Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 19 мая 2010 г. N 3-22/10
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего: Г-ва,
при секретаре Ш-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2010 N 40 "Об утверждении Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан в результате аварии гидротехнического сооружения",
установил:
прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 7 и 10 Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2010 N 40 "Об утверждении Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан в результате аварии гидротехнического сооружения" (далее - Порядок).
В обоснование требований указано, что пунктом 9 Порядка установлены сроки согласования Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан расчета вероятного вреда или возврата документов владельцу на переоформление. Пунктом 10 предусмотрено, что по решению руководителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в исключительных случаях срок рассмотрения и согласования расчета вероятного вреда может быть продлен. Однако, при этом не закреплены конкретные сроки и основания принятия решения о продления процедуры согласования расчета, что, по смыслу Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" является коррупционным фактором, связанным с реализацией полномочий органа государственной власти, и который может способствовать проявлениям коррупции при правоприменении.
Аналогичные несоответствия федеральному законодательству содержаться# и в пункте 7 Порядка, в соответствии с которым в случае невозможности оценки представленных владельцем гидротехнического сооружения документов по причине недостаточности содержащихся в них данных Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан вправе запросит# у владельца гидротехнического сооружения соответствующие дополнительные документы и материалы. При этом не определены случаи недостаточности сведений в представленных документах и перечень запрашиваемых дополнительных документов и материалов.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержал требования.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с требованиями согласился.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 N 876 "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
25 января 2010 года Кабинетом Министров Республики Татарстан постановлением N 40 утвержден Порядок согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан в результате аварии гидротехнического сооружения.
Постановление опубликовано в официальном издании "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 10.03.2010, N 10.
Пунктом 4 Порядка установлен перечень документов, который владелец гидротехнического сооружения представляет в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан для согласования расчета вероятного вреда.
Согласно пункту 7 Порядка в случае невозможности оценки представленных владельцем гидротехнического сооружения документов по причине недостаточности содержащихся в них данных Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан вправе запросить у владельца гидротехнического сооружения соответствующие дополнительные документы и материалы.
Однако, неурегулированность Кабинетом Министров Республики Татарстан вопроса недостаточности сведений в представленных документах не отвечает общеправовым требованиям непротиворечивости, ясности и определенности. По мнению суда, данное обстоятельство может привести к неопределенности применения данной нормы Порядка правоприменителем.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что именно нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона (например, Постановление от 17 июня 2004 г. N 12-П).
Кроме того, Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе" установление в нормативных правовых актах для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения и неопределенных требований к гражданам и организациям отнесены к коррупционным факторам (п. 2 ст. 1).
При таком положении суд приходит к выводу о противоречии федеральному законодательству пункта 7 Порядка.
По этим же основаниям противоречит федеральному законодательству и пункт 10 Порядка.
Как указывалось выше, пунктом 9 Положения установлены сроки согласования Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан расчета вероятного вреда, а также последствия представления документов, несоответствующих требованиям Порядка.
Согласно пункту 10 Порядка в исключительных случаях срок рассмотрения и согласования расчета вероятного вреда может быть продлен по решению руководителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. При этом, органом, принявшим нормативный правовой акт, не установлен конкретный срок продления рассмотрения и согласования расчета вероятного вреда и основания (исключительный случай) принятия решения о продлении процедуры согласования расчета.
В данном случае, при отсутствии определенного срока и неопределенности условий принятия соответствующего решения, Кабинетом Министров Республики Татарстан установлены для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения исключения из общего правила, что не соответствует требованиям вышеприведенных норм федерального законодательства.
С учетом изложенного суд считает необходимым признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 7 и 10 Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан, в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2010 N 40.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 7 и 10 Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан, в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2010 N 40 "Об утверждении Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан в результате аварии гидротехнического сооружения".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 7 и 10 Порядка согласования расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Республики Татарстан, в результате аварии гидротехнического сооружения.
Данными нормами устанавливалось право Министерство экологии и природных ресурсов РТ запрашивать у владельца гидротехнического сооружения дополнительные документы и материалы в случае невозможности оценки по причине недостаточности данных, представленных владельцем гидротехнического сооружения в первичных документах; увеличивать срок рассмотрения и согласования расчета вероятного вреда по решению руководителя Министерства.
Однако неурегулированность Кабинетом Министров Республики Татарстан вопроса недостаточности сведений в представленных документах не отвечает общеправовым требованиям непротиворечивости, ясности и определенности. Данное обстоятельство может привести к неопределенности применения данной нормы Порядка правоприменителем.
Кроме того, не установлен конкретный срок продления рассмотрения и согласования расчета вероятного вреда и основания (исключительный случай) принятия решения о продлении процедуры согласования расчета. При отсутствии определенного срока и неопределенности условий принятия соответствующего решения, Кабинетом Министров установлены для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения исключения из общего правила, что не соответствует требованиям норм федерального законодательства.
Решение Верховного Суда РТ от 19 мая 2010 г. N 3-22/10
Настоящее решение вступило в законную силу 4 июня 2010 г.
Сообщение о решении опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 14 июля 2010 г. N 26