Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 15 декабря 2008 г. N 888
"Об утверждении Программы повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан"
В целях повышения качества предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан.
2. Рекомендовать руководителям исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан обеспечить создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан.
3. Министерству экономики Республики Татарстан совместно с Центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан осуществлять мониторинг предоставления государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф. Муратова.
Премьер-министр |
Р.Н. Минниханов |
Программа
повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 15 декабря 2008 г. N 888)
Паспорт Программы
Наименование программы |
Программа повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы |
Министерство экономики Республики Татарстан |
Разработчики Программы |
Министерство экономики Республики Татарстан, Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан, государственное учреждение "Центр информационных технологий Республики Татарстан" |
Цели Программы |
Обеспечение стандартов качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг на основе создаваемых в Республике Татарстан многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) |
Задачи Программы |
Создание правовой основы для оптимизации межведомственного взаимодействия, сокращения сроков предоставления услуг республиканскими, федеральными и муниципальными органами власти и учреждениями; создание системы информационного обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг, реализующей ускорение выполнения отдельных операций, и эффективное информационное взаимодействие участников предоставления услуги; организационное и материально-техническое обеспечение создания и функционирования МФЦ |
Сроки и этапы реализации Программы |
Первый этап - 2008-2009 годы: создание МФЦ в пяти муниципальных образованиях Республики Татарстан (муниципальное образование г. Казани, Альметьевский муниципальный район, Зеленодольский муниципальный район, Кукморский муниципальный район, Лениногорский муниципальный район); Второй этап - 2009-2010 годы: создание МФЦ во всех муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан |
Источники финансирования Программы |
Средства федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и бюджетов органов местного самоуправления |
Ожидаемые конечные результаты и показатели реализации Программы |
Создание МФЦ во всех муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан; снижение на 30 процентов коррупционных рисков, рассчитываемых как доля услуг, предоставленных гражданам в режиме "единого окна"; уменьшение срока ожидания в очереди до 30 минут; не менее чем двукратное сокращение временных и денежных затрат граждан при получении государственных и муниципальных услуг; уменьшение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг |
Введение
Настоящая Программа разработана в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 мая 2008 N 805-р "О разработке программы повышения качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров до 2010 года".
Программа реализует основные цели и задачи второго этапа административной реформы в Республике Татарстан по повышению эффективности взаимодействия федеральных органов государственной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ в соответствии с федеральной Концепцией административной реформы в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р (с изменениями от 9 февраля 2008 г. N 157-р).
Основной целью разработки Программы является обеспечение стандартов качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг на основе создания МФЦ.
МФЦ - это организации, учрежденные или уполномоченные Кабинетом Министров Республики Татарстан или органом местного самоуправления для организации обеспечения предоставления федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, а так же услуг, предоставляемых органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в режиме "единого окна".
Режим "единого окна" при предоставлении государственных и муниципальных услуг - это обеспечение физическим и юридическим лицам таких условий получения государственных и муниципальных услуг, при которых прием (выдача) документов физических и юридических лиц в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг производится однократно и единовременно, а все необходимые дальнейшие процедуры, в том числе межведомственные согласования и предоставление ведомствами требуемой для предоставления государственных и муниципальных услуг информации, осуществляются государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и МФЦ самостоятельно в соответствии с утвержденными административными регламентами и другими нормативными правовыми актами.
МФЦ являются центрами ответственности за организацию предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "единого окна" и от имени заявителя осуществляют взаимодействие с органами власти всех уровней, иными организациями при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Реализация Программы призвана обеспечить повышение удобства предоставления услуг за счет создания единого места предоставления наиболее массовых услуг в муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан. Внедрение механизма предоставления услуг в режиме "единого окна" снижает коррупционные риски, уменьшая и исключая прямые контакты получателей услуг с должностными лицами государственных и муниципальных органов власти, иных учреждений и организаций.
Мировой опыт показывает, что МФЦ являются наиболее удобной формой обслуживания населения при предоставлении услуг государственными и муниципальными органами власти и учреждениями.
Самыми активными приверженцами создания подобных центров обслуживания населения (далее - ЦОН) в Германии стали местные власти (городские, районные и поселковые). Характерным примером возникновения инициативы на местах является г. Унна, в котором первый ЦОН был открыт еще в 1984 году и имел четыре филиала (front-office). Исходной предпосылкой стало то, что все государственные услуги, которые являются достаточно простыми и могут быть обработаны в короткие сроки, должны предоставляться в одном месте. Как правило, в Германии созданные ЦОН оказывают такие услуги, как гражданская регистрация, регистрация транспортных средств, большинство услуг в сфере социального обеспечения, получение разрешений на строительство и регистрацию бизнеса (в ФРГ вышеперечисленные услуги относятся к полномочиям местного самоуправления). Здесь необходимо подчеркнуть, что принцип "единого окна" означает, что один сотрудник предоставляет заявителю все услуги или пакет услуг.
В одних случаях ЦОН, как в г. Унна, выступает исполнителем и самостоятельно предоставляет комплекс услуг, в других случаях, как в г. Русселсхеим, ЦОН выступает преимущественно как единый центр услуг (концепция "супермаркета услуг"), собранных в одном месте в целях обеспечения большей доступности и удобства.
К примеру, в штате Бахия (Бразилия) созданы ЦОН, которые объединили представительства государственных органов уровня федерации, штата и города для предоставления в одном месте услуг, наиболее часто востребованных населением. Как показывает практика, на этом этапе были выбраны достаточно простые услуги, не требующие значительных трудовых, временных ресурсов, технического обеспечения, которые могли быть предоставлены в одном месте. В число таких услуг чаще всего входили: регистрация по месту жительства, акты гражданского состояния, продление водительских прав, регистрация бизнеса.
По состоянию на 2001 год система центров объединяла услуги 29 организаций, включая Государственный департамент автотранспортных средств, Министерство социальной защиты, Министерство сельского хозяйства и аграрных реформ, Департамент муниципальных услуг, Департамент труда и социальной защиты, Агентство общественной безопасности, Федеральную полицию, Государственную водную и очистную компанию, Гражданский суд, Частную электрическую компанию штата Бахия. Свыше 500 различных услуг предлагается участниками таких центров.
Специально созданное Агентство по развитию системы государственных услуг и поддержке граждан штата отвечает за обеспечение качества государственных услуг в штате. Указанное агентство администрирует систему ЦОН. Агентство имеет особый статус в администрации губернатора и ежегодно выделяемый бюджет.
В ряде случаев ЦОН действуют как вспомогательное звено при взаимодействии населения с отдельными государственными и муниципальными службами, принимая заявления от граждан, проводя их первичную обработку и передавая далее в соответствующие службы. Но граждане имеют возможность обратиться напрямую в эти органы.
В Австралии с принятием в 1997 году Закона "Об агентствах по предоставлению услуг в Содружестве" было создано государственное учреждение "Centrelink" (далее - "Centrelink"), работающее по принципу "единого окна", возникшее в результате слияния отделов по предоставлению услуг Министерства социального обеспечения, Министерства по трудоустройству, Министерства образования при значительной поддержке Министерства финансов. В настоящее время указанное учреждение предоставляет услуги от имени и в партнерстве с 25 федеральными министерствами и государственными агентствами посредством сети "Интернет", телефонизированных центров по обслуживанию клиентов и через обычные офисы.
"Centrelink" предоставляет услуги Министерства труда, Министерства транспорта, Министерства по делам ветеранов, Министерства здравоохранения, Министерства образования, Министерства сельского хозяйства, Министерства иностранных дел, Министерства торговли, Министерства коммуникаций и информационных технологий и ряда других.
"Centrelink" не финансируется напрямую из бюджета, а получает средства за счет контрактов на предоставление услуг. Такой подход считается хорошей мотивацией для обеспечения качества услуг. Как правило, "Centrelink" заключает контракты сроком на три года.
Эффективность исполнения контрактов с соответствующими министерствами-клиентами оценивается на основе количественных и качественных данных, собираемых каждый месяц и характеризующих способность "Centrelink" выполнять обязательства по контрактам. Министерства имеют право расторгнуть контракты, если они недовольны качеством услуг, предоставляемых "Centrelink".
Таким образом, мировой опыт показывает, что повышение удобства, оперативности и качества услуг достигается реализацией следующих подходов:
закреплением полномочий предоставления различных государственных и муниципальных услуг за единым исполнителем (г. Унна, "Centrelink") и созданием территориальных офисов данной организации;
организацией предоставления наиболее востребованных услуг различных органов власти и учреждений в одном месте (Бразилия);
созданием центров ответственности, выступающих от имени граждан и юридических лиц при предоставлении услуг, которые ранее требовали от заявителей самостоятельного обращения в различные органы власти (Российская Федерация).
На современном этапе совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан предполагается создание органами местного самоуправления центров ответственности за предоставление гражданам услуг в режиме "единого окна" и повышение удобства получения тех услуг, которые предоставляются организациями и ведомствами в одном месте.
На территории Республики Татарстан наиболее массовыми услугами, требующими создания системы "единого окна", являются: подготовка документов на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, гаражи, под сады, огороды, оформление рекламных паспортов, земельных участков, наследства, перевод категорий жилых помещений в нежилые, паевых земель в собственность граждан, документов по дачной амнистии, документов при предоставлении свободных земельных участков под застройку, выдача разрешения на строительство, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, а также услуги, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, основными задачами МФЦ в Республике Татарстан являются:
организация предоставления услуг в режиме "единого окна";
сокращение количества контактов заявителя с должностными лицами и организациями;
уменьшение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг;
уменьшение срока ожидания в очереди;
повышение комфортности предоставления услуг, в том числе за счет использования инфокоммуникационных технологий;
увеличение количества услуг, предоставляемых в одном месте.
1. Содержание проблемы и опыт решения
Основными проблемами при предоставлении государственных и муниципальных услуг являются:
недостаточное информирование граждан о порядке и условиях получения услуги;
большое количество времени, затрачиваемого на предварительный сбор и оформление документов;
большое количество времени, затрачиваемого на ожидание в очереди на прием и выдачу документов;
неудобство мест приема населения;
высокая стоимость услуги;
большое количество представляемых документов;
необходимость личного повторного обращения в разные государственные и муниципальные органы;
необходимость сбора и представления одних и тех же документов в разные государственные и муниципальные органы;
недостаточный уровень образованности и состояния здоровья для самостоятельного прохождения процедуры получения услуг у пожилых граждан.
Наибольшие трудности доставляет получение услуг, связанных с предварительным сбором документов от множества различных органов, предполагающее многочисленные контакты с чиновниками.
Например, в Лениногорском муниципальном районе до создания МФЦ:
сбор документов занимал у заявителя от 3 месяцев до 1 года, а регистрация права собственности и получение документов - от 1 до 2 месяцев;
количество посещений органов власти и учреждений - не менее 10;
время ожидания в очереди для сдачи документов составляло 4 часа и более;
время на получение документов - 1 час и более;
жителям сельских поселений для получения услуг приходилось посещать г. Лениногорск от 4 до 10 раз.
После создания в г. Лениногорске МФЦ ситуация изменилась следующим образом:
сбор документов осуществляется не заявителем, а сотрудниками муниципального унитарного предприятия "Многофункциональный центр недвижимости" (далее - МФЦН);
время сбора документов, регистрация права и выдача свидетельства не превышает 60 дней (по сложным услугам);
время ожидания при подаче и получении документов - 15-30 минут;
количество посещений МФЦН заявителем - 2-3 раза.
Внедрение системы "единого окна" и необходимость упрощения предоставления услуг упирается в то, что сбор промежуточных документов требует в соответствии с действующим законодательством личного присутствия гражданина и влечет за собой необходимость неоднократных приездов и посещений органов власти либо оплаты нотариальной доверенности и дорогостоящих услуг посредников, что для большинства граждан затруднительно.
В целях создания правовой базы для представления МФЦ интересов заявителя перед органами власти и организациями - участниками предоставления услуг необходимы соответствующие изменения в федеральном законодательстве, устанавливающие право МФЦ совершать от имени заявителя действия, связанные с получением услуги, либо право удостоверять доверенность на совершение упомянутых действий.
Представляется очевидным, что для создания условий более эффективного реагирования органов государственной власти на обращения граждан и юридических лиц необходимо сокращать сроки их рассмотрения. Согласно статье 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" сокращение сроков рассмотрения по отдельным видам обращений является прерогативой самих государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Закрепление в указанном Законе максимального срока рассмотрения обращения не ограничивает права государственного органа или должностного лица установить более сжатые сроки рассмотрения обращений.
2. Цели и задачи Программы
2.1. Основной целью Программы является обеспечение стандартов качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг на основе создания МФЦ во всех муниципальных образованиях Республики Татарстан.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
создание правовой основы деятельности МФЦ;
создание системы информационного обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг;
организационное и материально-техническое обеспечение создания и функционирования МФЦ.
2.2. Одной из самых важных задач является создание правовой основы для оптимизации межведомственного взаимодействия, сокращения сроков предоставления услуг федеральными органами власти и учреждениями.
В целях обеспечения прав граждан, устранения бюрократических препятствий и усиления борьбы с коррупцией при реализации их имущественных прав, повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при осуществлении гражданами сбора документов для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Президент Республики Татарстан принял Указ от 20 февраля 2008 г. N УП-77 "О мерах по организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при осуществлении гражданами сбора документов для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Реализация данного Указа, создание эффективной системы межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг требуют:
разработки и подписания рамочных соглашений о взаимодействии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе о легитимности запросов в электронной форме;
разработки типового регламента работы и устава МФЦ;
разработки регламентов предоставления сложных взаимосвязанных услуг, предусматривающих автоматизированную систему документооборота и электронный контроль исполнения этапов предоставления услуги.
2.3. Не менее важна модернизация информационного обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг, которая является основным инструментом повышения качества предоставления услуг путем ускорения выполнения отдельных операций и перевода взаимодействия участников предоставления услуги в электронную форму.
Ключевым решением в этом случае является разработка единой информационно-коммуникационной системы предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечивающей:
регистрацию в информационной системе всех обращений физических и юридических лиц (в том числе посредством телефонных звонков, сети "Интернет", почтовой доставки, личного обращения) в МФЦ по поводу получения государственных и муниципальных услуг;
присвоение уникального идентификационного номера каждому обращению, предоставляемое физическому или юридическому лицу, обратившемуся за предоставлением услуги, который сохраняется на всех стадиях предоставления услуги, в том числе при передаче документов другим организациям;
разработку единой системы удаленной "электронной очереди" с использованием сети "Интернет", терминалов и единого центра обработки обращений (далее - call-центр) для предварительной записи граждан на прием;
регистрацию всеми участниками МФЦ в информационной системе фактов прохождения каждой стадии (этапа) предоставления государственной услуги (в том числе жалобы);
оплату государственных пошлин и иных плат за услуги через инфокиоски;
регистрацию и обработку жалоб и иных информационных сообщений физических и юридических лиц по вопросам оказания государственных услуг, в том числе связанных с конкретными уникальными идентификационными номерами обращений;
автоматизированную информационную систему мониторинга предоставления государственных услуг;
обмен сведениями между различными ведомственными информационными системами посредством отправки и получения информации в электронной форме с использованием ресурсов республиканского информационного центра.
Автоматизированная информационная система предоставления государственных и муниципальных услуг дает возможность для физических и юридических лиц посредством сети "Интернет" (обращения на сайт), терминала либо телефонного звонка в call-центр, используя уникальный идентификационный номер обращения о предоставлении государственных услуг, отслеживать стадии рассмотрения их обращений, получать сведения в соответствии со стандартом государственной услуги, в т.ч. об ответственных лицах, их контактной информации, а также направлять жалобы и давать оценку качества предоставленных услуг.
Организация электронного межведомственного обмена данными между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления и другими организациями при предоставлении сложных услуг с использованием специализированного программного обеспечения и средств связи предусматривает:
использование ресурсов общероссийского государственного информационного центра;
использование ресурсов республиканского информационного центра;
обеспечение экстерриториального принципа приема документов;
внедрение системы "электронный архив";
создание автоматизированных библиотек образцов документов постоянного хранения;
обеспечение легитимного межкорпоративного обмена данными участников предоставления услуг с применением электронной цифровой подписи;
подготовку перехода на полностью безбумажный легитимный обмен в клиентоориентированной сфере деятельности участников предоставления услуг.
2.4. В число задач Программы входит организационное обеспечение создания и функционирования МФЦ, включающее:
размещение МФЦ, органов власти и их представительств в едином месте;
обучение персонала МФЦ и переподготовка специалистов органов и организаций - участников предоставления услуг;
создание комфортных мест приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам при предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ, включая дополнительные бесплатные услуги: снятие копий документов, консультирование по вопросам подготовки документов, заполнение бланков вместо заявителя.
Материально-техническое обеспечение создания и функционирования МФЦ включает в себя:
финансирование создания и функционирования МФЦ;
выделение зданий и помещений, их ремонт и реконструкцию;
закупку и ввод в эксплуатацию вычислительно-коммуникационного комплекса, увеличение производительности и прокладку новых каналов связи.
3. Стандарты МФЦ
Наименование стандарта |
Параметры МФЦ |
|
Первый этап |
Второй этап |
|
Примерное количество услуг, предоставляемых в МФЦ |
20 |
45 |
Участники МФЦ |
Управление Роснедвижимости по Республике Татарстан; федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан; Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан; Республиканское унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан; филиал Федерального агентства кадастра объектов недвижимости "Ростехинвентаризация - Федеральное Бюро технической инвентаризации" по Республике Татарстан; межующие организации |
Управление Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан; Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан; Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан; Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан; федеральное государственное учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан"; Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан |
Организационно-правовая форма МФЦ |
открытое акционерное общество; муниципальное унитарное предприятие; государственное учреждение; автономное учреждение; подразделения муниципальных образований |
открытое акционерное общество; муниципальное унитарное предприятие; государственное учреждение; автономное учреждение |
Размещение МФЦ |
При проектировании здания (строения) МФЦ учитывается пешеходная доступность от остановок общественного транспорта. При строительстве нового здания (строения) учитывается 10-минутная доступность от остановок общественного транспорта для городских территорий и 20-минутная доступность для сельских территорий. Дорога от близлежащих остановок общественного транспорта до здания (строения) МФЦ оборудуется указателями. Помещения для работы с гражданами размещаются на нижних этажах зданий. Для удобства работы необходим отдельный вход |
|
Оформление входа в здание |
Вход в здание оборудуется удобной лестницей с поручнями, а также пандусами для беспрепятственного передвижения инвалидных колясок. Здание МФЦ оборудуется информационной табличкой (вывеской), предназначенной для доведения до сведения заинтересованных лиц следующей информации: место нахождения и юридический адрес; режим работы; адрес регионального портала государственных (муниципальных) услуг; телефонные номера и адреса электронной почты справочной службы МФЦ. Информационные таблички размещаются рядом с входом либо на двери входа так, чтобы их хорошо видели посетители. Фасад здания (строения) оборудуется осветительными приборами, которые позволят в течение рабочего времени данного МФЦ ознакомиться с информационными табличками |
|
Парковочные места |
МФЦ оборудуются стоянками для автомобильного транспорта граждан - получателей государственных (муниципальных) услуг. Количество парковочных мест определяется в зависимости от интенсивности работы и количества получателей государственных (муниципальных) услуг, обращающихся в МФЦ. При расчете количества парковочных мест за основу принимается количество обращений граждан за период. Для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на каждой стоянке выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места), которые не должны занимать иные транспортные средства. Предоставляется бесплатный доступ получателям государственных (муниципальных) услуг к парковочным местам |
|
Сектор приема граждан |
При реконструкции и строительстве новых зданий (сооружений) МФЦ организуется сектор приема граждан "зального" типа, при этом части помещения отделяются перегородками в виде киосков (окон). Для сотрудника МФЦ и гражданина, находящегося на приеме, должны быть предусмотрены места для сидения и раскладки документов. Передача документов должна осуществляться без необходимости покидать место как сотрудником МФЦ, так и гражданином. Рабочее место сотрудника МФЦ должно обеспечивать ему возможность свободного входа и выхода из помещения при необходимости. Рабочее место сотрудника МФЦ должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к информационной системе федерального органа исполнительной власти, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, участвующего в процессе предоставления государственной (муниципальной) услуги, принтером |
|
Количество окон приема и выдачи документов (минимальное количество): |
|
|
в муниципальных образованиях с численностью населения менее 25 тыс.человек |
10 |
|
в муниципальных образованиях с численностью населения от 25 тыс.человек до 50 тыс.человек |
15 |
|
в муниципальных образованиях с численностью населения от 50 тыс.человек до 100 тыс.человек |
20 |
|
в муниципальных образованиях с численностью населения от 100 тыс.человек до 150 тыс.человек |
25 |
|
в муниципальных образованиях с численностью населения от 150 тыс.человек до 200 тыс.человек |
30 |
|
в муниципальных образованиях с численностью населения от 200 тыс.человек до 500 тыс.человек |
35 |
|
в муниципальных образованиях с численностью населения свыше 500 тыс.человек |
40 и более |
|
Помещения для ожидания и приема граждан - получателей государственных (муниципальных) услуг |
В зданиях (строениях) МФЦ оборудуются секторы информирования, ожидания и приема граждан. В новых зданиях (строениях) для организации зала приема граждан выделяется просторное помещение, в котором оборудуется сектор ожидания очереди, сектор информирования и сектор приема граждан, оборудованный в виде киосков (окон) |
|
Сектор ожидания |
Габаритные размеры сектора ожидания определяются с учетом необходимости создания оптимальных условий для работы сотрудников МФЦ, а также для комфортного обслуживания посетителей. В секторе ожидания предусматривается естественное и искусственное освещение, окна оборудуются регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др., помещение оснащается оборудованием для поддержания температуры, влажности и скорости движения воздуха в соответствии с действующими санитарными нормами микроклимата производственных помещений. Сектор ожидания оборудуется туалетом. Сектор ожидания оборудуется стульями, креслами, столами (стойками) для возможности оформления документов. В секторе ожидания очереди рекомендуется иметь систему звукового информирования и применять указанную систему для информирования престарелых и слабовидящих граждан. В секторе ожидания предусматривается размещение устройства для (платного) ксерокопирования документов, таксофонов городской и внутренней связи, использования электронной почты и факсимильных аппаратов, а также печатающих устройств (платно) |
Операционный зал рекомендуется оборудовать электронной системой управления очередью, которая предназначена оптимизировать потоки посетителей. Инструкция и схема по эксплуатации системы управления очередью должна быть размещена на информационном стенде. Дополнительно необходимо обеспечить дистанционную запись заинтересованных лиц по телефону, электронной почте и через региональный портал государственных и муниципальных услуг. Электронная система управления очередью включает: большие дисплеи, монтируемые на стену или подвешиваемые к потолку (количество зависит от конфигурации); малые дисплеи, которые монтируются на каждом рабочем месте сотрудника МФЦ, принимающего посетителей; корпус для сенсорного экрана, компьютера и принтера, печатающего талоны; сенсорный экран (Touch Screen); звуковые колонки с усилителем; компьютерную программу обслуживания очереди. Электронная система управления очередью функционирует в течение всего времени приема граждан и исключает возможность ее произвольного отключения сотрудниками МФЦ. Технология обслуживания граждан с помощью электронной системы управления очередью должна исключать возможность получения государственной (муниципальной) услуги вне электронной очереди. Электронная система управления очередью должна позволять идентифицировать лицо, обратившееся за получением государственной (муниципальной) услуги, чтобы исключить возможность использования номеров талона третьими лицами. В секторе ожидания необходимо размещение касс кредитных учреждений (отделений банков) по приему платежей (банкоматов) |
Количество мест ожидания (минимальное количество): в муниципальных образованиях с численностью населения менее 25 тыс.человек |
25 |
|
в муниципальных образованиях с численностью населения от 25 тыс.человек до 50 тыс.человек |
37 |
|
в муниципальных образованиях с численностью населения от 50 тыс.человек до 100 тыс.человек |
50 |
|
в муниципальных образованиях с численностью населения от 100 тыс.человек до 150 тыс.человек |
62 |
|
в муниципальных образованиях с численностью населения от 150 тыс.человек до 200 тыс.человек |
75 |
|
в муниципальных образованиях с численностью населения от 200 тыс.человек до 500 тыс.человек |
87 |
|
в муниципальных образованиях с численностью населения свыше 500 тыс.человек |
100 и более |
|
Сектор информирования |
Сектор информирования граждан располагается в непосредственной близости от сектора ожидания очереди и предназначен для ознакомления с информационными материалами. Сектор информирования оборудуется информационными стендами. Стенды должны находиться в доступном для просмотра (в том числе при большом количестве посетителей) месте, на них должна располагаться информация в удобной для восприятия форме. Информационные стенды могут быть оборудованы карманами формата А4, в которых размещаются информационные листки. Информационные стенды содержат актуальную и исчерпывающую информацию, необходимую для получения государственной услуги, в частности: административный регламент предоставления государственной услуги и (или) исполнения государственной функции; термины и определения, которые необходимо знать и применять физическими и юридическими лицами при обращении в федеральный орган исполнительной власти; наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них (должны обновляться не реже одного раза в месяц); рисунки, блок-схемы и иные графические изображения, описывающие и разъясняющие правила и особенности получения государственных (муниципальных) услуг; информацию в текстовом виде и в виде блок-схемы, наглядно отображающей алгоритм прохождения административной процедуры; инструкцию и схему по эксплуатации электронной системы управления очередью; почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты и адрес регионального портала государственных и муниципальных услуг; почтовые адреса, телефоны, адреса электронной почты и адреса официальных сайтов территориальных органов и центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления, организаций, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, последовательность их посещения и время приема; банковские реквизиты для оплаты государственной пошлины и адреса нахождения ближайших банковских учреждений, в которых можно произвести оплату государственной пошлины; контактные телефоны сотрудников МФЦ, осуществляющих консультационную деятельность для физических и юридических лиц по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг; телефон "горячей линии" и call-центра; список документов, необходимых для получения услуги; образцы заполнения форм бланков, необходимых для предъявления в МФЦ в целях получения государственной (муниципальной) услуги; другие информационные материалы, необходимые для получения государственной (муниципальной) услуги. Сектор информирования оборудуется стульями, столами (стойками) для возможности оформления документов. Столы должны быть размещены в стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота инвалидных колясок. МФЦ (организация, отобранная на конкурсной основе или назначенная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для обеспечения непрерывности подготовки и выдачи документов ведомствами-участниками и обеспечения организационно-технических условий, необходимых работникам МФЦ для исполнения ими должностных обязанностей) организует работу по поддержанию в актуальном состоянии регионального портала государственных и муниципальных услуг, с помощью которого граждане могут получить всю информацию о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых МФЦ, и режиме его работы. На портале должны быть представлены образцы всех документов и возможность электронного заполнения необходимых форм и бланков с привязкой к конкретному МФЦ (при технической возможности указанная функция может быть совмещена с электронной системой управления очередью) |
Сектор информирования может быть оборудован световым информационным табло (видеоэкран с информацией). Световое информационное табло размещается недалеко от входа в помещение, где осуществляется прием граждан. В секторе информирования устанавливаются инфоматы (информационно-справочные терминалы) со справочно-информационными системами. Инфомат, предназначенный для использования гражданами, не должен быть подключен к локальной сети МФЦ. Инфомат оборудуется выходом в сеть "Интернет". Если зал для приема заинтересованных лиц рассчитан на 10 и более окон, то инфоматов со справочно-информационными системами должно быть не менее двух |
Организация телефонного взаимодействия с получателями государственных (муниципальных) услуг |
Получатели государственных (муниципальных) услуг должны иметь возможность получить по телефону необходимую информацию быстро и комфортно, в частности: соединение с сотрудником МФЦ должно происходить не позже пятого телефонного зуммера; сотрудники МФЦ в случае, если не могут содержательно ответить на вопрос гражданина немедленно, обязаны перезвонить заинтересованному лицу в течение 48 часов; допускается не более одной переадресации звонка к сотруднику МФЦ, который может содержательно ответить на вопрос гражданина |
При большом количестве звонков граждан целесообразна организация отдельной телефонной информационной системы ("горячей линии", call-центра), с помощью которой заинтересованные лица могут получить ответы на часто задаваемые вопросы, а также информацию о получении государственных (муниципальных) услуг, включая адреса и телефоны МФЦ, режим его работы. Должна быть предусмотрена возможность переадресации звонка на сотрудников федеральных органов исполнительной власти, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, непосредственно предоставляющих государственные (муниципальные) услуги. Рабочее место сотрудника МФЦ, обеспечивающего работу call-центра, должно быть оборудовано с учетом его информационной оснащенности и звуковой изолированности |
3. Общие требования к помещению |
Требования к помещению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", помещения должны быть оборудованы противопожарной системой и средствами порошкового пожаротушения, системой охраны |
Во всех помещениях приема граждан устанавливается система видеонаблюдения с возможностью видеозаписи |
4. Этапы развития МФЦ
4.1. Основные задачи первого этапа (2008-2009 годы):
организация предоставления наиболее массовых и сложных услуг в режиме "единого окна";
внедрение единой информационно-коммуникационной системы предоставления государственных и муниципальных услуг в пилотных МФЦ;
подготовка условий для расширения состава услуг.
Расширение числа услуг может происходить путем:
предоставления права МФЦ принимать и выдавать документы (в случае если это не противоречит действующим нормам права и позволяет органу власти своевременно исполнять регламент и обеспечивать качество предоставления услуги органом власти);
создания условий органам власти (их представителям) для предоставления услуг на территории МФЦ.
На этом этапе должны быть разработаны и утверждены регламенты предоставления сложных услуг и заключены соглашения, обязывающие стороны следовать регламентам в случаях, когда участники сложной услуги принадлежат различным уровням власти.
В число участников предоставления услуги, с которыми необходимо заключить соглашения на этом этапе, войдут:
Управление Роснедвижимости по Республике Татарстан;
федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан;
Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан;
Республиканское унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;
филиал Федерального агентства кадастра объектов недвижимости "Ростехинвентаризация - Федеральное Бюро технической инвентаризации" по Республике Татарстан;
межующие организации.
Органы местного самоуправления и их подразделения будут действовать на основании регламентов, утвержденных главами муниципальных образований Республики Татарстан.
В режиме "единого окна" планируется предоставлять следующие наиболее массовые услуги:
оформление права собственности на земельный участок, на котором расположен гараж, построенный до 30 октября 2001 года;
оформление права собственности на земельный участок, на котором расположено индивидуальное жилое строение, возведенное до 30 октября 2001 года;
оформление права собственности на земельный участок, на котором расположено индивидуальное жилое строение, возведенное после 30 октября 2001 года;
оформление права собственности на земельный участок, выделенный под сад или огород до 30 октября 2001 года;
изъятие земельного участка из пользования или собственности физического лица (по заявлению);
изъятие части земельного участка из пользования или собственности физического лица (по заявлению);
изменение целевого назначения земельного участка;
изменение целевого назначения части земельного участка;
перевод в другую категорию земель сельскохозяйственного назначения;
оформление сделок с землей сельскохозяйственного назначения (общедолевые (паевые) земли сельскохозяйственного назначения): выделение, предоставление в аренду, продажа;
предоставление земельного участка в аренду, находящегося в государственной (муниципальной) собственности;
предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства из земель государственной и муниципальной собственности и регистрация права пользования на него (с предварительным согласованием места размещения);
предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства из земель государственной и муниципальной собственности и регистрация права пользования на него (без предварительного согласования места размещения);
предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства из земель государственной и муниципальной собственности и регистрация права собственности;
оформление (закрепление) муниципального имущества (земельного участка) на праве оперативного управления (либо безвозмездного пользования или иного) за муниципальным учреждением;
оформление (закрепление) муниципального имущества (строения, сооружения) на праве оперативного управления (либо безвозмездного пользования или иного) за муниципальным учреждением;
оформление документов при переводе жилого помещения в нежилое;
оформление документов при перепланировке или переустройстве жилого помещения;
оформление документов при передаче жилых помещений в собственность граждан;
изменение целевого назначения нежилого помещения;
справочно-консультационные услуги предоставляемые телефонными службами ("112", Единая справочная служба по государственным (муниципальным) услугам "115").
4.2. Основные задачи второго этапа (2009-2010 годы):
внедрение информационно-коммуникационной системы предоставления государственных и муниципальных услуг;
расширение состава предоставляемых МФЦ услуг, включая услуги, предоставляемые для предпринимателей, услуги, связанные с земельно-имущественными отношениями, и услуги, определяющие гражданско-правовой статус.
На этом этапе запланировано заключение также соглашений со следующими органами и организациями:
1) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти:
Управление Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан;
Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан;
Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан;
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан;
Федеральное государственное учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан";
2) исполнительные органы государственной власти и иные организации Республики Татарстан:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.
Примерный перечень услуг в МФЦ на втором этапе развития:
1. Выдача разрешений на строительство.
2. Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта.
3. Выдача личных медицинских книжек.
4. Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз.
5. Рассмотрение жалоб на качество товаров и услуг.
6. Предоставление статуса вынужденного переселенца, продление срока его действия, утрата и лишение статуса вынужденного переселенца, а также учет вынужденных переселенцев.
7. Выдача разрешения на работу иностранным гражданам.
8. Выдача заграничного паспорта.
9. Регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
10. Перерегистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
11. Выдача выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
12. Выдача выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
13. Согласование планов природоохранных мероприятий, планов мероприятий по снижению выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду для достижения нормативов предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов со сроками поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и предельно допустимых сбросов.
14. Согласование планов мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
15. Рассмотрение и согласование планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
16. Участие представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в работе комиссии по приемке завершенного строительством объекта.
17. Согласование места размещения объекта строительства Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
18. Регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, иных машин и прицепов к ним, выдача на них государственных регистрационных знаков.
19. Проведение государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, иных машин и прицепов к ним.
20. Регистрация залога тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, иных машин и прицепов к ним.
21. Прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдача удостоверения тракториста-машиниста.
22. Рассмотрение претензии владельца поднадзорной машины и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники.
23. Выдача образовательному учреждению свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для государственной аккредитации и выдачи лицензий на право подготовки трактористов-машинистов.
24. Льготное кредитование строительства (или приобретения) жилья для специалистов, работающих на сельскохозяйственных предприятиях.
25. Возмещение ущерба, нанесенного сельхозтоваропроизводителям в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
26. Выдача разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты).
27. Выдача заключения по результатам рассмотрения материалов проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
5. Основные мероприятия Программы
6. Обоснование ресурсного обеспечения основных мероприятий Программы
На реализацию настоящей Программы предусматривается направить финансовые средства в объеме 225 млн.рублей, из них: 30 процентов - из бюджета Республики Татарстан и 70 процентов - из бюджетов органов местного самоуправления. Средства федерального бюджета могут быть использованы в случае принятия соответствующих федеральных целевых программ.
МФЦ создаются во всех 43 муниципальных районах и в двух городских округах Республики Татарстан.
Для создания МФЦ в одном муниципальном районе потребуется 5,0 млн. рублей.
Индикаторы достижения целей Программы включаются в ежегодно заключаемые соглашения между Министерством экономики Республики Татарстан и муниципальными образованиями Республики Татарстан.
7. Конечные результаты
Результаты выполнения Программы:
создание МФЦ во всех муниципальных районах и городских округах Республики Татарстан;
снижение на 30 процентов коррупционных рисков, рассчитываемых как доля услуг, предоставленных гражданам в режиме "единого окна";
уменьшение срока ожидания в очереди до 30 минут;
не менее чем двукратное сокращение временных и денежных затрат граждан при получении государственных и муниципальных услуг;
уменьшение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 15 декабря 2008 г. N 888 "Об утверждении Программы повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Татарстан"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 1-2, 14 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 14 декабря 2009 г. N 853