Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 4 августа 2009 г. N 3-34/09
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 ноября 2009 г. N 11-Г09-17 настоящее решение отменено
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва,
с участием прокурора Г-ва,
при секретаре Ш-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муртазина Ирека Минзакиевича об отмене постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 мая 2009 года N 336 "Об определении границ территорий (земельных участков), непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, на которых проведение публичного мероприятия запрещено",
установил:
Муртазин И.М. обратился в суд с заявлением об отмене постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 мая 2009 года N 336 "Об определении границ территорий (земельных участков), непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, на которых проведение публичного мероприятия запрещено" (далее - постановление).
В судебном заседании Муртазин И.М. уточнил требование и просил признать постановление противоречащим федеральному законодательству, недействующим.
По мнению заявителя, постановление противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, в частности его статьям 11.1, 25, 26, 69, 70, 90. Увеличение границ прилегающих территорий к зданиям и другим объектам, на которых проведение публичного мероприятия запрещено "до "в радиусе 200 метров" ведет к изменению правого статуса земель. Прилегающие территории должны определяться по результатам землеустроительных работ Службой Земельного кадастра по Республике Татарстан.
Кроме того, постановление нарушает его право, гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с заявлением не согласилась.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требования отказать, суд приходит к следующему.
28 мая 2009 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 336 "Об определении границ территорий (земельных участков), непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, на которых проведение публичного мероприятия запрещено".
Постановление опубликовано в изданиях "Республика Татарстан", N 107, 30.05.2009, "Ватаным Татарстан", N 104-105, 30.05.2009, "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", 03.06.2009, N 21.
Пунктом 1 постановления к территориям (земельным участкам) непосредственно прилегающим к зданиям и другим объектам, на которых проведение публичного мероприятия запрещено отнесены:
опасные производственные объекты, иные объекты, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности, - в радиусе от границы объекта, определяемом в соответствии с нормами, установленными федеральным законодательством;
Конституционный суд Республики Татарстан, расположенный по адресу: ул. Пушкина, д. 66/33, - в радиусе 250 метров от здания суда;
Верховный суд Республики Татарстан, расположенный в зданиях по адресам: ул. Кремлевская, д. 12/20 и ул. Пушкина, д. 72/2, - в радиусе 250 метров от здания суда;
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, расположенный по адресу: ул. Правосудия, д. 2, - в радиусе 250 метров от здания суда;
Арбитражный суд Республики Татарстан, расположенный по адресу: Кремль, корпус 1, подъезд 2, - в радиусе 250 метров от здания суда;
районные суды и мировые судьи - в радиусе 200 метров от здания суда и здания, занимаемого мировым судьей;
учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, - в радиусе 50 метров от ограждения территории.
Пунктом 2 постановления органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов предложено в месячный срок принять соответствующие решения по определению границ территорий (земельных участков), непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, на которых проведение публичного мероприятия запрещено.
Как указывалось выше, заявитель утверждает, что оспариваемым постановлением нарушено его право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, в местах, где федеральным законодательством это не запрещено.
Однако, с такой позицией заявителя суд согласиться не может.
Федеральным законом от 19.06.2004 N 54 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия (п. 1 ст. 8 Закона).
При этом, пунктом 2 статьи 8 Закона установлен исчерпывающий перечень мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещено. Так, к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Согласно пункту 9 статьи 2 Закона под территориями, непосредственно прилегающими к зданиям и другим объектам, понимается - земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что законодательный запрет действует лишь при условии определения решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления границ земельных участков, непосредственно прилегающих к соответствующим объектам.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан пояснила, что определение территорий (земельных участков), непосредственно прилегающих к зданиям, в частности, зданиям Конституционного Суда Республики Татарстан, Верховного Суда Республики Татарстан, районных судов, мировых судей, арбитражных судов, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - учреждения ИН), определялись путем зонирования населенных пунктов, с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом учитывались такие аспекты как, взаимное расположение этих учреждений, пересечение подъездных дорог к зданиям судов и учреждений ИН, возможность во время проведения публичного мероприятия беспрепятственной доставки к зданиям судов и учреждений ИН заключенных, обеспечение безопасности судей и аппарата судов, сотрудников учреждений ИН, других граждан.
В подтверждение указанных доводов Кабинет Министров Республики Татарстан представил в суд карты зонирования (определения территорий (земельных участков) на которых проведение публичного мероприятия запрещено).
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Кабинет Министров Республики Татарстан, устанавливая оспариваемые границы территорий (земельных участков), непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, на которых проведение публичного мероприятия запрещено действовал в пределах предоставленных ему федеральным законом полномочий, с учетом нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства, с целью обеспечения безопасности как самих участников публичного мероприятия, так и работников судов, учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Установленные Кабинетом Министров Республики Татарстан ограничения объективно обусловлены, в том числе и целями обеспечения беспрепятственного осуществления находящимися на соответствующей территории органами и организациями своих публичных функций.
Суд не может согласиться с доводом заявителя относительно полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления устанавливать названные границы земельного участка лишь с учетом фактически используемой площади зданиями судов (по кадастровой карте).
Заявитель не учитывает, что в этом случае территории будут ограничены несколькими метрами - от 2 до 10 метров от зданий судов (на примере Верховного Суда Республики Татарстан и районных судов республики).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (статья 118, часть 1), судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 120, часть 1). Исходя из названных положений и руководствуясь интересами обеспечения прав и свобод личности посредством осуществления независимого правосудия, федеральный законодатель предусмотрел меры, исключающие оказание давления на суд. К числу таких мер относится и запрет на проведение на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемыми судами, публичных мероприятий, в том числе пикетирования, которое# согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", осуществляется путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также необходимость обеспечения независимого правосудия, безопасности участников публичного мероприятия, иных граждан, работников судов, определение вышеуказанных границ земельных участков лишь с учетом фактически используемой площади зданиями судов (по кадастровой карте, с учетом красных линий и т.д.) будет не соответствовать правовому смыслу ограничений, закрепленных в пункте 2 статьи 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Нет оснований и для принятия судом довода Муртазина И.М. о нарушении оспариваемым постановлением его прав, гарантированных статьей 31 Конституции Российской Федерации, поскольку постановление не посягает на само существо конституционного права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования и не приводит к утрате его реального содержания, а лишь направлено на реализацию законодательного запрета на проведение публичного мероприятия на территории определенных объектов, что обусловлено обеспечением безопасности граждан и специальным правовым режимом этих мест.
Утверждения заявителя о том, что постановлением судебным органам и учреждениям ИН фактически передаются прилегающие территории, основаны на неправильном толковании, как федерального законодательства, регулирующего данные правоотношения, так и норм самого оспариваемого постановления. Постановление не регулирует имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, не влечет изменения каких-либо прав и обязанностей собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Настаивая на противоречии федеральному законодательству абзаца 2 пункта 1 постановления, заявитель не привел какого-либо обоснования такого противоречия.
Как указывалось выше абзац 2 пункта 1 постановления определяет границы территорий (земельных участков), непосредственно прилегающих к производственным объектам, иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности, - в радиусе от границ объекта, определяемом в соответствии с нормами, установленными федеральным законодательством, что само по себе, исключает какое-либо противоречие с федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требования Муртазина И.М. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
Муртазину Иреку Минзакиевичу в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 мая 2009 года N 336 "Об определении границ территорий (земельных участков), непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, на которых проведение публичного мероприятия запрещено" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 4 августа 2009 г. N 3-34/09
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 ноября 2009 г. N 11-Г09-17 настоящее решение отменено
Текст решения официально опубликован не был