнение бюджета района в соответствии с федеральными законами, законами Республики Татарстан, Уставом Нижнекамского муниципального района и решениями Совета Нижнекамского муниципального района;
- заключает договоры о привлечении муниципальных заимствований в бюджет района, а также договоры о предоставлении средств бюджета района на возвратной основе, предоставляет муниципальные гарантии;
- устанавливает порядок ведения реестра расходных обязательств района;
- осуществляет иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом и Уставом Нижнекамского муниципального района или принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
10. Бюджетные полномочия департамента по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района
Департамент по бюджету и финансам:
- составляет проект бюджета района и среднесрочный финансовый план и представляет его в исполнительный комитет района;
- на основании заключенных договоров составляет проекты бюджетов и проекты среднесрочных финансовых планов городских и сельских поселений;
- разрабатывает единые формы и порядок представления информации по вопросам составления проекта бюджета района, среднесрочного финансового плана их исполнения;
- составляет и уточняет сводную бюджетную роспись бюджета района и кассовый план;
- ведет реестр расходных обязательств района;
- получает от главных распорядителей, распорядителей и получателей средств материалы, необходимые для составления проекта бюджета района и отчета об исполнении бюджета района;
- подготавливает договоры и соглашения о предоставлении муниципальных гарантий района в соответствии с решением Совета Нижнекамского муниципального района о бюджете района;
- проводит проверки финансового состояния получателей средств бюджета района, получателей бюджетных кредитов, муниципальных гарантий и дает свое заключение о возможности выдачи кредита или предоставлении гарантии;
- осуществляет ведение муниципальной долговой книги района;
- осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета района;
- осуществляет операции со средствами бюджета района;
- взаимодействует с органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджета;
- составляет отчет об исполнении бюджета района;
- обладает правом требовать от распорядителей и получателей средств бюджета района представления отчетов по установленным формам об использовании средств бюджета района и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием указанных средств;
- получает от уполномоченных органов Министерства финансов Российской Федерации, Республики Татарстан и кредитных организаций сведения об операциях со средствами бюджета района;
- направляет представления распорядителям и получателям средств бюджета муниципального образования с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществляет контроль за их устранением;
- в предусмотренных законодательством случаях направляет письменное обращение в уполномоченный орган Министерства финансов Республики Татарстан о приостановлении операций по лицевым счетам распорядителей и получателей средств бюджета района;
- взыскивает в установленном порядке, в том числе по предписаниям органов финансового контроля района, средства с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета района в размере бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;
- взыскивает в соответствии с законодательством со всех счетов получателей бюджета района средства, выданные в форме бюджетных кредитов, по которым истек срок возврата, проценты, а также штрафы, пени, подлежащие уплате за пользование бюджетными кредитами;
- применяет распорядителям и получателям средств бюджета района и кредитным организациям меры ответственности, предусмотренные законодательством и соответствующими договорами;
- осуществляет взаимоотношения с Министерством финансов Республики Татарстан, с территориальными органами Министерства финансов Российской Федерации и Республики Татарстан, Федеральной налоговой службой, управлением Федерального казначейства по Нижнекамскому району и г.Нижнекамску;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением и другими актами бюджетного законодательства.
11. Ответственность департамента по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района
Департамент по бюджету и финансам несет ответственность за осуществление бюджетных полномочий, определенных бюджетным законодательством и настоящим Положением.
12. Бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств
Распорядитель бюджетных средств, получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
- обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
- формирует перечень подведомственных получателей бюджетных средств;
- ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
- составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
- вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
- вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
- формирует государственные (муниципальные) задания;
- обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных бюджетным законодательством, условий, установленных при их предоставлении;
- организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;
- формирует бюджетную отчетность распорядителя бюджетных средств;
13. Бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета
13.1. Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
- осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
- осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
- принимает решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
- принимает решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
- в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
- осуществляет иные бюджетные полномочия.
13.2. Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета.
14. Бюджетные полномочия администратора источников финансирования дефицита бюджета
Администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
- осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета;
- осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет источников финансирования дефицита бюджета;
- обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета;
- формирует и представляет бюджетную отчетность;
- в случае и порядке, установленном соответствующим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, в ведении которого находится;
- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
15. Органы, осуществляющие финансовый контроль
Органами, осуществляющими финансовый контроль, являются:
- Совет Нижнекамского муниципального района;
- контрольно-счетная палата Нижнекамского муниципального района;
- департамент по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района;
- распорядители средств бюджета района.
16. Финансовый контроль, осуществляемый контрольно-счетной палатой Нижнекамского муниципального района
Контрольно-счетная палата осуществляет:
- предварительный контроль в ходе обсуждения и утверждения проекта решения о бюджете района и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам;
- текущий контроль в ходе проверок отдельных вопросов исполнения решения о бюджете района;
- последующий контроль в ходе проведения анализа отчета об исполнении бюджета района, выполнения муниципальных программ и проверок распорядителей и получателей средств бюджета района.
17. Муниципальный заказ
Отношения, связанные с муниципальными заказами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами Республики Татарстан, решениями Совета района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.