Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 10 июня 2010 г. N 3-29/10
(извлечение)
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва
с участием прокурора Г-ва
при секретаре Ш-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытое акционерное# общество "Центральный депозитарий Республики Татарстан" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю",
установил:
Открытое акционерное общество "Центральный депозитарий Республики Татарстан" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю" (далее - постановление).
В обоснование требования заявитель указал, что ОАО "Центральный депозитарий Республики Татарстан" имеет на праве аренды земельный участок площадью 1330 кв.м, предоставленный ему на основании договора от 14.04.2006 N 071-2946.
Расчет арендной платы по данному договору аренды осуществляется на основании оспариваемого постановления.
Формула, определяющая арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения, как произведение ставки налога на землю и повышающего (поправочного) коэффициента в зависимости от вида разрешенного использования земли, была утверждена постановлением до введения в действие главы 31 Налогового кодекса РФ, согласно которой расчет налога на землю и, соответственно арендной платы производится на основании кадастровой стоимости, величина которой уже учитывает вид использования земельного налога.
Применение такого расчета арендной платы за землю с применением поправочного коэффициента было правомерно до проведения государственной кадастровой оценки земель, в процессе которой в кадастровую стоимость земли заложен дублирующий коэффициент по виду разрешенного использования.
В этой связи, применение поправочного коэффициента при расчете арендной платы определяемой от кадастровой стоимости заявитель считает противоречащим федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель ОАО "Центральный депозитарий Республики Татарстан" поддержала требование.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан с требованием не согласилась, пояснив, что оспариваемый коэффициент не нарушает чьих-либо прав и установлен в полном соответствии с требованиями федерального законодательства.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
9 февраля 1995 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 74 "Об арендной плате за землю". В настоящее время постановление действует в редакциях постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.10.1999 N 732; от 14.05.2003 N 256, от 30.04.2004 N 217, от 21.11.2005 N 545, от 27.04.2006 N 211 (ред. 17.07.2006), от 15.06.2006 N 303, от 25.07.2008 N 536, от 30.03.2009 N 192, от 25.05.2009 N 333, от 24.12.2009 N 879).
Постановлением утверждено Положение о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение).
В приложениях 1 и 2 к Положению содержится перечень поправочных коэффициентов, учитывающих вид использования земельного участка.
В пункте 2.1 раздела 2 Положения приведена формула расчета размера годовой арендной платы за пользование земельными участками:
, где:
А - размер годовой арендной платы,
Рс - размер ставки земельного налога,
Кф - повышающий коэффициент к ставкам земельного налога, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка, указанный в приложении N 1.
Пунктом 2.2 того же раздела установлена формула размера годовой арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые не разграничена, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования, в порядке предусмотренном Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации":
, где:
А - размер годовой арендной платы.
Кс - кадастровая стоимость земельного участка,
Кф - повышающий коэффициент к ставкам земельного налога, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка, указанный, в приложении N 2.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 5 части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как видно из Положения Кабинет Министров Республики Татарстан в соответствии с указанными нормами федеральных законов установил порядок определения величины арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Татарстан и государственная собственность на которые в настоящее время не разграничена.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Правительством Республики Татарстан в пределах предоставленных ему полномочий.
Что касается утверждений заявителя о том, что применение поправочного коэффициента в оспариваемом постановлении при расчете годовой арендной платы за пользование земельными участками было правомерно до введения в действие главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой расчет налога на землю и, соответственно арендной платы производится на основании кадастровой стоимости, величина которой уже учитывает вид использования земельного участка, необходимо указать следующее.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами случаях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии c указанными Правилами государственная кадастровая оценка земель осуществляется с учетом классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Заявителем не учитывается то обстоятельство, что установление постановлением повышающего коэффициента осуществлено не в рамках налоговых правоотношений, а для целей определения расчета арендной платы за пользование земельным участком. Договор аренды является сделкой, условия которой регулируются нормами гражданского законодательства.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Установленные постановлением коэффициенты действуют в рамках определения величины арендной платы за землю, т.е. Положение и сам Перечень поправочных коэффициентов регулируют вопросы аренды земли, а не отношения, возникающие в сфере налогообложения.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1996 "Об арендной плате за землю" не противоречат федеральному законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
в удовлетворении заявления ОАО "Центральный депозитарий Республики Татарстан" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.1995 N 74 "Об арендной плате за землю" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судом отказано в удовлетворении заявления ОАО "Центральный депозитарий Республики Татарстан" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 1995 г. N 74 "Об арендной плате за землю".
В соответствии с Земельным кодексом РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных предусмотренных законодательством случаях. В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель осуществляется с учетом классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Заявителем не учитывается то обстоятельство, что установление оспариваемым постановлением повышающего коэффициента осуществлено не в рамках налоговых правоотношений, а для целей определения расчета арендной платы за пользование земельным участком. Договор аренды является сделкой, условия которой регулируются нормами гражданского законодательства. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Установленные постановлением коэффициенты действуют в рамках определения величины арендной платы за землю, т.е. Положение о порядке определения размеров арендной платы за земельные участки и сам Перечень поправочных коэффициентов регулируют вопросы аренды земли, а не отношения, возникающие в сфере налогообложения. В связи с чем оспариваемое постановление не противоречит федеральному законодательству.
Решение вступило в законную силу 28 июня 2010 г.
Решение Верховного Суда РТ от 10 июня 2010 г. N 3-29/10
Настоящее решение вступило в законную силу 28 июня 2010 г.
Текст решения официально опубликован не был