Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу Минздрава РТ
от 21 мая 2008 г. N 635
Рекомендуемая методика
анализа эффективности оздоровления детей
По окончании работы каждой смены медицинский работник анализирует эффективность пребывания детей в лагере.
Для оценки эффективности можно применять различные количественные и качественные критерии. К ним относятся соматометрические данные - масса тела, рост, окружность грудной клетки; индекс Кетле (отношение веса в кг к росту в м2); физиометрические - определение мышечной силы; соматические данные (жалобы, самочувствие, аппетит, сон, тургор тканей и др.) и заболеваемость детей. Сравнивая динамику указанных критериев в начале и конце пребывания ребенка в оздоровительном учреждении, оценивается эффективность его оздоровления.
Оценка показателей должна быть единой. Результаты исследований могут зависеть от влияния метеорологических и санитарно-гигиенических условий; режима дня; неправильно дозируемых мероприятий, проводимых с детьми; неправильной методики; от других неблагоприятных моментов, влияющих на ребенка.
Наиболее простыми и доступными являются следующие 5 групп критериев.
1. Показатели массы (веса) тела и роста - оценку проводят по региональным стандартам физического развития.
Динамика физического развития считается положительной, если происходит его гармонизация.
Снижение веса у тучных детей к концу лагерной смены и увеличение веса у детей с дефицитом массы свидетельствуют о положительной динамике физического развития.
Антропометрические измерения производятся по обычной методике. Лучше всего проводить их в утренние часы.
Методика измерения массы должна быть единой; производиться измерение должно в одинаковых условиях. При взвешивании в начале и в конце смены дети должны быть одинаковы одеты. Взвешивать их надо в одно и то же время, натощак или через 2 ч после завтрака.
Определяют массу тела на медицинских весах. Перед взвешиванием необходимо проверить их точность.
2. После измерения роста определяют индекс Кетле (ИК = отношение веса в килограммах к росту в квадратных метрах). Избыточной масса тела начинает считаться с увеличения ИК на 2 единицы. Аналогично считается дефицит массы тела, т.е. от величины должного индекса Кетле отнимаются 2 единицы (табл. 1).
Таблица 1
Значение индекса Кетле у детей
N п/п |
Возраст детей (лет) |
Индекс в норме (кг/м2) |
1. |
6-8 (оба пола) |
16 |
2. |
9-10 (оба пола) |
17 |
3. |
11 (оба пола) |
18 |
4. |
12 (оба пола) |
19 |
5. |
13-16 (мальчики) |
20 |
6. |
13-14 (девочки) |
20 |
7. |
15-16 (девочки) |
21 |
3. Из физиометрических данных немаловажное значение для определения эффективности пребывания детей в лагере имеет определение мышечной силы. Высокие показатели динамометрии свидетельствуют о хорошем физическом развитии.
Увеличение мышечной силы на 10% и более свидетельствует о правильном применении физических упражнений, в частности, силовой и скоростно-силовой направленности в системе оздоровительных мероприятий. Снижение ее на 10% - об отрицательной динамике (табл. 2).
Таблица 2
Показатели мышечной силы у детей
Возраст (лет) |
Мальчики |
Девочки |
||
Правая рука |
Левая рука |
Правая рука |
Левая рука |
|
8 |
14,8 |
13,5 |
12,3 |
11,1 |
9 |
16,7 |
15,6 |
14,3 |
13,7 |
10 |
18,7 |
17,4 |
15,3 |
14,3 |
11 |
21,1 |
19,5 |
16,6 |
15,5 |
12 |
25,9 |
22,5 |
19,6 |
18,4 |
13 |
26,3 |
23,9 |
21,6 |
20,1 |
14 |
28,6 |
25,2 |
23,5 |
22,0 |
Динамометрия определяет мышечную силу правой и левой кисти (в кг). Методика ее очень проста, доступна и интересна для детей.
Измеряют мышечную силу кисти путем сжимания металлической пружины ручного динамометра, соединенной со стрелкой циферблата со шкалой, по которой определяется величина силы в килограммах. Во время сжатия пружины рука должна быть вытянута в сторону. Определяют силу мышц спокойно, без рывков одной, а потом другой рукой 2-3 раза подряд и записывают максимальный показатель для правой и левой руки раздельно.
Допускается измерение силы мышц кисти сильнейшей правой (у левшей - левой) руки, отведенной в сторону. При исследовании необходимо учесть, что условия для определения силы мышц должны быть одинаковыми в начале и в конце исследования, так как различные состояния (физическая работа, утомление и пр.) могут дать различные показатели.
4. "Качественные" показатели
- Состояние осанки ребенка и свода стопы.
- Состояние носоглотки (наличие гипертрофии миндалин и степень ее выраженности).
- Характер носового дыхания - свободное, затрудненное, дыхание открытым ртом, наличие аденоидов и состояние подчелюстных и шейных лимфоузлов.
- Состояние сердечно-сосудистой системы (при наличии отклонений функционального характера - функциональные пробы с дозированной нагрузкой).
- Поведенческие реакции ребенка, наличие или отсутствие невротических и астенических реакций.
- Общее самочувствие (наличие жалоб, состояние аппетита, сна и т.д.).
Уменьшение выраженности имеющихся отклонений осанки или их исчезновение, степени гипертрофии миндалин; появление свободного носового дыхания; нормализация сна и аппетита; уменьшение степени выраженности астеноневротических реакций и т.д. свидетельствуют об эффективности оздоровления.
5. Заболеваемость детей в период пребывания в лагере
Заболеваемость детей в летний период можно рассматривать как один из наиболее важных показателей проводимой оздоровительной работы, т.к. это показатель не только неспецифической резистентности детского организма, но и правильности построения всей санитарно-гигиенической работы.
Обострение хронического заболевания, одно острое заболевание средней тяжести (длительность более недели, высокий подъем температуры) - оцениваются как "ухудшение".
Одно легкое заболевание (3-4 дня, субфебрильная температура, незначительные катаральные явления) - оцениваются как "без изменения".
Эффективность оздоровления можно оценить и в период реадаптации (осенью и зимой) по положительной динамике всех оцениваемых тестов, в т.ч. низким уровнем заболеваемости детей (50% не болевших и не более 33% болевших 1 раз в год).
Эффективность оздоровления с учетом динамики вышеназванных критериев в начале и конце оздоровительной смены оценивается для каждого ребенка, затем подводится итог по отрядам и в целом по лагерю с помощью сводной таблицы.
При оценке эффективности оздоровления ребенка оздоровительный эффект считается выраженным при положительной динамике более 50% оцениваемых тестов; слабо выраженным - положительной динамике отдельных тестов. При отсутствии положительной динамики оцениваемых тестов считается, что оздоровительный эффект отсутствует.
При оценке влияния оздоровительного периода для группы детей и всего коллектива в целом оздоровление считается эффективным, если 70% детей и более получили суммарную оценку "Улучшение" (дети с выраженным и слабо выраженным оздоровительным эффектом).
Пример:
Вначале производится оценка эффективности оздоровления каждого конкретного ребенка на основании анализа динамики его показателей в начале и конце оздоровительной смены. Для этого составляется таблица эффективности оздоровления детей по отряду (табл. 3):
1. По вертикали - во 2-м столбце проставляют Ф.И.О. детей, по горизонтали - оцениваемые критерии. Затем против каждой фамилии проставляется оценка "+" - если отмечается улучшение, "-" - при ухудшении, "0" - без изменений.
2. В графе "всего" подсчитывается, сколько и каких знаков наберется; в зависимости от того, какие оценки ребенок набрал, дается оценка эффективности его оздоровления; т.е. здесь имеет место достаточно субъективная оценка эффективности. Ясно, что чем больше выбрано критериев для оценки эффективности, тем более достоверной будет оценка. Оздоровительный эффект считается выраженным при положительной динамике более 50% оцениваемых тестов; слабо выраженным - положительной динамике отдельных тестов. При отсутствии положительной динамики оцениваемых тестов считается, что оздоровительный эффект отсутствует.
3. Далее производится подсчет, сколько наберется в отряде детей с тем или иным эффектом оздоровления. При оценке влияния оздоровительного периода для группы детей и всего коллектива в целом оздоровление считается эффективным, если 70% детей и более получили суммарную оценку "Улучшение" (дети с выраженным и слабо выраженным оздоровительным эффектом).
Таблица 3
Динамика показателей эффективности оздоровления детей в отряде N 1
N п/п |
Фамилия, имя |
Вес тела |
Физическое развитие (индекс Кетле) |
Мышечная сила |
Общее самочувствие |
Заболеваемость (отсутствие заболеваемости обозначить как +) |
Всего критериев |
Оценка эффективности |
||
+ |
0 |
- |
||||||||
1. |
Иванов Коля |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
4 |
1 |
|
Выраж. эф. |
2. |
Павлова Оля |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
|
3 |
2 |
Ухудшение |
3. |
Галеева Алсу |
0 |
0 |
0 |
+ |
+ |
2 |
3 |
|
Слабо выраж. |
4. |
Сорокина Ира |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
5 |
|
Без изменений |
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35. |
Петров Денис |
- |
- |
0 |
- |
- |
|
1 |
4 |
Ухудшение |
|
Итого 35 детей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предположим, что у Иванова Коли за смену из 5 рассматриваемых критериев в 4-х случаях отмечается положительная динамика, поэтому можно расценить эффективность его оздоровления как "выраженный эффект оздоровления"; у Павловой Оли - отмечается снижение веса, в период пребывания в лагере она болела, нет динамики остальных рассматриваемых критериев - эффективность ее оздоровления оценивается как "ухудшение" и т.д. Пусть всего в отряде N 1 - 35 детей, предположим, из 35 детей выраженный оздоровительный эффект отмечается у 20 детей, т.е. у 57,1% от всего числа детей в лагере; слабо выраженный эффект - у 7 детей (20,0%); ухудшение состояния - у 2 детей (5,7%); отсутствие эффекта - у 6 (17,1%). Таким образом, из 35 детей у 27 (77,1%) достигнуто "Улучшение" (дети с выраженным и слабо выраженным оздоровительным эффектом), т.е. можно сделать вывод об эффективности оздоровления в данном отряде.
На основании поотрядных таблиц составляется сводная таблица по всему лагерю (табл. 4). По вертикали в 1 и 2 столбце пишутся номера отрядов с указанием числа детей в каждом отряде; по горизонтали отмечается, сколько детей с тем или иным эффектом оздоровления находится в отряде, и подводится итог.
Таблица 4
Эффективность оздоровления детей в лагере "Смена" за I смену
Номер отряда |
Всего детей |
Количество детей к концу смены, у которых отмечается: |
|||||||
выраженный эффект |
слабо выраженный эффект |
отсутствие эффекта |
ухудшение |
||||||
абс. число |
% |
абс. число |
% |
абс. число |
% |
абс. число |
% |
||
1 |
35 |
20 |
57,1 |
7 |
20,0 |
6 |
17,1 |
2 |
5,7 |
2 |
28 |
18 |
64,3 |
5 |
17,9 |
5 |
17,9 |
- |
- |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
63 |
38 |
60,3 |
12 |
19,0 |
11 |
17,5 |
2 |
3,2 |
Предположим, в лагере 63 ребенка; из них к концу смены:
с выраженным оздоровительным эффектом: всего 38 детей, 60,3%.
со слабо выраженным эффектом: 12 человек - 19%;
с отсутствием эффекта: 11 детей - 17,5%;
с ухудшением состояния: 2 детей - 3,2%.
Таким образом, у нас 50 человек (38 + 12) получили суммарную оценку "улучшение", что составляет 79,4% от общего числа детей, т.е. оздоровление в I смену в лагере можно считать эффективным.
Таблица 4 составляется как итоговая на основании поотрядных данных (см. табл. 3). Аналогично можно составить таблицы для определения эффективности оздоровления детей в целом по лагерю за все 3 смены и сводную таблицу по всем лагерям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.