Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Долгосрочная целевая программа
по профилактике отказов матерей от новорожденных детей в Республике Татарстан "Счастье - быть рядом!" на 2010-2011 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 13 августа 2010 г. N 653)
Постановлением КМ РТ от 4 февраля 2012 г. N 84 действие настоящей программы в части проведения следующих мероприятий: "Проведение семинаров, тренингов для специалистов отделений социальной помощи семье и детям муниципальных образований Республики Татарстан - участников Программы по организации системы межведомственного сопровождения женщин, сомневающихся в принятии рожденного ребенка из медицинского учреждения", "Выделение 5 койко-мест для женщин, изменивших решение об отказе от новорожденного ребенка на решение принять ребенка в семью, на базе детского стационарного муниципального учреждения здравоохранения", "Временное оказание материальной помощи (в натуральном и денежном выражении) матери, изменившей решение об отказе от новорожденного ребенка", "Организация командировок по повышению квалификации в регионах Российской Федерации и обмену опытом в рамках профилактики отказов от новорожденных детей", "Укрепление материально-технической базы учреждений - участников Программы" продлено на 2012 г.
Паспорт программы
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа по профилактике отказов матерей от новорожденных детей в Республике Татарстан "Счастье - быть рядом!" на 2010-2011 годы (далее - Программа) |
Основание принятия решения о разработке Программы |
Поручение Премьер-министра Республики Татарстан Р.М. Минниханова от 22.09.2009 N 29602-МР |
Государственный заказчик |
Кабинет Министров Республики Татарстан |
Государственный заказчик-координатор |
Кабинет Министров Республики Татарстан |
Основные разработчики Программы |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Государственное бюджетное учреждение Центр социальной помощи семье и детям Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Гаилэ" в городском округе "город Казань" (далее - Центр "Гаилэ"), Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
Цель и задачи Программы |
Цель Программы - профилактика отказов матерей от новорожденных детей через организацию системы межведомственного сопровождения женщин, сомневающихся в принятии рожденного ребенка из медицинского учреждения, а также членов их семей. Задачи Программы: организовать систему межведомственного социально-правового и медико-психологического сопровождения женщин, сомневающихся в принятии рожденного ребенка из медицинского учреждения, на территории Зеленодольского, Альметьевского муниципальных районов, муниципального образования г. Казани и муниципального образования г. Набережные Челны; разработать и осуществить комплекс мероприятий по оказанию помощи женщинам, сомневающимся в принятии рожденного ребенка из медицинского учреждения, а также членам их семьи; обучить участников Программы, а также волонтеров оказанию помощи женщинам в ситуации осознанного или неосознанного отказа от материнства; разработать информационно-методическое обеспечение участников Программы |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа реализуется в течение 2010-2011 годов: 1 этап - информационно-подготовительный (2010 год); 2 этап - индивидуально-профилактический (2010 - 2011 годы); 3 этап - информационно-аналитический (IV квартал 2011 года) |
Объемы и источники финансирования Программы |
Для реализации мероприятий Программы на 2010-2011 годы необходимо 9328,337 тыс.рублей (в 2010 году - 5211,227 тыс.рублей, в 2011 году - 4117,11 тыс.рублей), из них: средства бюджета Республики Татарстан - 6695 тыс.рублей, в том числе: в 2010 году - 3626 тыс.рублей, в 2011 году - 3069 тыс.рублей; привлекаемые средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 2633,337 тыс.рублей, в том числе: в 2010 году - 1585,227 тыс.рублей, в 2011 году - 1048,11 тыс.рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) |
Реализация мероприятий Программы будет оценена по следующим индикаторам: 1. Доля обученных специалистов экспериментальных площадок в общей численности сотрудников экспериментальных площадок. 2. Доля учреждений - участников Программы, оснащенных диагностическими методиками, в общем числе учреждений - участников Программы. 3. Доля учреждений, осуществляющих профилактику отказов матерей от новорожденных детей, улучшивших материально-техническую базу, в общем числе учреждений - участников Программы. 4. Доля используемых койко-мест для женщин, изменивших решение об отказе от новорожденного ребенка на решение принять ребенка в семью, к общему количеству выделенных койко-мест. 5. Доля женщин - участниц Программы, которым оказана материальная помощь, к общему количеству женщин - участниц Программы. 6. Доля учреждений - участников Программы, организовавших группы взаимной поддержки, в общем количестве учреждений - участников Программы |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Последствия политических и социально-экономических изменений, происходящих в Российской Федерации, являются предрасполагающими факторами раннего социального сиротства.
Проблема социального сиротства - наиболее актуальная проблема на сегодняшний день. За 2009 год в родильных домах нашей республики наблюдалось увеличение количества отказов матерей от своих новорожденных детей (с 188 случаев отказа в 2008 году до 251 случаев - в 2009 году)*. Отказ матери от своего ребенка, происходит, как правило, в родильном доме, вскоре после его рождения - в легальной или нелегальной форме (дети-подкидыши, дети, оставленные в родильных домах матерями без документов, удостоверяющих их личность и т.д.). Увеличивается количество отказов от новорожденных детей среди женщин старше 30 лет, уже имеющих 1-2 детей, а также постоянного партнера.
Причины отказов от новорожденных детей разнообразны: низкий уровень жизни и отсутствие адекватной государственной поддержки семей с детьми до трех лет. К наиболее серьезным причинам можно отнести медицинские причины. Например, рост алкоголизма, наркомании, токсикомании, нервно-психических заболеваний среди родителей, тяжелую болезнь новорожденного ребенка. Многие дети, оставленные матерями в родильных домах и в лечебно-профилактических учреждениях нашей республики, имеют аномалии развития внутренних органов, перинатальные поражения центральной и периферической нервной системы, приводящие к задержке физического и нервно-психического развития.
Среди распространенных социальных причин отказов матерей от своих детей можно выделить: потерю брачного и полового партнера, ригидные патриархальные социальные установки родительской семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, низкий культурный и образовательный уровень женщины.
Особое значение приобретают и социально-психологические особенности личности будущей мамы, которые способствуют личностной и эмоциональной незрелости к вынашиванию нежелательной беременности, амбивалентности установок на материнство. Например, воспитание в условиях деспотичной семьи или в состоянии психологической или фактической покинутости при живых родителях. Именно подобные условия воспитания способствуют подверженности стрессам и возникновению депрессий у женщин во время беременности, алкоголизму и наркомании, т.е. таким нарушениям, которые сами по себе могут изменять мировоззрение женщины, порождать неуверенность в собственных силах, чувство утраты перспективы, неверие в завтрашний день и тем самым способствовать отказу от материнства.
Анализ специализированной литературы и практический опыт показывают, что последствия социального сиротства, вызванного отказом матерей от своих детей, приводит к деформации в развитии личности ребенка, его социальной дезадаптации и десоциализации. Многие отказные дети даже при хорошем уходе вырастают с отклонениями в поведении, имеют интеллектуальные и невротические расстройства.
Таким образом, отказ матерей от своих новорожденных детей является в первую очередь социальной проблемой, и решение этой проблемы зависит от проведения мероприятий по ранней профилактике социального сиротства, которые могут быть успешными только при консолидации усилий государства и гражданского общества.
В настоящее время в Республике Татарстан ведется большая работа, ориентированная на борьбу с последствиями раннего социального сиротства, а не на профилактику данной проблемы. Значительная часть мероприятий по профилактике социального сиротства осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и направлена на оказание помощи несовершеннолетним и их семьям, находящимся в социально опасном положении.
Недостаточно проработана система межведомственного взаимодействия государственных структур и общественных организаций, оказывающих помощь различным категориям населения, в том числе и женщинам группы риска по социальному сиротству. Рассогласованность межведомственного взаимодействия проявляется в разделении функций различных ведомств и учреждений, что позволяет сделать вывод о дублировании их деятельности или перекладывании обязанностей с одного органа ведомства и/или учреждения на другой.
Необходимо подчеркнуть, что до сих пор в республике не предусмотрена система учреждений, решающих проблемы временного пребывания женщин с новорожденными детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
II. Основные цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов, а также индикаторов оценки результата ее реализации
Цель: профилактика отказов матерей от новорожденных детей через организацию системы межведомственного сопровождения женщин, сомневающихся в принятии рожденного ребенка из медицинского учреждения, а также членов их семей.
Задачи:
1. Разработать и внедрить технологию оперативного реагирования на ситуацию отказа матери от новорожденного ребенка в условиях родовспомогательных учреждений Республики Татарстан (Служба экстренной социально-психологической помощи).
2. Разработать и осуществить комплекс мероприятий по оказанию помощи женщинам, сомневающимся в принятии рожденного ребенка из медицинского учреждения, а также членам их семьи.
3. Обучить участников Программы, а также волонтеров оказанию помощи женщинам в ситуации осознанного или неосознанного отказа от материнства.
4. Организовать систему межведомственного социально-правового и медико-психологического сопровождения женщин, сомневающихся в принятии рожденного ребенка из медицинского учреждения, на примере четырех муниципальных образований Республики Татарстан.
5. Разработать информационно-методическое обеспечение Программы.
Сроки реализации Программы:
Настоящая Программа будет реализовываться в 2010-2011 годах.
В реализации Программы принимают участие два учреждения социального обслуживания семьи и детей Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и девять учреждений социального обслуживания населения Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, в том числе:
по муниципальному образованию г. Казани:
Государственное бюджетное учреждение Центр социальной помощи семье и детям Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Гаилэ" в городском округе "город Казань";
государственное автономное учреждение социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения "Гомер" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе "город Казань";
государственное автономное учреждение социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения "Юаныч" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе "город Казань";
государственное автономное учреждение социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения "Восстание" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе "город Казань";
государственное автономное учреждение социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения "Вита" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе "город Казань";
государственное автономное учреждение социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения "Таяныч" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе "город Казань";
государственное автономное учреждение социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения "Ярдем" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе "город Казань";
государственное бюджетное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе "город Казань";
по Зеленодольскому муниципальному району:
Государственное бюджетное учреждение Центр социальной помощи семье и детям Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Родник" в Зеленодольском муниципальном районе;
по Альметьевскому муниципальному району:
государственное автономное учреждение социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения "Опека" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Альметьевском муниципальном районе;
по муниципальному образованию г. Набережные Челны:
государственное автономное учреждение социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения "Доверие" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе "город Набережные Челны".
В реализации Программы также принимают участие государственные учреждения здравоохранения, муниципальные учреждения здравоохранения и центры занятости населения Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Реализация Программы будет осуществляться в несколько этапов:
1 этап - информационно-подготовительный. Цель этапа - изучение проблем и потребностей целевой группы проекта.
Оповещение персоналом родовспомогательного учреждения в муниципальном образовании г. Казани специалистов Центра "Гаилэ" о матери решившей отказаться от новорожденного;
в Зеленодольском муниципальном районе - специалистов Государственного бюджетного учреждения Центр социальной помощи семье и детям Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан "Родник" в Зеленодольском муниципальном районе;
в Альметьевском муниципальном районе - специалистов государственного автономного учреждения социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения "Опека" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Альметьевском муниципальном районе;
в муниципальном образовании г. Набережные Челны - специалистов государственного автономного учреждения социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения "Доверие" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе "город Набережные Челны".
Специалист по социальной работе и психолог осуществляют выход в учреждение родовспоможения к матери, решившей отказаться от новорожденного. Они проводят психолого-медико-социальную диагностику, в результате которой создается социальный портрет женщины.
Создается план работы с женщиной по устранению причин отказа от новорожденного.
2 этап - индивидуально-профилактический. Цель этапа - реализация мер по социальному сопровождению женщин.
Специалисты центров социального обслуживания населения берут под патронат мать, изменившую решение об отказе от новорожденного ребенка на решение принять ребенка в семью.
Проведение комплекса мероприятий направленных на разрешение внутрисемейных конфликтов женщин - участниц Программы.
Также будет оказана разовая материальная помощь (в натуральном и денежном выражении) матери, изменившей решение об отказе от новорожденного ребенка на решение принять ребенка в семью.
Будут организованы группы взаимной поддержки женщин, изменивших решение об отказе от новорожденного ребенка на решение забрать ребенка в семью.
В случае нуждаемости в жилье индивидуально принимается решение о проживании матери с ребенком в Центральной городской клинической больнице N 18 г. Казани до разрешения указанной проблемы. Проживание женщины в детском стационаре возможно только при постоянной и временной регистрации в г. Казани.
Также в случае необходимости специалист по социальной работе направит женщину получать дополнительное профессиональное образование, а также окажет ей содействие в дальнейшем трудоустройстве.
На этом этапе будут проводиться консультации психологов, тренинги "Счастливое материнство" для беременных женщин на базе женских консультаций.
3 этап - информационно-аналитический.
Цель этапа - анализ и обобщение опыта реализации Программы в рамках межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению целевой группы Программы на территории Республики Татарстан. На основе итогов Программы будут разработаны рекомендации межведомственного характера по работе над преодолением основных вопросов, возникающих у женщин целевой группы.
В рамках этого этапа будет проводиться мониторинг эффективности деятельности отделений социальной помощи семье и детям центров социального обслуживания населения и субъектов профилактики.
III. Перечень программных мероприятий, а также индикаторов оценки результатов реализации основных мероприятий Программы
Перечень программных мероприятий, а также индикаторов оценки результатов реализации основных мероприятий Программы приведен в приложении к настоящей Программе.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы - 9328,337 тыс.рублей (в 2010 году - 5211,227 тыс.рублей, в 2011 году - 4117,11 тыс.рублей), из них:
средства бюджета Республики Татарстан - 6695 тыс.рублей, в том числе: в 2010 году - 3626 тыс.рублей, в 2011 году - 3069 тыс.рублей;
привлекаемые средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, - 2633,337 тыс.рублей, в том числе: в 2010 году - 1585,227 тыс.рублей, в 2011 году - 1048,11 тыс.рублей.
V. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления реализацией Программы и механизм взаимодействия государственных заказчиков
Координация деятельности по реализации Программы осуществляется Кабинетом Министров Республики Татарстан (далее - Координатор), который обеспечивает выполнение Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан и средств (гранта), полученных от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на реализацию Программы.
Механизм предоставления на безвозмездной и безвозвратной основах денежных средств гранта на осуществление Программы определяется в соглашении между Кабинетом Министров Республики Татарстан, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и Центром "Гаилэ" (далее - Грантополучатель).
Координатор осуществляет контроль за ходом реализации Программы и действиями Грантополучателя, рассматривает вопросы о перераспределении средств в рамках Программы и обеспечивает представление Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отчетности, предусмотренной вышеуказанным соглашением.
Грантополучатель несет ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы, целевое использование финансовых средств, выделяемых на ее реализацию. Грантополучатель вправе привлекать для реализации мероприятий Программы соисполнителей на основании заключаемых с ними контрактов (договоров), соблюдая требования отчетности и целевого использования денежных средств. Исполнители и соисполнители мероприятий представляют ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в установленном порядке информацию об их исполнении Грантополучателю. Грантополучатель не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет Координатору отчетные финансовые и аналитические сведения о выполнении Программы.
Ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на ее реализацию, несет Координатор.
VI. Риски и их учет при реализации программных мероприятий
Устойчивому снижению количества отказов матерей от новорожденных детей препятствуют многочисленные риски, обусловленные как общей социально-экономической ситуацией в республике, так и факторами общего и психологического здоровья матери и ребенка, социальной защиты, в том числе наличием денежных выплат, удовлетворяющих потребности матери и ребенка в первый год жизни, наличием жилищных условий, общего эмоционального настроя матери.
VII. Оценка экономической, социальной и экологической эффективности Программы
Экономическая и экологическая эффективность реализации Программы будет оцениваться на основании достижения следующих результатов:
1. Создание эффективной системы межведомственного взаимодействия государственных и негосударственных структур по сопровождению женщин, сомневающихся в принятии рожденного ребенка из медицинского учреждения. В Республике Татарстан социальным сопровождением в 2010-2011 годах будут охвачены не менее 50 женщин целевой группы и членов их семей.
2. Повышение квалификации не менее 80 специалистов центров (отделений) социальной помощи семье и детям муниципальных образований Республики Татарстан, а также не менее 50 волонтеров, овладение ими инновационными технологиями.
3. Разработка не менее пяти методических сборников для реализации Программы.
4. Снижение в четырех муниципальных образованиях Республики Татарстан количества отказов матерей от новорожденных детей на 20 процентов.
5. В среде женщин целевой группы в четырех муниципальных образованиях Республики Татарстан:
получат дополнительное профессиональное образование 10 процентов женщин целевой группы;
будет сформирована мотивация к ответственному родительству и воспитанию детей у 50 процентов женщин целевой группы;
решение вопроса о послеродовой контрацепции женщин - участниц Программы будет способствовать охране репродуктивного здоровья и регулированию рождаемости в семьях женщин - участниц Программы;
вовлечение женщин в процесс решения собственных проблем будет способствовать активизации внутренних ресурсов, осознанию собственных возможностей и, как следствие, оптимальной степени социализации и интеграции в общество;
осуществление комплекса мероприятий, направленных на решение семейных конфликтов женщин - участниц Программы, позволит возродить или улучшить внутрисемейные отношения женщин, что будет способствовать улучшению качества их жизни.
* По данным Управления записи актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Татарстан.
Список использованных сокращений:
ЦСПСиД "Гаилэ" - Центр социальной помощи семье и детям "Гаилэ",
ЦСПСиД - центры социальной помощи семье и детям,
ГУЗ - государственные учреждения здравоохранения,
МУЗ - муниципальные учреждения здравоохранения,
ЦСОН - центры социального обслуживания населения,
ОСПСиД - отделения социальной помощи семье и детям,
ИПР - индивидуальная программа реабилитации,
ЦЗН - центры занятости населения,
Программа - долгосрочная целевая программа по профилактике отказов матерей от новорожденных детей в Республике Татарстан "Счастье - быть рядом!" на 2010-2011 годы,
Фонд - Фонд поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.