Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета Нижнекамского
муниципального района
от 23 июля 2008 г. N 22
Программа
оздоровления окружающей среды Нижнекамского муниципального района на 2008-2012 годы
Список сокращений
РТ |
Республика Татарстан |
КМ РТ |
Кабинет Министров Республики Татарстан |
НМР |
Нижнекамский муниципальный район |
Исполком НМР |
Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района |
ЗТУ МЭ и ПР РТ |
Закамское территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан |
Отдел Роспотребнадзора по РТ |
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске |
Отдел Ростехнадзора по РТ |
Нижнекамский территориальный отдел Управления энергетического и атомного надзора Ростехнадзора по Республике Татарстан |
Управление ГО и ЧС |
Управление Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ по Нижнекамскому муниципальному району |
НПУ |
Нижнекамский промышленный узел |
ОАО "НКНХ" |
Открытое акционерное общество "Нижнекамскнефтехим" |
ОАО "НКШ" |
Открытое акционерное общество "Нижнекамскшина" |
ОАО "ТАНЕКО" |
Открытое акционерное общество "ТАНЕКО" |
ОАО "ТАИФ-НК" |
Открытое акционерное общество "ТАИФ-НК" |
ФЛ ОАО "ГК" НТЭЦ |
Филиал открытого акционерного общества "Генерирующая компания" Нижнекамская ТЭЦ |
ОАО "ВК и ЭХ" |
Открытое акционерное общество "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" |
АЗС |
Автозаправочные станции |
БСИ |
База стройиндустрии города Нижнекамска |
ГИБДД |
Государственная инспекция безопасности дорожного движения |
УДМ и С |
Управление по делам молодежи и спорту |
ДЭБЦ |
Детский эколого-биологический центр |
Фонд "ЭКО-Жизнь" |
Некоммерческая организация "Фонд "ЭКО-Жизнь" муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан |
СМИ |
Средства массовой информации |
ФАИП |
Федеральная адресная инвестиционная программа |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В соответствии с Программой развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004-2008 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.04.2004 N 162, а также постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.09.2005 N 453 "О строительстве в г. Нижнекамске Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов", решением Совета безопасности Республики Татарстан от 09.06.2005 N 24 в течение 2004-2010 годов на территории Нижнекамского промышленного узла намечено увеличение концентрации производств нефтехимии, нефтепереработки, энергетики и наращение мощностей существующих производств.
В условиях, когда мощности и объемы растущего производства уже сегодня значительно превышают экологическую емкость территории, будет увеличиваться поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов загрязненных сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, образование отходов производства и потребления. Ежегодный ущерб окружающей среде от хозяйственной деятельности составляет десятки миллионов рублей. Эти факторы влияют на состояние заболеваемости населения и снижение иммунитета.
Ситуацию осложняют основные действующие производства нефтехимического и энергетического комплексов, которые введены в строй и эксплуатируются без проведения серьезной модернизации 25 и более лет.
В целях снижения негативного воздействия на окружающую среду Нижнекамским объединенным Советом народных депутатов в 2003 году была принята Программа оздоровления окружающей среды г. Нижнекамска и Нижнекамского района на 2003-2006 годы, ход реализации которой был рассмотрен в июле 2005 года.
Программой по оздоровлению окружающей среды предусмотрено выполнение 81 мероприятия. За истекший период выполнено 40 мероприятий (49,4%), в стадии выполнения - 29 (35,8%), не выполнено - 12 (14,8%).
Большой объем работ по реализации мероприятий, предусмотренных Программой, выполнен предприятиями ОАО "Нижнекамскнефтехим", "Нижнекамскшина", "Нижнекамсктехуглерод", "Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод". В результате за 2003-2006 годы сокращена масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на 1226,62 т. В ОАО "Нижнекамскшина" проведены работы по реконструкции печи сжигания отходов "Рутнер", продолжается замена фильтрующих элементов стационарных источников выбросов в атмосферу. ОАО "Нижнекамсктехуглерод" в 2004 году завершило работы по реконструкции котла-утилизатора N 2 с переводом в энергетический режим, что позволило снизить массу вредных выбросов в атмосферу - 84,5 т). ОАО "Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод" выполнило работы по внедрению на установке висбрекинга ингибиторов коксообразования.
ОАО "Нижнекамскнефтехим" закончены работы по строительству резервной нитки трубопровода химзагрязненных сточных вод через реку Алань; с начала строительства освоение составило 45 млн. 709 тыс.руб., из них 24,0 млн.руб. - средства Экологического фонда Республики Татарстан. Разработан и находится в стадии согласования проект реконструкции водовыпуска и монтажа системы очистки от осадка пруда N 2 на реке Тунгуча.
ОАО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" за 2004-2006 годы заменено более 25566 п.м трубопроводов хозяйственно-питьевой воды, на что затрачено около 60,0 млн.руб.
Продолжается строительство первой очереди полигона твердых бытовых отходов г. Нижнекамска.
Однако эффект от выполнения Программы недостаточно высок. Несмотря на то, что из разных источников на выполнение программных мероприятий израсходовано 1 млрд. 30 млн. 634 тыс.руб. (119%), не была проведена работа по составлению сводного тома предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу г. Нижнекамска. Предприятиями слабо выполнялись мероприятия по оборудованию автомобилей системами улавливания и нейтрализации вредных выбросов в атмосферу. Не решены вопросы строительства новых очистных сооружений для очистки сточных вод комплекса нефтехимических производств, проектирования и строительства установки по утилизации биологических отходов медицинских учреждений города, полигонов для складирования снега, пунктов по первичному сбору и переработке твердых бытовых отходов на строящемся полигоне, строительства центра мониторинга окружающей среды.
Неэффективная работа имеющихся очистных сооружений (пгт. Камские Поляны, с. Верхняя Уратьма), отсутствие их в ряде населенных пунктов (н.п. Сухарево, Благодатная, Каенлы, Смыловка), нахождение в водоохранных зонах рек объектов хозяйственной деятельности приводит к загрязнению водоемов.
Практически не выполнены мероприятия, ответственными за выполнение которых являются управление сельского хозяйства и продовольствия, Советы местного самоуправления и сельскохозяйственные предприятия.
По данным Закамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, начиная с 2003 года наметилась тенденция к снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников - предприятий промышленности. В 2007 году масса выбросов вредных веществ в атмосферный воздух по сравнению с 2005 годом увеличилась на 9% и составила порядка 77,0 тыс. т. Наибольший процент промышленных выбросов в атмосферу приходится на ОАО "Нижнекамскнефтехим" - 53% (в 2005 году - 66,6%), Нижнекамскую ТЭЦ - 15% (в 2005 году - 13,2%), ОАО "ТАИФ-НК" - 21% (в 2005 году - 9,86%).
Значительно увеличились выбросы в атмосферу вредных веществ от стационарных источников ОАО "Генерирующая компания" Нижнекамская ТЭЦ за счет увеличения доли сжигаемого мазута в топливном балансе до 7,5% против 0,47% в 2005 году и ввода в эксплуатацию двух новых заводов ОАО "ТАИФ-НК" (бензинов и переработки газового конденсата).
Кроме выбросов промышленности значительный вклад в загрязнение атмосферы города вносит постоянно увеличивающийся парк автотранспорта, что составляет порядка 20,0 тыс. т.
В 2007 году ФГУП "НИИ Атмосфера" (г. Санкт-Петербург) выполнена работа на тему: "Оценка воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды г. Нижнекамска". Обследование 20 автодорог города с наиболее интенсивным движением (пр. Химиков, ул. Ахтубинская, ул. Гагарина, ул. Вокзальная, пр. Вахитова, пр. Шинников, пр. Мира, ул. Сююмбике и др.) показало, что основную долю в суммарной интенсивности движения (88%) составляют легковые автомобили; около 7% - грузовые, из которых 14% - грузовые дизельные; около 5% - автобусы, из которых 53% - дизельные.
Анализ результатов расчетов показал, что уровень загрязнения атмосферного воздуха диоксидом азота превышает установленные нормативы качества воздуха населенных мест. Для предотвращения зон потенциального загрязнения атмосферного воздуха диоксидом азота с концентрацией более 1 ПДК необходимо выполнение европейских требований на ограничение выбросов, соответствующих экологическому уровню "Евро-2", всеми категориями автотранспортных средств.
В связи с длительным сроком эксплуатации очистных сооружений ОАО "Нижнекамскнефтехим", износом технологического оборудования, внутриплощадочных и внеплощадочных сетей канализации увеличился сброс нефтепродуктов, нитритов, азота аммонийного, фенола, метанола и др. По этой причине в 2006-2007 годах участились случаи жалоб жителей 36-37 микрорайонов города на повышенную загазованность атмосферного воздуха. Результаты лабораторных исследований проб атмосферного воздуха, проведенных специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан и Закамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, показали превышение предельно допустимых концентраций по бензолу, толуолу, этилбензолу, по эффекту суммарного однонаправленного действия веществ - азот диоксид, серы диоксид, углерод оксид, фенол.
Твердые бытовые отходы по-прежнему размещаются на городской санкционированной свалке, которая не отвечает санитарно-экологическим требованиям. В 2002 году была начата работа по строительству нового полигона, ввод в эксплуатацию первой очереди которого намечался еще в 2003 году. В 2006 году работы были приостановлены по причине отсутствия финансирования.
В целях координации деятельности, направленной на обеспечение благоприятной окружающей среды, в 2006 году в структуре Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района образован отдел охраны окружающей среды и создана Межведомственная комиссия по природопользованию и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Одним из положительных моментов в работе комиссии является достигнутое взаимопонимание с контролирующими природоохранными органами разных структур, что обеспечивает оперативную организацию лабораторного контроля, особенно в дни проведения капитальных ремонтов с остановом производств предприятий нефтехимии и нефтепереработки и их пуска.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.04.2006 N 197 утвержден "Перечень первоочередных мероприятий по охране окружающей среды г. Нижнекамска и Нижнекамского района на 2006-2008 годы", а также принято распоряжение от 06.05.2006 N 569-р "О снижении до 2010 года общей массы выбросов загрязняющих веществ на 20 тыс. т предприятиями-природопользователями Нижнекамского промышленного узла".
Разработаны и переданы на утверждение соответствующим структурам проекты сводного тома предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Нижнекамского промышленного узла и единой санитарно-защитной зоны (заказчик - ОАО "Татнефть", исполнитель - ОАО "ВНИПИнефть").
Начата совместная работа ОАО "Татнефть" и Исполкома Нижнекамского муниципального района по созданию "зеленого щита" между городом и промышленной зоной: проведены работы по посадке газостойких пород деревьев на площади 365,5 га. После утверждения проекта единой санитарно-защитной зоны промышленные предприятия посадят деревья на площади около 300 га.
В рамках акции "Посади дерево" в весенне-осенний период 2007 года на территории микрорайонов, детских садов, учебных заведений высажена 21 тыс. деревьев и кустарников; завершающим этапом стала посадка молодых елей вдоль Соболековской автодороги.
Кабинетом Министров Республики Татарстан принято распоряжение от 24.08.2007 N 1179-р, направленное на продолжение работы по созданию единой государственной автоматизированной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории г. Нижнекамска. Определены участки для размещения автоматических постов наблюдения, один из них - на территории детской стоматологической поликлиники - уже функционирует. С марта 2008 года действует передвижная лаборатория на базе автомобиля "Форд-Транзит". Определено здание для размещения Центра мониторинга, в котором ведется внутренний ремонт.
Кроме того, ведутся пуско-наладочные работы по внедрению системы производственного мониторинга на территории ОАО "Нижнекамскнефтехим" и "Нижнекамскшина".
20 ноября 2007 года введена в эксплуатацию станция очистки воды. Однако требуют решения вопросы реконструкции и замены существующих систем водоснабжения г. Нижнекамска. Федеральная программа ЖКХ предусматривает финансирование в объеме 614 млн.рублей при условии выделения средств из бюджета Республики Татарстан и привлечения средств инвесторов.
В Перечне мероприятий, финансируемых из средств бюджета Республики Татарстан, поступивших за негативное воздействие на окружающую среду, для разработки единого тома предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ г. Нижнекамска предусмотрено в 2008 году 5,0 млн.руб.
Кроме того, решен вопрос финансирования из бюджета Республики Татарстан вывоза и утилизации 39 т пестицидов с истекшим сроком годности и запрещенных к применению.
В связи с возникновением опасности затопления населенных пунктов Нижнекамского муниципального района, зоны отдыха с дачными участками (около 70 тыс. ед.) и детских оздоровительных лагерей проведена работа по подготовке к проведению берегоукрепительных мероприятий у г. Нижнекамска в районе пос. Красный Ключ. В октябре 2006 года из бюджета Республики Татарстан на проведение срочных противопаводковых мероприятий на участке протяженностью 200 м выделено 10,0 млн.руб. В августе 2007 года получил положительное экологическое заключение проект "Берегоукрепительные работы в пределах Куйбышевского водохранилища (р. Кама) на участке береговой полосы 2650 метров", проект прошел согласование в республиканских и федеральных министерствах и ведомствах для включения финансирования в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП).
Разработаны и утверждены Нижнекамским городским Советом Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории г. Нижнекамска и Правила внешнего благоустройства и санитарного содержания территории г. Нижнекамска.
Приняты меры по обустройству территорий сибиреязвенных захоронений и скотомогильников, расположенных на территории Нижнекамского муниципального района: из 9 мест захоронений 3 забетонированы и соответствуют ветеринарно-санитарным правилам (н.п. Ильинка, Ачи, Старошешминск). Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.11.2007 N 1952-р в 2008 году предусмотрено выделение 400,0 тыс.руб. для строительства 4 биотермических ям. Кроме того, из бюджета Республики Татарстан выделен 1,0 млн.руб. на строительство типовых биотермических ям. В настоящее время ведется строительство типовой биотермической ямы в районе н.п. Сарсаз-Бли. В апреле 2008 года приобретены 3 передвижные мобильные установки типа А-400 для утилизации биологических отходов на сумму 990,0 тыс.руб.
В целях дополнительной информированности горожан по инициативе отдела охраны окружающей среды в апреле 2006 года открыт сайт ecoinform.e-nk.ru (разработчик - МУ "Информационный центр г. Нижнекамска"). Сведения, размещенные на страницах сайта, регулярно обновляются. С начала работы зафиксировано более 16 тыс. посещений. С марта 2008 года на канале НТР действует Программа "Экология жизни", в которой отражаются наиболее интересные сюжеты.
Программа оздоровления окружающей среды Нижнекамского муниципального района на 2008-2012 годы сформирована исходя из существующего состояния окружающей среды, анализа выполнения решений Нижнекамского объединенного Совета народных депутатов N 23 от 11 октября 2003 года и N 25 от 22 июля 2005 года "О состоянии и мерах по оздоровлению окружающей среды г. Нижнекамска и Нижнекамского района", невыполненные мероприятия которых нашли отражение в новой Программе. Также при разработке проекта Программы учтен Перечень первоочередных мероприятий по охране окружающей среды г. Нижнекамска и Нижнекамского района на 2006-2008 годы и мероприятия по снижению общей массы выбросов загрязняющих веществ до 2010 года на 20 тыс.т, предложения хозяйствующих субъектов, федеральных и республиканских природоохранных органов, Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района.
Паспорт Программы
оздоровления окружающей среды Нижнекамского муниципального района на 2008-2012 годы
Наименование Программы |
Программа оздоровления окружающей среды Нижнекамского муниципального района на 2008-2012 годы |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", решения Нижнекамского объединенного Совета народных депутатов N 23 от 11.10.2003 и N 25 от 22.07.2005 "О состоянии и мерах по оздоровлению окружающей среды г. Нижнекамска и Нижнекамского района", решение совещания по вопросу "О государственной политике, направленной на минимизацию техногенной нагрузки на окружающую среду при развитии Нижнекамского промышленного узла", утвержденное Премьер-министром Республики Татарстан 06.02.2007, Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.09.2007 N 438 "Об утверждении Концепции экологической безопасности Республики Татарстан на 2008-2015 годы", Устав Нижнекамского муниципального района |
Заказчик Программы |
Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района |
Основные разработчики Программы |
отдел охраны окружающей среды Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района |
Исполнители основных мероприятий Программы и подпрограмм |
- Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района; - Закамское территориальное управление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан; - предприятия и организации, осуществляющие деятельность на территории Нижнекамского муниципального района; - муниципальное учреждение "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства"; - государственное бюджетное учреждение "Нижнекамское лесничество"; - Советы местного самоуправления поселений, входящих в состав Нижнекамского муниципального района, сельскохозяйственные предприятия и садово-дачные объединения; - средства массовой информации |
Направления Программы |
- сокращение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду (воздушный бассейн, водные объекты, земельные ресурсы и растительный мир); - оздоровление населения; - экологическое воспитание, образование и просвещение населения |
Цели Программы |
- формирование единой государственной политики в области охраны и рационального использования природных ресурсов; - реализация конкретных мероприятий, направленных на охрану и улучшение экологической обстановки в Нижнекамском муниципальном районе; - повышение экологической безопасности хозяйственной деятельности; - достижение международных стандартов качества окружающей среды; - обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения |
Задачи Программы |
- развитие, внедрение экологически ориентированных механизмов управления хозяйственной деятельностью, обеспечивающих снижение негативной антропогенной нагрузки на компоненты окружающей среды и территории Нижнекамского муниципального района; - внедрение современных ресурсосберегающих, энергоэффективных и малоотходных технологий производства; - разработка критериев и норм оценки качества окружающей среды и допустимого антропогенного воздействия; - организация контроля экологической ситуации в Нижнекамском муниципальном районе, качества компонентов окружающей среды; - внедрение системы переработки и утилизации отходов; - разработка и материальное оснащение единой системы экологического мониторинга; - сохранение и восстановление природных комплексов, в том числе воспроизводство лесов и биологического разнообразия растительного и животного мира; - улучшение состояния здоровья населения, снижение заболеваемости; - обеспечение комплексной оценки территории, выявление неблагоприятных зон, создание и поддержка информационных ресурсов в области экологической безопасности; - развитие методов экономического регулирования экологической безопасности, направленных на стимулирование природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов, увеличение объемов финансирования природоохранных мероприятий; - развитие системы экологической культуры населения, уровня гражданского самосознания и активности в области обеспечения качества окружающей среды |
Сроки реализации Программы |
2008-2012 годы |
Перечень подпрограмм |
Программа реализуется через систему конкретных подпрограмм, постоянно корректируемых в зависимости от экологической и экономической ситуации: - природоохранные мероприятия в производственной сфере; - природоохранные мероприятия в коммунальном хозяйстве; - природоохранные, санитарно-эпидемиологические и оздоровительные мероприятия; - экологическое воспитание, образование и просвещение населения |
Финансирование Программы |
Финансирование осуществляется с привлечением средств бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Татарстан, муниципальных бюджетов, средств некоммерческой организации "Фонд ЭКО-Жизнь", предприятий, осуществляющих деятельность на территории Нижнекамского муниципального района, иных внебюджетных источников |
Организация контроля за исполнением Программы |
Координацию хода выполнения Программы осуществляет заместитель Главы Нижнекамского муниципального района. Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет муниципальное учреждение "Департамент по бюджету и финансам муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан, контрольно-счетная палата Нижнекамского муниципального района. Контроль за целевым использованием средств некоммерческой организации "Фонд ЭКО-Жизнь" осуществляет Попечительский совет Фонда |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
Практическая реализация основных мероприятий Программы позволит добиться, в частности: - минимизации техногенной нагрузки на атмосферный воздух; - предотвращения уровня загрязнения грунтовых вод и почв; - уменьшения образования промышленных отходов за счет перехода предприятий на малоотходные, ресурсосберегающие технологии; создания условий для размещения отходов производства и потребления, строительных отходов и отходов растительного происхождения; - реализации мероприятий по озеленению и благоустройству улиц и скверов г. Нижнекамска, пгт. Камские Поляны и сельских поселений; - повышения оперативности и эффективности принимаемых мер по предупреждению ухудшения качества окружающей среды; - выявление факторов техногенного воздействия на здоровье населения; - повышения уровня экологической культуры, образования и информированности населения |
Программа
оздоровления окружающей среды Нижнекамского муниципального района на 2008-2012 годы
N п/п |
Мероприятие |
Организация, осуществляющая контроль |
Организация-исполнитель |
Физическая характеристика мероприятия (мощность, протяженность и пр.) |
Сроки выполнения |
Источники финансирования |
Потребность в финансовых затратах (тыс.руб.) |
Ожидаемые результаты |
|||||
всего |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. Организационные работы | |||||||||||||
1.1 |
Разработка нормативных актов Нижнекамского муниципального района по приоритетным направлениям природоохранной деятельности |
Исполком НМР |
Исполком НМР |
|
2008- 2012 |
|
|
|
|
|
|
|
Реализация единой политики в области охраны окружающей среды |
1.2 |
Обеспечение работы Межведомственной комиссии по природопользованию и санитарно-эпидемиологическому благополучию в Нижнекамском муниципальном районе |
Исполком НМР |
Исполком НМР |
|
2008- 2012 |
|
|
|
|
|
|
|
Обеспечение взаимодействия и координации деятельности органов управления |
1.3 |
Разработка концепции и целевой программы оздоровления окружающей среды Нижнекамского муниципального района на 2013-2015 годы |
Исполком НМР |
Исполком НМР |
|
2012 |
|
|
|
|
|
|
|
Концепция и целевая программа мероприятий на очередной период |
2. Мероприятия по реализации природоохранных мероприятий по снижению техногенных нагрузок | |||||||||||||
2.1. Мероприятия по оздоровлению и охране атмосферного воздуха | |||||||||||||
2.1.1 |
Разработка и внедрение программного обеспечения интеграции данных хозяйствующих субъектов, муниципальных и государственных служб о качестве окружающей среды в Центр мониторинга города Нижнекамска |
ЗТУ МЭ и ПР РТ |
ЗТУ МЭ и ПР РТ |
|
2008- 2010 |
средства предприятий НМР |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Защита населения и природной среды города Нижнекамска от техногенного воздействия |
2.1.2 |
Обеспечение минимизации техногенной нагрузки от Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов при разработке проектной документации |
отдел Ростехнадзора по РТ, ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел Роспотребнадзора |
ОАО "ТАНЕКО" |
общая масса выбросов загрязняющих веществ - до 12 тыс.т |
2008 |
собств. средства предприятия |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Снижение массы выбросов загрязняющих веществ до 12 тыс.т |
2.1.3 |
Приобретение предприятиями автотранспортных средств, соответствующих европейским требованиям на ограничение выбросов, в соответствии с уровнем Евро-2 |
ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел ГИБДД |
Предприятия Нижнекамского муниципального района |
|
2008- 2012 |
собств. средства предприятий |
согласно сметам |
|
|
|
|
|
Предотвращение зоны потенциального загрязнения атмосферного воздуха диоксидом азота всеми категориями автотранспортных средств |
2.1.4 |
Доведение качества дизельного топлива, производимого ОАО "ТАИФ-НК", до требований стандарта Евро-4 |
отдел Ростехнадзора по РТ, ЗТУ МЭ и ПР РТ |
ОАО "ТАИФ-НК" |
|
2009 |
|
307000 |
|
307000 |
|
|
|
Снижение выбросов диоксида серы с выхлопными газами |
2.1.5 |
Реализация и использование в качестве моторного топлива для автотранспортных средств бензина марки Евро-4 и Евро-5 |
ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел ГИБДД |
Предприятия НМР, АЗС |
|
2008- 2012 |
собств. средства предприятий |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Снижение массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с выхлопными газами |
2.1.6 |
Разработка проекта обустройства санитарно-защитной зоны в районе биологических очистных сооружений |
ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел Роспотребнадзора по РТ |
ОАО "НКНХ" |
|
2008- 2010 |
собств. средства предприятий |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Улучшение состояния атмосферного воздуха в районе жилой застройки |
2.1.7 |
Перевод в полном объеме оборудования филиала ОАО "Генерирующая компания" Нижнекамская ТЭЦ с мазута на газообразное топливо |
отдел Ростехнадзора по РТ, ЗТУ МЭ и ПР РТ |
Исполком НМР, ОАО "ГК" НТЭЦ |
|
2008- 2012 |
|
|
|
|
|
|
|
Сокращение выбросов в атмосферу на 8,0 тыс. т/год |
2.2. Мероприятия по рациональному использованию и охране водных объектов | |||||||||||||
2.2.1. Мероприятия по обеспечению населения чистой питьевой водой | |||||||||||||
2.2.1.1 |
Реконструкция станции очистки воды третьего водоподъема и системы водоснабжения г. Нижнекамска (1 очередь) |
Исполком НМР, отдел Роспотребнадзора по РТ по РТ |
Исполком НМР, ООО "Станция очистки воды-НКНХ", ОАО "ВКиЭХ" |
125 тыс. куб.м в сутки |
2008- 2010 |
бюджет РФ, бюджет РТ, внебюдж. средства |
614000 |
114028 |
185000 |
314972 |
|
|
Обеспечение населения качественной водой |
2.2.1.2 |
Проведение мероприятий по благоустройству родников, расположенных на территории Нижнекамского муниципального района, закрепление их за предприятиями |
Исполком НМР, ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел Роспотребнадзора по РТ |
Предприятия НПУ, нефтедобывающие предприятия, АЗС |
|
2009- 2012 |
собств. средства предприятий |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Обеспечение удовлетворительного санитарно-экологического состояния родников как альтернативных источников водоснабжения и мест отдыха населения |
2.2.1.3 |
Проведение геолого-изыскательских работ по уточнению запасов месторождений подземных вод для города Нижнекамска |
Исполком НМР, ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел Роспотребнадзора по РТ |
Исполком НМР |
|
2012 |
бюджет РТ |
15000 |
|
|
|
|
15000 |
Создание альтернативного источника питьевого водоснабжения, предусмотренного законодательством |
муниц. бюджет |
5000 |
|
|
|
|
5000 |
|||||||
2.2.2. Расширение, реконструкция и строительство водопроводных, канализационных сетей и сооружений | |||||||||||||
2.2.2.1 |
Разработка, утверждение и реализация предприятиями подпрограмм, обеспечивающих рациональное использование водных ресурсов на технологические нужды |
отдел Ростехнадзора по РТ, ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел Роспотребнадзора по РТ |
Предприятия НПУ |
ОАО "НКНХ" - 40 тыс. куб.м оборотной воды, 2000,9 тыс. куб.м повторно последовательно используемой воды; |
2008- 2012 |
собств. средства предприятий |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Сокращение использования свежей воды для технологических нужд на 3259,8 тыс. куб.м, повторно последовательно используемой воды - на 2019,94 тыс. куб.м |
ОАО "НКШ" - 77,1 млн. куб.м оборотной воды; |
|
|
|
|
|
||||||||
ОАО "ТАИФ-НК" - 2867,4 тыс. куб.м оборотной воды; |
|
|
|
|
|
||||||||
ОАО "ГК" НТЭЦ- 300,0 тыс. куб.м оборотной воды, 14,04 тыс. куб.м повторно последовательно используемой воды |
|
|
|
|
|
||||||||
2.2.2.2 |
Реконструкция водовыпуска и монтаж системы безаварийного удаления осадка из буферного пруда N 2 на реке Тунгуча согласно проекту |
отдел Ростехнадзора по РТ, ЗТУ МЭ и ПР РТ |
ОАО "НКНХ" |
Пропускная способность 12 млн. куб.м/год |
2009 |
собств. средства предприятия |
23000 |
|
23000 |
|
|
|
Предотвращение аварийного сброса шлама в р. Тунгуча, решение вопроса безопасного хранения осадка в объеме 8,5 тыс.т/год |
2.2.2.3 |
Очистка буферного пруда на реке Стрелочный Лог от накопившегося ила |
отдел Ростехнадзора по РТ, ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел Роспотребнадзора по РТ |
ОАО "НКНХ" |
|
2010 |
собств. средства предприятия |
3000 |
|
|
3000 |
|
|
Предотвращение аварийного сброса шлама в р.Стрелочный Лог |
2.2.2.4 |
Строительство собственной градирни БНГ-2000 с реконструкцией системы оборотного водоснабжения на производстве бензинов |
отдел Ростехнадзора по РТ, ЗТУ МЭ и ПР РТ |
ОАО "ТАИФ-НК" |
|
2008 |
|
35000 |
35000 |
|
|
|
|
Обеспечение бесперебойной работы системы оборотного водоснабжения |
2.2.2.5 |
Строительство очистных сооружений для очистки сточных вод в д. Благодатная |
отдел Ростехнадзора по РТ, ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел Роспотребнадзора по РТ |
Исполком НМР |
200 м3/сут |
2009- 2012 |
бюджет РТ, муниц. бюджет |
28896,8 |
|
|
|
|
|
Предотвращение загрязнений р. Кичуй неочищенными сточными водами |
2.2.3. Противоэрозионные мероприятия, оздоровление и благоустройство водоемов, восстановление ландшафтов | |||||||||||||
2.2.3.1 |
Реализация проекта по берегоукреплению и обустройству водоохранной зоны реки Омшанка |
Исполком НМР, ЗТУ МЭ и ПР РТ |
Исполком НМР, ОАО "ВКиЭХ" |
|
2010- 2011 |
бюджет РТ, муниц. бюджет |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Предотвращение вредного воздействия вод |
2.2.3.2 |
Проведение работ по оздоровлению реки Прось в районе базы отдыха "Дубравушка" |
Исполком НМР, ЗТУ МЭ и ПР РТ |
ОАО "НКНХ" |
|
2009- 2010 |
собств. средства предприятия |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Предотвращение вредного воздействия вод |
2.2.3.3 |
Реализация проекта по оздоровлению озера Соболековское |
Исполком НМР, ЗТУ МЭ и ПР РТ |
Исполком НМР |
|
2009- 2011 |
бюджет РТ, муниц. бюджет |
50 |
|
20 |
20 |
10 |
|
Исключение возможного истощения водных ресурсов и гибели водной фауны |
2.2.3.4 |
Проведение берегоукрепительных работ на Куйбышевском водохранилище у города Нижнекамска (река Кама) |
Исполком НМР |
Исполком НМР, управление ГО и ЧС |
береговая полоса 2650 м |
2009- 2010 |
бюджет РФ (ФАИП) |
230000 |
|
110000 |
120000 |
|
|
Предотвращение разрушительного воздействия вод |
бюджет РТ |
150000 |
|
90000 |
60000 |
|
|
|||||||
2.2.3.5 |
Разработка проекта и проведение берегоукрепительных работ на реке Шешма у н.п. Кармалы Нижнекамского муниципального района |
Исполком НМР, ЗТУ МЭ и ПР РТ |
Исполком НМР, управление ГО и ЧС |
1,3 км |
2009- 2011 |
бюджет РТ, муниц. бюджет |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Предотвращение вредного воздействия вод особо охраняемой природной территории |
2.2.3.6 |
Разработка проекта и проведение берегоукрепительных работ на реке Зай у н.п. Байгулово Нижнекамского муниципального района |
Исполком НМР, ЗТУ МЭ и ПР РТ |
Исполком НМР, управление ГО и ЧС |
300 м |
2009 |
бюджет РТ, муниц. бюджет |
|
|
|
|
|
|
Предотвращение вредного воздействия вод особо охраняемой природной территории |
2.3. Мероприятия по рациональному использованию и охране земельных ресурсов, растительного мира | |||||||||||||
2.3.1. Утилизация, складирование, захоронение отходов производства и потребления | |||||||||||||
2.3.1.1 |
Организация пунктов по первичному сбору твердых бытовых отходов в городе Нижнекамске |
Исполком НМР, отдел Роспотребнадзора по РТ |
Исполком НМР |
20 ед. |
2008- 2009 |
внебюдж. средства |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Уменьшение нагрузки на полигон твердых бытовых отходов на 15% |
2.3.1.2 |
Обустройство контейнерных площадок и приобретение бункеров, а также спецтехники для вывоза мусора с территории зон отдыха |
Исполком НМР, ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел Роспотребнадзора по РТ |
Исполком НМР |
40 ед. площадок, 40 ед. бункеров, 2 ед. спецтехники |
2008- 2009 |
бюджет РТ, муниц. бюджет |
8000 |
4000 |
4000 |
|
|
|
Предотвращение загрязнения почв |
2.3.1.3 |
Рекультивация санкционированной свалки твердых бытовых отходов города Нижнекамска |
Исполком НМР, отдел Роспотребнадзора по РТ |
Исполком НМР |
площадь 10 га |
2009- 2011 |
бюджет РТ, муниц. бюджет |
31669 |
|
11669 |
10000 |
10000 |
|
Восстановление земель |
2.3.1.4 |
Завершение строительства полигона твердых бытовых отходов города Нижнекамска и строительство комплекса по их сортировке и переработке |
Исполком НМР, ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел Роспотребнадзора по РТ |
Исполком НМР |
500 тыс. куб.м отходов/год (88 тыс. т/год) |
2008 |
бюджет РТ, муниц. бюджет, внебюдж. средства |
350000 |
350000 |
|
|
|
|
Решение вопроса захоронения твердых бытовых отходов |
2.3.1.5 |
Освобождение от сырого осадка шламонакопителей биологических очистных сооружений, разработка проекта по их ликвидации и выносу за пределы водосборной площадки реки Кама |
ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел Роспотребнадзора по РТ |
ОАО "НКНХ" |
200 тыс.т |
2010- 2011 |
собств. средства предприятия |
4200 |
|
|
2100 |
2100 |
|
Прекращение загрязнения окружающей среды обезвоженным сырым осадком |
2.3.1.6 |
Разработка проекта и обустройство территории компостирования растительных отходов |
Исполком НМР |
Исполком НМР |
|
2008 |
бюджет РТ, муниц. бюджет, внебюдж. средства |
4300 |
|
300 |
4000 |
|
|
Улучшение санитарно-экологической обстановки |
2.3.1.7 |
Приобретение оборудования для дробления древесных отходов (ветки, стволы, пни и т.п.) |
Исполком НМР |
Исполком НМР |
|
2008-2009 |
собств. средства предприятия |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Эффективное использование полигона строительных отходов |
2.3.1.8 |
Разработка и реализация подпрограмм по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых бытовых отходов на территории сельских населенных пунктов и садовых товариществ |
Исполком НРМ, ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел Роспотребнадзора по РТ |
Исполком НМР, советы поселений, сельскохозяйственные предприятия, садовые товарищества |
|
2008- 2010 |
собств. средства предприятия |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Улучшение санитарно-экологической обстановки |
2.3.1.9 |
Ввод в эксплуатацию на полигоне твердых бытовых отходов города Нижнекамска сооружения для утилизации биологических отходов (яма "Беккера") |
Исполком НМР |
Исполком НМР |
площадь 90 кв.м |
2008- 2012 |
бюджет РТ, муниц. бюджет |
11600 |
2320 |
2320 |
2320 |
2320 |
2320 |
Предотвращение распространения паразитарных инфекционных заболеваний |
2.3.1.10 |
Разработка проектно-сметной документации и рекультивация иловых карт биологических очистных сооружений у н.п. Борок |
ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел Роспотребнадзора по РТ |
ОАО "НКНХ" |
проектная площадь 42 га |
2012 |
собств. средства предприятия |
100000 |
|
|
|
|
100000 |
Предотвращение загрязнения грунтовых вод и земельного участка площадью 20 га |
2.3.2. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов | |||||||||||||
2.3.2.1 |
Строительство установок с оборотным водоснабжением для мойки автотранспорта при выезде со строительных площадок |
ЗТУ МЭ и ПР РТ, инспекция по благоустройству |
ОАО "УК Камаглавстрой", строительные организации |
5 авт./час |
2008- 2012 |
средства предприятий |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Предотвращение загрязнения территории города |
2.3.2.2 |
Реконструкция действующего полигона захоронения промышленных отходов и проведение работ по рекультивации закрытого полигона захоронения промышленных отходов ОАО "Нижнекамскнефтехим" |
отдел Ростехнадзора по РТ, ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел Роспотребнадзора по РТ |
ОАО "НКНХ" |
вместимость 685 тыс. куб.м отходов |
2008- 2012 |
собств. средства предприятия |
80000 |
10000 |
15000 |
15000 |
20000 |
20000 |
Предотвращение использования дополнительных площадей для размещения отходов (около 20 га) |
2.3.2.3 |
Разработка проектно-сметной документации и строительство полигона для складирования снега, вывозимого с территории города Нижнекамска и Нижнекамского промышленного узла, оснащенного установками для очистки талых стоков |
Исполком НМР, ЗТУ МЭ и ПР РТ, отдел Роспотребнадзора по РТ |
Исполком НМР |
|
2008- 2009 |
бюджет РТ, муниц. бюджет |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Предотвращение загрязнения грунтовых вод |
2.3.3. Зеленое строительство и охрана растительного мира | |||||||||||||
2.3.3.1 |
Продолжение работ по инвентаризации объектов зеленого фонда общего пользования города Нижнекамска с использованием геоинформационной системы |
Исполком НМР |
Исполком НМР |
г. Нижнекамск |
2008- 2009 |
фонд "ЭКО-Жизнь" |
500 |
100 |
400 |
|
|
|
Создание электронной базы данных, позволяющей вести учет зеленых насаждений |
2.3.3.2 |
Инвентаризация и паспортизация объектов зеленых насаждений в пределах санитарно-защитных зон жилых домов, зданий, объектов торгово-бытового обслуживания, учреждений образования, здравоохранения, культуры и иных объектов, осуществляющих свою деятельность на территории города Нижнекамска, с использованием геоинформационной системы |
Исполком НМР, отдел Роспотребнадзора по РТ |
Исполком НМР |
г.Нижнекамск |
2009- 2012 |
собств. средства предприятий |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Создание электронной базы данных, позволяющей вести учет зеленых насаждений |
2.3.3.3 |
Восстановление хвойных насаждений лесного массива "Корабельная роща" (лесопарк) |
Исполком НМР |
ГБУ "Нижнекамское лесничество" |
80 га |
2009- 2012 |
бюджет РТ, средства предприятий |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Улучшение экологической обстановки |
2.3.3.4 |
Посадка лесных культур в водоохранных зонах малых рек |
Исполком НМР |
ГБУ "Нижнекамское лесничество" |
10 га |
2009 |
собств. средства предприятия |
250 |
|
250 |
|
|
|
Сохранение водности малых рек |
2.3.3.5 |
Посадка зеленых насаждений на территории санитарно-защитных зон, стоянок автомобильного транспорта в пределах г. Нижнекамска, обустройство парков, скверов, зеленых зон |
Исполком НМР, инспекция по благоустройству |
Исполком НМР, предприятия города |
|
2008- 2009 |
средства предприятий |
согласно сметам |
|
|
|
|
|
Снижение отрицательного воздействия автотранспорта и промышленных предприятий |
2.3.3.6 |
Очистка лесного фонда |
Исполком НМР |
ГБУ "Нижнекамское лесничество" |
100 га |
2009 |
собств. средства предприятия |
250 |
|
250 |
|
|
|
Обеспечение надлежащего состояния лесных массивов |
3. Мероприятия, направленные на оздоровление населения | |||||||||||||
3.1 |
Изучение состояния здоровья населения города Нижнекамска с привлечением научного потенциала |
Исполком НМР |
Управление здравоохранения |
|
2008- 2009 |
бюджет РТ, муниц. бюджет, внебюджетные средства |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Информация о состоянии заболеваемости населения |
3.2 |
Разработка и реализация подпрограмм по оздоровлению населения Нижнекамского муниципального района |
Исполком НМР |
Управление здравоохранения |
|
2008-2012 |
бюджет РТ, муниц. бюджет, внебюджетные средства |
согласно ПСД |
|
|
|
|
|
Охрана здоровья населения |
4. Экологическое воспитание, образование и просвещение населения | |||||||||||||
4.1 |
Разработка и реализация подпрограмм непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения детей и молодежи |
Исполком НМР |
Управление дошкольного образования, управление образования, ДЭБЦ |
|
2008- 2012 |
бюджет РТ, муниц. бюджет, фонд "ЭКО-Жизнь", внебюдж. средства |
1700 |
900 |
200 |
200 |
200 |
200 |
Развитие системы непрерывного экологического образования, повышение уровня гражданского самосознания и активности, экологической культуры детей и молодежи |
4.2 |
Организация специализированных экологических лагерей школьников и экологических смен, отрядов в летних оздоровительных лагерях |
Исполком НМР |
управление образования, ДЭБЦ, УДМ и С |
|
2009- 2012 |
бюджет РТ, муниц. бюджет, внебюджетные средства |
1100 |
|
250 |
250 |
300 |
300 |
Повышение уровня экологических знаний и воспитанности детей и молодежи |
4.3 |
Организация периодического информационно-правового просвещения населения через средства массовой информации, печатные издания, сеть Интернет |
Исполком НМР |
Исполком НМР, СМИ |
|
2008- 2012 |
муниц. бюджет, внебюджетные средства |
500 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Повышение уровня экологического воспитания, образования и информированности населения |
Сумма затрат на выполнение Программы оздоровления окружающей среды Нижнекамского муниципального района на 2008-2012 годы
(тыс.руб.)
Источник финансирования |
Всего |
в том числе по годам: |
||||
2008 год (план) |
2009 год (план) |
2010 год (план) |
2011 год (план) |
2012 год (план) |
||
Бюджет РФ (ФАИП) |
537000,0 |
57014,0 |
202500,0 |
277486,0 |
0,0 |
0,0 |
Бюджет РТ |
503719,0 |
57014,0 |
194189,0 |
227506,0 |
10010,0 |
15000,0 |
Муниципальный бюджет |
18200,0 |
2420,0 |
2670,0 |
2670,0 |
2720,0 |
7720,0 |
Средства предприятий и инвесторов |
561900,0 |
360800,0 |
38600,0 |
20200,0 |
122200,0 |
20100,0 |
Фонд "ЭКО-Жизнь" |
1000,0 |
200,0 |
500,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Итого: |
1621819,0 |
477448,0 |
438459,0 |
527962,0 |
135030,0 |
42920,0 |
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета Нижнекамского муниципального района РТ от 23 июля 2008 г. N 22 "О Программе оздоровления окружающей среды Нижнекамского... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.