Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 21 июня 2010 г. N 3-30/10
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва Р.Ф.,
при секретаре Ш-ой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующим отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2006 N 523 "Об утверждении формы ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состава прилагаемых документов",
установил:
в соответствии с пунктом 9 состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2006 N 523 "Об утверждении формы ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состава прилагаемых документов" (далее - Состав документов) к ходатайству о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию необходимо прилагать согласование Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (в случае, если земельный участок находится водоохраной# зоне).
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 9 Приложения N 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2006 N 523 "Об утверждении формы ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состава прилагаемых документов" (далее - постановление) в части возложения на Отдел водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов согласования ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
В судебном заседании, придерживаясь тех же доводов, представитель прокурора Республики Татарстан уточнил требование и просил суд признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац 7 пункта 9 Состава документов.
В обоснование требований прокурор указал, что возлагая функцию согласования ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию на федеральный орган государственной власти, Кабинет Министров Республики Татарстан вышел за пределы предоставленных ему полномочий.
Кроме того, включение в перечень документов не предусмотренных законом согласований государственных органов ограничивает права субъектов предпринимательской деятельности, устанавливая необоснованные барьеры при переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, что является нарушением Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1998 N 730 "О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кабинет Министров Республики Татарстан, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Кабинета Министров Республики Татарстан.
Выслушав представителя прокурора Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности, в соответствии с пунктом "г" части 71 Конституции Российской Федерации, находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. г ст. 71 Конституции Российской Федерации
Согласно подпунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам (ст. 76 Конституции РФ).
Согласно преамбуле Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель и земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 указанного Закона установлено, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
25 октября 2006 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 523 "Об утверждении формы ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состава прилагаемых документов".
Указанным постановлением утвержден состав документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
В соответствии с абзацем 7 пункта 9 Состава документов к ходатайству о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию необходимо прилагать согласование Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (в случае, если земельный участок находится в водоохраной# зоне).
Однако, согласно Положению о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов" согласование ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не отнесено к компетенции Росводресурсов и его территориальных органов.
Кроме того, оспариваемое согласование ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую не предусмотрено и в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую".
Так, к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую должны прилагаться следующие документы:
- выписку из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
- заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
- согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Таким образом, установив не предусмотренное федеральным законодательством дополнительное требование к ходатайству о переводе земельных участков из одной категории в другую, Кабинет Министров Республики Татарстан превысил свои полномочия.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац 7 пункта 9 состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2006 N 523 "Об утверждении формы ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состава прилагаемых документов".
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац 7 пункт 9 состава документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.10.2006 N 523 "Об утверждении формы ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состава прилагаемых документов".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Признано недействующим согласование ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию с Отделом водных ресурсов по РТ Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов. Оспариваемое требование применялось в случае, если земельный участок находился в водоохранной зоне.
Федеральным законодательством согласование ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не отнесено к компетенции Росводресурсов и его территориальных органов.
Законодательством установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую. Таким образом, установив не предусмотренное федеральным законодательством дополнительное требование к ходатайству о переводе земельных участков из одной категории в другую, Кабинет Министров РТ превысил свои полномочия.
Решение вступило в законную силу 9 июля 2010 г.
Решение Верховного Суда РТ от 21 июня 2010 г. N 3-30/10
Настоящее решение вступило в законную силу 9 июля 2010 г.
Текст решения официально опубликован не был