Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 18 августа 2009 г. N 569
"Об утверждении целевой программы "Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2010-2012 годы"
В целях обеспечения условий для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу "Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2010-2012 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство внутренних дел по Республике Татарстан.
Премьер-министр |
Р.Н. Минниханов |
Целевая программа
"Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2010-2012 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 18 августа 2009 г. N 569)
Паспорт
целевой программы "Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2010-2012 годы
Наименование программы |
Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, на 2010-2012 годы |
Дата принятия решения о разработке программы |
Поручение Президента Российской Федерации от 25.02.2009 N ПР-444 Распоряжение Республиканской межведомственной комиссии по повышению уровня жизни и легализации доходов от 05.06.2009 N 9 |
Государственный заказчик |
Кабинет Министров Республики Татарстан |
Государственный заказчик-координатор |
Министерство внутренних дел по Республике Татарстан |
Основные разработчики программы |
Рабочая группа, созданная в соответствии с распоряжением Республиканской межведомственной комиссии по повышению уровня жизни и легализации доходов от 05.06.2009 N 9 |
Цель программы |
Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
Задачи программы |
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. 2. Формирование и развитие межведомственной системы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. 3. Упреждающая подготовка осужденных лиц к возвращению в социальное общество и поддержка предприятий уголовно-исполнительной системы Республики Татарстан. 4. Содействие трудовой занятости лиц, отбывающих наказание и освободившихся из мест лишения свободы. 5. Совершенствование форм и методов социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в органах социального обслуживания, а также оказание им социальной поддержки. 6. Совершенствование системы педагогического сопровождения и реабилитации несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы |
Сроки и этапы реализации программы |
2010-2012 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Источником финансирования программы являются средства, выделяемые министерствам и ведомствам на текущее финансирование |
Исполнители программы |
Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан, федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан", Управление Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, Институт развития образования Республики Татарстан, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров Республики Татарстан, государственное учреждение "Центр информационных технологий Республики Татарстан", Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, религиозные организации |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы (индикаторы оценки результата) и показатели бюджетной эффективности программы |
Реализация Программы позволит к 2012 году: снизить долю лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу, до 21,5%; увеличить долю трудоустроенных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в общем количестве обратившихся в центры занятости населения с 24% до 40%; увеличить долю лиц, освободившихся из мест лишения свободы, получивших социальные услуги в социальных бюро, в общем количестве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся за помощью, до 90% |
1. Характеристика проблемы и обоснование целесообразности ее решения программно-целевым методом
В любом государстве есть дезадаптированные граждане, нуждающиеся в его помощи и поддержке. В их число входят отбывшие уголовное наказание в виде лишения свободы, которые оказывают крайне негативное влияние на состояние общественной безопасности. Отбывание наказания в виде лишения свободы влечет за собой не только изменение правового статуса гражданина, но и утрачивание им многих социальных ролей и связей. Отсутствие надежных социальных гарантий для лиц с криминальным прошлым, имеющиеся трудности их бытового и трудового устройства осложняют процесс их ресоциализации, что приводит к повторным правонарушениям со стороны данной категории граждан. Ранее судимые лица оказывают существенное негативное влияние на оперативную обстановку и криминогенную ситуацию. В 2008 году в Республике Татарстан из общего числа расследованных преступлений каждое третье совершено указанной категорией лиц. При этом из 7741 ранее судимого лица, вновь привлеченного к уголовной ответственности, более двух третей не имели постоянного источника дохода.
Ежегодно из мест лишения свободы в Республике Татарстан освобождаются около 5 тыс.человек, из которых более 90% - граждане трудоспособного возраста. Среди освободившихся есть несовершеннолетние, пожилые, больные, ранее неоднократно судимые, отбывшие длительные сроки лишения свободы, женщины с малолетними детьми и другие категории граждан. Следствие этого - неодинаковые возможности в нормализации жизни, различия в процессе ресоциализации. Проблема ресоциализации отбывших наказание не является специфической, а представляет собой важную комплексную социальную проблему.
Жизнь осужденных в местах лишения свободы строго регламентирована, что не позволяет им самостоятельно решать многие повседневные проблемы. Освободившись, каждый из них вынужден будет решать их самостоятельно, восстанавливая имевшийся до осуждения стереотип поведения. Поэтому одной из главных задач программы является подготовка осужденных к жизни в условиях полной свободы, которую призваны решать исправительные учреждения, исполняющие уголовное наказание. Законодательством предусмотрено (ст. 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) решение вопросов бытового и трудового устройства лиц, отбывающих наказание, еще на стадии исполнения наказания в виде лишения свободы. За шесть месяцев до освобождения администрация исправительного учреждения уведомляет органы местного самоуправления муниципального образования, где проживал осужденный, и федеральную службу занятости о предстоящем его освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющейся специальности. К тому же осужденный обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства, а также продуктами питания или деньгами на время проезда. Также ему может быть выдано единовременное денежное пособие.
Исправительные учреждения при всех проводимых мероприятиях по подготовке осужденных к освобождению не в состоянии полностью решить вопросы их трудового и бытового устройства. Их компетенция ограничивается достижением предварительной договоренности об этом с местными органами власти. В связи с этим приобретает особую актуальность обеспечение взаимодействия органов государственной и муниципальной власти в решении таких вопросов.
Важнейшим направлением работы с гражданами, отбывающими наказание и освободившимися из мест лишения свободы, является помощь в подборе профессии, отвечающей склонностям и возможностям человека, а также детальная проработка вопросов трудоустройства. Неконкурентоспособность на рынке труда данной категории лиц осложняет решение этого вопроса. Трудовые коллективы зачастую не желают принимать на работу ранее судимых не только из-за сокращения рабочих мест, уголовного прошлого лиц, отбывших наказание, но в связи с их невысокой квалификацией. Содействие занятости граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляется в соответствии с законодательством о занятости населения, административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственных услуг. Граждане, освобожденные из учреждений исполнения наказания, в соответствии с законодательством о занятости населения пользуются всем спектром услуг, оказываемых органами службы занятости. Так, в государственные органы службы занятости Республики Татарстан в 2008 году обратились 449 человек из числа лиц, освобожденных из учреждений исполнения наказания, из которых 150 человек были трудоустроены. В рамках программ общественных работ и временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в 2008 году трудоустроены 18 человек данной категории. Одной из форм содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является резервирование рабочих мест для приема на работу. В рамках реализации Закона Республики Татарстан 24.07.2006 N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" в 2008 году для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, было зарезервировано 151 рабочее место, на которые трудоустроены 84 человека. Для решения вопросов содействия занятости указанной категории лиц было бы целесообразным внести соответствующие изменения в законодательную базу в части установления квоты для их трудоустройства.
Значительная часть граждан, освободившихся из мест лишения свободы, не имеет постоянного места жительства и нуждается в социальной реабилитации в специализированных учреждениях, основывающейся на специальных методиках и подходах. В системе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан реабилитацию лиц, утративших социальные связи в период отбывания наказания, осуществляют центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий (далее - Центры), открытые в городах Казани, Набережные Челны (каждый - на 50 койко-мест), Бугульме (на 25 койко-мест). В 2008 году прошли реабилитацию 215 человек, имеющих судимость, из них со справкой об освобождении - 27 человек. Для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами, в республике создан специальный дом-интернат на 102 стационарных места. По итогам 2008 года в дом-интернат для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, был направлен 121 человек, в том числе после освобождения из мест лишения свободы - 1 человек.
Основными причинами бездомности лиц, освободившихся из мест лишения свободы, являются тюремное заключение (согласно законодательству, до 1995 года каждый осужденный на срок более 6 месяцев автоматически выписывался с места жительства); махинации с недвижимостью; семейные проблемы; личный осознанный выбор (алкоголизм, наркомания, бедность, долги); увольнение с предприятия, предоставившего ведомственное жилье, и др. Указанной категории граждан Центрами осуществляются такие адаптационные мероприятия, как помощь в назначении пенсий, установлении инвалидности, направлении в дома-интернаты, восстановлении контактов с родственниками и возвращении в семьи. Кроме того, проводится работа по восстановлению паспортов, страховых медицинских полисов обязательного медицинского страхования, страховых свидетельств государственного Пенсионного фонда Российской Федерации, ИНН.
В республике совместно с представительством Фонда "Штихтинг ЭЙДС Фаундэйшн Ист-Вест" реализуется благотворительный проект "Расширение и улучшение доступа к программам по профилактике и уходу при ВИЧ/СПИДе среди потребителей инъекционных наркотиков и в местах лишения свободы в Российской Федерации" по созданию социального бюро "Феникс" - службы социального сопровождения и оказания поддержки осужденным, готовящимся к освобождению, лицам, освободившимся из мест лишения свободы, на базе государственного бюджетного учреждения "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий "Милосердие" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе "город Казань". Со стороны Фонда "Штихтинг ЭЙДС Фаундэйшн Ист-Вест" на финансирование проекта в 2008 году было выделено 600 тыс.рублей. По состоянию на 01.01.2009 клиентами социального бюро "Феникс" являются 89 мужчин и 12 женщин.
Учитывая, что вопросы ресоциализации носят комплексный характер и требуют консолидации сил и средств органов государственной и муниципальной власти, наиболее актуальными становятся вопросы межведомственного взаимодействия. Также для оказания социальных услуг рассматриваемой категории лиц на должном уровне необходимо решить вопрос обеспечения служб, оказывающих услуги, соответствующими специалистами (психологами, инструкторами и др.).
Решение проблем в области предоставления медицинских услуг освобожденным из мест лишения свободы также требует пристального внимания. В рамках программы Государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан (далее - Программа государственных гарантий) медицинская помощь незастрахованному контингенту, в том числе отбывающим и отбывшим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, оказывается без предъявления полиса обязательного медицинского страхования. В соответствии с указанной программой при первичном обращении пациента в территориальное амбулаторно-поликлиническое учреждение предусмотрены медицинские осмотры в соответствии с перечнем мероприятий по профилактике заболеваний. Вместе с тем Программой государственных гарантий проведение бесплатных медицинских осмотров при поступлении на работу предусмотрено для ограниченного контингента населения. Для проведения бесплатных медицинских осмотров при поступлении на работу лицам, отбывшим наказание в местах лишения свободы, необходимы дополнительные финансовые средства. Требует дополнительного финансирования и противотуберкулезная служба, в том числе для оказания медицинской помощи лицам, отбывшим наказание в местах лишения свободы.
Среди лиц, освободившиеся из мест лишения свободы, определенную долю составляют несовершеннолетние граждане. Выпуск подростков из мест лишения свободы и учебно-воспитательных учреждений закрытого типа должен сопровождаться мероприятиями, направленными на адаптацию подростка в обществе: возвращением необходимых возможностей и способностей, восстановлением связи с близкими родственниками, предоставлением комплекса услуг различными специалистами (юристами, педагогами, психологами, воспитателями, духовенством). При этом актуальным является соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего в ходе ресоциализационного процесса.
Исходя из вышеизложенного и учитывая многоплановость вопроса ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представляется целесообразным решение данной проблемы программно-целевым методом.
2. Основные цели и задачи программы с указанием сроков ее реализации, а также индикаторов оценки результатов в разрезе целей и задач
Целью программы является социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Задачи программы:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
2. Формирование и развитие межведомственной системы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
3. Упреждающая подготовка осужденных лиц к возвращению в социальное общество и поддержка предприятий уголовно-исполнительной системы Республики Татарстан.
4. Содействие трудовой занятости лиц, отбывающих наказание и освободившихся из мест лишения свободы.
5. Совершенствование форм и методов социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в органах социального обслуживания, а также оказание им социальной поддержки.
6. Совершенствование системы педагогического сопровождения и реабилитации несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы.
Индикаторы оценки результатов в разрезе целей и задач:
N п/п |
Наименование задачи |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Значение индикатора |
|||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||
Цель: Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы | |||||||
1. |
Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
Доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу |
% |
30,3 |
26,1 |
22,6 |
21,5 |
2. |
Формирование и развитие межведомственной системы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
Доля лиц, освободившихся из мест лишения свободы, получивших социальные услуги в социальных бюро, в общем количестве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся за помощью |
% |
75,0 |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
3. |
Упреждающая подготовка осужденных лиц к возвращению в социальное общество и поддержка предприятий уголовно-исполнительной системы Республики Татарстан |
Доля лиц, получивших услугу по профессиональному информированию, в общем числе лиц, готовящихся к освобождению |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
4. |
Содействие трудовой занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
Доля безработных граждан, получивших услугу по социальной адаптации на рынке труда, в общей численности граждан, освободившихся из мест лишения свободы, признанных безработными |
% |
4,0 |
5,0 |
10,0 |
20,0 |
|
|
Доля граждан, получивших услугу по профессиональной ориентации, в общей численности граждан, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся в службу занятости в целях поиска работы |
% |
51,0 |
52,0 |
60,0 |
80,0 |
|
|
Доля безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, в общей численности граждан, освободившихся из мест лишения свободы, признанных безработными |
% |
5,0 |
6,0 |
7,0 |
10,0 |
|
|
Доля трудоустроенных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в числе лиц данной категории граждан, обратившихся в центры занятости населения |
% |
24,0 |
30,0 |
35,0 |
40,0 |
5. |
Совершенствование форм и методов социальной реабилитации, мер социальной поддержки лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Расширение коечной сети Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий городского округа "город Казань" |
Доля граждан, освободившихся из мест лишения свободы и получивших бесплатную медицинскую помощь в рамках Программы государственных гарантий, в общем количестве лиц данной категории, обратившихся за оказанием данной услуги |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
6. |
Совершенствование системы педагогического сопровождения и реабилитации несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы |
Доля трудоустроенных в общем числе несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет |
% |
23,0 |
24,0 |
25,0 |
26,0 |
3. Перечень программных мероприятий, а также индикаторы оценки результатов основных мероприятий программы
Перечень программных мероприятий, а также индикаторы оценки результатов основных мероприятий программы приведены в приложении к программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Реализация мероприятий программы предполагается за счет средств, выделяемых министерствам и ведомствам на текущее финансирование.
Дополнительных средств из бюджета Республики Татарстан на реализацию программы не потребуется.
Для реализации мероприятий программы могут быть привлечены средства из бюджетов органов местного самоуправления.
5. Механизм реализации программы, включающий механизм управления программой
Министерство внутренних дел по Республике Татарстан как государственный заказчик-координатор программы:
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты на реализацию программных мероприятий, а также механизм реализации программы;
уточняет перечень целевых индикаторов и показателей эффективности программы на соответствующий год и их поквартальное распределение;
несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программы;
осуществляет координацию деятельности участников программы по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств бюджета Республики Татарстан;
подготавливает ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о ходе реализации программы и представляет его в Министерство экономики Республики Татарстан.
Исполнители программы до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют ее государственному заказчику-координатору информацию о выполнении мероприятий программы.
6. Оценка результатов реализации программы, описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы
Реализация программы позволит:
снизить долю лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу, до 21,5%;
увеличить долю трудоустроенных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в общем количестве обратившихся в центры занятости населения с 24% до 40%;
увеличить долю лиц, освободившихся из мест лишения свободы, получивших социальные услуги в социальных бюро, в общем количестве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся за помощью, до 90%;
сформировать действенную систему социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, основанную на межведомственном взаимодействии и взаимодействии всех уровней власти;
привлечь государственные институты и общественные организации к решению проблем борьбы с преступностью.
Приложение
к целевой программе
"Ресоциализация лиц, освободившихся из мест
лишения свободы" на 2010-2012 годы
Цели, задачи, индикаторы оценки результатов программы и финансирование мероприятий программы
N п/п |
Наименование задачи |
Наименование основных мероприятий |
Сроки выполнения основных мероприятий |
Ответственные исполнители |
Индикаторы оценки конечных результатов, единицы измерения |
Значения индикаторов |
Финансирование с указанием источника финансирования, тыс.рублей |
||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||||
|
Цель программы - социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
||||||||||
1. |
Задача 1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
||||||||||
1.1. |
|
Разработка и внесение в Кабинет Министров Республики Татарстан проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в части, касающейся наделения субъектов Российской Федерации правом устанавливать квоту для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и установления величины пособия по безработице данной категории граждан на уровне величины минимального размера оплаты труда). Подготовка предложений в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 в части расширения круга участников опережающего профессионального обучения за счет граждан, отбывающих наказание и готовящихся к освобождению из мест лишения свободы |
2011 г. |
МТЗ и СЗ РТ |
Доля лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу |
26,1 |
22,6 |
21,5 |
|
текущее финансирование |
|
1.2. |
|
Подготовка предложений о внесении изменений в федеральное законодательство в части освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий и учреждений уголовно-исполнительной системы и снижения ставки ЕСН, начисляемого на заработную плату осужденных в ФОМС |
2011 г. |
ГУФСИН РТ |
|
|
|
|
|
текущее финансирование |
|
2. |
Задача 2. Формирование и развитие межведомственной системы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
||||||||||
2.1. |
|
Разработка и заключение соглашений об основных направлениях сотрудничества между Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерством здравоохранения Республики Татарстан, Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, Министерством образования и науки Республики Татарстан и ГУФСИН России по Республике Татарстан, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с целью содействия социально-трудовой адаптации граждан, освобождаемых из учреждений исполнения наказаний. Разработка регламента совместных действий по реализации вышеуказанного соглашения, в том числе по межведомственному информационному взаимодействию |
2010 г. |
МТЗ и СЗ РТ, МЗ РТ, МВД по РТ, ГУФСИН РТ, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию) |
|
|
|
|
текущее финансирование |
|
|
2.2. |
|
Заключение соглашений об устройстве несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы, в учреждения начального профессионального образования |
2010 г. |
МТЗ и СЗ РТ, МОиН РТ |
|
|
|
|
текущее финансирование |
|
|
2.3. |
|
Создание на базе Центра социальной помощи семье и детям Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Гаилэ" в городском округе "город Казань" республиканского информационно-аналитического центра, осуществляющего ведение единого банка данных граждан Республики Татарстан, находящихся в социально опасном положении, в т.ч. лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также мониторинг и анализ эффективности проводимых реабилитационных мероприятий в разрезе муниципальных районов и городских округов |
2010 г. |
МТЗ и СЗ РТ |
|
|
|
|
В пределах текущего финансирования МТЗ и СЗ РТ |
|
|
2.4. |
|
Подготовка предложений о включении в Перечень проектов по эксплуатации информационных и коммуникационных технологий в исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан на 2009-2010 годы проекта "Разработка и внедрение информационно-аналитической системы учета лиц, освободившихся из мест лишения свободы" |
2011 г. |
ЦИТ РТ, МВД по РТ, МТЗ и СЗ РТ |
|
|
|
|
|
текущее финансирование |
|
2.5. |
|
Создание в муниципальных районах, городских округах Республики Татарстан межведомственных социально-реабилитационных консилиумов по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
2010 г. |
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию) |
|
|
|
|
текущее финансирование |
|
|
2.6. |
|
Организация деятельности социального бюро на базе государственного бюджетного учреждения "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Перекресток" в городском округе "город Набережные Челны" |
2010- 2012 гг. |
МТЗ и СЗ РТ |
Доля лиц, освободившихся из мест лишения свободы, получивших социальные услуги в социальных бюро, в общем количестве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся за помощью, % |
80 |
85 |
90 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
2.7. |
|
Организация мониторинга деятельности функционирующих социальных бюро на базе государственных бюджетных учреждений "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий "Милосердие" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе "город Казань" и "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Перекресток" в городском округе "город Набережные Челны" |
2010- 2012 гг. |
МТЗ и СЗ РТ |
Доля лиц, освободившихся из мест лишения свободы, получивших социальные услуги в социальных бюро, в общем количестве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся за помощью, % |
80 |
85 |
90 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
2.8. |
|
Проведение профилактических операций "Условник", "Быт" |
2010- 2012 гг. |
МВД по РТ, МТЗ и СЗ РТ, МОиН РТ |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
3. |
Задача 3. Упреждающая подготовка осужденных лиц к возвращению в социальное общество и поддержка предприятий уголовно-исполнительной системы Республики Татарстан |
||||||||||
3.1. |
|
Подготовка предложений о внесении изменений в действующее федеральное законодательство в части представления преимуществ предприятиям уголовно-исполнительной системы Республики Татарстан, участвующим в конкурсах на предоставление государственных и муниципальных заказов |
2010 г. |
ГУФСИН РТ |
|
|
|
|
текущее финансирование |
|
|
3.2. |
|
Развитие кооперации предприятий уголовно-исполнительной системы Республики Татарстан с предприятиями и организациями Республики Татарстан |
2010- 2012 гг. |
ГУФСИН РТ, Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ, МП и Т РТ |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
3.3. |
|
Размещение информации о производимой на предприятиях уголовно-исполнительной системы Республики Татарстан продукции на ресурсе электронной торговой информационной системы "Выставка-продажа" |
2010- 2012 гг. |
ГУФСИН РТ |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
3.4. |
|
Информирование лиц, готовящихся к освобождению из мест лишения свободы, о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях, в т.ч. с использованием мобильного центра занятости населения |
2010- 2012 гг. |
ГУФСИН РТ, МТЗ и СЗ РТ |
Доля лиц, получивших услугу по профессиональному информированию, в общем числе лиц, готовящихся к освобождению, % |
100 |
100 |
100 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
3.5. |
|
Организация и проведение ярмарок вакансий в учреждениях ГУФСИН РТ для граждан, освобождающихся в ближайшее время из мест лишения свободы, с участием представителей предприятий для наиболее подробного ознакомления с условиями и размером оплаты труда, требованиями, предъявляемыми к профессии, а также условием обеспечения жильем (общежитием) |
2010- 2012 гг. |
ГУФСИН РТ, МТЗ и СЗ РТ |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
4. |
Задача 4. Содействие трудовой занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
||||||||||
4.1. |
|
Разработка для специалистов центров занятости населения методических рекомендаций по профориентационной работе со специфической группой безработных - лицами, освобожденными из мест лишения свободы |
2011 г. |
МТЗ и СЗ РТ |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
4.2. |
|
Организация взаимодействия работодателей, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с руководителями исправительных учреждений по проведению информационно-рекламной и разъяснительной работы среди осужденных, отбывающих наказание, а также среди освободившихся из мест лишения свободы, по вопросам трудоустройства на предприятия Республики Татарстан |
2010- 2012 гг. |
ГУФСИН РТ, МТЗ и СЗ РТ, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию) |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
4.3. |
|
Обеспечение социальной поддержки лиц, освободившихся из мест лишения свободы, признанных безработными, как слабо защищенной категории граждан путем выплаты пособий по безработице |
2010- 2012 гг. |
МТЗ и СЗ РТ |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
4.4. |
|
Социальная адаптация граждан на рынке труда из числа лиц, освобожденных из мест лишения свободы, признанных в установленном порядке безработными |
2010- 2012 гг. |
МТЗ и СЗ РТ |
Доля безработных граждан, получивших услугу по социальной адаптации на рынке труда, в общей численности граждан, освободившихся из мест лишения свободы, признанных безработными, % |
5,0 |
10,0 |
20,0 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
4.5. |
|
Организация профессиональной ориентации граждан, обратившихся в центр занятости населения, из числа лиц, освобожденных из мест лишения свободы |
2010- 2012 гг. |
МТЗ и СЗ РТ |
Доля граждан, получивших услугу по професссиональной# ориентации, в общей численности граждан, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся в службу занятости в поисках работы, % |
52,0 |
60,0 |
80,0 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
4.6. |
|
Организация профессионального обучения безработных граждан из числа лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
2010- 2012 гг. |
МТЗ и СЗ РТ |
Доля безработных граждан, направленных на професссиональное# обучение, в общей численности граждан, освободившихся из мест лишения свободы, признанных безработными, % |
5,0 |
7,0 |
10,0 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
4.7. |
|
Трудоустройство лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе на резервируемые рабочие места |
2010- 2012 гг. |
МТЗ и СЗ РТ |
Доля трудоустроенных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в числе лиц данной категории граждан, обратившихся в центры занятости населения, % |
30,0 |
35,0 |
40,0 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
5. |
Задача 5. Совершенствование форм и методов социальной реабилитации, мер социальной поддержки лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
||||||||||
5.1. |
|
Организация работы по привлечению представителей основных религиозных организаций Республики Татарстан к участию в мероприятиях по ресоциализации осужденных, отбывающих наказание, а также лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
2010- 2012 гг. |
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию), МВД по РТ, ГУФСИН РТ, МТЗ и СЗ РТ, религиозные организации |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
5.2. |
|
Оказание единовременной материальной помощи (при необходимости восстановления документов, отсутствии денег на проезд к месту жительства, на приобретение продуктов питания и одежды и в случае возникновения иной трудной жизненной ситуации) в рамках государственной социальной помощи |
2010- 2012 гг. |
МТЗ и СЗ РТ |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
5.3. |
|
Оказание содействия в прохождении медико-социальной экспертизы с целью признания инвалидом осужденных, отбывающих наказание, а также лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
2010- 2012 гг. |
ГУФСИН РТ, МЗ РТ, МТЗ и СЗ РТ, ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан" |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
5.4. |
|
Перепрофилирование Мамадышского дома-интерната для престарелых и инвалидов в специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов (для осужденных) |
2010 г. |
МТЗ и СЗ РТ |
|
|
|
|
В пределах текущего финансирования МТЗ и СЗ РТ |
|
|
5.5. |
|
Организация мониторинга лиц, освободившихся из мест лишения свободы, прошедших ресоциализацию в центрах социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий Республики Татарстан |
2010- 2012 гг. |
МТЗ и СЗ РТ |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
5.6. |
|
Введение в штат центров социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий по 2,5 ставки: психолога для оказания социально-психологических услуг; инструктора по труду для оказания социально-педагогических услуг |
2011 г. |
МТЗ и СЗ РТ |
|
|
|
|
|
В пределах текущего финансирования МТЗ и СЗ РТ |
|
5.7. |
|
Социальное сопровождение несовершеннолетних и молодежи, освободившихся из мест лишения свободы, в рамках межведомственного социального патронирования центрами и отделениями социальной помощи семье и детям Республики Татарстан |
2010- 2012 гг. |
МТЗ и СЗ РТ |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
5.8. |
|
Проведение семинаров-совещаний с руководителями и специалистами центров социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий Республики Татарстан по вопросам организации работы по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
2010- 2012 гг. |
МТЗ и СЗ РТ |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
5.9. |
|
Организация передвижных художественных выставок и проведение специализированных кинопоказов в местах лишения свободы и специализированных учреждениях. Проведение специализированных акций, направленных на повышение мотивации у лиц, освободившихся из мест лишения свободы, к ведению здорового образа жизни |
2010- 2012 гг. |
МК РТ |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
5.10. |
|
Оказание медицинской помощи отбывшим наказание в местах лишения свободы в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан |
2010- 2012 гг. |
МЗ РТ |
Доля граждан, освободившихся из мест лишения свободы и получивших бесплатную медицинскую помощь в рамках Программы государственных гарантий, в общем количестве лиц данной категории, обратившихся за оказанием данной услуги, % |
100 |
100 |
100 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
6. |
Задача 6. Совершенствование системы педагогического сопровождения и реабилитации несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы |
||||||||||
6.1. |
|
Введение образовательного модуля на курсах повышения квалификации педагогических работников (в части ресоциализации несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы) |
2011 г. |
ИРО РТ, ТГГПУ |
|
|
|
|
|
текущее финансирование |
|
6.2. |
|
Организация и проведение семинара по обобщению опыта работы с несовершеннолетними, вернувшимися из мест лишения свободы |
2012 г. |
МОиН РТ, МТЗ и СЗ РТ, МВД по РТ, КДН, МЗ РТ, ММСТ РТ |
|
|
|
|
|
|
текущее финансирование |
6.3. |
|
Осуществление мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время |
2010- 2012 гг. |
МТЗ и СЗ РТ, МОиН РТ |
Доля трудоустроенных в общем числе несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет |
24,0 |
25,0 |
26,0 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
6.4. |
|
Осуществление взаимодействия образовательных учреждений и учреждений уголовно-исполнительной системы Республики Татарстан с целью сохранения социальных связей с образовательными учреждениями на время отбывания наказания |
2010- 2012 гг. |
ГУФСИН РТ, МОиН РТ |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
6.5. |
|
Подготовка предложений об участии в конкурсе социальных проектов, проводимых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по созданию непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних, отбывших наказание за совершение преступлений и правонарушений |
2010- 2012 гг. |
МТЗ и СЗ РТ, ММСТ РТ |
|
|
|
|
текущее финансирование |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
Список использованных сокращений:
МОиН РТ |
- Министерство образования и науки Республики Татарстан, |
ИРО РТ |
- Институт развития образования Республики Татарстан, |
ТГГПУ |
- Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, |
МВД по РТ |
- Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, |
МТЗ и СЗ РТ |
- Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, |
КДН |
- Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних при Кабинете Министров Республики Татарстан, |
МЗ РТ |
- Министерство здравоохранения Республики Татарстан, |
ММСТ РТ |
- Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, |
ГУФСИН РТ |
- Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан, |
МП и Т РТ |
- Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, |
МК РТ |
- Министерство культуры Республики Татарстан, |
ЕСН |
- Единый социальный налог, |
ФОМС |
- Фонд обязательного медицинского страхования, |
УФМС РТ |
- Управление Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, |
ЦИТ |
- государственное учреждение "Центр информационных технологий Республики Татарстан". |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью утвержденной программы является социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Задачами определены, в частности, совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы; формирование и развитие межведомственной системы ресоциализации данных лиц; содействие трудовой занятости лиц, отбывающих наказание и освободившихся из мест лишения свободы и др.
Дается перечень программных мероприятий, а также индикаторы оценки результатов основных мероприятий программы. Источником финансирования программы являются средства, выделяемые министерствам и ведомствам на текущее финансирование. Для реализации мероприятий программы могут быть привлечены средства из бюджетов органов местного самоуправления. Сроки реализации Программы - 2009-2011 годы.
Реализация Программы позволит к 2011 году снизить долю лиц, ранее осуждавшихся за совершение преступлений, в общем количестве лиц, осужденных на основании обвинительных приговоров, вступивших в законную силу, до 22,6%; увеличить долю трудоустроенных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в общем количестве обратившихся в центры занятости населения с 24% до 40%; увеличить долю лиц, освободившихся из мест лишения свободы, получивших социальные услуги в социальных бюро, в общем количестве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся за помощью, до 90%.
Постановление КМ РТ от 18 августа 2009 г. N 569 "Об утверждении целевой программы "Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 34, 9 сентября 2009 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 сентября 2023 г. N 1121 настоящий документ признан утратившим силу с 14 сентября 2023 г.