Решение Арбитражного суда Республики Татарстан
от 20 ноября 2009 г. N А65-14584/2009-СА1-7
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 20 ноября 2009 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан,
рассмотрев по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Казанского открытого акционерного общества "Органический синтез", г. Казань, к Комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, о признании постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 26.12.2008 года N 5-15/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемую открытым акционерным обществом "Татэнергосбыт" потребителям Республики Татарстан" не соответствующим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу и недействующим с момента его принятия и по заявлению открытого акционерного общества "Камаз", г. Набережные Челны, к Комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим пункта 4 постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 26.12.2008 N 5-15/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемую ОАО "Татэнергосбыт" потребителям Республики Татарстан",
установил:
Казанское открытое акционерное общество "Органический синтез" (далее по тексту - заявитель, Казанское ОАО "Оргсинтез") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету Республики Татарстан по тарифам (далее по тексту - ответчик, Комитет по тарифам) о признании постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 26.12.2008 года N 5-15/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемую открытым акционерным обществом "Татэнергосбыт" потребителям Республики Татарстан" не соответствующим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу и недействующим с момента его принятия.
Открытое акционерное общество "Камаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим пункта 4 постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 26.12.2008 N 5-15/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемую открытым акционерным обществом "Татэнергосбыт" потребителям Республики Татарстан".
Определением от 17 июля 2009 года Арбитражный суд Республики Татарстан объединил настоящее дело с делом N А65-3772/2009-СА3-32 по заявлению открытого акционерного общества "Камаз" к Комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим пункта 4 постановления Правления Комитета РТ по тарифам N 5-15/э от 26.12.2008 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемой ОАО "Татэнергосбыт" потребителям Республики Татарстан". Делу присвоен номер А65-14854/2009-СА1-7.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом привлечены к участию в деле третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральная служба по тарифам, Министерство юстиции РТ, открытое акционерное общество "Татэнергосбыт", ОАО "Татэнерго", ОАО "Сетевая компания", ОАО "Генерирующая компания", ОАО "Казанская теплосетевая компания", ОАО "Набережночелнинская теплосетевая компания".
До рассмотрения спора по существу от открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" поступило заявление о вступлении в дело в качестве соистца, в котором общество просило признать постановление Комитета Республики Татарстан по тарифам от 26.12.2008 N 5-15/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемую ОАО "Татэнергосбыт" потребителям Республики Татарстан" недействительным с момента его принятия.
Представители открытого акционерного общества "Камаз" и Казанского ОАО "Органический синтез" поддержали заявление ОАО "Нижнекамскнефтехим".
Ответчик и представители открытого акционерного общества "Татэнергосбыт" возражали против вступления в дело соистца, поскольку заявление открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" не содержит дополнительных доводов, а полностью повторяет правовые позиции открытого акционерного общества "Камаз" и Казанского открытого акционерного общества "Органический синтез", оспоривших по тем же основаниям постановление Комитета РТ по тарифам от 26.12.2008 N 5-15/э, положения которого распространяются на неопределенный круг лиц, в том числе на ОАО "Нижнекамскнефтехим".
Судом вынесено определение об оставлении заявления открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" без движения, поскольку оно подано с нарушением требований, установленных статьями 126, 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя (Казанского ОАО "Органический синтез") в судебном заседании ходатайствовал об истребовании у ответчика дела об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на основании которого принято оспариваемое постановление, а именно документы, предусмотренные пунктом 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109.
Представители ответчика, ОАО "Татэнергосбыт", ОАО "Татэнерго", ОАО "Казанская теплосетевая компания" возражали против ходатайства заявителя.
Судом вынесено протокольное определение об отказе в удовлетворении ходатайства, поскольку в материалах дела содержатся экспертное заключение, составленное ответчиком и расчеты тарифов на тепловую энергию, подлежащие исследованию судом при рассмотрении вопроса об экономической обоснованности утвержденных тарифов.
Заявитель ходатайствовал о назначении экспертизы предложений об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии организаций, осуществляющих регулируемую деятельность и участвующих в процедуре установления оспариваемого тарифа для установления его экономической обоснованности, просил проведение экспертизы поручить начальнику отдела тарифообразования ОАО "Мосэнерго" - Калиниченко Елене Константиновне и поставить перед экспертом вопрос о том, соответствуют ли тарифы на тепловую энергию, отпускаемую конечным потребителям с коллекторов станций, установленные постановлением Комитета РТ по тарифам от 26.12.2008 N 5-15/э, величинам тарифов, рассчитанным в соответствии с пунктом 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, на основе следующей информации:
- величин тарифов на тепловую энергию, производимую электрическими станциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, установленных постановлением Комитета РТ по тарифам от 19.12.2008 N 5-6/э,
- величины сбытовой надбавки ОАО "Татэнергосбыт" равной 14,3 руб./Гкал.
Представители ответчика, ОАО "Татэнергосбыт", ОАО "Татэнерго", ОАО "Казанская теплосетевая компания" возражали против заявленного ходатайства.
По результатам рассмотрения ходатайства суд вынес протокольное определение об отказе в его удовлетворении, поскольку поставленные заявителем вопросы о соответствии установленных тарифов, величинам, рассчитанным согласно пункту 57 Основ ценообразования, не требуют специальных познаний эксперта, а подлежат правовой оценке, что в данном случае является компетенцией арбитражного суда.
В судебном заседании заявитель (ОАО "Камаз") требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что постановление N 5-15/э, принятое ответчиком 26.12.2008, опубликовано с нарушением действующего законодательства. Утверждал о том, что пункт 4 оспариваемого нормативного правового акта о вступлении в силу с 1 января 2009 года, опубликованного 31 января 2009 года в газетах "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", противоречит требованиям пункта 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и влечет за собой массовые нарушения прав граждан, предприятий, являющихся потребителями электрической и тепловой энергии.
Заявитель (Казанское ОАО "Органический синтез") поддержал доводы, изложенные в заявлении, согласился с правовой позицией представителя ОАО "Камаз" о нарушении порядка опубликования постановления от 26.12.2008 N 5-15/э, предусмотренного действующим законодательством. Утверждал о том, что тарифы, установленные постановлением от 26.12.2008 N 5-15/э, превышают предельный максимальный уровень тарифа, предусмотренный приказом Федеральной службы по тарифам от 08.08.2008 N 135-э/1 и в связи с этим нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку неправомерные действия ответчика привели к увеличению расходов на оплату тепловой энергии по необоснованно завышенному тарифу и к образованию имущественного ущерба. Представитель Казанского ОАО "Органический синтез" указал на то, что ответчик не доказал законность оспариваемого нормативного правового акта и не представил документов, подтверждающих экономическую обоснованность установленных тарифов. По мнению заявителя, представленный им расчет на предыдущих судебных заседаниях свидетельствует о наличии у общества убытка, возникшего в результате некорректного тарифного регулирования, связанного с необоснованным включением в конечный тариф стоимости транспортировки тепловой энергии, поскольку тепловые сети заявителя присоединены к коллекторам энергосберегающей организации. Заявитель полагает, что заключение по установлению тарифов на тепловую энергию, которое было приобщено судом к материалам дела по ходатайству ответчика, не подтверждает экономически обоснованный расчет.
Ответчик требования заявителей не признал по мотивам, указанным в отзыве, пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в соответствии с положениями действующего законодательства, правовые нормы пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, на которые ссылаются заявители, не применимы к обжалуемому постановлению Комитета РТ по тарифам, в связи с отсутствием в нем положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.
В судебном заседании ответчик утверждал о том, что тарифы установлены в соответствии со статьями 2, 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пунктом 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 и пунктом 26 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2.
Представитель Комитета по тарифам пояснил, что сначала им рассчитывался среднеотпускной тариф на тепловую энергию по Республики# Татарстан путем деления необходимой валовой выручки по РТ на полезный, отпуск тепловой энергии по РТ. После исчисления среднеотпускного тарифа рассчитывался тариф для каждой группы потребителей.
По мнению ответчика, приведенный порядок расчета тарифа соответствует положениям основ ценообразования и методических указаний, а тарифы на тепловую энергию являются экономически обоснованными, рассчитанными в точном соответствии с данными о необходимой валовой выручки# и объеме полезного отпуска различных групп потребителей.
Представитель Министерства юстиции РТ дал пояснения по существу спора, утверждая о том, что Минюст РТ согласно постановлению Кабинета Министров РТ от 22.02.2006 N 68 осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти РТ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Утверждал о том, что оснований для государственной регистрации постановления Комитета РТ по тарифам от 26.12.2008 N 5-15/э не усматривалось в соответствии с указанным постановлением Кабинета Министров, поскольку оспариваемым нормативным правовым актом установлены тарифы по видам теплоносителей для промышленных и приравненных к ним потребителям. Ссылаясь на постановление Кабинета Министров РТ от 18.07.2002 N 426, пояснил, что акт, признанный Министерством юстиции РТ не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию и вступает в законную силу в порядке, определяемом республиканским органом исполнительной власти, утвердившим данный акт.
Представитель ОАО "Татэнергосбыт" пояснил, что вся процедура утверждения тарифов ответчиком соблюдена, а установленные тарифы являются экономически обоснованными.
Представитель ОАО "Татэнерго" утверждал о том, что каждая энергоснабжающая организация представляет регулирующему органу данные, на основании которых рассчитывается необходимая валовая выручка в пределах уровней, установленных Федеральной службой по тарифам России. При этом тарифы для населения не должны превышать определенного уровня в связи с чем прочие потребители, в том числе крупные промышленные предприятия несут социальную нагрузку.
Представитель ОАО "Казанская теплосетевая компания" указал на экономическую обоснованность тарифов, просил отказать в удовлетворении заявленного требования.
Представители ОАО "Сетевая компания", ОАО "Генерирующая компания", ОАО "Набережночелнинская теплосетевая компания" и Федеральной службы по тарифам в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителей открытых акционерных обществ "Генерирующая компания", "Сетевая компания", "Набережночелнинская теплосетевая компания", а также в отсутствие представителя Федеральной службы по тарифам, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Заслушав доводы представителей сторон и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, которые присутствовали в судебном заседании и, оценив письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48).
Согласно части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Статьей 7.1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ установлено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Обжалуемое заявителем постановление от 26.12.2008 N 5-15/э, принятое Правлением Комитета РТ по тарифам имеет все признаки нормативного правового акта, рассмотрение которого отнесено к компетенции арбитражного суда, поскольку содержит правовые нормы, рассчитанные на неоднократное применение, связанное с оплатой тепловой энергии по утвержденному тарифу в течение 2009 года. Более того, положения указанного постановления распространяют свое действие на потребителей Республики Татарстан, то есть на неопределенный круг лиц.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного урегулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Согласно пункту 1.1 Указа Президента Республики Татарстан от 12.05.2008 N УП-207 "Об утверждении Положения о комитете Республики Татарстан по тарифам" Комитет Республики Татарстан по тарифам является органом исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Республики Татарстан, и осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая изложенное, постановление от 26.12.2008 N 5-15/э принято органом, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов на основании Федерального закона N 41-ФЗ и Указа Президента РТ от 12.05.2008 N УП-207.
В соответствии с пунктом 4 оспариваемого нормативного правового акта постановление от 26.12.2008 N 5-15/э вступает в силу с 1 января 2009 года.
По мнению заявителей, пункт 4 указанного постановления нарушает специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, установленный пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Из представленных документов следует, что постановлением от 26.12.2008 N 5-15/э ответчик установил тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан.
Данное постановление направлялось для государственной регистрации Министерству юстиции РТ, которое письмом от 23.01.2009 N 01-11/172 (Т. 2, л.д. 11, 12) возвратило нормативный правовой акт без государственной регистрации в связи с отсутствием в нем положений, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Действительно содержание оспариваемого заявителями нормативного правового акта свидетельствует об утверждении тарифов на тепловую энергию на 2009 год для прочих, в частности, промышленных и приравненных к ним потребителей.
При этом права, свободы и обязанности человека и гражданина могут быть затронуты в результате установления тарифов для населения.
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Татэнергосбыт" для населения на 2009 год утверждены на основании постановления от 19.09.2008 N 3-4/э, положения которого распространяются, в том числе и на работников крупных промышленных предприятий.
Текст данного постановления зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Татарстан за номером 459 и опубликован 21 ноября 2008 года в газете "Ватаным Татарстан" N 240, 2 декабря 2008 года в газете "Республика Татарстан" N 240.
Постановление от 19.09.2008 N 3-4/э в судебном порядке не оспорено.
Таким образом, постановление от 26.12.2008 N 5-15/э, обжалуемое заявителями, целью принятия которого является утверждение тарифов для прочих потребителей, а не для населения, не затрагивает права, свободы и обязанности гражданина.
Следовательно, правовые нормы пункта 5 статьи 8 Федерального закона не подлежат применению в рассматриваемом случае.
Как разъяснил Конституционный Суд России в определении от 10.03.2005 N 71-О Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является общим законом, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации. Содержащееся в нем регулирование, согласно которому нормативные акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (пункт 5 статьи 8), не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2002 N 426 были утверждены правила подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования.
Согласно пункту 20 указанных Правил акт, признанный Министерством юстиции Республики Татарстан не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом республиканским органом исполнительной власти, утвердившим акт. Порядок вступления указанного акта в законную силу также определяется республиканским органом исполнительной власти, издавшим акт.
Кроме того, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 21 постановления от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
31 декабря 2008 года на информационном сайте Комитета РТ по тарифам http://kt.tatar.ru, открытом для всеобщего ознакомления, было размещено постановление от 26.12.2008 N 5-15/э.
Таким образом, порядок опубликования и вступления в силу постановления Правления Комитета РТ по тарифам от 26.12.2008 N 5-15/э, признанного Министерством юстиции РТ не нуждающимся в государственной регистрации и не затрагивающего права, свободы, обязанности человека и гражданина соответствует действующему законодательству, в частности постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2002 N 426.
Представителем Казанского ОАО "Органический синтез" заявлен довод об утверждении ответчиком завышенных тарифов, не являющихся экономически обоснованными.
Правовые отношения в области утверждения тарифов на электрическую и тепловую энергию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о государственном регулировании тарифов, Закон N 41-ФЗ) и Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
По смыслу статьи 2 Закона N 41-ФЗ сущность государственного регулирования тарифов состоит в утверждении экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию с соблюдением предельных уровней, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Утверждение экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию обеспечивается соблюдением принципов государственного регулирования тарифов, предусмотренных статьей 4 Закона N 41-ФЗ.
Основными принципами государственного регулирования тарифов являются:
- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике,
- определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов,
- обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Правовые нормы, устанавливающие аналогичные основные начала, предусмотрены в законе об электроэнергетике.
Представителем Казанского ОАО "Органический синтез" заявлен довод о нарушении ответчиком приказа Федеральной службы по тарифам от 08.08.2008 N 135-э/1, которое связано с превышением установленного предельного максимального уровня при утверждении тарифов на тепловую энергию.
Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, действующим на основании положения "О Федеральной службе по тарифам", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332, в компетенцию которого входит установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Приказом от 08.08.2008 N 135-э/1 Федеральная служба по тарифам установила предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в среднем по субъекту Российской Федерации без учета дифференциации по группам потребителей, видам теплоносителя, параметрам пара, системам централизованного теплоснабжения и календарной разбивки на 2009 год.
На основании обжалуемого постановления от 26.12.2008 N 5-15/э ответчик утвердил тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемую ОАО "Татэнергосбыт" потребителям Республики Татарстан, с дифференциацией установленных тарифов по группам потребителей и видам теплоносителей.
Таким образом, правоприменительное свойство приказа Федеральной службы по тарифам от 08.08.2008 N 135-э/1, установившего предельные уровни тарифов на производство тепловой энергии без учета дифференциации, не охватывает действие постановления Комитета РТ по тарифам от 26.12.2008 N 5-15/э, утвердившего тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки и поставляемую потребителям, с дифференциацей# тарифов по группам потребителей и видам теплоносителей, параметра пара.
Поэтому довод о превышении стоимости максимального уровня тарифов, предусмотренного приказом Федеральной службы по тарифам от 08.08.2008 N 135-э/1, отклоняется судом в силу несостоятельности.
Заявитель утверждал о том, что постановление от 26.12.2008 N 5-15/э противоречит пункту 57 постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, так как ответчиком не выделен тариф на генерацию, передачу и сбыт тепловой энергии.
Представители Казанского ОАО "Органический синтез" полагают, что ответчик необоснованно включил в тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям стоимость услуг по передаче тепловой энергии, а также иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией, так как заявитель получает тепло от коллектора открытого акционерного общества "Генерирующая компания", в связи с чем основания для включения в конечный тариф затрат на содержание теплосетевых компаний у ответчика отсутствовали.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в порядке, устанавливаемом основами ценообразования в сфере регулируемых тарифов и правилами государственного регулирования тарифов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Закона о государственном регулировании тарифов также установлено, что указанное регулирование осуществляется в соответствии с Основами ценообразования, Правилами государственного регулирования и Методическими указаниями, утверждаемыми Правительством России или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
На основании закона о государственном регулировании тарифов и закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации утвердило Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, постановлением от 26.02.2004 N 109.
Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии (далее по тексту - Основы ценообразования) определены основные принципы и методы регулирования тарифов.
Согласно пункту 57 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
- средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии,
- стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Таким образом, императивные нормы пункта 57 Основ ценобразования, обязывают регулирующий орган, в данном случае ответчика, включать в тариф на тепловую энергию, поставляемую для прочих потребителей, стоимость услуг по передаче тепловой энергии независимо от факта подключения потребителя к коллекторам производителей тепловой энергии
Суд также считает необходимым отметить, что положения пункта 57 Основ ценообразования определяют лишь состав тарифа на тепловую энергию, а не устанавливают обязанность регулирующего органа дополнительно указывать размер данных составляющих утвержденный тариф, путем отдельного выделения тарифа на производство, передачу и сбыт тепловой энергии.
В связи с этим довод заявителя о неправомерном невыделении в оспариваемом постановлении тарифа на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, судом отклоняется в силу его несостоятельности.
Более того, в соответствии с пунктом 72 приказа Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" (далее по тексту - Методические указания) потребитель тепловой энергии оплачивает расходы, связанные с производством и передачей тепловой энергии по тарифам, рассчитываемым в соответствии с разделами 7 и 9 Методических указаний.
Разделом 9 Методических указаний предусмотрен порядок расчета размера платы за услуги по передаче тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения.
Поэтому стоимость услуг по передаче тепловой энергии обоснованно учитывалась ответчиком в тарифе, установленном постановлением от 26.12.2008 N 5-15/э в соответствии с пунктами 57 Основ ценообразования и пунктом 72 Методических указаний.
Довод заявителя о том, что ответчик не подтвердил экономическую обоснованность установленных тарифов, поскольку не представил тарифные дела открытого акционерного общества "Генерирующая компания", ОАО "Татэнергосбыт", теплосетевых компаний подлежит отклонению по следующим основаниям.
Из пункта 8 Правил государственного регулирования тарифов следует, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность и органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, представляют в регулирующий орган перечень документов, предусмотренных пунктом 10 Правил государственного регулирования тарифов.
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, назначая экспертов из числа своих сотрудников. К делу об установлении тарифов приобщается экспертное заключение (пункт 16 Правил государственного регулирования тарифов).
Пунктом 16 Основ ценообразования установлено, что тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляемой регулируемую деятельность от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) в данном случае тепловой энергии, за расчетный период регулирования.
На основании пункта 8 Правил государственного регулирования тарифов открытое акционерное общество "Татэнерго" сопроводительными письмами от 30.04.2008 N 72, от 28.05.2008 N 76 направило ответчику предложения об установлении тарифов на тепловую энергию с приложением документов, предусмотренных пунктом 10 указанных Правил, в частности:
- расчета тарифов на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Генерирующая компания" на 2009 год,
- сбытовой надбавки гарантирующего поставщика открытого акционерного общества "Татэнерго" на 2009 год,
- расчета тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по теплосетевым компаниям на 2009 год,
- расчета экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан на 2009 года#,
- бухгалтерской и статистической отчетности по вышеуказанным компаниям холдинга ОАО "Татэнерго" за 2007 год.
При этом суд считает необходимым отметить, что тарифное дело не являлось единым документом, а представляло собой совокупность процедур, в результате которых ответчиком были определены тарифы, предлагаемые для утверждения.
Рассмотрев предложения открытого акционерного общества "Татэнерго" об установлении тарифов и приложенные документы, которые перечислены выше, ответчик составил заключение по установлению тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан на 2009 год.
Именно данное заключение, составленное начальником отдела регулирования тарифов на электрическую энергию и газ Г.Х. Нигметзяновой, которая была назначена для проведения экспертизы в целях установления тарифов на тепловую энергию, является основанием для утверждения тарифов на тепловую энергию регулирующим органом в постановлении от 26.12.2008 N 5-15/э.
Поэтому указанный документ, который содержит расчет тарифов, в дальнейшем установленных оспариваемым нормативным правовым актом, подлежит исследованию судом на основании статей 71, 75 АПК РФ с учетом положений арбитражного процессуального законодательства об относимости, допустимости и достоверности доказательства.
Из представленного заключения следует, что для расчета тарифа ответчик определил необходимую валовую выручку по Республике Татарстан в размере 19060919200 руб., включающую в себя экономически обоснованный объем финансовых средств для покупки тепловой энергии в размере 13325349600 руб., для оказания услуг по передаче тепловой энергии стоимостью 5323958200 руб., для содержания сбытовой организации в сумме 411611400 руб. и установил полезный отпуск тепловой энергии по Республике Татарстан в объеме 28974 руб. 50 коп. за 1 Гкал.
В порядке, предусмотренном пунктом 57 Основ ценообразования, Комитет по тарифам рассчитал средневзвешенную стоимость единицы тепловой энергии в размере 463 руб. 50 коп. за 1 Гкал исходя из среднего тарифа на производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки по Республике Татарстан в размере 453 руб. 65 коп. за 1 Гкал и тарифа на тепловую энергию, установленного постановлением Правления Комитета по тарифам от 05.12.2008 N 5-5/э для ОАО "Набережночелнинская ПТС" в размере 601 руб. 50 коп. за 1 Гкал.
При этом средний тариф на производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки по Республике Татарстан в размере 453 руб. 65 коп. за 1 Гкал, не превысил предельный максимальный уровень тарифа на производимую тепловую энергию в режиме комбинированной выработки по Республике Татарстан, который утвержден приказом ФСТ от 08.08.2008 N 135-э/1 в размере 471 руб. 98 коп. за 1 Гкал, что также подтверждает Федеральная служба по тарифам в представленном отзыве (Т. 3, л.д. 42-44).
Основываясь на документах, представленных открытым акционерным обществом "Татэнерго", в соответствии с положениями пункта 57 Основ ценообразования ответчик рассчитал тариф на услуги по передаче тепловой энергии в размере 185 руб. 20 коп. за 1 Гкал как частное стоимости возмещения услуг по передаче тепловой энергии, составлявшей 5323958200 руб. и полезного отпуска тепловой энергии по РТ в объеме 28749,50 Гкал (5323958200/28749,5).
Тариф в размере 14 руб. 30 коп. (сбытовая надбавка) установлен Комитетом РТ по тарифам исходя из стоимости услуг на содержание сбытовой организации - 411611400 руб. и полезного отпуска тепловой энергии по РТ в объеме 28749,5 Гкал (411611400 / 28749,5).
Стоимость услуг, необходимых для содержания сбытовой организации включает в себя расходы в размере 401154800 руб., в том числе затраты на:
- вспомогательные материалы - 4473700 руб.,
- работы и услуги производственного характера - 118500 руб.,
- энергию, необходимую для хозяйственных нужд - 3153800 руб.,
- оплату труда - 148024500 руб.,
- отчисления на социальные нужды - 39078500 руб.,
- амортизационные отчисления - 6190900 руб.,
- прочие затраты - 200114900 руб.
и прибыль в сумме 10456600 руб., в том числе: 4977700 руб. на поощрение, 1466700 руб. налога на прибыль организаций, прочие цели - 4012200 руб.
Суд считает необходимым отметить, что указанный расчет необходимой валовой выручки для содержания сбытовой организации, который произведен в целях определения сбытовой надбавки, полностью соответствует Основам ценообразования, поскольку включает в себя все необходимые расходы и экономически обоснованные затраты, понесенные сбытовой организацией после уплаты налога на прибыль, перечисленные в пункте 19 Основ ценообразования.
На основании указанных данных ответчик рассчитал среднеотпускной тариф по Республике Татарстан в размере 663 руб. за 1 Гкал, который складывается из тарифа на производство тепловой энергии для потребителей, тарифа на передачу тепловой энергии и сбытовой надбавки (463,5 + 185,2 + 14,3). Среднеотпускной тариф рассчитывался также путем деления необходимой валовой выручки по Республике Татарстан в размере 19060919200 руб. (13325349600 + 5323958200 + 411611400) на полезный отпуск тепловой энергии в Республике Татарстан в объеме 28749,5 Гкал.
Указанный расчет среднеотпускного тарифа и его необходимых составляющих полностью соответствует пункту 57 Основ ценообразования, разделам 7 и 9 Методических указаний.
Установленный ответчиком среднеотпускной тариф являлся исходной величиной для дифференциации тарифов по группам потребителей, а затем для дифференциации по источникам и видам теплоносителя.
Довод заявителя о неправомерной дифференциации потребителей тепловой энергии на население, приравненных к ним потребителей и прочих потребителей подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 закона о государственном регулировании тарифов органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках предельных уровней тарифов.
Из смысла данной нормы следует, что тарифы должны утверждаться для населения и других потребителей.
Положения статьи 2 закона о государственном регулировании тарифов дополнены пунктом 59 Основ ценообразования, согласно которому тарифы на тепловую энергию устанавливаются отдельно по потребителям, получающим горячую воду и пар, и могут быть дифференцированы по термодинамическим параметрам пара (температуре, давлению), а также по иным параметрам, включая степень использования максимальной тепловой нагрузки.
В пункте 8 Методических указаний Федеральная служба по тарифам (далее по тексту - ФСТ) разъяснила, что тарифы на тепловую энергию устанавливаются регулирующим органом отдельно по потребителям, получающим тепловую энергию с теплоносителями - горячая вода и пар, с дифференциацией последнего по давлению.
Следовательно, дифференциация ответчиком тарифов на тепловую энергию на население, приравненных к ним потребителей и прочих потребителей полностью основана на действующем законодательстве, поскольку соответствует положениям статьи 2 закона о государственном регулировании тарифов, пункту 59 Основ ценообразования и пункту 8 Методических указаний.
Более того, возможность дифференциации тарифов по группам потребителей предусмотрена и пунктом 2 приказа ФСТ РФ от 08.08.2008 N 135-э/1, согласно которому органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано при установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям, в том числе населению, предусматривать дифференциацию тарифов как по видам теплоносителей (горячая вода или различные виды пара), так и по группам потребителей.
Данная рекомендация была выполнена ответчиком при установлении тарифов постановлением от 19.09.2008 N 3-4/э в соответствии с основаниями дифференциации, указанными в статье 2 Федерального закона N 41-ФЗ, которыми являются группы потребителей, в частности, население, прочие потребители, бюджетные и приравненные к ним потребители. При этом отнесение к потребителям, финансируемым за счет средств бюджетов, осуществлялось в соответствии с бюджетным законодательством.
Утверждая тариф для прочих потребителей, в частности промышленных предприятий ответчик определил необходимую валовую выручку, путем вычитания из необходимой валовой выручки по Республике Татарстан необходимой валовой выручки, определенной для населения и приравненных к ним потребителей.
Необходимая валовая выручка для населения и приравненных к ним потребителей, указанных выше, была определена ответчиком в размере 3194699010 руб. при расчете тарифа, утвержденного постановлением от 19.09.2008 N 3-4/э, которое не было обжаловано в судебном порядке.
Учитывая изложенное, необходимая валовая выручка для промышленных предприятий составила 15866220190 руб. (19060919200 - 3194699010). Полезный отпуск тепловой энергии промышленными предприятиями составил 19411,77 Гкал.
Следовательно, среднеотпускной тариф для промышленных организаций установлен в размере 817 руб. 35 коп. за 1 Гкал. (15866220190 / 19411,77).
На основании данных, представленных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, о необходимой валовой выручке тепловой энергии по отдельным видам теплоносителей (горячей воды с теплоэлектростанций, пара, острого и редуцированного пара) и полезного отпуска теплоэнергии, приходящегося на каждый из видов теплоносителей рассчитывались тарифы по каждому виду теплоносителя, которые включали в себя тарифы на тепловую энергию, отпускаемую с коллекторов и с тепловой сети.
Довод о невозможности утверждения различных по величине тарифов на тепловую энергию в зависимости от групп потребителей заявитель основывает на положениях пунктов 1 и 3 постановления Правительства России от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов".
Необходимо отметить, что данное постановление распространяет свое действие на установление тарифов на услуги по теплоснабжению в соответствии с концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства и поэтому не подлежит применению при рассмотрении настоящего спора, в ходе которого судом исследован вопрос о соответствии действующему законодательству постановления от 26.12.2008 N 45-15/э, установившего тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки и поставляемую потребителям РТ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Правления Комитета РТ по тарифам от 26 декабря 2008 г. N 5-15/э
В обоснование довода о некорректном тарифном регулировании заявитель представил расчет убытка (Т. 4, л.д. 5).
Между тем, данный расчет сделан без учета положений пункта 57 Основ ценообразования, раздела 9 Методических указаний, определяющих стоимость услуг по передаче тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения как необходимую составляющую тарифа и устанавливающих обязанности регулирующего органа по включению данной стоимости в состав утверждаемого тарифа.
Следовательно, заявителем не доказан факт некорректного регулирования, связанного с установлением экономически необоснованных тарифов.
Учитывая изложенное, среднеотпускной тариф рассчитан ответчиком с соблюдением совокупности правовых норм, изложенных в пункте 2 статьи 21 закона об электроэнергетике, пункте 57 Основ ценообразования, разделе 9 Методических указаний. Дальнейшая дифференциация тарифа по группам потребителей основана на положениях статьи 2 закона о государственном регулировании тарифов, пункта 26 Методических указаний, а дифференциация тарифа по видам теплоносителей согласуется с рекомендациями Федеральной службы по тарифам, определенными в пункте 2 приказа от 08.08.2008 N 135-э/1.
Таким образом, постановление Правления Комитета Республики Татарстан от 26.12.2008 N 5-15/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемую открытым акционерным обществом "Татэнергосбыт" потребителям Республики Татарстан", полностью соответствует закону о государственном регулировании тарифов, закону об электроэнергетике, Основам ценообразования, Правилам государственного регулирования тарифов, Методическим указаниям по расчету тарифов.
В связи с этим правовых оснований для признания указанного нормативного правового акта недействующим с момента его принятия и удовлетворения требований заявителей не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-169, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан, решил:
В удовлетворении заявленных требований Казанского открытого акционерного общества "Органический синтез", Открытого акционерного общества "КАМАЗ" отказать.
Признать постановление Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 26.12.2008 N 5-15/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан" соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По заявлениям Казанского ОАО "Органический синтез", ОАО "КАМАЗ" рассматривался вопрос о признании не соответствующими федеральному законодательству положений постановления Правления Комитета РТ по тарифам от 26 декабря 2008 N 5-15/э "Об установлении тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан". В удовлетворении заявленных требований отказано.
Оспариваемое постановление устанавливало на 2009 год тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, поставляемую ОАО "Татэнергосбыт" потребителям Республики Татарстан.
Судом установлено, что среднеотпускной тариф рассчитан ответчиком с соблюдением совокупности правовых норм, установленных федеральным законодательством, регулирующим тарифообразование. Дальнейшая дифференциация тарифа по группам потребителей основана на положениях Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Заявителем не доказан факт некорректного регулирования, связанного с установлением экономически необоснованных тарифов.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Решение Арбитражного суда РТ от 20 ноября 2009 г. N А65-14584/2009-СА1-7 (извлечение)
Текст решения опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 48, 23 декабря 2009 г.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 февраля 2010 г. по делу N А65-14854/2009 настоящее решение отменено