Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Указу Президента РТ
от 20 февраля 2008 г. N УП-77
Универсальный регламент
оформления документов при совершении сделок с государственными
(муниципальными) и долевыми землями сельскохозяйственного назначения
1. Общие положения
1.1. Универсальный регламент оформления документов при совершении сделок с государственными (муниципальными) и долевыми землями сельскохозяйственного назначения (далее - Регламент) разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельным кодексом Республики Татарстан и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
1.2. Центром ответственности за организацию процесса, предусмотренного настоящим Регламентом, определяются:
- Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан:
при реализации преимущественного права Республики Татарстан на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
при распоряжении земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Татарстан;
- уполномоченные органы местного самоуправления (палаты имущественных и земельных отношений муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан либо соответствующие подразделения исполнительных комитетов муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан, далее - палата имущественных и земельных отношений):
при распоряжении земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена;
при распоряжении земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности.
1.3. Основными организациями - участниками реализации настоящего Регламента являются:
Кабинет Министров Республики Татарстан;
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан;
палаты имущественных и земельных отношений;
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан либо его соответствующие подразделения;
Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующие подразделения;
нотариусы;
риэлторские организации (риэлторы);
организации, осуществляющие межевание земель (далее - межующие организации);
средства массовой информации (местные издания).
1.4. Настоящий Регламент применяется в случаях:
картометрического раздела массива земельного участка общей долевой собственности;
продажи земельной доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (без выдела);
выдела земельного участка в счет земельной доли;
продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения (после выдела из общей долевой собственности);
предоставления государственных (муниципальных) земель сельскохозяйственного назначения в аренду или в собственность.
1.5. Процедура подготовки документов, предусмотренных законодательством, в организациях - участниках регулируется административными регламентами соответствующих организаций.
2. Технология взаимодействия заявителя с основными
организациями - участниками реализации Регламента
2.1. Гражданин (далее - заявитель) при совершении сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения, находящимися в государственной (муниципальной) собственности, обращается в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан или палату имущественных и земельных отношений, с учетом положений пункта 1.2 настоящего Регламента.
Заявитель уведомляется о примерных сроках оформления документов и тарифах на отдельные виды услуг (межевание, государственная пошлина, доверенность).
2.2. При осуществлении сделок с землями, находящимися в общей долевой собственности, заявитель заполняет по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации (приложение N 1), заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и заверяет его у должностного лица органа местного самоуправления, уполномоченного вести учет указанных сделок.
2.3. Заявитель, желающий осуществить сделку с земельным участком (получить земельный участок на праве аренды или в собственность, выделить свой земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей или продать свою долю), вправе осуществлять сбор документов самостоятельно в соответствии с законодательством либо поручить выполнение процедуры оформления сделки и сбор необходимых документов уполномоченному лицу, если иной порядок не предусмотрен действующим законодательством.
Уполномоченным лицом могут быть:
риэлторская организация (риэлтор);
адвокат;
нотариус;
иное уполномоченное гражданином лицо.
В случае привлечения уполномоченного лица действия по предрегистрационной подготовке документов проводятся на договорной основе.
2.4. В случае обращения к уполномоченному лицу заявитель в соответствии с законодательством оформляет у нотариуса (должностного лица органа местного самоуправления) доверенность (примерная форма доверенности на совершение сделки с земельными долями приводится в приложении N 2, примерная форма доверенности на совершение сделки с земельными участками - в приложении N 3) на уполномоченное лицо для регистрации прав заявителя на земельный участок и заключает договор об оказании услуг.
2.5. В определенные договором сроки или на основании извещения заявитель получает у уполномоченного лица оформленные документы.
2.6. В соответствии с соглашением между уполномоченным лицом и Центром ответственности и с согласия заявителя, в случае необходимости уполномоченное лицо может информировать Центр ответственности о процессе реализации настоящего Регламента.
3. Технология взаимодействия организаций - участников
реализации Регламента
3.1. Картометрический раздел массива земельного участка, находящегося в общей долевой собственности
3.1.1. Регламент предусматривает наличие установленных картометрическим способом (сеткой) границ земельных участков в счет долей и решения общего собрания участников общей долевой собственности об утверждении местоположения части земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей.
3.1.2. По техническому заданию Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, выдаваемого в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Татарстан, межующая организация наносит границы земельного участка в счет доли, определенные картометрическим способом (сеткой).
3.1.3. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан либо его соответствующее подразделение в соответствии с законодательством обеспечивает постановку земельного участка на кадастровый учет и направляет выписки из Единого государственного реестра земель в палату имущественных и земельных отношений.
3.1.4. Палате имущественных и земельных отношений рекомендуется обобщать представленные документы и направлять информационное сообщение с имеющимися материалами в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующее подразделение.
3.1.5. Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующему подразделению рекомендуется в трехдневный срок после предварительного просмотра документов и при отсутствии замечаний направлять в палату имущественных и земельных отношений информационное сообщение о назначении даты и времени приема либо сообщение об имеющихся замечаниях.
3.1.6. Государственная регистрация прав обеспечивается в соответствии с законодательством Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующим подразделением.
3.1.7. Палате имущественных и земельных отношений после завершения процедуры регистрации рекомендуется направлять сформированный пакет документов лицу, уполномоченному участниками общей долевой собственности.
3.2. Продажа земельной доли в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (без выдела)
3.2.1. Уполномоченное лицо в соответствии с законодательством извещает участников общей долевой собственности, либо сельскохозяйственную организацию, либо гражданина - члена крестьянского фермерского хозяйства, использующего земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, о намерении продать земельную долю в праве общей долевой собственности.
3.2.2. В соответствии с законодательством при согласии на приобретение земельной доли на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельную долю заключается договор купли-продажи между продавцом и покупателем (в письменной форме).
3.2.3. В соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в случае, если согласие участников долевой собственности на совершение сделки (аренда, купля-продажа или другая сделка с земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности) не достигнуто, часть участников долевой собственности, выразивших несогласие с совершением указанной сделки, вправе выделить земельный участок или земельные участки в счет своих долей с соблюдением требований действующего законодательства. Также участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований действующего законодательства.
3.2.4. Продажа земельной доли оформляется путем заключения договора купли-продажи в письменной форме.
3.2.5. Заключенный договор купли-продажи и другие документы, указанные в приложении N 4, представляются в палату имущественных и земельных отношений в целях предрегистрационной экспертизы документов.
3.2.6. Палате имущественных и земельных отношений рекомендуется в пятидневный срок проводить экспертизу представленных документов и направлять информационное сообщение в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующее подразделение.
3.2.7. Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующему подразделению рекомендуется после предварительного просмотра при отсутствии замечаний направлять в палату имущественных и земельных отношений информационное сообщение о назначении даты и времени приема либо сообщение об имеющихся замечаниях.
3.2.8. В случае принятия документов на регистрацию уполномоченное лицо в соответствии с законодательством в интересах заявителя и по поручению палаты имущественных и земельных отношений обращается в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующее подразделение с представлением оригиналов указанных документов, при наличии замечаний осуществляет необходимые процедуры по их устранению.
3.2.9. Государственная регистрация прав обеспечивается в соответствии с законодательством Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующим подразделением.
3.2.10. Палате имущественных и земельных отношений после завершения процедуры государственной регистрации в день получения пакета документов из Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующего подразделения рекомендуется выдать покупателю сформированный пакет документов о переходе права собственности на земельную долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
3.3. Выдел земельного участка в счет земельной доли
3.3.1. Уполномоченное лицо организует проведение работ по установлению границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, на местности (межевание).
3.3.2. Уполномоченное лицо в соответствии с законодательством организует проведение работ, необходимых для постановки земельного участка на кадастровый учет в Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан либо его соответствующем подразделении.
Сроки проведения работ по подготовке проекта границ земельного участка, установлению его границ на местности (межеванию) и постановке на кадастровый учет, а также стоимость указанных работ, определяются в соответствии с законодательством.
3.3.3. Уполномоченное лицо не позднее следующего рабочего дня после постановки земельного участка на кадастровый учет представляет полный пакет документов, указанных в приложении N 4, в палату имущественных и земельных отношений для предрегистрационной экспертизы.
3.3.4. Палате имущественных и земельных отношений рекомендуется в пятидневный срок проводить экспертизу представленных документов и направлять информационное сообщение с имеющимися материалами в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующее подразделение.
3.3.5. Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующему подразделению рекомендуется в трехдневный срок после предварительного просмотра при отсутствии замечаний к документам направлять в палату имущественных и земельных отношений информационное сообщение о назначении даты и времени приема либо сообщение об имеющихся замечаниях.
3.3.6. В случае принятия документов на регистрацию уполномоченное лицо в интересах заявителя и по поручению палаты имущественных и земельных отношений обращается в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующее подразделение с представлением оригиналов указанных документов.
3.3.7. Государственная регистрация прав обеспечивается в соответствии с законодательством Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующим подразделением.
3.3.8. Палате имущественных и земельных отношений рекомендуется после завершения процедуры государственной регистрации в день получения пакета документов из Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующего подразделения выдать заявителю сформированный пакет документов о праве собственности на земельный участок.
3.4. Продажа земельного участка сельскохозяйственного назначения (после выдела из общей долевой собственности)
3.4.1. Уполномоченное лицо в соответствии с законодательством от имени заявителя извещает Кабинет Министров Республики Татарстан о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Извещение о продаже вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
3.4.2. Кабинет Министров Республики Татарстан в соответствии с законодательством в недельный срок со дня получения извещения направляет в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и палату имущественных и земельных отношений муниципального образования, на территории которого расположен продаваемый земельный участок, уведомление о получении предложения о покупке земельного участка.
3.4.3. Палата имущественных и земельных отношений в соответствии с законодательством в недельный срок со дня получения уведомления может направить в Кабинет Министров Республики Татарстан свои предложения о намерении приобрести продаваемый земельный участок.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с законодательством в недельный срок со дня получения уведомления направляет в Кабинет Министров Республики Татарстан проект распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан о приобретении земельного участка в собственность Республики Татарстан с проектами уведомлений о намерении приобрести земельный участок в адрес продавца и органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится земельный участок, либо заключение о нецелесообразности приобретения земельного участка.
Договоры купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения заключаются в соответствии с законодательством Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с продавцами земельных участков на основании принятых решений об их приобретении.
3.4.4. В случае если в соответствии с законодательством Кабинет Министров Республики Татарстан откажется от покупки либо в двухнедельный срок со дня поступления извещения в Кабинет Министров Республики Татарстан не уведомит муниципальное образование о своем намерении приобрести продаваемый земельный участок, право на его покупку предоставляется муниципальному образованию.
При отказе Кабинета Министров Республики Татарстан или муниципального образования от покупки либо в случае, если продавец не будет уведомлен о намерении Кабинета Министров Республики Татарстан или муниципального образования приобрести продаваемый земельный участок в течение месяца со дня поступления намерения о продаже в Кабинет Министров Республики Татарстан, уполномоченное лицо в соответствии с законодательством в интересах заявителя вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене, не ниже указанной в извещении.
В соответствии с законодательством при намерении продать земельный участок по цене, ниже указанной в извещении, или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить в Кабинет Министров Республики Татарстан новое извещение по правилам, установленным статьей 43 Земельного кодекса Республики Татарстан.
3.4.5. Уполномоченное лицо не позднее следующего рабочего дня после заключения в соответствии с законодательством договора купли-продажи земельного участка представляет полный пакет документов, указанных в приложении N 4, в палату имущественных и земельных отношений для предрегистрационной экспертизы.
3.4.6. Палате имущественных и земельных отношений рекомендуется в пятидневный срок проводить экспертизу представленных документов, после чего направлять информационное сообщение с имеющимися материалами в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующее подразделение.
3.4.7. Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующему подразделению рекомендуется в трехдневный срок после предварительного просмотра при отсутствии замечаний к документам направлять в палату имущественных и земельных отношений информационное сообщение о назначении даты и времени приема либо сообщение об имеющихся замечаниях.
3.4.8. В случае принятия документов на регистрацию уполномоченное лицо в интересах заявителя обращается в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующее подразделение с представлением оригиналов указанных документов, при наличии замечаний осуществляет необходимые процедуры по их устранению.
3.4.9. Государственная регистрация прав обеспечивается в соответствии с законодательством Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующим подразделением.
3.4.10. Палате имущественных и земельных отношений рекомендуется после завершения процедуры государственной регистрации в день получения пакета документов из Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующего подразделения выдать покупателю сформированный пакет документов о переходе права собственности на земельный участок.
3.5. Предоставление государственных (муниципальных) земель сельскохозяйственного назначения в аренду или в собственность
3.5.1. При наличии всех документов, необходимых для предоставления земельного участка в аренду или собственность, порядок взаимодействия организаций - участников реализации настоящего Регламента осуществляется с пункта 3.5.4 настоящего Регламента.
3.5.2. При необходимости запроса информации, имеющейся у организаций-участников реализации настоящего Регламента, уполномоченное лицо в недельный срок со дня заключения договора об оказании услуг (рекомендуется) запрашивает:
отказ прежнего землепользователя;
справку (выписку из государственного земельного кадастра, а в предусмотренных законом случаях - копии хранящихся в кадастровом деле документов) в Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан либо его соответствующем подразделении о принадлежности земельных участков к государственной (муниципальной) собственности; фактических землепользователях земельных участков (при отсутствии правоустанавливающих документов); кадастровой стоимости земельных участков и ставке земельного налога.
3.5.3. Уполномоченное лицо после получения решения от уполномоченного органа местного самоуправления о подготовке земельного участка к предоставлению в аренду или в собственность организует проведение работ по подготовке проекта границ земельного участка, установлению его границ на местности (межеванию) и иных работ, необходимых для постановки земельного участка на кадастровый учет.
Сроки проведения работ по подготовке проекта границ земельного участка, установлению его границ на местности (межеванию) и постановке на кадастровый учет, а также стоимость указанных работ, определяются в соответствии с законодательством.
3.5.4. Уполномоченное лицо в интересах заявителя, желающего приобрести земельный участок в собственность или получить его на праве аренды, обращается в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (или палату имущественных и земельных отношений) с заявлением по примерной форме (приложение N 5) и прилагаемыми к нему документами, перечень которых приводится в приложении N 4.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (или палата имущественных и земельных отношений) в недельный срок со дня поступления документов в соответствии с законодательством принимает решение о подготовке земельного участка для предоставления в аренду, проведении торгов по продаже земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении и обеспечивает публикацию сообщения о предоставлении земельного участка в аренду или в собственность.
В соответствии с законодательством в случае подачи только одного заявления о предоставлении земельного участка в аренду Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (или палата имущественных и земельных отношений) в недельный срок со дня получения информации о поданном заявлении принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю и заключает с ним договор аренды.
В соответствии с законодательством в случае подачи двух и более заявлений Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (или палата имущественных и земельных отношений) проводит аукцион по предоставлению права на заключение договора аренды земельного участка. Непосредственная организация и проведение торгов по получению права на заключение договора аренды земельного участка или по продаже земельного участка может быть возложена на специализированную организацию, уполномоченную Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (или палатой имущественных и земельных отношений).
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (или палата имущественных и земельных отношений) в пятидневный срок со дня проведения торгов и подписания протокола об итогах торгов в соответствии с законодательством заключает с победителем договор аренды или купли-продажи.
3.5.5. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (или палата имущественных и земельных отношений) после подписания передаточного акта направляет в электронном виде информационное сообщение с имеющимися материалами в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующее подразделение.
3.5.6. Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующему подразделению рекомендуется в трехдневный срок после предварительного просмотра при отсутствии замечаний к документам в электронном виде извещать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (или палату имущественных и земельных отношений) о назначении даты и времени приема либо об имеющихся замечаниях.
3.5.7. В случае принятия документов на регистрацию уполномоченное лицо в интересах заявителя и по поручению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (или палаты имущественных и земельных отношений) обращается в Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующее подразделение с представлением оригиналов указанных документов.
3.5.8. Государственная регистрация прав обеспечивается в соответствии с законодательством Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан либо его соответствующим подразделением.
3.5.9. При наличии замечаний уполномоченное лицо в интересах заявителя и по поручению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (или палаты имущественных и земельных отношений) осуществляет необходимые процедуры по их устранению.
3.5.10. После завершения процедуры государственной регистрации прав Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (или палата имущественных и земельных отношений) в день получения указанных сведений выдает заявителю сформированный пакет документов о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду или собственность.
4. Правовое обеспечение Регламента
Процедура сбора документов определяется действующим законодательством, настоящим Регламентом и соглашениями о взаимодействии между организациями - участниками реализации настоящего Регламента.
5. Информационное обеспечение Регламента
Взаимодействие организаций - участников реализации настоящего Регламента осуществляется при помощи информационных систем, созданных в рамках проекта "Электронное Правительство Республики Татарстан", а в случае отсутствия таковых - нарочным.
Во время информационного обмена документы, требующие наличия печати, передаются на бумажном носителе.
6. Ответственность организаций - участников реализации Регламента
За нарушение требований настоящего Регламента организации - участники его реализации несут ответственность в соответствии с законодательством.
7. Общая схема документооборота
Общая схема документооборота при сборе документов для совершения сделок с государственными (муниципальными) и долевыми землями сельскохозяйственного назначения представлена в приложении N 6.
8. Оплата услуг организаций - участников реализации Регламента
Тарифы на оказание услуг Республиканским архивом объектов недвижимости регулируются Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Размер платы за услуги риэлторских организаций (риэлторов), адвокатов, нотариусов и иных лиц, уполномоченных заявителями, определяется договором.
<< Назад |
Приложение >> N 1 |
|
Содержание Указ Президента РТ от 20 февраля 2008 г. N УП-77 "О мерах по организации взаимодействия исполнительных органов государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.