Распоряжение Президента Республики Татарстан
от 14 января 2009 г. N 6
"О мерах по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан"
7 августа, 7 октября 2009 г.
См. изменения, внесенные распоряжениями Президента РТ от 7 октября 2009 г. N 229, от 7 августа 2009 г. N 189
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", в целях осуществления мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан и организации взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти Республики Татарстан с Правительством Российской Федерации при их реализации:
1. Утвердить разработанную Кабинетом Министров Республики Татарстан и одобренную 8 января 2009 года на заседании Республиканской комиссии по обеспечению развития экономики Республики Татарстан в условиях мирового финансового кризиса Региональную программу (Комплексный план) упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан (прилагается).
2. Кабинету Министров Республики Татарстан до 15 января 2009 года представить Региональную программу (Комплексный план) упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Президент Республики Татарстан |
М.Ш. Шаймиев |
Региональная программа (Комплексный план)
упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан
(утв. распоряжением Президента РТ от 14 января 2009 г. N 6)
Введение
Комплексный план упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан разработан в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина (протокол N 1 от 2 декабря 2008 года).
Несмотря на позитивные в целом результаты социально-экономического развития республики в 2008 году, влияние мирового финансового кризиса, обусловившего экономический кризис, оказалось более серьезным, чем ожидалось. Экономика Республики Татарстан в значительной степени ориентирована на экспорт своей продукции, объем которого в 2008 году возрос по сравнению с 2007 годом на 40% и составил 18,9 млрд. долларов США, что составляет 52% от общего объема отгрузки. Татарстан является одним из наиболее развитых промышленных регионов страны и поэтому более, чем другие субъекты федерации, ощутил на себе влияние глобального финансового кризиса. За последние 3 месяца прошедшего года произошел существенный спад производства на бюджетообразующих предприятиях республики. Только в декабре он составил 22%. За 2008 год снижение индекса промышленного производства от прогноза составило 3,5-3,8%.
Сложная ситуация складывается на республиканском рынке труда. Возросла численность работающих на предприятиях, отправленных в административные отпуска, либо переведенных на неполное рабочее время. Заметно увеличилось число безработных. Только за 2 месяца сократилось более чем в 3 раза число вакантных рабочих мест. Высвобождаемые работники часто не имеют возможности трудоустроиться на другие рабочие места как по причине их отсутствия, так и по причине отсутствия должной подготовки высвобождаемых работников. Появились проблемы с задолженностью по заработной плате. Наметилась высокая дифференциация муниципальных образований по параметрам социально-экономического развития. Их экономическая база определяется уровнем экономической самодостаточности хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на их территории. Перечни градообразующих и бюджетообразующих предприятий в разрезе муниципальных образований приведены в приложениях 1 и 2.
Все это требует принятия неотложных мер по стабилизации ситуации в экономике и на рынке труда. Сегодня в республике созданы республиканские и муниципальные антикризисные комиссии. В еженедельном режиме ведется мониторинг текущей ситуации. Реализуются 72 ведомственные и республиканские программы. Принята стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2020 года, а также Республиканская программа содействия занятости населения на 2008-2010 годы. В республиканском и местных бюджетах запланировано выделение финансовых ресурсов на реализацию наиболее социально значимых программ и проектов. Однако ситуация столь сложна, что без участия федеральных органов республика не сможет решить возникшие проблемы, учитывая крайне сложную текущую финансовую ситуацию в секторах экономики, высокую степень экономической интеграции предприятий республики с другими регионами страны, а также ограниченность полномочий по принятию законодательных актов.
Таким образом, сегодняшняя социально-экономическая ситуация в Республике Татарстан обусловила необходимость разработки Комплексного плана по преодолению негативных последствий глобального финансового кризиса на социально-экономическое развитие республики. Ключевым условием реализации такого плана является скоординированная совместная деятельность федеральных, республиканских и муниципальных органов государственной власти.
1. Анализ текущей социально-экономической ситуации по секторам экономики
По итогам 2008 года объем валового регионального продукта составил по оценке 930 млрд.рублей с ростом 107,1%, что выше планового значения на 0,1%, однако заметное снижение темпов роста ВРП произошел в IV квартале (рисунок 1.1).
"Рисунок 1.1. "Валовой региональный продукт в Республике Татарстан"
На рисунке 1.2 приведена иллюстрация изменения вкладов секторов экономики в рост валового регионального продукта. Как видно из диаграммы, заметно уменьшился вклад сектора добычи полезных ископаемых (3% против 6,7% в 2007 году).
"Рисунок 1.2. Вклад секторов экономики в рост валового регионального продукта в 2008(2007) годах в Республике Татарстан"
Несколько уменьшилось влияние на рост ВРП обрабатывающих производств (36% против 37,8%). При этом увеличилась доля сельского хозяйства (6% против 5,4%), транспорта и связи - 18% вместо 8,1%. Заметно вырос вклад строительства - 22% вместо 7,1%. Индекс промышленного производства в течение 9 месяцев 2008 года был выше 107%, его резкое падение произошло в 4 квартале 2008 года. Динамика этого показателя отражена на рисунке 1.3
"Рисунок 1.3. Индексы промышленного производства в Республике Татарстан"
Валовая продукция сельского хозяйства выросла на 108% и составила 123,1 млрд.рублей. Объем инвестиций в основный капитал в 2008 году составил- 247 млрд.руб. (рост 111%). Введено в действие жилых домов в объеме 2222,1 тыс. кв. метров. Оборот розничной торговли составил 373,0 млрд.руб. (рост 121,7%).
В 2008 году грузооборот автомобильного транспорта достиг 2210,0 млн.ткм. Его рост по итогам прошедшего года составил 130%.
На 40% увеличился объем экспорта, по итогам 2008 года он составил 18,9 млрд.долларов США (рисунок 1.4).
"Рисунок 1.4. Внешнеторговый оборот Республики Татарстан
Прибыль прибыльных предприятий (рисунок 1.5) составила 125,0 млрд.руб.
"Рисунок 1.5. Прибыль прибыльных предприятий по всем видам деятельности в Республике Татарстан"
Индекс потребительских цен (декабрь 2008 к декабрю 2007) составил 111,8%, что на 5 процентных пункта выше запланированного.
На 27,7% выросла среднемесячная номинальная заработная плата и составила 14650,0 рублей. Реальная заработная плата (рисунок 1.6) увеличилась за год на 13%, однако динамика реальной заработной платы показала снижение на 7,1 процентных пункта по сравнению с 2007 годом.
"Рисунок 1.6. Реальная заработная плата в Республике Татарстан, в % к предыдущему году"
Таким образом, основные макроэкономические параметры оценки социально-экономического развития Республики Татарстан в основном достигли своих прогнозных оценок. Однако, необходимо отметить, что относительно высокие темпы развития экономики по итогам 2008 года были обусловлены результатами, достигнутыми в январе-сентябре 2008 года. Негативное влияние мирового финансового кризиса на экономику республики оказалось более глубоким, чем ожидалось. Например, общее снижение темпов промышленного производства в декабре 2008 года составило 22%. Почти на 6% снизились реальные доходы населения в IV квартале 2008 года. Среднемесячная заработная плата в декабре, по оценке, составила 97% от заработной платы ноября. Индекс потребительских цен в декабре 2008 года к уровню декабря 2007 года составил 111,8%, при этом за период октябрь-декабрь цены выросли на 2,6%.
Наибольшее падение объемов производства произошло на предприятиях обрабатывающего сектора экономики.
Индекс промышленного производства в декабре 2008 г., составил 78,3% к уровню декабря 2007 г. По предприятиям индексы промышленного производства в декабре 2008 г. составили 23,4% по ЗАО "Кварт", 23,7% по ОАО "КамАЗ", 24,1% по ОАО "ПО ЕлАЗ", 35,8% по ОАО "Алнас", 35,4% по ОАО "Казанский завод СК".
Только по декабрю не выполнены месячные планы по производству основных видов продукции: каучуков СКИ-3 - на 56,2%, этилена - на 51,1% (ОАО "Нижнекамскнефтехим"); алкогольной продукции - на 37,8% (ОАО "Татспиртпром"); холодильных приборов - на 17,3% (ФГУП "ПО "Завод им. Серго"); шин - на 14,2% (ОАО "Нижнекамскшина"); туалетного мыла - на 32,8%, жидких моющих средств - на 19,4% и синтетических моющих средств - на 13,1% (ОАО "Нэфис Косметикс"); центробежных насосов - на 6,9% и погружных электродвигателей - на 11,5% (ОАО "Алнас"); полиэтилена низкого давления - на 5,7% (ОАО "Казаньоргсинтез").
Основными факторами, оказывающими отрицательное влияние на деятельность предприятий, по-прежнему, остаются снижение спроса на продукцию, ужесточение условий предоставления кредитов банками - увеличение залоговой доли недвижимости, отказы в предоставлении кредитов на текущую деятельность, рост процентной ставки за кредитные ресурсы, увеличение срока рассмотрения заявок на получение кредитов.
В строительном комплексе плановые показатели декабря по строительно-монтажным работам выполнены с отставанием по следующим организациям: ЗАО "Баско" (86,9%), ОАО "НСУ "Термостепс" (86,4%), ОАО "Таиф-СТ" (79,9%), ЗАО "Брик" (71,4%), ООО "ФОН" (65,6%), ЗАО "Кулонстрой" (65,3%), Холдинг "Унистрой" (67,2%), ОАО "Татнефтепроводстрой" (58,5)%.
За последний квартал 2008 года произошло снижение среднесписочной численности работников по ОАО "Татнефтепроводстрой" на 45 чел., ООО "Казаньцентрострой" - на 45 чел., ЗАО "Кулонстрой" - на 42 чел., ООО "ФОН" -на 15 чел., ООО "Грань" - на 12 чел. На неполную рабочую неделю переведены работники 4 организаций: ОАО "Татэлектромонтаж" - 177 чел. ОАО "Татстрой" - 61 чел., ООО "Мегарон" - 34 чел., Холдинг "Унистрой" - 29 чел.
Увеличилась кредиторская задолженность по Холдингу "Унистрой" на 55,7%. Снижение кредиторской задолженности произошло на ОАО "Татстрой" на 55,9%, ОАО "Татнефтепроводстрой" - на 9,3%, ОАО "НСУ "Термостепс" - на 6,3%.
Дебиторская задолженность увеличилась по ОАО "Татэлектромонтаж" на 8,1%, сократилась по ОАО "Татстрой" на 41,5%, ОАО "НСУ "Термостепс" - на 6,9%, ООО "Казаньцентрострой" - на 2,4%.
Годовой план объема произведенных товаров, работ и услуг предприятий транспорта по сравнению с плановыми показателями выполнен в среднем на 99,2%. Часть предприятий транспорта перевели сотрудников на неполный рабочий день, например ООО "Железнодорожник", ОАО "Нижнекамское ПАТП-1", ООО "СМП-Автодор", представительство Куйбышевской железной дороги в Республике Татарстан.
Дебиторская задолженность превышает кредиторскую в среднем на 27%. В некоторых дорожно-строительных предприятиях на отчетную дату дебиторская задолженность превышает кредиторскую на 70%-80%, что является следствием сокращения производственной деятельности предприятий-заказчиков, дефицита денежных средств, отказа банков от долгосрочного кредитования.
Особую озабоченность вызывает ситуация со снижением объемов реализации производимой продукции на крупных градообразующих и бюджетообразующих предприятиях. На этих предприятиях на сокращенное рабочее время по состоянию на 1 января 2009 года переведено 4600 человек. Сокращено 3400 работающих. Соответственно снизились объемы производства товаров и услуг хозяйствующих субъектов, являющихся их поставщиками. Как следствие, сократились объемы транспортных перевозок, предоставления коммунальных услуг и др. Особенно это коснулось энергосистемы, имея ввиду, что генерирующая компания ОАО "Татэнерго" является системообразующим предприятием республики. Следствием этого влияния явилась волна сокращения численности работающих, так называемая волна второго уровня. Необходимо констатировать, что в такой ситуации оказалась несостоятельной ни транспортная инфраструктура, ни рынок жилья. Оказалось невозможным решить задачи маятниковой миграции и применить вахтовый метод для перемещения трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов республики в те, где на сегодняшний день есть в них потребность.
В сложном положении оказались предприятия оборонного комплекса. Конкурсы по оборонному заказу до сих пор не объявлены. Это означает, что в течение нескольких месяцев эти предприятия останутся без заказов, а значит, без необходимых ресурсов.
Обострились проблемы и в аграрно-промышленном комплексе. Крупные компании и фермерские хозяйства, взяв кредиты в истекшем году, оказались не в состоянии их возмещать. Произошло сокращение работников, на грани банкротства оказались небольшие хозяйства.
В течение 2008 года в республике активно велась работа по переходу с 1 января 2009 года отраслей бюджетной сферы на финансовые нормы и отраслевые системы оплаты труда, ориентированные на оценку труда работников в зависимости от результатов их деятельности. По результатам анализа действующих систем оплаты труда и смет финансирования бюджетных учреждений были подготовлены предложения по оптимизации деятельности этих учреждений, в том числе по сокращению избыточной численности. Однако в сегодняшней ситуации увольнение работников бюджетных учреждений требует поиска нестандартных решений в их профессиональной переориентации, имея в виду, что подготовленные ранее для них рабочие места также сокращены.
В течение 4 квартала 2008 года задолженность по заработной плате возрастала до 215 млн.рублей. Ее размер удалось сократить, однако просроченная задолженность по заработной плате на 1 января 2009 года все еще значительна - 110 млн.руб.
2. Характеристика рынка труда
Численность занятых в экономике составляет 1 млн. 817 тыс.чел.
Сократилась численность официально зарегистрированных безработных с 24 тыс. на начало января 2008 года до 19 тыс. на начало октября 2008 года. Уровень безработицы снизился с 1,26% до 0,99%. Однако за период октябрь-декабрь 2008 года ситуация в корне изменилась. Только на крупных и средних предприятиях численность работающих в республике сократилась за последний квартал на 20 тыс.чел. Это, прежде всего, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство и строительства.
Приобрел массовость режим неполного рабочего времени для работников и направление их в вынужденные отпуска по инициативе администрации. Суммарная численность работников, работающих неполное рабочее время, составляет в настоящее время свыше 60 тыс.чел. Только на ОАО "КамАЗ" переведено на неполную рабочую неделю 35,0 тыс.чел. Планируют отправить в административный отпуск, начиная с марта, 9,8 тыс. человек ОАО "Татнефть"
На режим использования неполного рабочего времени перешли также ОАО "Нижнекамскнефтехим" - для 4,7 тыс. работников, ОАО "Нижнекамскшина" - для 3,2 тыс. работников, ЗАО "Кварт" - 1,6 тыс. работников, ЗАО "Челныводоканал" - 1,0 тыс. работников, ОАО "Холдинговая компания "Тасма" - 230 работников. В административных отпусках с сохранением 2/3 тарифной ставки находятся порядка 300 водителей ОАО ТЭФ "Каматранссервис".
Соответственно наблюдается постоянный рост численности зарегистрированных безработных. Последнее время прирост численности безработных составляет еженедельно от 6% до 8%. В целом за 4 квартал 2008 года прирост числа безработных составил 34%.
По состоянию на 1 января 2009 года численность зарегистрированных безработных по республике составила 25,5 тыс.чел. Уровень безработицы - 1,33% от численности экономически активного населения республики, что выше значения на 1 января 2008 года (1,26%).
Рост безработицы происходит при тенденции снижения числа вакансий. Так, на 1 ноября 2008 года число свободных рабочих мест составляло 34,6 тыс. рабочих мест, а к концу декабря оно сократилось до 11,8 тыс.
Коэффициент напряженности на рынке труда (соотношение численности безработных и заявленной потребности в работниках) составляет по республике условно 2,2 человека на одну вакансию.
В ряде районов республики уровень регистрируемой безработицы близок или превышает 2%-ный порог. Это: Елабужский, Чистопольский, Бавлинский, Спасский, Мамадышский, Менделеевский, Новошешминский районы.
К настоящему времени в центры занятости населения поступили сведения об увольнениях по причине ликвидации, либо сокращении штата от 346 предприятий. Численность работников, предполагаемых к увольнению в ближайшие два месяца, по экспертной оценке составит 46,1 тыс.чел.
В последние годы большая работа проводится в направлении снижения масштабов "серого" рынка труда.
Численность занятых на "сером" рынке труда снизилась по сравнению с обследованием 2007 года на 13,9% и составила 332,7 тыс. человек, или 13,7% от численности трудовых ресурсов Татарстана.
Вторичная занятость составила 187,7 тыс. человек. Это "серый" рынок из числа занятого в экономике населения (рисунок 2.1). По сравнению с предыдущим обследованием объем вторичной занятости на "сером" рынке сократился на 13,8%.
Численность тех, для кого неформальная занятость - это единственная форма занятости, по результатам обследования, возросла по сравнению с данными предыдущего обследования, составив 145,0 тыс. человек.
"Рисунок 2.1. Структура "серого рынка" по социальным группам, в % к численности "серого рынка"
Около 27% всей "серой" занятости - 89,0 тыс. человек - сосредоточено в сфере торговли (торговля продовольственными и непродовольственными товарами, а также продукцией с подсобного хозяйства). Более 76 тыс. человек выполняли работы по строительству и ремонту жилья, 41,3 тыс. человек занято на транспорте и в связи.
Проведенное обследование показало, что среди участников "серого" рынка, по-прежнему, преобладают представители малообеспеченных слоев населения (рисунок 2.2). По сравнению с 2007 годом не изменилась доля участников нерегистрируемой занятости с доходом выше среднедушевого по республике, составив 2,3% (в расчете на члена семьи без учета дохода от неформальной занятости).
Средний абсолютный размер доходности (или средней зарплаты неформально занятого) на "сером" рынке остался на уровне 2007 года (4383 рубля). При этом несколько возросла доля граждан, имеющих более высокие доходы в группах от 6001-16000 рублей.
"Рисунок 2.2. Дифференциация "серого" рынка по величине полученного дохода в октябре 2007, 2008 гг., в %"
Около 40% численности неформального рынка традиционно сосредоточено в Казани (131,0 тыс. человек), чуть более 15% - в Набережных Челнах (52,4 тыс. человек), 6,3% - в Нижнекамске (20,9 тыс. человек).
Кроме того, в результате обследования была выявлена часть населения, получающая доходы от работы в домашнем хозяйстве. Ее доля в численности трудовых ресурсов республики снизилась по сравнению с октябрем 2007 г. с 5,9% (136,5 тыс. человек) до 4,2% (101,3 тыс. человек).
Анализ показал, что уровень дохода от работы в домашнем хозяйстве значительно ниже, чем от "серой" занятости. Около 90% работающих в домашних хозяйствах имеют доход ниже 6000 рублей, в то время как среди участников "серой" занятости таких 64%.
3. Анализ факторов давления на рынок труда
В качестве факторов, оказывающих наибольшее давление на рынок труда в текущем году станут:
- выпуск учащихся из школ, техникумов и ВУЗов;
- работающие инвалиды и граждане пенсионного возраста;
- "серый" рынок труда;
- высвобождение работников с предприятий или перевод их на режим неполного рабочего времени;
- трудовые мигранты;
- отсутствие необходимых условий для внутриреспубликанской маятниковой миграции;
- структура экономики с большой долей низкооплачиваемых работников села.
В 2009 году численность выпускников школ составит более 24 тыс. человек. В ситуации, когда не все из их числа будут продолжать образование, они пополнят число безработных. Причем необходимо отметить, что наибольшую угрозу с точки зрения социальной напряженности в обществе и с точки зрения криминальной обстановки представляет именно категория безработной молодежи.
Такая же проблема возникнет после выпуска из ВУЗов и техникумов. Число их выпускников в 2009 году составит 54 тыс.чел.
Учитывая значительную численность "серого" рынка труда и его распределение по секторам экономики, можно увидеть, что наибольшее сжатие его произойдет в секторе строительных услуг и торговле. Сегодня, как было отмечено выше, 76 тыс. "отделочников-строителей" работают без оформления трудовых отношений. При снижении темпов строительства жилья не менее чем на 20%, можно ожидать поступление на "серый" рынок еще около 17 тыс. занятых в строительном комплексе и около 4 тыс. человек из сектора торговли. По своему образовательному уровню 27% из них имеют высшее и среднее профессиональное образование, остальные такого образования не имеют. Этой категории работников сложно устроиться на рабочее место другого профиля.
Что касается трудовых мигрантов, то, к сожалению, законодательство не позволяет ограничить приток в Республику Татарстан как иностранных граждан, так и граждан из соседних регионов Российской Федерации. По предварительным оценкам, количество прибывших таким образом граждан в 2009 году может составить более 49 тыс. человек. Для обеспечения баланса трудовых ресурсов число мигрантов, должно составить 18 тысяч человек. Однако уже сейчас наметилась тенденция увеличения приезжающих для трудоустройства в республике граждан из соседних регионов. В 2009 году ожидается прибытие около 50 тыс. человек и против 24,3 тыс. человек в 2008 году.
Очевидно, что количество безработных трудоспособных граждан пополнят также работающие сегодня инвалиды и граждане пенсионного возраста. Сегодня в республике работают 268,4 тыс. пенсионеров, в том числе 35 тыс. инвалидов.
Необходимо также отметить, что в сельскохозяйственном производстве значительна доля сезонных работ. И такая категория, например, как механизаторы, ранее занятые на работах в качестве водителей, в сегодняшней ситуации также останутся без работы. Их количество примерно составит 26 тыс. человек.
Общее снижение численности работающих по секторам экономики представлено в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Влияние кризиса на занятость
Показатели |
Среднесписочная численность работников, тыс. человек |
||
Виды деятельности |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение |
Добыча полезных ископаемых |
37,3 |
33,7 |
-3,6 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
96,3 |
66,5 |
-29,8 |
Обрабатывающие производства |
295,9 |
217,8 |
-78,1 |
Производство электроэнергии, газа и воды |
44,5 |
43,4 |
-1,1 |
Строительство |
99,8 |
57,1 |
-42,7 |
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий |
144,0 |
130,0 |
-14,0 |
Транспорт и связь |
105,7 |
85,6 |
-20,1 |
Рыболовство, рыбоводство |
0,4 |
0,4 |
0,0 |
Гостиницы и рестораны |
20,1 |
21,1 |
1,0 |
Финансовая деятельность |
30,6 |
28,7 |
-1,9 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
113,9 |
111,2 |
-2,7 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
70,8 |
62,6 |
-8,2 |
Образование |
174,5 |
151,2 |
-23,3 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
104,3 |
77,3 |
-27,0 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
50,0 |
39,3 |
-10,7 |
Всего по республике |
1388,1 |
1125,9 |
-262,2 |
4. Основные угрозы
Динамика ситуации в секторах экономики в последние месяцы 2008 года и в январе 2009 года позволяет сделать вывод о сформировавшихся тенденциях сокращения объемов производства и налоговых поступлений в бюджет. Из сценариев развития экономики Республики Татарстан на 2009 год, представленных в таблице 4.1, видно, что ожидается снижение ВРП на 18%, объемов промышленного производства - на 23%, производства сельскохозяйственной продукции - на 10%, в строительстве - на 20%, в торговле и транспортных услугах - на 15%.
Таблица 4.1
Сценарные условия прогноза на 2009 год
Показатели |
Снижение, % |
Валовой региональный продукт |
-18 |
Промышленность |
-23 |
Сельское хозяйство |
-10 |
Строительство |
-20 |
Торговля |
-15 |
Транспорт |
-15 |
Общая характеристика прогноза динамики промышленного производства, представленная на рисунке 4.1, показывает значительное его снижение в 1 полугодии, хотя необходимо отметить, что прогнозы 2 полугодия построены по оптимистическому сценарию.
"Рисунок 4.1. Прогноз динамики промышленного производства"
В обрабатывающем производстве динамика также неблагоприятна, что видно из рисунка 4.2.
"Рисунок 4.2. Прогнозные показатели по обрабатывающим производствам"
В этом секторе также ожидается снижение численности работников и средней заработной платы, что видно из рисунка 4.3.
"Рисунок 4.3. Численность работников и средняя заработная плата в обрабатывающих производствах в 2009 году"
Уже сегодня в связи с тем, что часть работников переведена на режим неполного рабочего времени и сокращена численность работников, можно считать достаточно точными сделанные прогнозы.
В секторе добычи полезных ископаемых в связи с изменением цен на нефть динамика также отрицательна, что видно из рисунка 4.4.
"Рисунок 4.4. Прогнозные показатели по добыче полезных ископаемых"
Уже сегодня компания ОАО "Татнефть" снизила всем работникам заработную плату на 10%, ожидается и сокращение работников, что видно из рисунка 4.5. Аналогичная картина складывается в секторах производства и распределения электроэнергии, газа и воды (рисунки 4.6, 4.7) и сельском хозяйстве (рисунок 4.8).
"Рисунок 4.5. Численность работников и средняя заработная плата в добыче полезных ископаемых в 2009 году"
"Рисунок 4.6. Прогнозные показатели по производству и распределению электроэнергии, газа и воды"
"Рисунок 4.7. Численность работников и средняя заработная плата в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в 2009 году"
"Рисунок 4.8. Численность работников и средняя заработная плата в сельском хозяйстве в 2009 году"
В секторе строительства ожидается снижение объемов строительных работ, в том числе почти на 20% по объему ввода жилья (рисунки 4.9, 4.10)
"Рисунок 4.9. Прогнозные показатели по виду деятельности "строительство"
"Рисунок 4.10. Численность работников и средняя заработная плата в строительстве в 2009 году"
Сложная ситуация складывается по грузообороту автотранспортных предприятий, что видно на рисунке 4.11.
"Рисунок 4.11. Прогнозные показатели по грузообороту автотранспортных предприятий всех видов деятельности"
Основной причиной такого положения явилось общее снижение темпов роста экономики.
С большой степенью вероятности сократятся и налоговые поступления (рисунок 4.12), что является следствием снижения ВРП. Его объем в 2009 году, по оценке, составит 720,5 млрд.рублей, что по сути дела соответствует уровню 2007 года.
"Рисунок 4.12. Прогноз ВРП и налоговых поступлений"
Таким образом, основными угрозами социально-экономического развития Республик Татарстан в 2009 году являются снижение темпов экономического роста, сокращение численности работников, уменьшение уровня доходов населения и, что особенно тревожно, появление значительного числа безработных граждан.
Здесь нельзя не отметить, что введение стандарта минимального размера оплаты труда в размере 4330 рублей также представляет определенную угрозу обострения проблем ряда предприятий, имя ввиду, что ряд предприятий, например, сельскохозяйственного профиля имеют заработную плату ниже этого уровня. А в условиях применения тарифных систем оплаты труда рост фонда заработной платы заметно вырастет, что, как следствие, приведет к росту затрат. Перечень предприятий и число работников, имеющих заработную плату ниже стоимостной величины прожиточного минимума, приведен в Приложении 14.
5. Цели и задачи
Сформулированные выше негативные тенденции и основные угрозы социально-экономическому развитию в Республике Татарстан требуют уточнения цели и задач, которые должны предопределить государственную политику республиканских, муниципальных и территориальных федеральных органов исполнительной власти в период экономического кризиса.
Целью Комплексного плана является сохранение ядра экономики, а также преодоление негативных последствий влияния глобального финансового кризиса и недопущение значительного снижения уровня жизни населения Республики Татарстан.
Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач. Основными из них являются:
- сохранение кадрового потенциала на системообразующих, бюджетообразующих и градообразующих предприятиях;
- упреждающая подготовка работников и специалистов для закрепления их на новых рабочих местах;
- социальная защита граждан, которые по различным обстоятельствам потеряли место работы;
- определение мер и форм государственной поддержки хозяйствующих субъектов.
6. Основные направления реализации Комплексного плана
Основными направлениями деятельности исполнительной власти (республиканской, муниципальных и территориальных федеральных) в условиях антикризисного управления должны стать следующие:
- создание новой и развитие существующей нормативной базы;
- разработка и реализация комплекса антикризисных программ с учетом плотности связей хозяйствующих субъектов вдоль технологических цепочек;
- недопущение существенного роста числа безработных;
Мероприятия по реализации перечисленных направлений приведены в приложении 2. Что касается преодоления негативных последствий влияния глобального финансового кризиса на рынок труда, здесь мероприятия сгруппированы по четырем направлениям, рекомендованным Правительством Российской Федерации:
- Опережающее обучение работников в случае угрозы массового увольнения.
- Создание работодателями временных рабочих мест.
- Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.
- Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Краткая характеристика инвестиционных проектов
В 2008 году в республике реализовывались 48 республиканских и ведомственных программ. При формировании плана антикризисных мер в конце прошедшего года часть программ были приостановлены. Основным критерием при этом была оценка степени их влияния на социально-экономическое развитие республики и качество жизни населения. В план 2009 года вошли 72 программы. В республике успешно функционирует инфраструктура технопарков и индустриальных парков (рисунок 6.1). Эту сеть необходимо развить, и эти работы должны быть осуществлены как первоочередные именно сегодня в условиях мирового финансового кризиса.
"Рисунок 6.1. Территориальная схема размещения технопарков и индустриальных парков"
Кроме того, в 2009 году реализуются 26 и планируются к реализации 17 крупных инвестиционных проектов, перечень и характеристики которых приведены в приложении 4. В их числе реализуются ряд таких проектов, как строительство нефтеперерабатывающего завода в городе Нижнекамске, завода по производству минеральных удобрений в городе Менделеевске и др. Активно ведутся работы по программе капитального ремонта жилого фонда, а также строительству, реконструкции и ремонту дорог.
Все проекты можно разделить на два блока - инфраструктурные проекты и инновационные проекты в сфере прикладных исследований и создания новых производств. В частности, для сохранения и развития трех системообразующих кластеров - в области автомобилестроения, нефтегазохимического комплекса и энергетики разработан проект по развитию Камского экономического района, в состав которого входят 5 муниципальных районов (Нижнекамский, Елабужский, Заинский, Менделеевский, Мензелинский) и городской округ г. Наб.Челны. В составе этого проекта предполагается развитие транспортной, жилищной и социальной инфраструктуры, создание игорной зоны и туристско-оздоровительного комплекса в пгт. Камские Поляны (этот поселок является критической зоной с точки зрения экономического развития и высокого уровня безработицы).
Важным блоком в составе пакета инвестиционных проектов являются проекты в сфере нанотехнологий. Эти проекты достаточно детально проработаны и находятся в разной степени согласования в федеральных органах.
Кроме того, за счет средств консолидированного бюджета Республики Татарстан финансируется и реализуется 135 проектов в рамках программ капитальных вложений.
Таким образом, из кризиса республика выйдет со сформированными базовыми элементами новой экономики. В республике ежегодно принимается инновационный меморандум (приложение 5), в котором определяются приоритетные направления развития экономики и социальной сферы.
Реализация инвестиционных проектов позволит создать около 40 тыс. рабочих мест. Финансирование этих проектов будет осуществляться в установленном федеральными нормативными документами порядке.
Создание работодателями временных рабочих мест
Учитывая складывающуюся тенденцию замедления и снижения экономического роста, требуют особого внимания задачи развития рынка общественных работ. Необходимо констатировать, что усиленное развитие секторов экономики республики обеспечил высокую занятость экономически активного населения в последние десять лет. Следствием этого позитивного процесса явилось ослабление внимания к такому важному сектору рынка труда как общественные работы. Однако именно это направление позволит существенно уменьшить давление на рынок труда, обеспечить на время кризиса доходами оставшихся без работы граждан. Сегодня в соответствии с принятыми муниципальными программами развития общественных работ может быть создано 45,0 тыс. общественных рабочих мест, на которых можно обеспечить занятость 90,0 тысяч человек. Вместе с тем, к софинансированию со стороны федерального бюджета предлагается создание 25,0 тыс. рабочих мест для организации общественных работ, на которых возможно обеспечение занятости 50 тыс.чел. Перечень общественных работ приведен в приложении 6.
Часть предполагается создать в строительном комплексе и секторе жилищно-коммунального хозяйства. Правительством республики принято решение о несокращении объемов строительства жилья по программе социальной ипотеки. Эта достаточно хорошо известная в стране программа позволяет вводить ежегодно более 700 тыс.кв.м жилья экономкласса для работников бюджетной сферы, работников предприятий и отдельных категорий граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством (многодетные семьи, выпускники детских домов и т.д.). Для реализации этой социально-важной программы в условиях сегодняшней сложной экономической ситуации хозяйствующие субъекты осуществляют ее финансирование в интересах своих работников. Соответственно в бюджете республики также предусмотрены средства на ее реализацию. Общая величина финансовых средств по программе на 2009 год предусмотрена в объеме 15 млрд.руб. Более 1 млн.кв.м жилья планируется ввести по другим схемам участия населения в программах жилищного строительства.
Все эти мероприятия позволят отчасти сохранить высокоэффективный строительный комплекс республики, численность работающих в котором сегодня составляет около 100 тыс. человек. Из них с учетом складывающейся экономической ситуации в отрасли около 42 тыс. работников могут остаться без работы. Выходом из этой ситуации является создание общественных работ.
Было бы крайне важно ускорить реализацию проектов в рамках подготовки к проведению в городе Казани Универсиады и начать финансирование этих проектов с 2009 года. Детальный анализ технологической составляющей всего комплекса строительных и ремонтных работ показал, что в этом секторе экономики можно еще создать более 2 тыс. рабочих мест. Обоснование этих объемов приведено в приложении 7.
Особое значение создание общественных работ имеет для работников крупных и средних предприятий, составляющих ядро татарстанской экономики. Особенно это важно для тех работников, которые отправлены в административный отпуск или уволены с этих предприятий. Необходимо также сохранить "золотой" фонд персонала предприятий, приостановивших свою деятельность или сокративших объемы производства. Их потеря нанесет невосполнимый ущерб этим предприятиям. Общее число оставшихся без работы работников предприятий (уволенных или отправленных в административный отпуск) в обрабатывающих производствах промышленного сектора республики по экспертной оценке составит около 78,1 тыс. человек. По результатам проведенного детального анализа объемов неотложных (для возобновления или послекризисного развития производства) работ, возможно создать 15 тыс. рабочих мест для общественных работ.(приложение 17)
Серьезной проблемой может стать потеря работы для работников села. Дополнительно к угрозам падения их уровня жизни могут появиться еще и проблемы, связанные с усилением процессов урбанизации и как следствие с возросшим давлением на рынок труда городов, где и так ситуация довольно сложная. В этом секторе без работы могут остаться около 30 тыс. человек, из них 5 тыс.человек могут быть трудоустроены на общественных работах (приложение 8).
В республике в 2008 году была принята программа строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог. Сегодня 1441 населенных пунктов не имеют подъездных дорог с твердым покрытием. Главной причиной того, что эта программа стартовала так поздно, является отсутствие достаточных финансовых ресурсов на нее в предыдущие годы в связи с тем, что с более высоким приоритетом выполнялись программы газификации и ликвидации ветхого жилья, то есть те программы, которые другие регионы страны сегодня реализуют за счет федеральных финансовых ресурсов. И, к сожалению, в самом начале своей реализации эта "дорожная" программа столкнулась с проблемами, вызванными мировым финансовым кризисом. Село, в соответствии со своей миссией, должно быть привлекательным для хозяйственной деятельности сектором. Здесь активнее, чем во многих других секторах экономики, могли бы развиваться предпринимательство и потребительская кооперация. Сегодня крупные инвестиционные компании, пришедшие на село со своим индустриальным производством, в том числе и из-за отсутствия дорог, сворачивают свои проекты. Многие хозяйства, взявшие кредиты, не в состоянии их погасить. Процентные ставки по кредитам, сложности в получении кредитов, снижение спроса и ряд других проблем усугубили ситуацию на селе.
Для ее нормализации и в целом для развития инфраструктуры для хозяйствующих субъектов всех секторов экономики необходимо обеспечить в полном объеме финансирование программы по дорожным работам. А пока анализ текущей ситуации показывает, что сокращение численности работающих в этой отрасли в 2009 году, по оценке, может составить около 10 тыс. человек. Они также на кризисное время могли бы быть трудоустроены на общественные работы, которых в отрасли можно создать в количестве 500 рабочих мест (приложение 9). Кроме того, развитие дорожной сети позволило бы решить вопросы внутренней трудовой миграции, включая маятниковую миграцию.
Как уже было отмечено выше, процесс перехода отраслей социальной сферы на подушевые финансовые нормы и отраслевые системы оплаты труда, а также изменение типа учреждений на автономные привел к оптимизации численности работающих в этой сфере. Кроме того, ожидается, что доходы консолидированного бюджета республики уменьшаться на 25-30%, что может не позволить сохранить в должном объеме всю социальную сферу, не говоря о бюджете развития, и поставят под угрозу выполнение текущих социальных обязательств перед населением. Высока и вероятность снижения объема предоставляемых социальных услуг. Решением этих проблем могло бы стать трудоустройство высвобождаемых работников в секторе общественных работ. По проведенным расчетам в отраслях бюджетной сферы можно было бы создать 2,5 тыс. рабочих мест под общественные работы (приложение 10).
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан
Как было отмечено выше, из 262,2 тыс. граждан, которые могут потерять работу, на общественные работы могли бы быть временно трудоустроены 50,0 тыс.человек, на рабочие места на действующих предприятиях, которые заняты пенсионерами еще 31204 человека.
В республике с целью развития малого предпринимательства в настоящее время завершается работа по инвентаризации неэффективно используемых площадей. На их базе начата упреждающая подготовка индустриальных площадок для размещения на них субъектов малого бизнеса. Эти площадки обеспечены инженерной инфраструктурой и уже подключены к инженерным коммуникациям, что значительно уменьшит затраты предпринимателей для открытия своего дела
Такие площадки сегодня создаются в пгт. Камские Поляны, где проживает 16 тыс. человек и где уровень безработицы выше среднереспубликанского показателя почти в пять раз. В этом поселке сегодня, кроме небольшого количества рабочих мест в социальной сфере, других не существует. На одной из выделенных площадок будет размещено швейное производство на 300 рабочих мест. Начаты работы по созданию индустриального парка в этом поселке. В нем будут размещены производства полимерной продукции.
В городе Казани на площадях одного из крупных ликвидированных предприятий создается технополис Химград, технопарк в сфере высоких технологий (IT-парк), индустриальный парк "Синергия" и ряд других. Эти объекты будут также ориентированы в рамках проектного образования для трудоустройства выпускников ВУЗов. Технопарки будут созданы в каждом районном центре республики.
С целью развития малого бизнеса и создания в этой сфере новых рабочих мест создается единая электронная торговая площадка, на которой будут осуществляться наряду с государственными и муниципальными закупками корпоративные закупки. Кроме того, хозяйствующим субъектам предлагаются ниши республиканского потребительского рынка, в которых мог бы развиваться малый и средний бизнес. С этой целью постановлением Правительства принят Инвестиционный меморандум, в котором приведен перечень и объемы закупаемых за пределами республики товаров и услуг (приложение 11).
В целом реализация перечисленных мероприятий позволит создать в секторе малого бизнеса около 34 тыс. новых рабочих мест.
Но, тем не менее в целях снижения возможного социального напряжения особенно в сельской местности в условиях значительного сокращения численности работающего населения одной из дополнительных мер могла бы послужить поддержка предпринимательских инициатив неработающего населения.
В этих целях предполагается оказать в форме превентивной работы консультационные, профориентационные услуги и организовать тестирование безработных граждан на предмет способности и возможности ведения собственного дела.
Следующим этапом организации данной работы будет обучение граждан основам предпринимательской деятельности за счет выделенных субсидий на реализацию переданных полномочий в области занятости населения. При этом подготовка проекта бизнес-плана будет итоговой работой данного обучения.
Проведенный анализ возможного развития предпринимательства показал, что на селе и в сфере услуг дополнительно вне рамок реализации целевой программы развития малого и среднего предпринимательства могли бы организовать собственное дело 4,5 тыс. человек. (приложение 18). Субсидия на открытие собственного дела будет предоставляться после подготовки и защиты бизнес- плана на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования. Предполагаемый порядок и технология работы приведены в соответствующем проекте постановления Кабинета Министров Республики Татарстан в приложении 16. Согласно требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ получатели субсидии будут включены в соответствующие реестры получателей.
Опережающее обучение работников
Таким образом, учитывая, что снижение численности занятых и увеличение давления на рынок труда является временной проблемой, для того, чтобы сохранить коллективы работников предприятий необходимо предпринять меры снижающие угрозы дестабилизации республиканского рынка труда.
Очевидно, что описанные выше направления не могут быть успешно реализованы, имея в виду, что профессиональная структура высвобождаемых работников не соответствует профессиональной структуре создаваемых новых рабочих работ и направлениям самозанятости.
Кроме того, необходимо учесть и то обстоятельство, что более 67 тыс. выпускников школ, техникумов и ВУЗов усилят эту асимметрию.
В этой связи наиболее приоритетной сегодня задачей становится создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, а также стажировки учащихся образовательных учреждений начального, среднего и высшего образования на предприятиях республики. Сейчас работа по определению таких площадок стажировки ведется в рамках сформированных образовательных кластеров.
Сегодня в республике функционируют 87 ВУЗов и 81 техникумов (приложение 12)
С этой целью в рамках антикризисных мер при ВУЗах планируется создать специальные центры по обучению граждан новым профессиям. Обучение рабочим профессиям и военно-учетным специальностям будет введено в старших классах школ и на первых курсах ВУЗов. Выпускникам вузов будет обеспечена возможность сокращения сроков выполнения квалификационных работ и таким образом вручения диплома о высшем образовании в призывной период (до 20 июня). Лицам, имеющим высшее профессиональное образование и увольняющимся в запас в предстоящие годы, вузы обеспечат льготные условия поступления и обучения в магистратуре и аспирантуре.
Планируется в городских и сельских базовых общеобразовательных школах создать систему автоклассов, в которых учащиеся старших классов будут получать наиболее востребованные сегодня профессии водителей категории В и автослесарей. Всего планируется создать 1124 автокласса.
Начинается работа по подготовке учащихся школ к сдаче ЕГЭ, что позволит повысить вероятность поступления выпускников школ в ВУЗы и как следствие снять давление на рынок труда. Как показывают результаты ЕГЭ, существующее ныне общее образование не обеспечивает необходимого качества знаний. Необходима дополнительная специальная подготовка старшеклассников для дальнейшего профессионального образования. Вузы республики имеют разветвленную систему довузовского образования: подготовительные курсы, университетские профильные классы, заочные дистанционные школы, в которых в настоящее время могут обучаться около 30 тыс. выпускников.
С целью дальнейшего профессионального образования завершается работа по развитию системы магистратуры и аспирантуры, причем это планируется осуществить одновременно с развитием системы проектного образования.
Кроме этого, возможно обучение по 100 магистерским программам с общей численностью обучающихся в магистратуре порядка 7 тыс. человек.
Прогнозируется, что в течение 2009 года в Республике Татарстан под угрозой массового увольнения (в режиме установления неполного рабочего времени, временной приостановки работ, в отпусках без сохранения заработной платы, в состоянии предстоящего высвобождения в связи с сокращением рабочих мест и т.д.) будет находиться свыше 60 тыс.чел.
В целях смягчения социальной напряженности на рынке труда, решения вопросов предотвращения массовых высвобождений, сокращения периода возможной вынужденной безработицы и увеличения вероятности трудоустройства работников необходимо организовать опережающее профессиональное обучение для 6,5 тыс. работников предприятий, организаций республики (приложение 19).
Неплатежеспособность большинства предприятий, проводящих высвобождения, не позволяет им осуществлять опережающее обучение за счет собственных средств. Для реализации программы опережающего профессионального обучения необходимо бюджетное финансирование.
Сумма затрат на опережающее профессиональное обучение работников в каждом случае будет определяться индивидуально. Основными параметрами при расчете суммы будет являться профессия, сроки обучения, стоимость обучения одного работника. Предусматривается, что заказ образовательным учреждениям на осуществление опережающего профессионального обучения работников будет размещаться путем проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Потребность в средствах на реализацию мероприятий по опережающему профессиональному обучению работников составит 70 млн.руб.
При наличии достаточного финансирования органы службы занятости Республики Татарстан имеют возможность в полном объеме удовлетворить потребность работодателей и граждан в организации опережающего обучения высвобождаемых работников, поскольку в республике имеется широкая сеть лицензированных образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение по самому широкому спектру востребованных профессий и специальностей, включая учреждения - победители национального проекта "Образование"
Наиболее крупные предприятия Республики Татарстан, такие как ОАО "КАМАЗ", ОАО "Татнефть", ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова", ОАО "Татэнерго" и др. имеют собственные учебные центры, учебно-курсовые комбинаты для организации внутрифирменного и опережающего обучения высвобождаемых работников.
Кроме того, в республике имеется сеть из 79 подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан учреждений начального и среднего профессионального образования, наряду с профессиональным образованием, осуществляющих курсовую подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Данные образовательные учреждения работают на основе договоров с работодателями-заказчиками кадров, поэтому имеют тесные связи с предприятиями, учреждениями и организациями республики. Учитывая напряженную ситуацию на рынке труда, Министерством труда занятости и социальной защиты Республики Татарстан приняты меры по актуализации лицензирования подведомственных образовательных учреждений по краткосрочным курсам профессионального обучения. Это позволяет организовать эффективное взаимодействие учебных заведений и работодателей по организации опережающего обучения высвобождаемых работников.
Банк данных подведомственных образовательных учреждений содержит более 500 образовательных программ по краткосрочным курсам профессионального обучения.
В ведении Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан находится также учреждение дополнительного профессионального образования - Республиканский учебно-методический центр, имеющие лицензии по проведению краткосрочных курсов профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по 25 образовательным программам (приложение 20).
Организация опережающего профессионального обучения работников будет осуществляться с использованием обязательной превентивной профориентации высвобождаемых работников.
7. Ресурсное обеспечение
Финансирование Комплексного плана будет осуществляться за счет следующих средств:
- бюджета Республики Татарстан;
- бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан;
- бюджета Российской Федерации.
Общий объем требуемых бюджетных финансовых ресурсов составит 1235,5 млн.рублей, в том числе выделение средств из бюджета Республики Татарстан - 119 млн.рублей, из бюджета Российской Федерации - 1115,7 млн.рублей (таблица 7.1).
Таблица 7.1
Общий объем требуемых финансовых ресурсов
Направление работы |
Численность, тыс. чел. |
Требуемый объем бюджетного финансирования, млн.руб. |
||
Всего |
Бюджет РФ |
Консолидированный бюджет РТ |
||
Организация общественных работ (создание рабочих мест (25 тыс.) |
50,0 |
880,4 |
819,6 |
60,8 |
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан |
4,5 |
275,0 |
216,0 |
59,0 |
Опережающее профессиональное обучение |
6,5 |
70,1 |
70,1 |
|
Оказание адресной поддержки граждан, включая организацию переезда в другую местность для замещения рабочих мест |
0,45 |
10,0 |
10,0 |
|
Всего |
61,45 |
1235,5 |
1115,7 |
119,8 |
8. Механизм и показатели эффективности реализации Комплексного плана
На рисунке 8.1 представлена схема взаимодействия региональных, муниципальных и федеральных органов исполнительной власти.
Главным координирующим органом сегодня является Республиканская комиссия по обеспечению развития экономики Республики Татарстан в условиях мирового финансового кризиса, возглавляемая Президентом Республики Татарстан. Центром ответственности за реализацию Комплексного плана является Кабинет Министров Республики Татарстан, в составе которого создан кризисный центр.
Уполномоченным органом определено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Центром ответственности за разработку нормативной базы на республиканском уровне является Координационный Совет по правовым вопросам.
Координацию деятельности по вопросам обеспечения своевременной выплаты заработной платы выполняет, образованная Указом Президента Республики Татарстан, Республиканская межведомственная комиссия по повышению уровня жизни населения и легализации доходов населения. В муниципальных образованиях эти функции выполняют ее территориальные комиссии, которые возглавляют руководители исполнительных комитетов муниципальных районов и городских округов. Каждый муниципальный район и городской округ закреплен за руководителями министерств и ведомств. Еженедельно мониторинг текущей ситуации осуществляется как органами статистики, так и на уровне ведомственного мониторинга.
Для работы с каждым конкретным подведомственным предприятием в отраслевых министерствах и ведомствах созданы своего рода антикризисные группы, которые осуществляют оперативный анализ складывающейся ситуации как на этих предприятиях, так и в населенных пунктах, где они осуществляют свою деятельность.
В муниципальных образованиях созданы административные комиссии, координируемые республиканским Советом по правовым вопросам. В их состав входят представители Министерства юстиции Республики Татарстан и представители республиканских, территориальных федеральных и муниципальных органов.
В каждом муниципальном районе и городском округе создается многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг юридическим и физическим лицам. Ряд таких центров успешно функционируют в республике, что обеспечивает снижение уровня коррупционных рисков, уровня административных барьеров и в целом способствует повышению эффективности систем государственного и муниципального управления.
Общий свод информации осуществляет Министерство экономики Республики Татарстан для последующего рассмотрения его на заседаниях Республиканской комиссии по обеспечению развития экономики Республики Татарстан в условиях мирового финансового кризиса, возглавляемой Президентом Республики Татарстан.
Показатели эффективности реализации Комплексного плана в рамках системы индикативного управления определены Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан и принятыми дополнительно антикризисными индикаторами (Приложение 13).
"Рисунок 8.1. Схема государственного управления в период кризиса во взаимодействии региональных, муниципальных и федеральных органов исполнительной власти"
"Категории, пополняющие рынок труда в 2009 году и потенциально возможные рабочие места для них, тыс.чел."
Реализация дополнительных мер направленных на снижение напряженности на рынке труда позволит:
- создать 25 тыс. временных рабочих мест для участия не менее 50 тысяч граждан в общественных работах, включая безработных граждан и граждан, находящихся под риском увольнения,
- обеспечить занятость в форме осуществления предпринимательской деятельности для 4,5 тыс.чел. и создать 5,1 тыс. новых рабочих мест в данном сегменте,
- трудоустроить 6,5 тыс. граждан, находящихся под риском увольнения, после получения опережающей переподготовки,
- сохранить к концу 2009 года численность безработных по республике в пределах 60 тыс.чел., что соответствует параметрам заложенным в объемах предусмотренных субвенций на реализацию переданных полномочий в области занятости населения.
- не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы к концу 2009 года 3,1% от численности экономически активного населения.
9. Этапы реализации Комплексного плана
Планы антикризисных мероприятий приведены в Приложении 3. Эти мероприятия будут реализованы в 2 этапа:
1. Создание общественных рабочих мест, самозанятость, опережающая подготовка кадров.
Срок реализации этапа: январь-июнь 2009 года.
2. Создание новых рабочих мест (в течение года)
Срок реализации этапа: февраль-декабрь 2009 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Региональная программа (Комплексный план) упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан. Дается анализ текущей социально-экономической ситуации по секторам экономики; характеристика рынка труда; анализ факторов давления на рынок труда.
Целью Комплексного плана является сохранение ядра экономики, а также преодоление негативных последствий влияния глобального финансового кризиса и недопущение значительного снижения уровня жизни населения Республики Татарстан.
Основными задачами - сохранение кадрового потенциала на системообразующих, бюджетообразующих и градообразующих предприятиях; упреждающая подготовка работников и специалистов для закрепления их на новых рабочих местах; социальная защита граждан, которые по различным обстоятельствам потеряли место работы; определение мер и форм государственной поддержки хозяйствующих субъектов.
Приведены основные направления реализации Комплексного плана. Финансирование Комплексного плана будет осуществляться за счет средств бюджета Республики Татарстан; бюджетов муниципальных образований; бюджета Российской Федерации. Общий объем требуемых бюджетных финансовых ресурсов составит 1235,5 млн.руб., в том числе выделение средств из бюджета РТ - 119 млн.руб., из бюджета Российской Федерации - 1115,7 млн.руб.
Планы антикризисных мероприятий планируется реализовать в 2 этапа: 1 - создание общественных рабочих мест, самозанятость, опережающая подготовка кадров (январь-июнь 2009 года); 2 - создание новых рабочих мест (в течение года).
Распоряжение Президента РТ от 14 января 2009 г. N 6 "О мерах по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Президента РТ от 7 октября 2009 г. N 229
Распоряжение Президента РТ от 7 августа 2009 г. N 189