Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан
от 7 сентября 2009 г. N 1128-р
В целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по исполнению муниципальными образованиями Республики Татарстан полномочий в сфере культуры.
2. Предложить исполнительным комитетам муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений Республики Татарстан при исполнении полномочий в сфере культуры руководствоваться указанными в п. 1 Методическими рекомендациями.
Премьер-министр |
Р.Н. Минниханов |
Методические рекомендации
по исполнению муниципальными образованиями Республики Татарстан полномочий в сфере культуры
(утв. распоряжением КМ РТ от 7 сентября 2009 г. N 1128-р)
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий":
к вопросам местного значения поселений относятся:
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселений услугами организаций культуры;
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
к вопросам местного значения муниципальных районов относятся:
организация предоставления дополнительного образования эстетической направленности;
организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов;
создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;
к вопросам местного значения городских округов относятся:
организация предоставления дополнительного образования эстетической направленности;
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.
1.2. В соответствии с требованиями статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ:
в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом;
в собственности поселений могут находиться:
имущество библиотек поселений;
имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В собственности муниципальных районов могут находиться:
имущество, предназначенное, для предоставления дополнительного образования;
имущество межпоселенческих библиотек;
имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2 и 3 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ.
Предложенная система управления культурными процессами сможет обеспечить деятельность по исполнению муниципальными образованиями Республики Татарстан полномочий в сфере культуры.
2. Организация библиотечного обслуживания
2.1. Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ относится к вопросам местного значения поселения.
2.2. Организация сети библиотек муниципальных районов должна соответствовать нормативам обеспеченности населения организациями культуры, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 N 923-р, нормативам минимального ресурсного обеспечения услугами сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений), утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20.02.2008 N 32, и с учетом рекомендаций Российской библиотечной ассоциации по обеспечению базовых норм организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований, принятых на XII ежегодной сессии Российской библиотечной ассоциации (г. Брянск, 2007 г.).
Библиотеки сельских и городских поселений по решению администрации муниципальных образований могут быть самостоятельными (и получить статус юридического лица) или являться подразделением межпоселенческой библиотеки (центральной районной или центральной городской библиотеки).
2.3. Муниципальные общедоступные библиотеки поселения выполняют следующие функции:
комплектование, систематизация, техническая обработка библиотечного фонда в соответствии с ГОСТом:
изучение источников информации о документном рынке;
использование информационных ресурсов сети Интернет в технологии комплектования;
выявление оптимальных источников комплектования;
отбор выходящих в свет документов, соответствующих функциям библиотеки и читательскому спросу;
заказ отобранных документов для приобретения, приобретение документов;
приобретение недостающих документов прошлых лет;
учет и включение документов в библиотечный фонд;
подготовка документов к хранению и использованию;
каталогизация: аналитико-синтетическая обработка поступающих документов, ведение каталогов;
раскрытие библиотечных ресурсов через систему каталогов и электронных баз данных;
организация, хранение и обеспечение безопасности библиотечных фондов: размещение, расстановка библиотечного фонда с учетом обеспечения возможности его эффективного использования;
обслуживание читателей:
предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями в традиционной и электронной форме;
обеспечение доступа к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства, в том числе через внестационарную сеть (передвижные библиотечные пункты);
справочная и консультационная помощь в поиске и выборе источников информации;
составление тематических библиографических списков и пособий, выдача адресных и фактографических справок;
сотрудничество со службами социального обеспечения, участие в местных, региональных и федеральных программах социальной направленности и информационного обслуживания инвалидов и других социальных групп;
обеспечение доступа к информации этническим группам на родном языке, изучение национального состава населения, выявление потребности в литературе и информации, формирование библиотечного фонда, сбор и хранение наиболее полной коллекции документов по вопросам местной историко-культурной жизни, отражение местной тематики в справочно-поисковом аппарате, распространение среди населения историко-краеведческих знаний и информации, создание условий для работы краеведческих объединений, инициирование собирания предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке, сотрудничество с органами местного самоуправления, местными организациями, представителями местного сообщества, установление партнерских отношений с учреждениями культурно-социальной и образовательной инфраструктуры территории.
2.4. Детская библиотека может являться филиалом муниципальной общедоступной библиотеки поселения.
2.5. Детские библиотеки поселения выполняют следующие функции:
осуществление дифференцированного библиотечного обслуживания детей и подростков. Библиотека имеет гибкую структуру в зависимости от потребностей читателей и социально-культурной ситуации поселения;
бесплатное осуществление основных видов деятельности среди детей и подростков всех социальных групп, в том числе детей с ограниченными возможностями (дети-инвалиды, воспитанники детских домов), взрослых, связанных с проблемами детства. Приоритетное направление деятельности библиотеки - сохранение и развитие культуры региона;
осуществление информационного, справочно-библиографического обслуживания детей и взрослых пользователей;
удовлетворение запросов детей и подростков, связанных с образовательной, культурной, досуговой деятельностью, с использованием традиционных и электронных ресурсов;
создание условий для творческой читательской деятельности, содействие социализации, гражданскому становлению, духовному развитию подрастающего поколения;
разработка и осуществление мероприятий, направленных на популяризацию детской книги и детского чтения;
осуществление партнерских связей с образовательными, социальными учреждениями поселения.
2.6. В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления наделяют муниципальную общедоступную библиотеку поселения имуществом, необходимым для организации библиотечного обслуживания населения, и закрепляют имущество за библиотекой на праве оперативного управления.
2.7. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают:
финансирование в объемах, предусматривающих расходы на выполнение библиотеками функциональных обязанностей, в том числе комплектование и подписку на периодические издания, на информатизацию, содержание здания, соответствующего функциональному назначению библиотечного учреждения, с автономным входом-выходом для свободного доступа посетителей;
совместно с библиотеками сохранность библиотечного фонда и помещения библиотек (пожарная безопасность и охрана помещения);
материально-техническую базу библиотеки;
содержание помещений, оплату коммунальных услуг, расходных материалов;
повышение профессионального уровня библиотечных кадров (один раз в пять лет обновление знаний по установленной программе), систематическое обучение библиотечных работников информационным технологиям;
социальную и профессиональную защиту библиотечных работников в соответствии с принятыми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях нормативно-правовыми актами;
надлежащее оборудование рабочих мест библиотечных работников и создание условий работы, соответствующих единым межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда.
2.8. В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. В собственности муниципальных районов может находиться имущество межпоселенческих библиотек. В том случае, если поселение не может обеспечить предписанные полномочия, органы местного самоуправления поселения вправе заключать соглашения о передаче части (либо всех) полномочий в данной области муниципальному району за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.
2.9. Межпоселенческие районные библиотеки с филиалами (библиотеками поселений) могут быть созданы на основе заключения соглашений между органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, и органами местного самоуправления муниципального района о передаче им части (или всех) своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов поселений в бюджет муниципального района по формам согласно приложениям 1, 2, 3 к настоящим рекомендациям.
2.10. Межпоселенческая районная библиотека со статусом юридического лица организует межбиблиотечное взаимодействие на своей территории, выполняет функции координационного и методического центра. Межпоселенческая районная библиотека оказывает услуги межпоселенческого характера в целях решения вопросов местного значения, использует имущество разных собственников на различных условиях, обеспечивает обслуживание за счет аккумулированных финансовых средств. Из муниципального бюджета осуществляются:
оплата труда библиотечных работников и технического персонала головного учреждения и филиалов;
финансирование комплектования единого библиотечного фонда;
финансирование оснащения библиотек современными техническими средствами и оборудованием, в том числе обеспечивающим безопасность библиотечных фондов и зданий, а также развитие информационно-библиотечных сетей;
оплата расходов на повышение квалификации библиотечных кадров.
Оплата коммунальных расходов, содержание и ремонт помещения межпоселенческой библиотеки, соответствующего функциональному назначению библиотечного учреждения с автономным входом-выходом для свободного доступа посетителей, расходных материалов филиалов осуществляются из бюджетов городских и сельских поселений.
2.11. На основании соглашений о передаче полномочий библиотечный фонд независимо от его местонахождения остается (передается) на балансе межпоселенческой библиотеки. Остальное имущество поселенческих библиотек может быть передано с районного уровня в собственность поселения по передаточным актам и использоваться в целях выполнения своих полномочий по организации библиотечного обслуживания.
2.12. Исполкомы муниципальных районов решают следующие задачи:
стратегическое планирование, правовое регулирование, методическое, информационное и кадровое обеспечение деятельности межпоселенческих библиотек, отчетность;
подбор и расстановка профессиональных кадров, ведение кадровых документов, поощрение, материальное стимулирование библиотечной деятельности;
обеспечение государственной статистической отчетности по библиотекам в целом по району, мониторинг;
организация межбиблиотечного взаимодействия; удовлетворение общих интересов библиотек района; координация вопросов библиотечного обслуживания с общественными объединениями и организациями;
информатизация библиотечных процессов, создание компьютерной сети библиотек района;
приобретение специализированного библиотечного оборудования для библиотек системы;
библиотечный маркетинг.
2.13. Межпоселенческая районная библиотека осуществляет следующие функции:
библиотечное обслуживание населения муниципального района (городского округа);
комплектование библиотечных фондов библиотек поселений (библиотек городского округа), включая изучение читательского спроса, формирование сводного заказа на литературу, при сосредоточении финансовых средств на комплектование в межпоселенческой библиотеке, в том числе комплектование за счет централизованных средств, выделенных Правительством Республики Татарстан на комплектование библиотек сельских поселений целевым назначением, осуществление закупок изданий, их систематизации и каталогизации, индивидуальный и суммарный учет, техническую обработку изданий и распределение их по библиотекам, ведение финансового учета и отчетности и документации;
контроль за выбытием изданий из единого книжного фонда района;
создание и ведение сводного каталога (электронного каталога), автоматизированных баз данных, других поисковых систем;
координация совместного использования ресурсов библиотек поселений в пределах муниципального района (городского округа) на основе единого справочно-библиографического аппарата;
организация взаимоиспользования единого книжного фонда, книгообмен между библиотеками муниципального района, используя систему межбиблиотечного абонемента; внутрисистемный обмен библиотеками муниципального района, внестационарное обслуживание населения муниципального района (городского округа);
ведение учета и предоставление государственной статистической отчетности о деятельности библиотек поселений;
методическое обеспечение деятельности библиотек поселений, повышение квалификации библиотечных работников.
2.14. Библиотечное обслуживание населения муниципальной общедоступной библиотекой, являющейся структурным подразделением межпоселенческой районной библиотеки, осуществляется на основе совместного пользования имуществом библиотек и единым библиотечным фондом. Библиотека поселения является участником распределенного единого библиотечного фонда муниципального района и получает к фонду свободный доступ.
2.15. Библиотеки - структурные подразделения межпоселенческой районной библиотеки осуществляют обслуживание читателей, а именно:
предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями в традиционной и электронной формах на основе единого библиотечного фонда;
обеспечение доступа к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства, в том числе через внестационарную сеть (передвижные библиотечные пункты);
оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации; сотрудничество со службами социального обеспечения; участие в местных, региональных программах социальной направленности и информационного обслуживания инвалидов и других социальных групп;
обеспечение доступа к информации этническим группам на родном языке; изучение национального состава населения, выявление потребности в литературе и информации; формирование библиотечного фонда;
сбор и хранение наиболее полной коллекции документов по вопросам местной историко-культурной жизни; отражение местной тематики в справочно-поисковом аппарате; распространение среди населения историко-краеведческих знаний и информации; создание условий для работы краеведческих объединений; инициирование собирания предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке;
сотрудничество с органами местного самоуправления, местными организациями, представителями местного сообщества; установление партнерских отношений со всеми учреждениями культурно-социальной инфраструктуры территории.
2.16. Одна из детских библиотек может входить в состав межпоселенческой районной библиотеки на правах филиала (иного структурного подразделения) с функциями центральной детской библиотеки по вопросам организации библиотечно-информационного обслуживания детей и подростков в муниципальном районе (статус отражается в уставе и положении о библиотеке).
Центральная детская библиотека:
осуществляет дифференцированное библиотечное обслуживание детей и подростков. Имеет гибкую структуру в зависимости от потребностей читателей и социально-культурной ситуации поселения;
бесплатно осуществляет основные виды деятельности среди детей и подростков всех социальных групп, в том числе детей с ограниченными возможностями (дети-инвалиды, воспитанники детских домов), взрослых, связанных с проблемами детства. Приоритетное направление деятельности библиотеки - сохранение и развитие культуры региона;
осуществляет информационное, справочно-библиографическое обслуживание детей и взрослых пользователей; удовлетворяет запросы детей и подростков, связанные с образовательной, культурной, досуговой деятельностью, с использованием традиционных и электронных ресурсов;
создает условия для творческой читательской деятельности, способствует социализации, гражданскому становлению, духовному развитию подрастающего поколения;
разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на популяризацию детской книги и детского чтения; осуществляет партнерские связи с образовательными, социальными учреждениями поселения;
организует межбиблиотечное взаимодействие на своей территории;
выполняет функции координационного и организационно-методического центра по организации библиотечного обслуживания детей и подростков муниципального района.
3. Создание условий для досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры
3.1. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры относится к вопросам местного значения поселения. К компетенции органов местного самоуправления поселения относятся все аспекты формирования культурной политики, в том числе решение вопросов собственности, создания условий финансирования, структуры и численности учреждений культуры, определение уставных задач и механизмов их реализации, утверждение критериев эффективности оказания услуг в области культуры.
3.2. Для определения объемов и возможностей предоставления услуг организациями культуры необходимо:
на уровне муниципального района:
принять решение о создании или видоизменении муниципальных учреждений культуры, в том числе учреждений культуры межпоселенческого характера на территории поселения и учреждений культуры муниципального значения, входящих в юрисдикцию муниципального района; придать учреждениям культуры статус юридических лиц;
установить учреждениям культуры группу по оплате труда в зависимости от объемных показателей: количества и объемов предоставляемых услуг; количества обслуживаемого населения; мощностных характеристик; учесть статус учреждения культуры по уровню его функциональной востребованности или его функциональной значимости;
определить перечень услуг, предоставляемых каждым отдельным видом учреждения культуры, объем услуг, которых будет осуществляться в зависимости от характеристики учреждения культуры; создать систему показателей, которая будет основанием для деятельности учреждений культуры; выявить объем бюджетной составляющей для выполнения полномочий; определить минимальный пакет услуг, необходимых для выполнения полномочий в расчете на одного потенциального потребителя;
на уровне сельского поселения:
передать часть полномочий по обеспечению услуг организаций культуры и досуга на уровень муниципального района либо принять решение о вхождении в учреждения культуры межпоселенческого характера в случае, если поселение не может обеспечить предписанные полномочия;
принять решение о муниципальном заказе на объемы услуг муниципальных учреждений культуры поселения.
3.3. Традиционно на уровне муниципального района сосредоточено наибольшее количество организаций культуры, управление которыми осуществлялось через районные структуры, обеспечивающие финансирование, материальное и информационное обеспечение, координацию творческой деятельности на территории муниципального образования. На уровне района сосредотачивались основные учреждения и организации, способные предоставлять качественные и разнообразные услуги в сфере культуры и досуга. В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ управление культурными процессами и учреждениями культуры муниципального района является компетенцией уполномоченных органов местного самоуправления (районных отделов и управлений культуры, входящих в состав исполнительного комитета муниципального района).
В условиях разграничения полномочий между органами местного самоуправления, а также децентрализации бюджетного процесса важнейшей задачей является установление порядка управления ресурсами культуры с учетом специфики ее организационной структуры и особенностей оказания услуг, а задачей органа управления культуры муниципального района - создание системы взаимодействия органов муниципальной власти и управления различных уровней, а также условий саморазвития и партнерства с общественными организациями и структурами социального сектора в реализации культурной политики.
3.4. В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридического лица.
Основаниями для создания органа управления культуры муниципального района являются:
полномочия на уровне муниципального района по созданию условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
решение (постановление) представительного органа местного самоуправления муниципального района;
устав органа управления культуры муниципального района как учреждения, созданного в целях управления подведомственной отраслью, утвержденный тем же документом, которым принято решение о его создании. Регистрация устава происходит в установленном законом порядке. В уставе отражаются полномочия, компетенция и ресурсы, которыми будет наделен отдел (управление) культуры для реализации своих полномочий. Руководитель отдела (управления) культуры согласно пункту 7 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ издает, как и другие должностные лица органов местного самоуправления, распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным уставом к его полномочиям.
3.5. Исполнительный комитет муниципального района в целях решения вопросов местного значения и вопросов межмуниципального характера на основании решения представительных органов местного самоуправления может создать орган управления культуры муниципального района.
3.6. Для реализации полномочий отдел (управление) культуры исполнительного комитета муниципального района должен быть наделен правом оперативного управления имуществом на основании пункта 17 части 3 статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ. Отделу (управлению) культуры должны быть установлены расходные обязательства (статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статья 52 Федерального закона N 131-ФЗ) на основании принятия нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; заключения договоров и соглашений с поселениями; принятия нормативных правовых актов по осуществлению отдельных государственных полномочий.
Реализуя свои полномочия, отдел (управление) культуры муниципального района должен выступать как заказчик услуг культуры и досуга учреждений и организаций других форм собственности.
3.7. Объем полномочий органа управления культуры муниципального района должен исходить:
из федерального законодательства, предписывающего широкий круг обязанностей и ответственности, отраженных в Конституции Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральных законах "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О библиотечном деле", "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", "О национально-культурной автономии", "О народных художественных промыслах" и других нормативных актах;
из целей обеспечения единого культурного пространства и создания равных условий по обеспечению услугами культуры всех жителей муниципальных образований, входящих в состав муниципального района;
из функциональной сущности и организационной структуры сети муниципальных учреждений культуры, способных обеспечить качественное и эффективное обслуживание только на условиях аккумулирования ресурсов.
3.8. Отдел (управление) культуры муниципального района в качестве органа местного самоуправления осуществляет следующие полномочия:
принимает участие в бюджетном процессе (глава 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации): принимает участие в составлении проекта бюджета, представлении его на утверждение в законодательный орган местного самоуправления, осуществляет ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляет отчет об исполнении сметы доходов и расходов отдела (управления);
принимает участие в составлении перспективного плана по своему направлению деятельности и его последующей корректировке с учетом показателей среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования;
принимает участие в формировании, размещении и контроле за исполнением муниципального заказа на выполнение работ и оказание услуг, связанных с культурной деятельностью и досугом населения;
может быть наделен от имени муниципального образования правом выступать в качестве учредителя муниципальных учреждений культуры, а также осуществлять их реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке;
разрабатывает и представляет на утверждение в представительный орган местного самоуправления перечень бюджетных и оплачиваемых населением услуг культуры и досуга;
управляет муниципальным имуществом, предназначенным для обеспечения населения услугами организаций культуры, переданным в оперативное управление или на других условиях (по договору аренды, в пользование и др.);
принимает участие в разработке и реализации целевых и комплексных программ социокультурного развития муниципального образования, в реализации программ субъекта Российской Федерации и федеральных целевых программ;
принимает статистические отчеты установленной формы от подведомственных учреждений культуры, обобщает, анализирует и направляет их в уполномоченные региональные структуры.
3.9. В целях эффективного использования бюджетных средств, а также во избежание дублирования в работе возможно объединение отдела (управления) культуры муниципального района с другими социальными секторами, компетенция которых касается вопросов обеспечения жителей услугами культуры, досуга и массового отдыха.
3.10. Отдел (управление) культуры муниципального района выполняет следующие функции:
а) обеспечение государственной культурной политики, которая реализуется через систему муниципального заказа:
на библиотечное обслуживание через сеть библиотек;
на художественное и эстетическое воспитание детей и подростков через сеть учреждений дополнительного образования (детские школы искусств, детские музыкальные школы, детские художественные школы);
на сохранение материального культурного наследия через сеть музеев и отдельных памятников истории и культуры;
на сохранение нематериального культурного наследия, развитие любительского творчества и досуга через сеть учреждений клубного типа (в том числе районный дом культуры), парков культуры и отдыха, кинотеатров, других учреждений и организаций межпоселенческого характера;
б) стратегическое развитие и программное планирование, которые предусматривают разработку и реализацию программ развития культуры муниципального района. Реализуя эту функцию, отдел (управление) культуры должен осуществить переход от сметного финансирования сети учреждений к принципу оплаты бюджетных услуг подведомственных учреждений в соответствии с получаемыми результатами, где сеть учреждений должна рассматриваться как базовый элемент в создании услуг культуры и досуга; принять меры по оптимизации бюджетных расходов; внедрить современные подходы бюджетного планирования, ориентированного на достижение конкретных результатов;
в) ресурсное обеспечение и контроль, что предусматривает аккумулирование финансовых, материальных, информационных, кадровых, иных ресурсов для обеспечения выполнения предоставленных полномочий;
г) правовое обеспечение, которое реализуется через подготовку муниципальных нормативных актов:
о материальных и финансовых нормах обеспеченности сети учреждений культуры;
о нормативах расходов на предоставление услуг в сфере культуры и досуга;
об утверждении нормативов трудозатрат для определения штатной численности; об утверждении показателей по отнесению к группам по оплате труда руководителей и специалистов; об утверждении системы стимулирующих доплат и надбавок;
д) координация деятельности и взаимодействие со структурами, осуществляющими социальные мероприятия, которые реализуются через систему проектов, направленных на:
сохранение традиций, развитие любительского искусства и ремесел (фестивали, выставки, коллективы со званием "народный");
поддержку общественных инициатив (экологические движения, женские клубы, движения "за здоровый образ жизни");
патриотическое воспитание.
3.11. Имея широкие полномочия и значительный объем функций, в отделе (управлении) культуры муниципального района должны быть предусмотрены подсистемы (секторы, отделы), отвечающие за конкретные направления:
экономики и бухгалтерского учета (отвечает за бюджетирование и финансовые результаты деятельности);
информационно-аналитический (дает управленческой системе динамическую картину происходящего в подведомственной сфере; может выполнять функции мониторинга текущих процессов, аналитической службы и прогноза);
концептуально-программный (разрабатывает концепции, программы, стратегии предстоящих действий на основе результатов работы информационно-аналитического отдела);
по взаимодействию с общественностью (обеспечивает участие общественных объединений в принятии и реализации вопросов, затрагивающих общественные интересы).
3.12. Структура органов управления культуры может иметь прямую зависимость от плотности населения, количества подведомственных учреждений культуры и потребности населения в услугах в сфере культуры.
4. Создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов
4.1. В соответствии с пунктом 13.1 части 1 статьи 14, пунктом 17.1 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участию в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов относятся к вопросам местного значения поселений и городских округов.
4.2. Народное творчество (народное искусство, фольклор) - художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, идеалы, историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Все виды непрофессионального искусства, то есть самодеятельное искусство, относятся к народному творчеству. Одной из форм народного творчества является художественное самодеятельное творчество.
Базовыми условиями для сохранения и развития традиционного народного художественного творчества, как правило, являются наличие местных традиций художественного творчества, учреждений культуры, творческих коллективов и самодеятельных любительских объединений, материально-технической базы для развития художественного самодеятельного творчества, квалифицированных руководителей, постоянно повышающих свой профессиональный уровень, проведение фестивалей, праздников народного творчества, конкурсов.
4.3. Самодеятельное творчество способствует как всесторонней реализации личности в любительском искусстве, так и развитию разнообразных жанров (музыкальных, театральных, декоративно-прикладного искусства), имеющих несколько направлений:
вокально-хоровой жанр (развивается через академические и народные хоры, хоры ветеранов войны и труда, вокальные ансамбли, классы сольного пения, фольклор, исполнителей эстрадной песни, авторскую песню (барды);
оркестровый жанр (развивается через оркестры и ансамбли русских народных инструментов, духовые оркестры, ансамбли классической музыки, эстрадные оркестры и т.д.);
хореографический жанр (развивается через коллективы народного, классического, эстрадного, бального танца, формы свободной пластики и т.д.);
жанр циркового искусства;
театральный жанр (драматический, эстрадный, музыкальный, театры кукол, театральные студии, студии художественного слова и т.д.);
жанр декоративно-прикладного и изобразительного искусства (мастера декоративно-прикладного искусства и студии декоративно-прикладного искусства по кружевоплетению, вышивке, вязанию, ткачеству, резьбе и росписи по дереву, ковке, живописи и т.д.).
4.4. Финансовое обеспечение деятельности клубных формирований (коллективов самодеятельного творчества) осуществляется через муниципальный заказ. Система оплаты труда работников учреждений культуры устанавливается на основании положения об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, утвержденного руководителем учреждения.
4.5. Коллективам, достигшим в своей деятельности высоких творческих результатов, присваивается звание "Народный самодеятельный коллектив" на основании положения, утвержденного приказом Министерства культуры Республики Татарстан от 31.03.2008 N 191 "Об утверждении Положения о порядке присвоения звания "Народный самодеятельный коллектив".
4.6. В случае, если поселение не может обеспечить выполнение предписанных полномочий, органы местного самоуправления вправе заключать соглашения о передаче части (либо всех) полномочий муниципальному району за счет субвенций поселения.
4.7. К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов.
4.8. Мастер народного художественного промысла преемственно сохраняет в своей деятельности исторически сложившиеся основы народного искусства и художественно-стилевые особенности соответствующего художественного промысла.
Мастер народного художественного промысла вправе осуществлять свою деятельность на условиях трудового договора (контракта) или гражданско-правового договора с юридическим лицом либо в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
4.9. Органы местного самоуправления участвуют в решении вопросов сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в соответствии с законодательством, в том числе имеют право:
устанавливать льготы по налогам, подлежащим зачислению в местные бюджеты;
создавать специализированные магазины в форме муниципальных унитарных предприятий;
предоставлять безвозмездно или в аренду на льготных условиях имущество, находящееся в муниципальной собственности, в пользование организаций народных художественных промыслов, образовательных учреждений, занимающихся подготовкой кадров для этих организаций, а также специализированных магазинов;
устанавливать иные формы поддержки народных художественных промыслов органами местного самоуправления.
4.10. Для осуществления деятельности по отнесению изготовляемых изделий к изделиям народных художественных промыслов образуется художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам Республики Татарстан, состав которого утверждается соответствующим актом.
Художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам Республики Татарстан осуществляет свою деятельность на основе Типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации, и Положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам Республики Татарстан, утвержденного соответствующим актом органа исполнительной власти Республики Татарстан.
4.11. Художественно-экспертный совет осуществляет проверку соответствия продукции, изготовленной организациями и индивидуальными предпринимателями посредством воспроизведения принятых художественно-экспертным советом типовых образцов изделий народных художественных промыслов, этим образцам с учетом возможности их творческого варьирования. В случае выявления фактов снижения художественного уровня и качества изготовления изделий по сравнению с их типовыми образцами решения об отнесении этих изделий к изделиям народных художественных промыслов отменяются.
4.12. В соответствии с пунктом 19.2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ создание условий для развития местного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района, относится к полномочиям муниципального района. Исполнение указанных полномочий возможно путем создания межпоселенческих объединений (централизованные библиотечные, клубные, информационные и иные системы, социально-культурные, культурно-образовательные, культурно-спортивные объединения). Придание статуса межпоселенческого учреждения культуры крупным районным домам культуры, дворцам культуры, центрам народного творчества на основании делегирования отдельных полномочий и законодательного закрепления предметов совместного ведения является непременным условием для развития местного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района. Деятельностью межпоселенческого учреждения культуры (районного дома культуры) является:
сохранение нематериального культурного наследия; осуществление культурной политики в области художественного народного творчества, любительского искусства и культурно-досуговой деятельности;
оказание практической, творческой, методической, технической помощи поселениям;
содействие в сохранении и развитии коллективов народного творчества, студий, любительских объединений, имеющих особое значение для формирования имиджа региона;
организация и проведение областных, районных и межпоселенческих мероприятий.
4.13. Основой финансирования являются средства бюджета муниципального района в соответствии с муниципальным заказом.
5. Организация дополнительного художественного образования детей
5.1. В соответствии с частью 1 статьи 11, статьей 15, пунктом 13 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ организация дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования эстетической направленности на территории муниципального района (городского округа) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ
5.2. Трехступенчатая система художественного образования (школа - училище - вуз), к которой относятся детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, дает ребенку с раннего возраста общеэстетическое и духовное развитие, возможность ранней профессиональной ориентации.
5.3. Школы искусств играют социальную роль в воспитании подрастающего поколения и занятости взрослого населения в профессиональном и творческом процессе.
5.4. Ведомственное подчинение учреждений дополнительного художественного образования необходимо сохранить за органами управления культуры, чтобы не "растворить" уникальность системы в общем образовательном процессе, а, напротив, дать ей дальнейшее развитие в культуре.
5.5. Подчиненность школ искусств органам управления культуры необходимо сохранить в силу ряда объективных причин:
учредителями учреждений дополнительного образования в культуре традиционно являются комитеты (отделы) культуры муниципальных образований. При смене учредителя необходимо пройти затратную процедуру оформления документов;
Министерство культуры Республики Татарстан проводит аттестацию педагогических работников (1, 2, высшая категории), организует курсы повышения квалификации, учебу и мастер-классы;
комитеты (отделы) культуры муниципальных районов и городских округов формируют заявки и представляют лучших учащихся школ искусств к присвоению федеральных и региональных стипендий;
органами управления культуры проводятся и финансируются конкурсы, фестивали;
существует специфика образовательного процесса в учреждениях творческой направленности. Для осуществления надзора и контроля за образовательной деятельностью в Министерстве культуры Республики Татарстан и подведомственных ему учреждениях предусмотрены соответствующие структуры и привлечены к работе в них профессиональные кадры по всем направлениям творческих специальностей. В структуре системы образования такие кадры не предусмотрены.
5.6. В настоящее время Правительством Российской Федерации разрабатываются предложения о внесении дополнений в Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, касающиеся определения особого статуса школ искусств как учреждений образования отрасли культуры.
6. Организация работы по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
6.1. В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 14 и пунктом 18 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения (городского округа), охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения (городского округа), относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения (городского округа).
6.2. Памятники, ансамбли и достопримечательные места делятся на три категории в зависимости от их значимости для истории и культуры: объекты культурного наследия федерального значения; объекты культурного наследия регионального значения; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения.
6.3. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Земли историко-культурного назначения используются строго с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель не допускается.
6.4. Земли историко-культурного назначения могут быть в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности.
6.5. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. Любое строение или сооружение, созданное на территории памятника с нарушением действующего законодательства, признается самовольной постройкой и подлежит сносу в установленном порядке.
6.6. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.
6.7. Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территории, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места, а также в зонах охраны объекта культурного наследия осуществляются:
в отношении объектов федерального значения - федеральным органом охраны объектов либо в порядке, определяемом договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
в отношении объектов культурного наследия регионального значения, местного (муниципального) значения, выявленных объектов - в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
6.8. Подлежит согласованию осуществление проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия, земельном участке, участке водного объекта, в пределах которого располагается объект археологического наследия.
Федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия, является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, находящаяся в ведении Министерства культуры Российской Федерации.
6.9. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, является Министерство культуры Республики Татарстан.
6.10. В целях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия разрабатываются федеральные программы и региональные целевые программы охраны объектов культурного наследия.
6.11. Федеральные программы утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации, региональные целевые программы - законами Республики Татарстан и постановлениями Правительства Республики Татарстан.
6.12. Источниками финансирования федеральных и региональных целевых программ охраны объектов культурного наследия являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, внебюджетные поступления, местные бюджеты.
6.13. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в собственности субъекта Российской Федерации и в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр, и выявленных объектов культурного наследия, осуществляется в порядке, определенном законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
6.14. Субъекты Российской Федерации вправе за счет средств своих бюджетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.
6.15. На объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр, собственнику объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия, в который вносятся сведения, составляющие предмет охраны объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается Правительством Российской Федерации. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком или участком водного объекта, в пределах которого располагается объект археологического наследия. Сведения, входящие в паспорт, содержатся в приказе Министерства культуры СССР от 13.05.1986 N 203 "Об утверждении Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры".
6.16. Изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия осуществляется Правительством Российской Федерации в отношении объекта культурного наследия федерального значения, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении объектов культурного наследия регионального или местного значения.
6.17. Изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, которая проводится в целях обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия.
6.18. На объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на государственных языках Республики Татарстан.
6.19. Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия определяется Правительством Российской Федерации в отношении объектов культурного наследия федерального значения, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении объектов культурного наследия регионального или местного значения.
6.20. Государственная историко-культурная экспертиза является одним из направлений государственной охраны объектов культурного наследия.
Целями проведения такой экспертизы являются обоснование включения объекта в Единый государственный реестр; определение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального, регионального или местного значения.
6.21. В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения историко-культурной экспертизы.
6.22. Историко-культурной экспертизе подлежат:
генеральная схема, градостроительные регламенты особого вида, градостроительная документация, документация, обосновывающая проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (проведение консервации, ремонта, реставрации, восстановления, приспособления объекта культурного наследия для современного использования);
документация, обосновывающая проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объекты культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов.
6.23. Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.
6.24. Порядок проведения историко-культурной экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.
6.25. Осуществление полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения (городского округа), охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения (городского округа), возможно при наличии в структуре исполкома или органа управления культуры соответствующего специалиста. Осуществление данных полномочий необходимо начать с уточнения перечня памятников, находящихся в муниципальной собственности. На памятники, находящиеся в муниципальной собственности, необходимо зарегистрировать право муниципальной собственности в Федеральной регистрационной службе.
7. Организация деятельности музеев
7.1. В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов имеют право на создание музеев.
7.2. Музей - некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.
7.3. Целями создания музеев являются:
хранение музейных предметов и музейных коллекций;
выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
изучение музейных предметов и музейных коллекций;
публикация музейных предметов и музейных коллекций и осуществление просветительной и образовательной деятельности.
Создание музеев для иных целей не допускается.
7.4. Совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций составляет Музейный фонд Российской Федерации, гражданский оборот которого допускается только с соблюдением ограничений, установленных Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". Музейный фонд Российской Федерации является неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации и состоит из государственной части и негосударственной части.
7.5. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации производится на основании заявления собственника предмета в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности.
7.6. В основе музейной политики органов местного самоуправления лежит принцип создания условий для осуществления музеями своей уставной деятельности, а также доступности информации и музейных фондов, обеспечения их сохранности и безопасности. Музеи обеспечиваются имуществом своими учредителями, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законодательством Российской Федерации. Муниципальное образование обязано взять на себя ответственность за содержание музея, сохранность и безопасность его фондов.
7.7. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся.
7.8. Учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется их собственниками или музеями и иными организациями, в оперативном управлении или пользовании которых они находятся, с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и коллекций и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т.д.
7.9. Основными учетными документами являются главная инвентарная книга (книга поступлений) и другие инвентарные книги, акты приема музейных предметов и коллекций во временное пользование, акты описания музейных предметов и музейных коллекций.
7.10. Правила учетной обработки музейных предметов и музейных коллекций (описания, измерения, маркировки и др.), условия хранения и обеспечения безопасности в соответствии с особой технологией изготовления, другой спецификой отдельных категорий данных предметов и коллекций, а также типовые формы основных учетных документов определяются инструкцией по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемой Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
7.11. Собственники и (или) иные владельцы музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, обязаны представлять Министерству культуры Российской Федерации либо органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры, информацию об этих музейных предметах и музейных коллекциях, необходимую для ведения государственного учета фонда, а также возможность для проведения проверки их сохранности и условий хранения. Реорганизация или ликвидация муниципальных музеев находится в компетенции учредителя - муниципального образования и осуществляется только при условии решения всех вытекающих вопросов по сохранению и использованию в дальнейшем музейных коллекций.
7.12. Причиной реорганизации или ликвидации муниципальных музеев могут быть только обстоятельства, направленные на улучшение условий реализации прав граждан на доступ к культурным ценностям и удовлетворение их духовных потребностей.
7.13. Для создания муниципального музея необходимо следующее:
решение представительного органа местного самоуправления о создании музея;
разработка и утверждение устава музея;
наделение имуществом и обеспечение финансированием, необходимым для деятельности музея;
создание условий для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций;
наличие музейного фонда, его государственная регистрация;
государственная регистрация учреждения.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям по исполнению
муниципальными образованиями Республики
Татарстан полномочий в сфере культуры
Форма
Типовое соглашение
между органом местного самоуправления городского, сельского поселения
и органом местного самоуправления муниципального района о передаче
муниципальному району части полномочий городского, сельского поселения
по вопросу создания условий для организации доступа и обеспечения
жителей поселения услугами библиотеки
поселение ___________________________ "___"___________ 200__ года
Орган местного самоуправления муниципального района _______________
________________________________________________________________________
(наименование органа местного самоуправления муниципального района)
и орган местного самоуправления городского, сельского поселения ________
________________________________________________________________________
(наименование органа местного самоуправления поселения)
_______________________________________________________________________,
в дальнейшем именуемые Сторонами, руководствуясь пунктом 4 статьи 15
Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", признавая
необходимость сохранения на территории муниципального района единого
культурного пространства, в целях реализации конституционных прав
граждан на доступ к библиотечным ресурсам, а также долговременного
сотрудничества на договорной основе заключили настоящее соглашение о
нижеследующем:
1. Стороны согласились, что настоящее соглашение закрепляет
передачу муниципальному району _________________________________________
________________________________________________________________________
(наименование муниципального района)
части полномочий органа местного самоуправления (поселения) по созданию
условий для организации доступа и обеспечения жителей поселения услугами
библиотеки.
2. Стороны обязуются обеспечить:
формирование доступа к информационным ресурсам;
отработку организационных и технических вопросов по созданию
условий доступа к библиотечным фондам;
получение, надлежащую обработку и обеспечение сохранности
информационных ресурсов;
актуализацию и пополнение информационных ресурсов библиотек
поселений муниципального района;
предоставление пользователям иных услуг в области обеспечения
доступа к информации, оказываемых библиотеками поселений муниципального
района.
3. Стороны выразили согласие в том, что орган местного
самоуправления городского, сельского поселения
________________________________________________________________________
(наименование органа местного самоуправления поселения)
передает органу местного самоуправления муниципального района __________
________________________________________________________________________
(наименование органа местного самоуправления муниципального района)
осуществление части полномочий по вопросу создания условий для
организации доступа к библиотечным фондам и обеспечения жителей
поселения услугами библиотеки, а учреждение культуры - межпоселенческая
библиотека муниципального района обязуется выполнять следующие
полномочия органа местного самоуправления:
3.1. Приобретение и обработка литературы для библиотек поселений
муниципального района.
3.2. Осуществление подписки на периодические издания для библиотек
поселений муниципального района.
3.3. Организация выполнения информационных запросов населения
поселения.
3.4. Обеспечение технического сопровождения и поддержки
компьютерной техники библиотек поселений муниципального района.
3.5. Организация обмена литературой между библиотеками поселений
муниципального района и другими библиотеками.
3.6. Организационно-методическая поддержка деятельности библиотек
поселений муниципального района (экспертная оценка деятельности
библиотек, рекомендации по улучшению обслуживания населения, система
непрерывного образования персонала, участие в конкурсах, выездная
деятельность межпоселенческой библиотеки в библиотеки поселений).
4. Стороны выражают согласие в том, что передача осуществления
части полномочий по предмету настоящего соглашения осуществляется за
счет субвенций, предоставляемых ежегодно из бюджета ____________________
________________________________________________________________________
(наименование городского, сельского поселения)
бюджету ________________________________________________________________
(наименование муниципального района)
в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
5. Стороны ежегодно определяют объем субвенций, необходимых для
осуществления передаваемых полномочий, в следующем порядке:
5.1. ______________________________________________________________
5.2. ______________________________________________________________
6. Стороны согласились в том, что администрацией поселения и
исполкомом муниципального района при участии третьей стороны -
межпоселенческой районной библиотеки определяется размер субвенций для
осуществления перечисленных полномочий на основании статей 60, 62, 63
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", а администрация поселения
осуществляет в рамках предоставленных полномочий управление
деятельностью библиотеки поселения муниципального района.
7. На период действия настоящего соглашения вопросы, связанные с
назначением на должность руководителя библиотеки поселения, его
увольнением, переводом на другую работу, оплатой труда и пр., находятся
в компетенции администрации межпоселенческой районной библиотеки или
решаются по согласованию с директором библиотеки.
8. Стороны определяют следующие финансовые санкции за неисполнение
настоящего соглашения (статьи 70, 73, 74 Федерального закона "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"):
8.1. Выплата денежного штрафа в размере шестимесячного
финансирования содержания штатных единиц (или единицы) межпоселенческой
районной библиотеки, осуществляющих полномочия органов местного
самоуправления, в течение месяца с момента расторжения настоящего
соглашения.
8.2. Создание органом местного самоуправления условий для
выполнения перечисленных полномочий для дальнейшего их осуществления
иным путем, не предусмотренным настоящим соглашением.
9. Настоящее соглашение может быть досрочно прекращено только по
истечении финансового года по соглашению сторон либо в случае
неисполнения взятых на себя обязательств одной из сторон. Порядок
досрочного прекращения действия настоящего соглашения включает:
9.1. Рассмотрение сторонами вопроса о досрочном прекращении
выполнения полномочий органа самоуправления поселения осуществляется в
присутствии третьей стороны - межпоселенческой районной библиотеки.
9.2. Стороны пришли к соглашению о том, что в случае прекращения
полномочий временное осуществление органами государственной власти
перечисленных полномочий органов местного самоуправления будет
осуществляться в соответствии со статьей 75 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации".
10. Внесение изменений и дополнений в настоящее соглашение
осуществляется путем подписания сторонами дополнительных соглашений.
11. Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания
сторонами и заключается на ____ лет.
Дополнения и уточнения настоящего соглашения, принимаемые по
предложению сторон, производятся в письменном виде и становятся его
неотъемлемыми частями со дня их подписания.
12. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, по одному
экземпляру для каждой из сторон.
Реквизиты сторон
Подписи сторон
Приложение 2
к Методическим рекомендациям по исполнению
муниципальными образованиями Республики
Татарстан полномочий в сфере культуры
Форма
Типовой договор
между исполнительным комитетом муниципального района и учреждением
культуры - межпоселенческой библиотекой муниципального района о передаче
книжного (документного) фонда всех библиотек муниципального района
межпоселенческой районной библиотеке
В целях сохранения единого информационного пространства,
обеспечивающего свободный доступ каждого жителя муниципального района к
информации, ___________________________________________________________,
(наименование муниципального района)
именуемый в дальнейшем "Муниципальный район", в лице руководителя
исполнительного комитета муниципального района _____________________
_____________________________________________, действующего на основании
(фамилия, имя, отчество)
Устава, с одной стороны, и учреждение культуры - межпоселенческая
библиотека _____________________________________________________________
(наименование межпоселенческой библиотеки)
муниципального района, именуемая в дальнейшем "Межпоселенческая
библиотека", в лице директора межпоселенческой библиотеки
(межпоселенческой районной библиотеки) ________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий
договор в соответствии со статьей 29 Конституции Российской Федерации,
гарантирующей свободный доступ каждого гражданина к информации, о
нижеследующем.
1. Предмет договора
Предметом настоящего договора является передача книжного
(документного) фонда всех библиотек муниципального района
Межпоселенческой районной библиотеке.
2. Обязанности сторон и порядок передачи книжных фондов
2.1. Муниципальный район обязуется передать книжный фонд всех
библиотек ______________________________________________________________
(наименование муниципального района)
(включая и библиотеки, являющиеся юридическими лицами) со всеми
относящимися к фонду учетными документами на баланс Межпоселенческой
библиотеки, а Межпоселенческая библиотека обязуется принять книжный фонд
на свой баланс.
2.2. После отнесения на баланс Межпоселенческой библиотеки единого
книжного фонда всех библиотек муниципального района Межпоселенческая
библиотека обязуется передать книжные фонды сельских библиотек
библиотекам сельских поселений в соответствии с их балансовой стоимостью
в безвозмездное бессрочное пользование на следующих условиях:
2.2.1. Передача Межпоселенческой библиотекой книжных фондов в
библиотеки сельских поселений осуществляется на основе соглашения между
главой сельского поселения и директором Межпоселенческой библиотеки и
акта передачи книжного фонда.
2.2.2. Акт о безвозмездной передаче книжного фонда в библиотеки
сельских поселений составляется комиссией Межпоселенческой библиотеки и
утверждается главой сельского поселения и директором Межпоселенческой
библиотеки. В состав комиссии входят представитель исполкома
муниципального района, директор Межпоселенческой библиотеки, заведующий
отделом комплектования, председатель комиссии по сохранности книжных
фондов, главный бухгалтер Межпоселенческой библиотеки.
2.3. После передачи книжных фондов в Межпоселенческую библиотеку и
библиотеки сельских поселений Межпоселенческая библиотека как центр
комплектования библиотек муниципального района обязана:
осуществлять на базе отдела комплектования Межпоселенческой
библиотеки функции библиотечного коллектора в муниципальном районе,
которые заключаются в изучении читательских потребностей, формировании
сводного заказа на литературу, закупках книг, систематизации и
каталогизации, технической обработке изданий и распределении их по
библиотекам, составлении финансовой отчетности и документации;
осуществлять комплектование библиотечных фондов муниципального
района при условии, что финансовые средства на комплектование будут
сосредоточены в Межпоселенческой библиотеке, выполняющей функции
коллектора, в том числе комплектование за счет централизованных средств,
выделенных Кабинетом Министров Республики Татарстан на комплектование
целевым назначением, на основе дополнительного соглашения между главой
сельского поселения и директором Межпоселенческой библиотеки;
осуществлять контроль за выбытием изданий из единого книжного фонда
муниципального района;
координировать совместное использование ресурсов муниципальных
библиотек;
организовывать взаимоиспользование единого книжного фонда,
производить книгообмен между библиотеками муниципального района,
используя систему межбиблиотечного абонемента.
3. Прочие условия
Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и
заключается на неопределенный срок.
Руководитель исполнительного комитета муниципального района |
Директор межпоселенческой библиотеки (межпоселенческой районной библиотеки) |
__________________ ___________ (фамилия, имя, (подпись) отчество) (место печати) |
___________________ _______________ (фамилия, имя, (подпись) отчество) (место печати) |
Приложение 3
к Методическим рекомендациям по исполнению
муниципальными образованиями Республики
Татарстан полномочий в сфере культуры
Форма
Утверждено Утверждено
Глава поселения Директор межпоселенческой
районной библиотеки
___________________________ ____________________________
(фамилия, имя, отчество) (фамилия, имя, отчество)
"___"__________ 200__ года "___"____________ 200__ года
Рассмотрено на комиссии
по сохранности фондов
протокол
от "___"_______ 200__ года
N __________
Акт
передачи книжного фонда в библиотеку городского, сельского поселения
"___"________ 200__ года
Настоящий акт составлен о том, что межпоселенческая библиотека
________________________________________________________________________
(наименование межпоселенческой библиотеки)
________________________________________________________________________
(наименование муниципального района)
передала в библиотеку городского, сельского поселения __________________
________________________________________________________________________
(наименование городского, сельского поселения)
муниципального района в соответствии с заключенным соглашением книжный
фонд, состоящий на балансе межпоселенческой библиотеки _________________
________________________________________________________________________
(наименование межпоселенческой библиотеки)
(наименование муниципального района)
в количестве _____ экземпляров книг, общей стоимостью __________________
__________________________ в безвозмездное бессрочное пользование.
(сумма прописью)
Книжный фонд сдал ________________________ _______________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Книжный фонд принял ________________________ _______________________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Комиссия:
Представитель исполкома
муниципального района _______________________ _______________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Директор межпоселенческой
районной библиотеки _______________________ _______________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Председатель комиссии
по сохранности книжных фондов ______________________ _______________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Главный бухгалтер межпоселенческой
районной библиотеки ______________________ _______________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Главный бухгалтер администрации
городского, сельского поселения ______________________ _______________
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Приложение 4
к Методическим рекомендациям по исполнению
муниципальными образованиями Республики
Татарстан полномочий в сфере культуры
Форма
Соглашение о передаче полномочий
"___"___________ 200__ года
Орган местного самоуправления _____________________________________
(наименование органа местного
________________________________________________________________________
самоуправления поселения)
_______________________________________________________________________,
(наименование муниципального района)
именуемый в дальнейшем "Поселение", в лице главы Поселения
________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
действующего на основании Устава Поселения, с одной стороны, и
исполнительный комитет муниципального района ___________________________
(наименование исполнительного
_______________________________________________________________________,
комитета муниципального района)
именуемый в дальнейшем "Муниципальный район", в лице руководителя
исполнительного комитета муниципального района _________________________
_______________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
действующего на основании ________________, с другой стороны, заключили
настоящее соглашение (далее - Соглашение) о нижеследующем.
1. Предмет Соглашения
1.1. Поселение передает, а Муниципальный район принимает на себя
полномочия Поселения в соответствии с Федеральным законом от 6 октября
2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации" по решению следующих вопросов местного значения
Поселения:
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей
Поселения услугами культуры;
создание условий для развития местного традиционного народного
художественного творчества;
участие в сохранении, возрождении и развитии народных
художественных промыслов;
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и
обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения.
1.2. Муниципальный район в соответствии с переданными полномочиями
Поселения осуществляет следующие функции:
1.2.1. Координация деятельности учреждений культуры в целях
реализации государственной политики в области культуры; решение
творческих проблем и вопросов.
1.2.2. Организация сбора статистических показателей,
характеризующих состояние сферы культуры муниципального образования, и
представление данных органам государственной власти в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
1.2.3. Разработка и внедрение в практику работы учреждений культуры
новых форм и методов работы.
1.2.4. Обеспечение внестационарного культурного обслуживания
населения.
1.2.5. Организация конкурсов, фестивалей с привлечением коллективов
и участников художественной самодеятельности Поселения.
1.2.6. Разработка целевых территориальных программ развития и
сохранения культуры.
1.2.7. Обеспечение информационно-методической и практической помощи
работникам учреждений культуры, подбор, подготовка, повышение
квалификации специалистов в области культуры.
1.2.8. Организация инженерно-технического обслуживания
(транспортные средства, световые и звукоусилительные устройства,
кинооборудование, видеооборудование).
1.2.9. Организация работы по охране труда, технике электро- и
пожарной безопасности, гражданской обороне, лицензированию учреждений
культуры.
1.2.10. Организация учета финансово-хозяйственной деятельности
учреждений культуры, основных материальных фондов.
1.2.11. Правовое регулирование: подготовка нормативных правовых
документов, регулирующих деятельность учреждений культуры (договоры,
соглашения, уставы и т.д.).
1.3. Передача полномочий и функций Поселения Муниципальному району
осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Поселения в
бюджет Муниципального района согласно прилагаемым к Соглашению сметам,
согласованным с органами местного самоуправления.
2. Обязанности Муниципального района
2.1. Муниципальный район обязуется:
2.1.1. Реализовывать конституционные права граждан на свободное
творчество и участие в культурной жизни, доступ к использованию
культурных ценностей; сохранять самобытность национальных культур.
2.1.2. Содействовать в создании условий для организации досуга и
обеспечения жителей Поселения услугами культуры и библиотечным
обслуживанием; организовывать сбор статистических показателей,
характеризующих состояние сферы культуры муниципального образования, и
представлять данные органам государственной власти в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
2.1.3. Координировать деятельность учреждений культуры
муниципального района в целях реализации политики в сфере культуры,
решения творческих проблем и вопросов; разрабатывать и внедрять в
практику работы учреждений культуры новые формы и методы работы,
экономического регулирования, ценообразования и т.д.
2.1.4. Обеспечивать методическую и практическую помощь учреждениям
культуры.
2.1.5. Обеспечивать государственную статистическую отчетность в
сфере культуры в целом по муниципальному району; проводить сравнительный
анализ.
2.1.6. Разрабатывать целевые, перспективные, годовые планы и
комплексные программы развития и сохранения культуры муниципального
района с учетом интересов жителей Поселения, организовывать районные
конкурсы, праздники, фестивали и иные творческие проекты с привлечением
коллективов и участников художественной самодеятельности.
2.1.7. Осуществлять правовое регулирование (формирование бюджета по
отрасли "Культура", составление договоров и соглашений, подготовка
нормативных правовых актов по вопросам культуры).
2.1.8. Создавать информационные ресурсы, сохранять и пополнять
библиотечные фонды.
2.1.9. Проводить районные семинары в целях повышения квалификации
работников культуры; оказывать им консультативную помощь.
2.1.10. Участвовать в установленном порядке в создании,
реорганизации и ликвидации учреждений культуры, подборе и расстановке
кадров, формировании органов управления культуры.
2.1.11. Определять цели и приоритеты в развитии отдельных видов
культурной деятельности, народного творчества и образования в сфере
культуры.
2.1.12. Решать вопросы укрепления материально-технической базы
учреждений культуры муниципального района путем направления средств на
проведение капитального ремонта, приобретение, комплектование книжных
фондов.
2.1.13. Участвовать в краевом, межрегиональном, всероссийском
культурном сотрудничестве.
2.1.14. Осуществлять в процессе реализации культурной политики
другие основные виды деятельности, не противоречащие действующему
законодательству.
3. Обязанности Поселения
3.1. Поселение обязуется:
3.1.1. Передать Муниципальному району в безвозмездное бессрочное
пользование имущество (движимое и недвижимое), предназначенное для
организации досуга и обеспечения жителей Поселения услугами культуры, а
также для организации библиотечного обслуживания, находящееся в
собственности Поселения, по отдельному договору и передаточным актам.
3.1.2. Создать необходимые условия для повседневной деятельности
учреждений культуры, расположенных на территории Поселения.
3.1.3. Передать субвенции на организацию деятельности учреждений
культуры, а также доли финансирования на осуществление деятельности
межпоселенческих учреждений (организаций) культуры.
3.1.4. Оказывать дополнительную финансовую помощь для организации
подписки на периодические издания, укрепления материально-технической
базы; проведения косметического и капитального ремонтов учреждений
культуры; проведения культурно-массовых мероприятий, обрядов, создания
клубных формирований с учетом интересов и потребностей населения
поселений за счет остатков средств по итогам года или профицита бюджета
Поселения.
4. Порядок передачи имущества и финансирования
4.1. Поселение передает Муниципальному району в безвозмездное
бессрочное пользование имущество, предназначенное для осуществления
полномочий и организации деятельности межпоселенческих учреждений
(организаций) культуры.
4.2. Передача зданий и помещений учреждений культуры другим
организациям (в том числе организациям культуры) может осуществляться
только с обоюдного согласия Поселения и Муниципального района.
4.3. Безвозмездно полученные учреждением культуры денежные средства
и материальные ценности, в том числе здания, сооружения, оборудование,
транспортные средства, из благотворительных и иных фондов, от
государственных и частных предприятий и организаций, отдельных граждан,
равно как и имущество, приобретенное учреждением за счет собственных
средств, являются собственностью Поселения.
4.4. Для осуществления переданных полномочий Муниципальному району
на содержание учреждений культуры Поселения, осуществление их уставной
деятельности, на содержание межпоселенческих учреждений культуры, на
осуществление бухгалтерского учета, методической помощи, технического
обслуживания предоставляются субвенции в размере средств, утвержденных в
смете учреждения. Субвенции на выплату заработной платы и оплату
коммунальных услуг передаются не позднее 10 числа каждого месяца.
4.5. Поселение передает субвенции из расчета ________ рублей на
жителя Поселения.
5. Ответственность сторон
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств
стороны несут ответственность в соответствии с действующим
законодательством.
5.2. За несвоевременное перечисление Поселениями субвенций
взимается пеня в размере трехсотой части действующей ставки
рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
5.3. За нецелевое использование Муниципальным районом субвенций
взимается штраф в размере двойной ставки рефинансирования Банка России
от суммы нецелевого использования бюджетных средств.
6. Вступление Соглашения в силу, срок его действия и порядок расторжения
6.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 200__ года и действует
до 31 декабря 200__ года (рекомендуется заключать на 3 года).
6.2. Досрочное расторжение Соглашения возможно по взаимному
согласию сторон.
6.3. Расторжение Соглашения по инициативе одной из сторон возможно
в случае, установленном вступившим в силу решением суда о нарушении
другой стороной условий Соглашения.
6.4. Любые изменения или дополнения к Соглашению должны совершаться
в письменном виде за подписью сторон.
6.5. Настоящее Соглашение составляется в двух экземплярах, имеющих
одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
7. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон
Глава поселения _________________________ (подпись) (место печати) |
Руководитель исполнительного комитета муниципального района ____________________________ (подпись) (место печати) |
* Пункты, выделенные курсивом, включаются в настоящее Соглашение при условии передачи сельскими поселениями муниципальному району субсидий на осуществление полномочий в сфере культуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждены Методические рекомендации по исполнению муниципальными образованиями Республики Татарстан полномочий в сфере культуры. Рекомендации распространяются на библиотечное обслуживание, создание условий для досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры, развитие местного традиционного народного художественного творчества, дополнительное художественное образование детей, работы по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране памятников истории и культуры, деятельность музеев.
Приведены формы Соглашения между органом местного самоуправления городского, сельского поселения и органом местного самоуправления муниципального района о передаче муниципальному району части полномочий городского, сельского поселения по вопросу создания условий для организации доступа и обеспечения жителей поселения услугами библиотеки, Договора между исполнительным комитетом муниципального района и учреждением культуры - межпоселенческой библиотекой муниципального района о передаче книжного (документного) фонда всех библиотек муниципального района межпоселенческой районной библиотеке, Акта передачи книжного фонда в библиотеку городского, сельского поселения и Соглашения о передаче полномочий поселением в муниципальный район.
Распоряжение КМ РТ от 7 сентября 2009 г. N 1128-р
Текст распоряжения официально опубликован не был