Конституция
(Основной закон)
Татарской Автономной Советской Социалистической Республики
(введена в действие Законом ТАССР от 31 мая 1978 г.)
23 ноября 1982 г., 16 мая, 5 декабря 1983 г., 17 декабря 1985 г., 22 мая 1987 г., 8 апреля 1988 г., 4 ноября 1989 г., 8 февраля 1991 г.
См. текст Конституции ТАССР от 31 мая 1978 г. на татарском языке в редакторе MS-Word
Народ Татарской Автономной Советской Социалистической Республики, руководствуясь идеями научного коммунизма, сознавая себя неотъемлемой частью всего советского народа, в соответствии с Конституцией Союза ССР и Конституцией РСФСР принимает и провозглашает настоящую Конституцию.
I. Основы общественного строя и политики Татарской АССР
Глава 1. Политическая система
Статья 1. Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся республики всех национальностей.
Статья 2. Вся власть в Татарской АССР принадлежит народу.
Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Татарской АССР.
Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.
Статья 3. Организация и деятельность Советского государства строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.
Статья 4. Советское государство, все его органы действуют на основе социалистической законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан.
Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Татарской АССР и советские законы.
Статья 5. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).
Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.
Статья 7. Профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами участвуют в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов.
Статья 8. Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.
Трудовые коллективы развивают социалистическое соревнование, способствуют распространению передовых методов работы, укреплению трудовой дисциплины, воспитывают своих членов в духе коммунистической нравственности, заботятся о повышении их политической сознательности, культуры и профессиональной квалификации.
Законом Татарской ССР от 8 февраля 1991 г. N 659-XII в статью 9 настоящей Конституции внесены изменения
Статья 9. Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.
Глава 2. Экономическая система
Статья 10. Основу экономической системы Татарской АССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.
Социалистической собственностью является также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.
Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее приумножения.
Никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях.
Статья 11. Государственная собственность - общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.
В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.
Статья 12. Собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование.
Государство содействует развитию колхозно-кооперативной собственности и ее сближению с государственной.
Колхозы, как и другие землепользователи, обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.
Статья 13. Основу личной собственности граждан Татарской АССР составляют трудовые доходы. В личной собственности могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.
В пользовании граждан могут находиться участки земли, предоставляемые в установленном законом порядке для ведения подсобного хозяйства (включая содержание скота и птицы), садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства. Граждане обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки. Государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства.
Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.
Статья 14. Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей.
В соответствии с принципом социализма "От каждого - по способностям, каждому - по труду" государство осуществляет контроль за мерой труда и потребления. Оно определяет размер налога на доходы, подлежащие налогообложению.
Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Государство, сочетая материальные и моральные стимулы, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого советского человека.
Статья 15. Высшая цель общественного производства при социализме - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей.
Опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое соревнование, достижения научно-технического прогресса, совершенствуя формы и методы руководства экономикой, государство обеспечивает рост производительности труда, повышение эффективности производства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства.
Статья 16. Экономика Татарской АССР является составной частью экономики РСФСР, единого народнохозяйственного комплекса, охватывающего все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории СССР.
Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используются хозяйственный расчет, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.
Статья 17. В Татарской АССР в соответствии с законом допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества.
Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколений в Татарской АССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.
Глава 3. Социальное развитие и культура
Статья 19. Социальную основу Татарской АССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.
Государство способствует усилению социальной однородности общества - стиранию классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей СССР.
Статья 20. В соответствии с коммунистическим идеалом "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех" государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности.
Статья 21. Государство заботится об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.
Статья 22. В Татарской АССР последовательно претворяется в жизнь программа превращения сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального; расширения в сельской местности сети учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; преобразования сел и деревень в благоустроенные поселки.
Статья 23. На основе роста производительности труда государство неуклонно осуществляет курс на повышение уровня оплаты труда, реальных доходов трудящихся.
В целях более полного удовлетворения потребностей советских людей создаются общественные фонды потребления. Государство при широком участии общественных организаций и трудовых коллективов обеспечивает рост и справедливое распределение этих фондов.
Статья 24. В Татарской АССР действуют и развиваются государственные системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли и общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства.
Государство поощряет деятельность кооперативных и других общественных организаций во всех сферах обслуживания населения. Оно содействует развитию массовой физической культуры и спорта.
Статья 25. В Татарской АССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая обеспечивает общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, служит коммунистическому воспитанию, духовному и физическому развитию молодежи, готовит ее к труду и общественной деятельности.
Статья 26. В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Статья 27. Государство заботится об охране, приумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей, повышения их культурного уровня.
В Татарской АССР всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества.
II. Государство и личность
Глава 4. Гражданство Татарской АССР. Равноправие граждан
Статья 28. В соответствии с установленным в СССР единым союзным гражданством каждый гражданин Татарской АССР является гражданином РСФСР и СССР.
Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР.
Граждане РСФСР и других союзных республик пользуются на территории Татарской АССР одинаковыми правами с гражданами Татарской АССР.
Граждане Татарской АССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Статья 29. Граждане Татарской АССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Равноправие граждан Татарской АССР обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Статья 30. Женщина и мужчина имеют в Татарской АССР равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.
Статья 31. Граждане Татарской АССР различных рас и национальностей имеют равные права.
Осуществление этих прав обеспечивается политикой всестороннего развития и сближения всех наций и народностей СССР, воспитанием граждан в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, возможностью пользоваться родным языком и языками других народов СССР.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения - наказываются по закону.
Статья 32. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Татарской АССР гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
Находящиеся на территории Татарской АССР иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Татарской АССР и соблюдать советские законы.
Глава 5. Основные права, свободы и обязанности граждан Татарской АССР
Статья 33. Граждане Татарской АССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, Конституцией Татарской АССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.
Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.
Статья 34. Граждане Татарской АССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.
Статья 35. Граждане Татарской АССР имеют право на отдых.
Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени.
Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.
Статья 36. Граждане Татарской АССР имеют право на охрану здоровья.
Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.
Статья 37. Граждане Татарской АССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.
Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.
Статья 38. Граждане Татарской АССР имеют право на жилище.
Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане Татарской АССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.
Статья 39. Граждане Татарской АССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.
Статья 40. Граждане Татарской АССР имеют право на пользование достижениями культуры.
Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории республики; развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети бесплатных библиотек; расширением культурного обмена с зарубежными государствами.
Статья 41. Гражданам Татарской АССР в соответствии с целями коммунистического строительства гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства. Государство создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни.
Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.
Статья 42. Граждане Татарской АССР имеют право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения.
Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосованиях, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.
Статья 43. Каждый гражданин Татарской АССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.
Должностные лица обязаны в установленные сроки рассматривать предложения и заявления граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры.
Преследование за критику запрещается. Лица, преследующие за критику, привлекаются к ответственности.
Статья 44. В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам Татарской АССР гарантируются свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.
Осуществление этих политических свобод обеспечивается предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио.
Статья 45. В соответствии с целями коммунистического строительства граждане Татарской АССР имеют право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.
Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач.
Статья 46. Гражданам Татарской АССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается.
Мечеть и церковь в Татарской АССР отделены от государства и школа - от мечети и церкви.
Статья 47. Семья находится под защитой государства.
Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.
Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье.
Статья 48. Гражданам Татарской АССР гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
Статья 49. Гражданам Татарской АССР гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц.
Статья 50. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.
Статья 51. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Граждане Татарской АССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Статья 52. Граждане Татарской АССР имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.
Граждане Татарской АССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 53. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.
Гражданин Татарской АССР обязан соблюдать Конституцию СССР, Конституцию РСФСР, Конституцию Татарской АССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание советского гражданина.
Статья 54. Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина Татарской АССР - добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества.
Статья 55. Гражданин Татарской АССР обязан беречь и укреплять социалистическую собственность. Долг гражданина Татарской АССР - бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру.
Лица, посягающие на социалистическую собственность, наказываются по закону.
Статья 56. Гражданин Татарской АССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.
Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина Татарской АССР.
Измена Родине - тягчайшее преступление перед народом.
Статья 57. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность граждан Татарской АССР.
Статья 58. Долг каждого гражданина Татарской АССР - уважать национальное достоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей Советского многонационального государства.
Статья 59. Гражданин Татарской АССР обязан уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.
Статья 60. Граждане Татарской АССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Статья 61. Граждане Татарской АССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.
Статья 62. Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан Татарской АССР.
Статья 63. Интернациональный долг гражданина Татарской АССР - содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира.
III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство Татарской АССР
Глава 6. Татарская АССР - автономная республика в составе РСФСР
Статья 64. Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика есть советское социалистическое государство, находящееся в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Вне пределов прав Союза ССР и РСФСР Татарская АССР самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению.
Статья 65. Территория Татарской АССР не может быть изменена без ее согласия.
Статья 66. Ведению Татарской Автономной Советской Социалистической Республики в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:
1) принятие Конституции Татарской АССР и внесение в нее изменений;
2) контроль за соблюдением Конституции Татарской АССР;
3) законодательство Татарской АССР;
4) охрана государственного порядка, прав и свобод граждан;
5) установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления;
6) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Татарской АССР; обеспечение научно-технического прогресса и осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
7) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Татарской АССР, государственного бюджета Татарской АССР и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением бюджетов районов и городов республиканского подчинения;
8) установление в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР доходов, поступающих на образование государственного бюджета Татарской АССР;
9) руководство отраслями народного хозяйства республиканского подчинения, объединениями и предприятиями республиканского и местного подчинения;
10) контроль в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР за пользованием землей, недрами, лесами и водами; охрана окружающей среды;
11) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом;
12) руководство народным образованием, культурными и научными организациями и учреждениями Татарской АССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории и культуры;
13) решение других вопросов республиканского значения.
Статья 67. Татарская АССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению РСФСР и Союза ССР, через высшие органы государственной власти и управления соответственно РСФСР и Союза ССР.
Татарская АССР обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствует осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР и РСФСР, проводит в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР и РСФСР.
По вопросам, относящимся к ее ведению, Татарская АССР координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения.
Статья 68. В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность.
Татарская АССР участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности страны, оснащении Вооруженных Сил СССР всем необходимым.
Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством Союза ССР.
Статья 69. В Татарской АССР пропаганда войны запрещается.
Статья 70. Законы СССР и РСФСР обязательны на территории Татарской АССР.
Глава 7. Административно-территориальное устройство Татарской АССР
Статья 71. Татарская АССР определяет свое районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства республики в соответствии с законодательством РСФСР.
Статья 72. Татарская АССР состоит из районов: Агрызского, Азнакаевского, Аксубаевского, Актанышского, Алексеевского, Алькеевского, Альметьевского, Апастовского, Арского, Бавлинского, Балтасинского, Бугульминского, Буинского, Верхнеуслонского, Высокогорского, Дрожжановского, Елабужского, Заинского, Зеленодольского, Камско-Устьинского, Куйбышевского, Кукморского, Лаишевского, Лениногорского, Мамадышского, Менделеевского, Мензелинского, Муслюмовского, Нижнекамского, Новошешминского, Октябрьского, Пестречинского, Рыбно-Слободского, Сабинского, Сармановского, Тетюшского, Тукаевского, Черемшанского, Чистопольского; городов республиканского подчинения: Казани, Азнакаева, Альметьевска, Бугульмы, Елабуги, Заинска, Зеленодольска, Лениногорска, Набережных Челнов, Нижнекамска, Чистополя.
IV. Советы народных депутатов Татарской АССР и порядок их избрания
Глава 8. Система и принципы деятельности Советов Народных Депутатов
Статья 73. Советы народных депутатов - Верховный Совет Татарской АССР, местные Советы народных депутатов - районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские - составляют единую систему представительных органов государственной власти Татарской Автономной Советской Социалистической Республики.
Статья 74. Срок полномочий Советов народных депутатов - пять лет.
Выборы народных депутатов Татарской АССР и народных депутатов местных Советов народных депутатов Татарской АССР назначаются не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий соответствующих органов государственной власти.
Статья 75. Важнейшие вопросы республиканского и местного значения решаются на сессиях Верховного Совета Татарской АССР и местных Советов народных депутатов или ставятся ими на референдумы.
Верховный Совет Татарской АССР избирается непосредственно избирателями.
Верховный Совет Татарской АССР избирает председателя Верховного Совета Татарской АССР. Местные Советы народных: депутатов избирают председателей Совета. Верховный Совет Татарской АССР и местные Советы народных депутатов, за исключением городских (городов районного подчинения), поселковых, и сельских, формируют свои президиумы.
Советы народных депутатов образуют постоянные комиссии, создают исполнительные и распорядительные, а также другие подотчетные им органы, избирают, назначают или утверждают их руководителей.
Должностные лица, избираемые или назначаемые Советами народных депутатов, за исключением судей, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд. Любое должностное лицо может быть досрочно освобождено от занимаемой должности в случае ненадлежащего выполнения им своих служебных обязанностей
Статья 77. Советы народных депутатов непосредственно и через создаваемые ими органы руководят на своих территориях всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают решения, обеспечивают их исполнение, осуществляют контроль за проведением решений в жизнь.
Статья 78. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительных и распорядительных органов, других создаваемых Советами органов перед ними, трудовыми коллективами и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Советы народных депутатов и создаваемые ими органы учитывают общественное мнение, выносят на обсуждение граждан важнейшие вопросы республиканского и местного значения, систематически информируют граждан о своей работе и принятых решениях.
Советы народных депутатов и их органы работают и публикуют принятые ими акты на татарском и русском языках или на языке, которым пользуется население подведомственной территории.
Глава 9. Избирательная система
Статья 79. Выборы народных депутатов проводятся по избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 80. Выборы народных депутатов являются всеобщими: право избирать и быть избранным имеют граждане Татарской АССР, достигшие 18 лет.
Гражданин Татарской АССР не может быть одновременно депутатом более чем в двух Советах народных депутатов.
Лица, входящие в состав Совета Министров Татарской АССР, исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, за исключением председателей этих органов, руководители ведомств, отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов, судьи и государственные арбитры не могут быть депутатами в Совете, которым они назначаются или избираются.
В выборах не участвуют психически больные граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по решению суда либо с санкции прокурора в местах лишения свободы, а также находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения.
Статья 81. Выборы народных депутатов являются равными: избиратель по каждому избирательному округу имеет один голос; избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Статья 82. Выборы народных депутатов являются прямыми: народные депутаты избираются гражданами непосредственно.
Статья 83. Голосование на выборах народных депутатов является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 84. Право выдвижения кандидатов в народные депутаты принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений, собраниям избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Число кандидатов в народные депутаты не ограничивается. Каждый участник предвыборного собрания может предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою.
Кандидаты в народные депутаты с момента их выдвижения участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях.
В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов народных депутатов, производятся только за счет средств государства, выделенных на проведение выборов.
Статья 85. Подготовка к выборам народных депутатов осуществляется открыто и гласно.
Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, которые образуются из представителей трудовых коллективов, общественных организаций, коллективов средних специальных и высших учебных заведений, собраний избирателей по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.
Гражданам Татарской АССР, трудовым коллективам, общественным организациям, коллективам средних специальных и высших учебных заведений гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в народные депутаты, а также право агитации за или против кандидата на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
Порядок проведения выборов народных депутатов определяется законами СССР, РСФСР и Татарской АССР.
Статья 86. Избиратели дают наказы своим депутатам.
Соответствующие Советы народных депутатов рассматривают наказы, учитывают их при разработке планов экономического и социального развития и составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам, организуют выполнение наказов и информируют граждан об их реализации.
Глава 10. Народный депутат
Статья 87. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов.
Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, организуют проведение решений Советов в жизнь, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
В своей деятельности депутат руководствуется общегосударственными интересами, учитывает запросы населения избирательного округа, добивается претворения в жизнь наказов избирателей.
Статья 88. Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью. На время сессий Верховного Совета Татарской АССР, местных Советов народных депутатов, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью за счет средств соответствующего республиканского или местного бюджета.
Статья 89. Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на сессии Верховного Совета, местного Совета народных депутатов.
Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных им вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.
Статья 90. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Неприкосновенность депутатов, а также другие гарантии депутатской деятельности устанавливаются Законом о статусе депутатов и другими законодательными актами Союза ССР, законодательными актами РСФСР и Татарской АССР.
Статья 91. Депутат обязан отчитываться о своей работе, работе Верховного Совета Татарской АССР или местного Совета народных депутатов перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
V. Высшие органы государственной власти и управления Татарской АССР
Глава 11. Верховный Совет Татарской АССР
Законом Татарской ССР от 8 февраля 1991 г. N 659-XII в статью 92 настоящей Конституции внесены изменения
Статья 92. Высшим органом государственной власти Татарской АССР является Верховный Совет Татарской АССР.
Верховный Совет Татарской АССР - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти Татарской АССР.
Верховный Совет Татарской АССР правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Татарской АССР.
К ведению Верховного Совета Татарской АССР относится:
1) принятие Конституции Татарской АССР, внесение в нее изменений и дополнений;
2) определение внутриполитической и внешнеполитической деятельности Татарской АССР в соответствии с основными направлениями внутренней и внешней политики СССР и РСФСР;
3) принятие решений по вопросам административно-территориального устройства Татарской АССР в соответствии с законодательством РСФСР; установление порядка организации и деятельности республиканских, местных органов государственной власти и управления; определение общих начал образования и деятельности республиканских общественных организаций;
4) определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Татарской АССР, решение вопросов об изменении границ районов, городов; образование новых районов и городов, их наименование и переименование;
5) решение вопросов, связанных с изменением границ Татарской АССР с автономными республиками и областями РСФСР и внесение их на утверждение Съезда народных депутатов РСФСР;
6) утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития Татарской АССР; утверждение государственных планов экономического и социального развития Татарской АССР, государственного бюджета Татарской АССР; осуществление контроля за ходом выполнения плана и бюджета; утверждение отчетов об их выполнении; в случае необходимости внесение изменений в план и бюджет;
7) установление в соответствии с законодательством Союза СССР и РСФСР доходов, поступающих на образование государственного бюджета Татарской АССР;
8) избрание Председателя Верховного Совета Татарской АССР;
9) избрание первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Татарской АССР;
10) избрание из числа народных депутатов Татарской АССР постоянных комиссий для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Татарской АССР, а также для содействия проведению в жизнь Законов Татарской АССР и иных решений, принятых Верховным Советом Татарской АССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
Верховный Совет Татарской АССР создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу;
11) назначение Председателя Совета Министров Татарской АССР, по его представлению утверждение состава Совета Министров Татарской АССР, внесение в него изменений; по предложению Совета Министров Татарской АССР образование и упразднение министерств Татарской АССР и государственных комитетов Татарской АССР; решение вопроса о доверии Правительству Татарской АССР и членам Правительства Татарской АССР;
12) избрание Комитета конституционного надзора Татарской АССР;
13) избрание Верховного суда Татарской АССР, народных судей районных (городских) народных судов, утверждение Президиума Верховного суда Татарской АССР;
14) назначение Главного государственного арбитра Татарской АССР, утверждение коллегии Государственного арбитража Татарской АССР и государственных арбитров Татарской АССР;
15) направление деятельности местных Советов народных депутатов;
16) принятие решений о проведении республиканского народного голосования (референдума);
17) осуществление законодательной инициативы на Съезде народных депутатов РСФСР и в Верховном Совете РСФСР, внесение предложений о проведении внеочередных заседаний Съезда народных депутатов РСФСР и сессий Верховного Совета РСФСР, о внесении на народное обсуждение проектов Законов РСФСР и других наиболее важных вопросов государственной жизни;
18) назначение выборов народных депутатов Татарской АССР и народных депутатов местных Советов народных депутатов;
19) утверждение состава Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Татарской АССР;
20) осуществление в пределах компетенции Татарской АССР законодательного регулирования отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений, регулирование которых относится к ведению Татарской АССР;
21) рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Татарской АССР и равноправия граждан СССР всех национальностей на территории Татарской АССР; решение вопросов о развитии национальной культуры, языка и охраны исторических памятников;
22) толкование законов Татарской АССР;
23) учреждение государственных наград Татарской АССР, установление почетных званий Татарской АССР.
Верховный Совет Татарской АССР имеет право:
отменять Указы и постановления Президиума Верховного Совета Татарской АССР, распоряжения Председателя Верховного Совета Татарской АССР, постановления и распоряжения Совета Министров Татарской АССР;
отменять решения районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их Конституции СССР, Конституции РСФСР, Конституции Татарской АССР, законам СССР, РСФСР и Татарской АССР;
опротестовывать и приостанавливать действия актов на территории Татарской АССР союзных, союзно-республиканских министерств и ведомств в случае их противоречия законам или причинения ими существенного вреда экономическим, социальным и другим интересам республики;
входить в Комитет конституционного надзора РСФСР с предложением о даче заключения о соответствии актов Верховного Совета РСФСР и его палат, проектов актов этих органов Конституции РСФСР и законам РСФСР, принятым Съездом народных депутатов, а также о соответствии Конституции РСФСР и законам РСФСР актов других государственных органов и общественных организаций;
решать другие вопросы, отнесенные к ведению Татарской АССР;
Верховный Совет Татарской АССР регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также назначаемых или избираемых им должностных лиц.
Статья 93. Верховный Совет Татарской АССР принимает законы Татарской АССР и постановления.
Статья 94. Верховный Совет Татарской АССР состоит из 250 депутатов, которые избираются по избирательным округам, образуемым в основном с равной численностью избирателей.
Статья 95. Верховный Совет Татарской АССР созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после выборов.
По представлению избираемой им мандатной комиссии Верховный Совет Татарской АССР принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных народных депутатов недействительными.
Первое после выборов заседание Верховного Совета Татарской АССР открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Татарской АССР, а после избрания Председателя Верховного Совета Татарской АССР и его заместителей заседания Верховного Совета Татарской АССР ведет Председатель Верховного Совета Татарской АССР или его заместитель.
Статья 96. Верховный Совет Татарской АССР созывается Президиумом Верховного Совета Татарской АССР на очередные сессии, которые проводятся не менее двух раз в год. Продолжительность сессии определяется Верховным Советом Татарской АССР.
Внеочередные сессии созываются по инициативе Верховного Совета Татарской АССР, Президиума Верховного Совета Татарской АССР, по предложению Председателя Верховного Совета Татарской АССР, не менее трети состава Верховного Совета Татарской АССР.
Сессия Верховного Совета Татарской АССР состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний постоянных комиссий Верховного Совета Татарской АССР.
Статья 97. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Татарской АССР принадлежит народным депутатам Татарской АССР, Президиуму Верховного Совета Татарской АССР, Председателю Верховного Совета Татарской АССР, Комитету конституционного надзора Татарской АССР, Совету Министров Татарской АССР, постоянным комиссиям Верховного Совета Татарской АССР, Комитету народного контроля Татарской АССР, Верховному суду Татарской АССР, Прокурору Татарской АССР, Главному государственному арбитру Татарской АССР.
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их республиканских органов.
Законом Татарской ССР от 8 февраля 1991 г. N 659-XII в статью 98 настоящей Конституции внесены изменения
Статья 98. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Татарской АССР, обсуждаются на его заседаниях.
Закон Татарской АССР считается принятым, если за него проголосовало большинство народных депутатов Татарской АССР от их общего числа.
Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета Татарской ССР или его Президиума могут быть вынесены на народное обсуждение.
Статья 99. Законы Татарской АССР, постановления и иные акты Верховного Совета Татарской АССР публикуются на татарском и русском языках.
Законом Татарской ССР от 8 февраля 1991 г. N 659-XII в статью 100 настоящей Конституции внесены изменения
Статья 100. Президиум Верховного Совета Татарской АССР является подотчетным Верховному Совету органом, самостоятельно решающим вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Татарской АССР и законами Татарской АССР и обеспечивающим организацию работы Верховного Совета Татарской АССР.
Президиум Верховного Совета Татарской АССР формируется в составе Председателя Верховного Совета Татарской АССР, первого заместителя Председателя Верховного Совета Татарской АССР, заместителя Председателя Верховного Совета Татарской АССР, председателей постоянных комиссий Верховного Совета Татарской АССР и других лиц, избираемых Верховным Советом Татарской АССР.
Президиум Верховного Совета Татарской АССР возглавляет Председатель Верховного Совета Татарской АССР.
Статья 101. Президиум Верховного Совета Татарской АССР:
1) созывает сессии Верховного Совета Татарской АССР;
2) организует подготовку сессий Верховного Совета Татарской АССР;
3) координирует деятельность постоянных и других комиссий Верховного Совета Татарской АССР;
4) оказывает содействие народным депутатам Татарской АССР в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
5) осуществляет контроль за соблюдением Конституции Татарской АССР;
6) организует подготовку и проведение народных голосований (референдумов), а также народных обсуждений проектов законов Татарской АССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни;
7) награждает государственными наградами Татарской АССР; присваивает почетные звания Татарской АССР;
8) заслушивает отчеты министерств, ведомств государственных комитетов Татарской АССР о соблюдении ими действующего законодательства СССР, РСФСР и Татарской АССР;
9) публикует законы Татарской АССР и другие акты, принятые Верховным Советом Татарской АССР, Президиумом Верховного Совета Татарской АССР и Председателем Верховного Совета Татарской АССР;
10) дает толкование законов Татарской АССР;
11) осуществляет руководство деятельностью местных Советов народных депутатов;
12) принимает решения по вопросам административно-территориального устройства Татарской АССР;
13) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров Татарской АССР, решения районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их закону;
14) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законами Татарской АССР.
Статья 102. Президиум Верховного Совета Татарской АССР в период между сессиями Верховного Совета Татарской АССР с последующим представлением на его утверждение на очередной сессии:
1) вносит в случае необходимости изменения в действующие законодательные акты Татарской АССР;
2) образует в установленном порядке районы и города республиканского подчинения, производит их наименование и переименование;
3) по предложению Совета Министров Татарской АССР образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления, образуемые Верховным Советом Татарской АССР;
4) по представлению Председателя Совета Министров Татарской АССР освобождает от должности и назначает отдельных лиц,, входящих в состав Совета Министров Татарской АССР.
Президиум Верховного Совета Татарской АССР издает указы и принимает постановления.
По истечении срока полномочий Верховного Совета Татарской АССР Президиум Верховного Совета Татарской АССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования Верховным Советом Татарской АССР нового Президиума Верховного Совета.
Статья 103. Председатель Верховного Совета Татарской АССР является высшим должностным лицом Татарской Автономной Советской Социалистической Республики и представляет ее внутри страны и в международных отношениях.
Председатель Верховного Совета Татарской АССР избирается Верховным Советом Татарской АССР из числа народных депутатов Татарской АССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Верховным Советом Татарской АССР.
Председатель Верховного Совета Татарской АССР подотчетен Верховному Совету Татарской АССР.
Законом Татарской ССР от 8 февраля 1991 г. N 659-XII в статью 104 настоящей Конституции внесены изменения
Статья 104. Председатель Верховного Совета Татарской АССР:
1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Верховным Советом Татарской АССР; подписывает законы Татарской АССР и другие акты, принятые Верховным Советом Татарской АССР и Президиумом Верховного Совета Татарской АССР;
2) представляет Верховному Совету Татарской АССР доклады о положении республики и о важных вопросах внутренней политики и международных связей Татарской АССР;
3) представляет Верховному Совету Татарской АССР кандидатуры для избрания на должность Первого заместителя и заместителя Председателя Верховного Совета Татарской АССР, а также предложения о персональном составе Комитета конституционного надзора Татарской АССР;
4) представляет Верховному Совету Татарской АССР кандидатуры для назначения или избрания на должности Председателя Совета Министров Татарской АССР, Председателя Верховного суда Татарской АССР, Главного государственного арбитра Татарской АССР.
Председатель Верховного Совета Татарской АССР издает распоряжения.
Первый заместитель Председателя Верховного Совета Татарской АССР и заместитель Председателя Верховного Совета Татарской АССР выполняют по уполномочию Председателя Верховного Совета Татарской АССР отдельные его функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
Законом Татарской ССР от 8 февраля 1991 г. N 659-XII в статью 105 настоящей Конституции внесены изменения
Статья 105. Законы и другие решения Верховного Совета Татарской АССР принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями Верховного Совета Татарской АССР.
Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров Татарской АССР, Верховного суда Татарской АССР, а также коллегии Государственного арбитража Татарской АССР производится при наличии заключения соответствующих постоянных комиссий Верховного Совета Татарской АССР.
Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны выполнять требования комиссий Верховного Совета Татарской АССР, представлять им необходимые материалы и документы.
Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный ими срок.
Статья 106. Народный депутат Татарской АССР на сессиях Верховного Совета Татарской АССР имеет право обратиться с запросом к Председателю Верховного Совета Татарской АССР, к Совету Министров Татарской АССР, его Председателю, к руководителям других органов, образуемых или избираемых Верховным Советом Татарской АССР, а также к руководителям ведомств, объединений и предприятий союзного и республиканского (РСФСР) подчинения, расположенных на территории Татарской АССР, по вопросам, отнесенным к ведению Татарской АССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данной сессии Верховного Совета Татарской АССР не более чем в трехдневный срок.
Народные депутаты Татарской АССР освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете Татарской АССР, его комиссиях, а также среди населения. Народные депутаты Татарской АССР могут освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на весь период своих полномочий в Верховном Совете Татарской АССР.
Народный депутат Татарской АССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Татарской АССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета Татарской АССР.
Статья 107. Комитет конституционного надзора Татарской АССР избирается Верховным Советом Татарской АССР сроком на десять лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 7 членов Комитета.
Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Татарской АССР, не могут одновременно входить в состав органов, акты которых поднадзорны Комитету.
Лица, избранные в Комитет конституционного надзора Татарской АССР, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции Татарской АССР.
Комитет конституционного надзора Татарской АССР:
1) по собственной инициативе или по поручению Верховного Совета Татарской АССР представляет Верховному Совету заключения о соответствии Конституции Татарской АССР проектов Законов Татарской АССР, подлежащих рассмотрению Верховным Советом;
2) осуществляет наблюдение за соответствием Конституции Татарской АССР и законам Татарской АССР постановлений и распоряжений Совета Министров Татарской АССР; решений районных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов;
3) по собственной инициативе или по поручению Верховного Совета Татарской АССР, по предложению Президиума Верховного Совета Татарской АССР, Председателя Верховного Совета Татарской АССР, постоянных комиссий Верховного Совета Татарской АССР, Совета Министров Татарской АССР дает заключения о соответствии Конституции Татарской АССР и законам Татарской АССР актов других государственных органов и общественных организаций, в том числе союзно-республиканских министерств и ведомств.
При выявлении противоречия акта или его отдельных положений Конституции Татарской АССР или законам Татарской АССР Комитет конституционного надзора Татарской АССР направляет органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного нарушения. Принятие Комитетом такого заключения приостанавливает исполнение противоречащего Конституции Татарской АССР или закону Татарской АССР акта или его отдельных положений.
Комитет конституционного надзора Татарской АССР вправе входить с представлением в Верховный Совет Татарской АССР или Совет Министров Татарской АССР об отмене противоречащих Конституции Татарской АССР или закону Татарской АССР актов подотчетных им органов или должностных лиц.
В случае несоответствия Конституции Татарской АССР закона или подзаконного акта Союза ССР или РСФСР Комитет конституционного надзора Татарской АССР ставит вопрос о приостановлении действия такого закона или подзаконного акта перед Верховным Советом Татарской АССР.
Организация и порядок деятельности Комитета конституционного надзора Татарской АССР определяется законодательством Союза ССР, РСФСР и Татарской АССР о конституционном надзоре.
Законом Татарской ССР от 8 февраля 1991 г. N 659-XII в статью 108 настоящей Конституции внесены изменения
Статья 108. Верховный Совет Татарской АССР осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.
Статья 109. Порядок деятельности Верховного Совета Татарской АССР и его органов определяется Регламентом Верховного Совета Татарской АССР и другими законами Татарской АССР, издаваемыми на основе Конституции Татарской АССР.
Глава 12. Совет Министров Татарской АССР
Статья 110. Совет Министров Татарской АССР - Правительство Татарской АССР - является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Татарской АССР.
Статья 111. Совет Министров Татарской АССР образуется Верховным Советом Татарской АССР в составе Председателя Совета Министров Татарской АССР, первых заместителей и заместителей Председателя, министров, председателей государственных комитетов и руководителей других органов государственного управления, образуемых Верховным Советом республики.
По представлению Председателя Совета Министров Татарской АССР Верховный Совет Татарской АССР может включить в состав Правительства Татарской АССР руководителей других органов и организаций Татарской АССР.
Совет Министров Татарской АССР слагает свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом Татарской АССР на его первой сессии.
Статья 112. Совет Министров Татарской АССР ответственен перед Верховным Советом Татарской АССР и ему подотчетен.
Вновь образованный Совет Министров Татарской АССР представляет на рассмотрение Верховного Совета Татарской АССР программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
Совет Министров Татарской АССР не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Верховным Советом Татарской АССР.
Статья 113. Совет Министров Татарской АССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Татарской АССР, поскольку они не входят, согласно Конституции Татарской АССР, в компетенцию Верховного Совета Татарской АССР и его Президиума, Председателя Верховного Совета Татарской АССР.
В пределах своих полномочий Совет Министров Татарской АССР:
1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством; разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; участвует в проведении единой политики цен, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными организациями и учреждениями республиканского и местного подчинения;
2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет Татарской АССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Татарской АССР, государственный бюджет Татарской АССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету Татарской АССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета;
3) обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие автономной республики, районов и городов; координирует и контролирует деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, относящимся к ведению Татарской АССР.
4) осуществляет меры по защите интересов государства, охране социалистической собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
5) принимает меры в пределах, определяемых Конституцией СССР, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны;
6) образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Совете Министров Татарской АССР по делам хозяйственного и социально-культурного строительства;
7) осуществляет руководство деятельностью исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.
Статья 114. Для решения вопросов, связанных с обеспечением руководства народным хозяйством, и других вопросов государственного управления в качестве постоянного органа Совета Министров Татарской АССР действует Президиум Совета Министров Татарской АССР в составе Председателя Совета Министров Татарской АССР, первых заместителей и заместителей Председателя Совета Министров Татарской АССР, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров Татарской АССР.
Статья 115. Совет Министров Татарской АССР на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР, Татарской АССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Татарской АССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Татарской АССР обязательны к исполнению на всей территории Татарской АССР.
Статья 116. Совет Министров Татарской АССР в пределах своей компетенции имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов.
Совет Министров Татарской АССР имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Татарской АССР, других подведомственных ему органов.
Статья 117. Совет Министров Татарской АССР объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Татарской АССР и других подведомственных ему органов.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Татарской АССР руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету Министров Татарской АССР, так и соответствующему министерству или государственному комитету РСФСР.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Татарской АССР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР и Татарской АССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета Татарской АССР, установлений и распоряжений Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР и Совета Министров Татарской АССР, актов соответствующих министерств и государственных комитетов СССР и РСФСР, организуют и проверяют их исполнение.
Статья 118. Компетенция Совета Министров Татарской АССР и его Президиума, порядок их деятельности, отношения Совета Министров Татарской АССР с другими государственными органами, а также перечень министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Татарской АССР определяются на основе Конституции Законом о Совете Министров Татарской АССР.
VI. Местные органы государственной власти и управления в Татарской АССР
Глава 13. Местные Советы народных депутатов
Статья 119. Органами государственной власти в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов.
Статья 120. Местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского (АССР, РСФСР) и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения.
Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития, местный бюджет и отчеты об их выполнении; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны.
Статья 121. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения.
Статья 122. Местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, РСФСР и Татарской АССР.
Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.
Статья 123. Сессии районных, городских (кроме городов районного подчинения), районных в городах Советов народных депутатов созываются их президиумами не реже трех раз в год.
Сессии городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских Советов народных депутатов созываются их председателями не реже четырех раз в год.
Круг вопросов, разрешаемых исключительно на сессиях, устанавливается Законами о местных Советах народных депутатов Татарской АССР.
Статья 124. Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Рекомендации постоянных комиссий местных Советов подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения или о принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный срок.
Статья 125. Местные Советы народных депутатов, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов, имеют право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству.
Статья 126. Местные Советы народных депутатов осуществляют свою деятельность в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносят наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, вовлекают их в работу постоянных комиссий, исполнительных комитетов и других подотчетных Советам органов, содействуют работе местных добровольных обществ и развивают общественную самодеятельность населения.
Законом Татарской ССР от 8 февраля 1991 г. N 659-XII в статью 127 настоящей Конституции внесены изменения
Статья 127. Работу районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов организуют их президиумы, возглавляемые председателями Советов, а в городских (городов районное го подчинения), поселковых и сельских Советах - председатели этих Советов.
По поручению Советов народных депутатов их президиумы в период между сессиями вправе осуществлять полномочия Советов народных депутатов, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Совета.
Глава 14. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов
Статья 128. Исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являются избираемые ими исполнительные комитеты.
Исполнительные комитеты не реже одного раза в год отчитываются перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан.
Исполнительные комитеты местных Советов непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу.
Статья 129. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов руководят государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на территории соответствующих Советов на основе решений избравших их Советов и вышестоящих органов государственной власти и управления.
Компетенция исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их деятельности определяются законодательством Союза ССР, РСФСР и Татарской АССР.
Статья 130. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов в пределах своей компетенции принимают решения и издают распоряжения.
Статья 131. Исполнительные комитеты Советов народных депутатов имеют право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.
Статья 132. По истечении полномочий местных Советов народных депутатов их исполнительные комитеты сохраняют свои полномочия вплоть до избрания Советами народных депутатов нового созыва исполнительных комитетов.
Статья 133. Отделы и управления исполнительных комитетов образуются районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов и подчиняются в своей деятельности как Советам и исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.
VII. Государственный план экономического и социального развития Татарской АССР. Государственный бюджет Татарской АССР
Статья 134. Государственный план экономического и социального развития Татарской АССР является составной частью государственного плана экономического и социального развития РСФСР.
Текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития Татарской АССР имеют целью обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории республики в соответствии с основными задачами и направлениями экономического и социального развития РСФСР.
Статья 135. Государственный план экономического и социального развития Татарской АССР разрабатывается Советом Министров Татарской АССР, исходя из государственного плана экономического и социального развития РСФСР, на основе проектов планов министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления Татарской АССР, местных Советов народных депутатов.
В государственный план экономического и социального развития Татарской АССР включаются основные показатели планов предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения, находящихся на территории Татарской АССР.
Разработка планов экономического и социального развития осуществляется с учетом предложений коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также общественных организаций.
Статья 136. Совет Министров Татарской АССР вносит государственный план экономического и социального развития Татарской АССР на рассмотрение Верховного Совета Татарской АССР.
Верховный Совет Татарской АССР по докладу Совета Министров Татарской АССР и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Татарской АССР обсуждает и утверждает государственный план экономического и социального развития Татарской АССР.
Статья 137. Государственный бюджет Татарской АССР является составной частью единого государственного бюджета РСФСР и объединяет республиканский бюджет Татарской АССР и местные бюджеты.
Статья 138. Государственный бюджет Татарской АССР разрабатывается Советом Министров Татарской АССР на основе государственных планов экономического и социального развития РСФСР и Татарской АССР, государственного бюджета РСФСР и утверждается Верховным Советом Татарской АССР по докладу Совета Министров Татарской АССР и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного Совета Татарской АССР.
Статья 139. Отчеты о выполнении государственных планов экономического и социального развития Татарской АССР и об исполнении государственного бюджета Татарской АССР рассматриваются и утверждаются Верховным Советом Татарской АССР. Общие показатели выполнения планов и исполнения бюджета публикуются для всеобщего сведения.
VIII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор
Глава 15. Суд и арбитраж
Статья 140. Правосудие в Татарской АССР осуществляется только судом.
Судами Татарской АССР являются Верховный Суд Татарской АССР и районные (городские) народные суды.
Организация и порядок деятельности судов Татарской АССР определяются законами Союза ССР, РСФСР и настоящей Конституцией.
Статья 141. Все суды Татарской АССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.
Народные судьи районных (городских) народных судов, судьи Верховного суда Татарской АССР избираются Верховным Советом Татарской АССР.
Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, народные заседатели Верховного суда Татарской АССР - Верховным Советом Татарской АССР.
Судьи всех судов избираются сроком на десять лет. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет.
Судьи и народные заседатели ответственны перед избравшими их органами или избирателями, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном законом порядке.
Статья 142. Верховный суд Татарской АССР является высшим судебным органом Татарской АССР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов Татарской АССР.
Верховный суд Татарской АССР состоит из председателя, его заместителей, членов и народных заседателей.
Статья 143. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Статья 144. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
Судьям и народным заседателям обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Какое-либо вмешательство в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливаются Законом о статусе судей в СССР и другими законодательными актами Союза ССР и РСФСР.
Статья 145. Правосудие в Татарской АССР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом.
Статья 146. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
Статья 147. Обвиняемому обеспечивается право на защиту.
Статья 148. Судопроизводство в Татарской АССР ведется на татарском или русском языке, или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Статья 149. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
Статья 150. Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действует коллегия адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 151. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.
Статья 152. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции.
Глава 16. Прокуратура
Статья 153. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Татарской АССР осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором РСФСР, Прокурором Татарской АССР и нижестоящими прокурорами.
Статья 154. Прокурор Татарской АССР назначается Генеральным прокурором СССР.
Районные и городские прокуроры назначаются Прокурором РСФСР и утверждаются Генеральным прокурором СССР.
Статья 155. Срок полномочий Прокурора Татарской АССР и всех нижестоящих прокуроров - пять лет.
Статья 156. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.
IX. Герб, флаг и столица Татарской АССР
Статья 157. Государственным гербом Татарской Автономной Советской Социалистической Республики является Государственный герб РСФСР, представляющий собой изображение серпа и молота на красном фоне, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью: "РСФСР" на русском языке и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на русском и татарском языках с добавлением под надписью "РСФСР" буквами меньшего размера надписи "Татарстан АССР". В верхней части герба - пятиконечная звезда.
Статья 158. Государственным флагом Татарской Автономной Советской Социалистической Республики является Государственный флаг РСФСР, представляющий собой красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага, которая составляет одну восьмую длины флага. В левом верхнем углу красного полотнища изображены золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой, а под ними золотыми буквами помещается надпись "Татарская АССР". Отношение ширины флага к его длине - 1:2.
Статья 159. Столицей Татарской Автономной Советской Социалистической Республики является город Казань.
X. Действие Конституции Татарской АССР и порядок ее изменения
Статья 160. Все законы и иные акты государственных органов Татарской АССР издаются на основе и в соответствии с Конституцией Татарской АССР.
Статья 161. Изменение Конституции Татарской АССР производится решением Верховного Совета Татарской АССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа народных депутатов Татарской АССР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституция (Основной закон) Республики Татарстан
Текст Конституции опубликован в Своде законов Республики Татарстан, Том 1 "История становления законодательства РТ"