Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 24 января 2011 г. N 38
"Об утверждении Инновационного меморандума Республики Татарстан на 2011-2013 годы"
10 сентября 2011 г.
Постановлением КМ РТ от 17 мая 2014 г. N 328 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях повышения эффективности взаимодействия участников инновационной деятельности в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2011-2013 годы.
2. Предложить субъектам инновационной деятельности (технопарковым структурам, венчурным фондам, учреждениям высшего профессионального образования, научно-исследовательским организациям, организациям, курирующим вопросы учета, хранения, охраны и управления результатами научно-технической деятельности) ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным, представлять в Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу информацию по показателям, указанным в Инновационном меморандуме Республики Татарстан на 2011-2013 годы.
3. Комитету Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу ежегодно осуществлять мониторинг исполнения субъектами инновационной деятельности закрепленных за ними целевых ориентиров и до 1 июня года, следующего за отчетным, направлять сводные итоги в Министерство экономики Республики Татарстан.
4. Министерству экономики Республики Татарстан ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным, обеспечить публикацию результатов мониторинга исполнения субъектами инновационной деятельности закрепленных за ними целевых ориентиров в Государственном докладе "Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра экономики Республики Татарстан М.Р. Шагиахметова.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Инновационный меморандум
Республики Татарстан на 2011-2013 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 24 января 2011 г. N 38)
10 сентября 2011 г.
1. Общие положения
1.1. Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2011-2013 годы (далее - Меморандум) разработан в соответствии со статьями 9 и 11 Закона Республики Татарстан от 02.08.2010 N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан" и Стратегией развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 17.06.2008 N УП-293 "Об утверждении Стратегии развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года".
1.2. Меморандум - документ, определяющий механизм и основные макроэкономические показатели реализации стратегии инновационного развития Республики Татарстан на среднесрочную перспективу, устанавливающий приоритетные направления инновационной деятельности и приоритетные виды инновационных продуктов, направленный на содействие реализации следующих ключевых задач экономической политики Республики Татарстан, в том числе:
повышение эффективности и уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности экономики республики и качества жизни населения;
достижение прогрессивных изменений в качестве экономического роста посредством инициации структурных преобразований, направленных на диверсификацию экономики Республики Татарстан, сокращение в ней доли периферийных секторов;
интенсификация процессов вхождения экономики в фазу постиндустриального развития за счет последовательного выполнения государственными и общественными институтами, а также бизнес-сообществом требований, диктуемых стратегией модернизации;
стимулирование создания в экономике Республики Татарстан производственно-технологических систем современного и следующего за ним новейшего технологических укладов. Содействие их росту наравне с модернизацией смежных производств.
1.3. Цель Меморандума - обнародование принципов, направлений, инструментария и иных ключевых аспектов формирования и проведения государственной инновационной политики в Республике Татарстан для координации и обеспечения согласованного функционирования субъектов инновационной деятельности, для повышения эффективности государственного регулирования инновационной сферы и скорейшего достижения его основных ориентиров.
1.4. Положения Меморандума носят обязательный характер для органов исполнительной власти Республики Татарстан и рекомендательный - для органов местного самоуправления и иных субъектов инновационной деятельности, определенных Законом Республики Татарстан 02.08.2010 N 63-ЗРТ "Об инновационной деятельности в Республике Татарстан".
1.5. Результаты исполнения Меморандума освещаются в ежегодно публикуемом Государственном докладе "Об итогах инновационной деятельности в Республике Татарстан".
2. Направления государственного регулирования инновационной деятельности в Республике Татарстан
Основными направлениями государственного регулирования инновационной деятельности, определяемыми настоящим Меморандумом, являются:
развитие и совершенствование деятельности системы рыночных институтов, способствующих формированию инновационно восприимчивой и инновационно ориентированной экономической среды, характерными особенностями которой являются динамичные зарождение и диффузия технологических и управленческих нововведений;
перераспределение активов республики с их последующей концентрацией на "прорывных" направлениях развития экономики;
последовательная реализация налоговых инициатив, направленных на достижение и поддержание перманентно высокого уровня деловой активности в инновационной сфере;
совершенствование механизмов системы государственного финансирования и регулирования инновационных процессов;
создание механизмов привлечения финансовых ресурсов в производственные инвестиции;
организация предоставления доступного кредита через венчурные фонды для инновационно активных организаций;
повышение эффективности деятельности региональной инновационной инфраструктуры;
снижение административных барьеров, препятствующих интенсификации предпринимательской активности в инновационной сфере;
создание и развитие единой системы государственного учета исследований и разработок, осуществляемых за счет средств бюджета Республики Татарстан, в том числе переход к централизованному планированию государственных расходов на исследования и разработки;
концентрация властных полномочий по проведению государственной инновационной политики в едином центре ответственности.
3. Приоритетные направления инновационного развития экономики Республики Татарстан
Приоритетными направлениями инновационного развития экономики Республики Татарстан, определяемыми настоящим Меморандумом, являются отказ от сырьевой модели воспроизводства и формирование высокотехнологичной ("умной") экономической системы с высоким интеллектуальным потенциалом, обеспечивающей производство новейших технологий и инновационных продуктов. Реализация указанных направлений осуществляется посредством:
повышения эффективности производства, транспортировки и использования энергии, энерго- и ресурсоэффективности экономической системы, а также разработки и внедрения принципиально новых видов и источников энергии, в том числе альтернативных;
модернизации и диверсификации нефтехимического комплекса, существенного расширения номенклатуры производимой высокотехнологичной продукции;
модернизации и развития машиностроительного комплекса, формирования современного автомобильного кластера, обеспечивающих производство высокотехнологичных видов машин и оборудования;
внедрения новых, совершенствования и расширения применения существующих информационных технологий, увеличения охвата и развития глобальных общедоступных информационных сетей, разработки современного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов для нужд экономики;
развития применения космических технологий, расширения использования возможностей современной высокоточной космической навигации, совершенствования наземной инфраструктуры передачи всех видов информации;
развития производства медицинского оборудования, формирования высокоэффективного фармацевтического кластера для обеспечения населения республики современными формами лекарственных средств;
формирования биотехнологического кластера, обеспечивающего широкомасштабное внедрение современных биотехнологий и продуктов в ключевые отрасли народного хозяйства;
создания и развития наноиндустрии в целях обеспечения опережающего развития высокотехнологичных отраслей экономики на основе разработки и внедрения современных технологий и материалов в экономическую систему, повышения конкурентоспособности предприятий за счет использования новых поколений материалов и технологий;
формирования полноценного, отвечающего требованиям времени рынка интеллектуальной собственности.
4. Приоритетные программы и проекты
Постановлением КМ РТ от 10 сентября 2011 г. N 757 в раздел 4.1 настоящего Инвестиционного меморандума внесены изменения
4.1. Приоритетные целевые программы, рекомендованные для реализации и финансирования в 2011-2013 годах:
План совместных действий Государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" и Республики Татарстан по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию, утвержденный Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым и заместителем генерального директора Государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" А.Г. Свинаренко 31.08.2010 года;
Комплексная программа проектного развития наноиндустрии Республики Татарстан на период до 2015 года, одобренная на расширенном заседании Координационного совета по реализации Соглашения о сотрудничестве в области развития нанотехнологий и наноиндустрии между Государственной корпорацией "Российская корпорация нанотехнологий" и Республикой Татарстан 20 ноября 2009 года;
целевая программа "Развитие биотехнологий в Республике Татарстан на 2010-2020 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.03.2010 N 180;
Программа развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.04.2010 N 275;
Программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2008 N 763;
долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.07.2010 N 604;
Республиканская программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011-2013 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1151.
4.2. Приоритетные целевые программы, рекомендованные для разработки и утверждения в 2011-2013 годах:
республиканская целевая инновационная программа;
республиканская программа "Государственная система научно-технической информации Республики Татарстан";
республиканская программа "Формирование рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан";
целевая программа "Развитие фармацевтической промышленности Республики Татарстан на 2011-2020 годы и на дальнейшую перспективу".
4.3. Мероприятия, направленные на поддержку инновационных проектов:
Республиканский конкурс "Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан" (в соответствии с решением Попечительского совета Государственной некоммерческой организации "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" от 1 июля 2005 года);
Программа инновационных проектов "Идея - 1000" (в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве, подписанного между Государственной некоммерческой организацией "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан", Государственной некоммерческой организацией "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (Фонд Бортника) и ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея");
формирование Единой системы государственного учета и хранения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в Республике Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.03.2010 N 133;
формирование государственного заказа на прикладные научные исследования и разработки в Республике Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.11.2009 N 797.
4.4. Приоритетные инновационные инфраструктурные проекты в 2011-2013 годах:
Центр наноразмерных технологий на базе ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея";
вторая очередь парка высоких технологий на территории Технополиса "Химград";
тиражирование опыта "Сколково" (создание "Иннограда" на территории Республики Татарстан).
5. Макроэкономические ориентиры инновационной политики Республики Татарстан
Макроориентиры системы государственного регулирования инновационной деятельности, определяемые настоящим Меморандумом, представлены в следующей таблице:
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. Интеллектуальный капитал | ||||
1.1. |
Численность аспирантов и докторантов в расчете на 100 тыс.человек населения |
110,5 |
113,7 |
115,2 |
1.2. |
Численность лиц, занимающихся исследованиями и разработками, на 10 тыс. человек населения |
34,1 |
35,5 |
36,2 |
1.3. |
Доля исследователей технических наук в общей численности исследователей, процентов |
67,0 |
68,0 |
69,5 |
1.4. |
Доля специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, в общей численности сотрудников, выполняющих исследования и разработки, процентов |
не менее 92,0 |
не менее 92,0 |
не менее 92,0 |
1.5. |
Изобретательская активность (количество поданных заявок на патенты на 100 тыс. человек), штук |
12,5 |
13,7 |
14,2 |
2. Инновационный потенциал организаций | ||||
2.1. |
Число организаций, имеющих инновационный потенциал (в соответствии с установленными критериями, определяющими наличие предпосылок к возникновению инноваций), единиц |
210 |
230 |
240 |
2.2. |
Число предприятий, реализовавших инновационный потенциал и перешедших в категорию инновационно-активных, единиц |
15 |
20 |
25 |
2.3. |
Удельный вес предприятий, сохранивших за собой статус инновационно-потенциальных в течение 3 последних лет, в общем количестве инновационно-потенциальных предприятий, процентов |
30,0 |
33,0 |
35,0 |
3. Финансовые вложения в науку и создание инноваций | ||||
3.1. |
Государственные расходы на образование, в процентах к валовому региональному продукту |
3,5 |
3,7 |
4,0 |
3.2. |
Расходы на научные исследования и разработки, в процентах к валовому региональному продукту |
0,75 |
0,9 |
1,05 |
3.3. |
Удельный вес затрат на научные исследования и разработки, финансируемые за счет собственных средств организаций, процентов |
30,0 |
33,0 |
35,0 |
3.4. |
Расходы на информационно-коммуникационные технологии, в процентах к валовому региональному продукту |
1,1 |
1,5 |
1,7 |
3.5. |
Затраты на технологические, маркетинговые и организационные инновации, в процентах к валовому региональному продукту |
3,0 |
3,3 |
3,5 |
3.6. |
Доля закупаемой инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции в общем объеме государственных закупок, процентов |
5,0 |
7,0 |
10,0 |
4. Результаты инновационной деятельности | ||||
4.1. |
Уровень инновационной активности организаций (доля инновационно активных предприятий в общем количестве), процентов |
14,9 |
15,3 |
16,1 |
4.2. |
Доля инновационной продукции в валовом региональном продукте, процентов |
18,0 |
18,9 |
19,5 |
4.3. |
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно активными предприятиями, процентов |
27,0 |
29,5 |
31,5 |
4.4. |
Доля продукции, вновь внедренной или подвергшейся значительным технологическим изменениям, в общем объеме инновационной продукции инновационно активных предприятий, процентов |
22,8 |
23,5 |
24,7 |
6. Целевые ориентиры развития технопарковых структур и венчурных фондов
Целевыми ориентирами деятельности технопарковых структур (технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов) и венчурных фондов, определяемыми настоящим Меморандумом, являются следующие показатели и их пороговые значения:
6.1. Технопарковые структуры:
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные назначения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1.1. |
Среднегодовые темпы роста валовых объемов выпуска предприятий-резидентов, процентов |
105,7 |
106,9 |
107,2 |
1.2. |
Среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал предприятий-резидентов, процентов |
104,5 |
108,3 |
109,5 |
1.3. |
Среднегодовые темпы роста численности занятых на предприятиях-резидентах, процентов |
103,1 |
107,8 |
110,0 |
1.4. |
Доля резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере, от общей численности, процентов |
35,0 |
40,0 |
45,0 |
1.5. |
Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме продукции, отгруженной предприятиями-резидентами, процентов |
35,0 |
40,0 |
48,0 |
1.6. |
Доля коммерциализированных проектов в общем количестве, процентов |
26,5 |
32,5 |
37,3 |
6.2. Технопарки:
6.2.1. ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея":
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Численность резидентов, единиц |
95 |
95 |
95 |
2. |
Доля резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере, от общей численности, процентов |
50 |
50 |
50 |
3. |
Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженной продукции, процентов |
70 |
70 |
70 |
4. |
Численность занятых, человек |
1500 |
1500 |
1500 |
5. |
Число вновь созданных рабочих мест, единиц |
750 |
750 |
750 |
6. |
Доля коммерциализированных проектов в общем количестве, процентов |
15 |
15 |
15 |
7. |
Доля площадей, сданных в аренду, от общей площади, процентов, в том числе производственного назначения |
85 |
85 |
85 |
8. |
Объем и источники привлеченных средств, млн.рублей |
- |
- |
- |
9. |
Количество бизнес-инкубаторов, штук |
2 |
2 |
2 |
6.2.2. ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Восток":
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Численность резидентов, штук |
63 |
70 |
78 |
2. |
Доля резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере, от общей численности, процентов |
35 |
40 |
52 |
3. |
Объем отгруженной продукции, млн.рублей |
2643 |
2907 |
3198 |
4. |
Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженной продукции, процентов |
10 |
14 |
19 |
5. |
Инвестиции в основной капитал, млн.рублей |
170 |
204 |
300 |
6. |
Численность занятых, человек |
2320 |
2540 |
2980 |
7. |
Число вновь созданных рабочих мест, единиц |
210 |
220 |
440 |
8. |
Доля площадей, сданных в аренду, от общей площади, процентов, |
43 |
43 |
43 |
в том числе производственного назначения |
30 |
30 |
30 |
|
9. |
Объем и источники привлеченных средств, млн.рублей |
- |
- |
- |
10. |
Количество бизнес-инкубаторов, штук |
- |
- |
- |
11. |
Количество научно-исследовательских центров, лабораторий, штук |
- |
- |
- |
6.2.3. Научно-производственное некоммерческое партнерство "Технопарк Прикамья":
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Численность резидентов, штук |
2 |
3 |
4 |
2. |
Доля резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере, от общей численности, процентов |
55 |
68 |
76 |
3. |
Объем отгруженной продукции, млн.рублей |
200 |
250 |
300 |
4. |
Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженной продукции, процентов |
25 |
30 |
30 |
5. |
Инвестиции в основной капитал, млн.рублей |
152 |
255 |
300 |
6. |
Численность занятых, человек |
80 |
100 |
120 |
7. |
Число вновь созданных рабочих мест, единиц |
15 |
25 |
30 |
8. |
Доля коммерциализированных проектов в общем количестве, процентов |
25 |
40 |
60 |
9. |
Доля площадей, сданных в аренду, от общей площади, процентов, в том числе производственного назначения |
40 |
72 |
80 |
10. |
Объем и источники привлеченных средств, млн.рублей, в том числе из: |
- |
150 |
200 |
федерального бюджета |
- |
150 |
150 |
|
бюджета Республики Татарстан |
- |
- |
- |
|
иных источников |
- |
- |
50 |
|
11. |
Количество научно-исследовательских центров, лабораторий, штук |
1 |
2 |
2 |
Постановлением КМ РТ от 10 сентября 2011 г. N 757 наименование подраздела 6.2.4 раздела 6.2 настоящего Инвестиционного меморандума изложено в новой редакции
6.2.4. ОАО "Технопарк промышленных технологий "Инновационно-технологический центр "КНИАТ":
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Численность резидентов, штук |
73 |
74 |
74 |
2. |
Доля резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере, от общей численности, процентов |
93 |
94 |
94 |
3. |
Объем отгруженной продукции, млн.рублей |
550 |
600 |
700 |
4. |
Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженной продукции, процентов |
55 |
60 |
65 |
5. |
Численность занятых, в том числе индивидуальных предпринимателей, человек |
790 |
800 |
850 |
6. |
Число вновь созданных рабочих мест, единиц |
35 |
40 |
40 |
7. |
Доля коммерциализированных проектов в общем количестве, процентов |
20 |
22 |
25 |
8. |
Доля площадей, сданных в аренду, от общей площади, процентов, |
44 |
48 |
51 |
в том числе производственного назначения |
32 |
34 |
38 |
|
9. |
Объем и источники привлеченных средств, млн.рублей, в том числе из: |
63,0 |
66,0 |
70,0 |
федерального бюджета |
28 |
28 |
30 |
|
бюджета Республики Татарстан |
- |
- |
- |
|
иных источников |
35 |
38 |
40 |
|
10. |
Количество научно-исследовательских центров, лабораторий, штук |
11 |
12 |
12 |
6.2.5. ОАО "Инновационно-производственный технопарк "Идея-Юго-Восток":
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Численность резидентов, штук |
40 |
45 |
50 |
2. |
Объем отгруженной продукции, млн.рублей |
253 |
275 |
300 |
3. |
Численность занятых, человек |
320 |
340 |
360 |
4. |
Число вновь созданных рабочих, единиц |
25 |
35 |
45 |
5. |
Доля коммерциализированных проектов в общем количестве, процентов |
44 |
50 |
55 |
6. |
Доля площадей, сданных в аренду, от общей площади, процентов (при условии проведения реконструкции зданий и сооружений) |
50 |
55 |
60 |
6.2.6. Индустриальный парк "Камские Поляны":
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Численность резидентов, штук |
1 |
1 |
1 |
2. |
Доля резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере, от общей численности, процентов |
100 |
100 |
100 |
3. |
Объем отгруженной продукции, млн.рублей |
1651,42 |
1993,15 |
1993,15 |
4. |
Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженной продукции, процентов |
100 |
100 |
100 |
5. |
Инвестиции в основной капитал, млн.рублей |
69,77 |
- |
- |
6. |
Численность занятых, человек |
148 |
148 |
148 |
7. |
Число вновь созданных рабочих мест, единиц |
- |
- |
- |
8. |
Доля площадей, сданных в аренду, от общей площади, процентов, в том числе производственного назначения |
- |
- |
- |
9. |
Объем и источники привлеченных средств, млн.рублей, в том числе из: |
51,8 |
- |
- |
федерального бюджета |
- |
- |
- |
|
бюджета Республики Татарстан |
- |
- |
- |
|
иных источников |
51,8 |
- |
- |
|
10. |
Количество научно-исследовательских центров, лабораторий, штук |
- |
- |
- |
6.3. Технополисы:
6.3.1. Технополис "Химград":
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Доля резидентов, осуществляющих свою деятельность в инновационной сфере, от общей численности, процентов |
10,4 |
12,1 |
21,5 |
2. |
Доля инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженной продукции, процентов |
3,9 |
4,7 |
6,2 |
3. |
Численность занятых, человек |
3000 |
4000 |
5000 |
4. |
Объем и источники привлеченных средств, млн.рублей, в том числе из: |
454,623 |
400 |
350 |
федерального бюджета |
454,623 |
400 |
350 |
|
бюджета Республики Татарстан |
- |
- |
- |
|
5. |
Количество бизнес-инкубаторов, штук |
1 |
1 |
1 |
6. |
Количество инновационных технопарков, штук |
1 |
1 |
1 |
7. |
Количество научно-исследовательских центров, лабораторий, штук |
15 |
15 |
15 |
6.4. Венчурные фонды:
6.4.1. Государственная некоммерческая организация "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан":
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Среднегодовые темпы роста объемов финансирования инвестиционных и инновационных проектов, процентов, в том числе из привлеченных источников |
102,3 |
105 |
105 |
2. |
Количество инновационных проектов в общем количестве профинансированных, процентов |
11,6 |
17 |
29,6 |
3. |
Количество объектов интеллектуальной собственности в общем объеме профинансированных проектов, процентов |
24 |
25 |
26 |
4. |
Объем привлеченных средств Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, млн.рублей |
25 |
25 |
25 |
7. Целевые ориентиры развития учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских организаций
7.1. Учреждения высшего профессионального образования
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. Научно-исследовательский потенциал | ||||
1.1. |
Доля профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и (или) учеными званиями от общего преподавательского состава, процентов |
70,5 |
72,4 |
74,3 |
1.2. |
Доля докторов наук и (или) профессоров от общего преподавательского состава, процентов |
15,5 |
16,6 |
17,7 |
1.3. |
Доля аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры, от числа поступивших, процентов |
37,2 |
38,9 |
40,6 |
1.4. |
Среднегодовой контингент обучающихся по образовательным программам профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации, человек |
1258 |
1421 |
1581 |
1.5. |
Среднегодовые темпы роста количества научных лабораторий, процентов |
106,4 |
109,1 |
112,4 |
1.6. |
Среднегодовые темпы роста площади учебно-лабораторных помещений на одного студента, кв.метров |
46,7 |
47,14 |
47,4 |
2. Финансирование и результаты | ||||
2.1. |
Ежегодные темпы роста объемов финансирования научных исследований, процентов, в том числе из: |
|
|
|
федерального бюджета |
111,7 |
114,7 |
111,3 |
|
бюджета Республики Татарстан |
88,7 |
91,3 |
92,8 |
|
других источников |
113,0 |
114,7 |
116,2 |
|
2.2. |
Среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала, тыс.рублей |
120,2 |
139,4 |
157,3 |
2.3. |
Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями, единиц |
7,8 |
8,4 |
8,9 |
2.4. |
Число научных публикаций на одного штатного преподавателя, единиц: |
|
|
|
в ведущих рецензируемых научных журналах |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
|
в периодических изданиях международного уровня |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
|
2.5. |
Соотношение патентов на изобретения на единицу научного персонала, процентов |
1,02 |
1,05 |
1,2 |
7.2. Научные организации:
7.2.1. Академия наук Республики Татарстан:
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Объем профинансированных научных исследований в подведомственных Академии наук Республики Татарстан (далее - АН РТ) организациях (структурные подразделения АН РТ и организации под научно-методическим руководством АН РТ), млрд.рублей, |
3,3 |
3,5 |
3,7 |
в том числе в расчете на одного жителя, рублей |
950 |
1000 |
1050 |
|
2. |
Доля коммерциализированных проектов, процентов |
35 |
38 |
40 |
Эффективность деятельности комиссий, советов и комитетов Академии наук Республики Татарстан | ||||
Межведомственная комиссия по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан | ||||
3. |
Средняя заработная плата работника научной сферы в процентах к средней заработной плате в приоритетных отраслях экономики |
95 |
98 |
100 |
Республиканская межведомственная комиссия по экономическим и социальным реформам | ||||
4. |
Темп роста деловой активности предприятий и организаций Республики Татарстан, процентов |
102 |
102 |
103 |
Правительственная комиссия Республики Татарстан по научно-технической и инновационной политике | ||||
5. |
Количество проектов для формирования государственного заказа на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.11.2009 N 797) в базе данных АН РТ, штук |
80 |
90 |
100 |
Комитет при Президенте Республики Татарстан по Государственным премиям в области науки и техники | ||||
6. |
Экономический эффект от внедрения разработок, удостоенных Государственной премии в области науки и техники, млн.рублей |
380 |
400 |
420 |
Организационный комитет по проведению ежегодного республиканского конкурса "Лучшее изобретение года" | ||||
7. |
Количество рассмотренных заявок, штук |
180 |
200 |
220 |
Комитет по присуждению грантов и премий для государственной поддержки молодых ученых Республики Татарстан | ||||
8. |
Количество рассмотренных заявок, штук |
200 |
240 |
280 |
7.2.2. Научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, научные центры:
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. Научно-исследовательский потенциал | ||||
1.1. |
Удельный вес исследователей в общей численности работников, процентов |
47,2 |
48,0 |
49,1 |
1.2. |
Количество высококвалифицированных специалистов (кандидатов и докторов наук), отнесенное к общей численности исследователей, процентов |
26,1 |
27,0 |
27,0 |
1.3. |
Ежегодный прирост численности научных сотрудников, не менее процентов |
5,2 |
6,3 |
7,2 |
1.4. |
Ежегодный прирост средней заработной платы работника, не менее процентов |
18,5 |
20,2 |
21,3 |
2. Финансирование и результаты | ||||
2.1. |
Удельный вес исследований и разработок в общем объеме выполненных работ, процентов |
60,7 |
61,0 |
62,0 |
2.2. |
Участие в реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и критических технологий Российской Федерации, в том числе федеральных целевых программ, в процентах от общего объема выполненных работ |
33,1 |
33,1 |
35,4 |
2.3. |
Удельный вес средств, полученных по международным контрактам, или средств, засчитываемых в качестве взносов в соответствии с международными обязательствами, в общем объеме внебюджетных средств, процентов |
3,2 |
3,7 |
5,8 |
2.4. |
Доля коммерциализированных проектов, процентов |
48,0 |
49,7 |
51,7 |
2.5. |
Число публикаций в научно-технических изданиях, отнесенное к численности исследователей, единиц |
1,2 |
1,4 |
1,6 |
2.6. |
Количество действующих охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (определенные статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации), отнесенное к численности исследователей, единиц |
1,2 |
1,3 |
1,4 |
8. Организации, курирующие вопросы учета, хранения, охраны и управления результатами научно-технической деятельности:
8.1. Государственное унитарное предприятие "Татарстанский центр научно-технической информации":
N п/п |
Наименование показателя |
Прогнозные значения |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
1. |
Количество предприятий и организаций, получивших затребованную информацию в Республиканском фонде информационных ресурсов научно-технического развития, единиц |
5500 |
6000 |
6500 |
2. |
Количество предприятий и организаций на абонементном информационном обслуживании, единиц |
550 |
600 |
650 |
3. |
Количество обработанных запросов (без учета обращений к информации через сеть Интернет), единиц |
35000 |
40000 |
45000 |
4. |
Количество обращений к информации через доступ к сети Интернет (www.tcnti.ru), единиц |
400000 |
450000 |
500000 |
5. |
Количество поступлений нормативно-технической, нормативно-правовой и патентной информации, единиц |
2000000 |
2500000 |
3000000 |
6. |
Коэффициент изобретательской активности Республики Татарстан (число патентных заявок на изобретения, поданных заявителями республики, в расчете на 10 тыс. человек населения) |
2,4 |
3 |
4 |
7. |
Денежные доходы от хозрасчетной деятельности, тыс. рублей |
5760 |
6910 |
8290 |
9. Источники финансирования инновационной деятельности
Государственное финансирование инновационной деятельности, фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Татарстан осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан, бюджетных и внебюджетных фондов, предприятий и организаций Республики Татарстан, а также за счет иных, не запрещенных законодательством источников.
Приложение
к Инновационному меморандуму Республики
Татарстан на 2011-2013 годы
Перечень
перспективных инновационных проектов
N п/п |
Инициатор проекта |
Наименование проекта |
Характер проекта |
Стоимость проекта, млн. рублей |
Характеристика новизны |
Соответствие приоритетным направлениям инновационного развития экономики Республики Татарстан |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Государственное унитарное предприятие Республики Татарстан "Всероссийский научно-исследовательский проектный институт медицинских инструментов" |
Разработка технологии получения нового поколения медицинских инструментов из наноструктурированных немагнитных нержавеющих сталей |
создание нового производства |
130,0 |
продукт не имеет аналогов |
развитие производства медицинского оборудования, применение нанотехнологий |
2. |
Федеральное государственное унитарное предприятие "Казанское приборостроительное конструкторское бюро" |
Реконструкция и техническое перевооружение экспериментально-технологической базы производства микроэлектронных изделий на федеральном государственном унитарном предприятии "Казанское приборостроительное конструкторское бюро" |
техническое перевооружение |
100,0 |
продукт не имеет аналогов |
модернизация и развитие машиностроительного комплекса, применение нанотехнологий |
3. |
Государственное учреждение "Государственный научно-исследовательский институт химических продуктов" |
Создание производства фильтров на основе наночастиц комплексных соединений для очистки попутного нефтяного газа от серосодержащих примесей |
создание нового производства |
1000,0 |
подана заявка на патент |
модернизация и диверсификация нефтехимического комплекса, применение нанотехнологий |
4. |
Институт органической и физической химии им. А.Е. Арбузова Казанского научного центра Российской академии наук |
Разработка новых технологий получения наноструктурированных пеногипсовых материалов высокой прочности |
создание нового производства |
10,0 |
продукт не имеет аналогов |
создание и развитие наноиндустрии |
5. |
Институт органической и физической химии им. А.Е. Арбузова Казанского научного центра Российской академии наук |
Разработка и создание электрохимических установок для синтеза никельорганических катализаторов олигомеризации этилена и получения линейных альфа-олефинов фракций С4-С12 |
создание нового производства |
4,5 |
продукт не имеет аналогов |
модернизация и диверсификация нефтехимического комплекса |
6. |
ОАО "Татарский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт нефтяного машиностроения" |
Разработка новой технологии переработки кислых газов для очистки попутных нефтяных газов (ПНГ) Республики Татарстан в местах добычи |
создание нового производства |
100,0 |
продукт не имеет аналогов, патент Российской Федерации |
модернизация и диверсификация нефтехимического комплекса |
7. |
ООО "Газпром трансгаз Казань" |
Создание нового средства ультразвуковой наноскопии для неразрушающего контроля и внедрения технологии инструментальной оценки исчерпания ресурса деталей из сплавов |
создание нового производства |
5,0 |
патент Российской Федерации |
создание и развитие наноиндустрии |
8. |
ОАО "Казанский завод синтетического каучука" |
Организация производства кремнийорганической продукции |
создание нового производства |
4000,0 |
ноу-хау |
модернизация и диверсификация нефтехимического комплекса |
9. |
ООО "Елабужский завод армирующих полимерных тканей "Крез" |
Производство полиэфирных нитей и технических тканей на их основе |
создание нового производства |
7388,0 |
продукт не имеет аналогов |
модернизация и диверсификация нефтехимического комплекса |
10. |
ОАО "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро" |
Скоростной пассажирский катамаран "Белые ночи" |
создание нового производства |
255,0 |
продукт не имеет аналогов |
модернизация и развитие машиностроительного комплекса |
11. |
ОАО "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро" |
Пассажирский катамаран "Максат" |
создание нового производства |
85,0 |
продукт не имеет аналогов |
модернизация и развитие машиностроительного комплекса |
12. |
ОАО "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро" |
Скоростной пассажирский катер "Стриж" |
создание нового производства |
51,0 |
продукт не имеет аналогов, патент Российской Федерации |
модернизация и развитие машиностроительного комплекса |
13. |
Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственное объединение "Государственный институт прикладной оптики" (Научно-производственное объединение "ГИПО") |
Организация промышленного выпуска крупноформатных голограммных оптических элементов с повышенной лучевой стойкостью для ядерной энергетики, радиационной медицины и оптоэлектроники |
расширение действующего производства |
320,0 |
выше мирового уровня |
модернизация и развитие машиностроительного комплекса |
14. |
ОАО "Казанский медико-инструментальный завод" |
Приобретение высокоточных шлифовально-заточных станков с ЧПУ для производства твердосплавных боров |
создание нового производства |
57,0 |
продукт не имеет аналогов |
модернизация и развитие машиностроительного комплекса |
15. |
ОАО "Казанский медико-инструментальный завод" |
Создание технологической линии для изготовления пульпоэкстракторов по всей технологической цепочке, включая нарезку заготовок, шлифовку рабочей части, нанесение накатки на ручки изделия, сортировку по типоразмерам и насечку |
техническое перевооружение |
135,0 |
модернизация известной продукции |
развитие производства медицинского оборудования |
16. |
Татарское меховое торгово-промышленное ОАО "Мелита" |
Модернизация красильно-сырейного производства ОАО "Мелита" путем разработки и внедрения плазмохимических и нанотехнологий выделки кожевенного и мехового полуфабриката |
техническое перевооружение |
250,0 |
выше мирового уровня |
создание и развитие наноиндустрии |
17. |
ОАО "Волжский научно-исследовательский институт углеводородного сырья" |
Производство катализатора сероочистки "ИВКАЗ" |
расширение действующего производства |
50,0 |
выше мирового уровня |
модернизация и диверсификация нефтехимического комплекса |
18. |
Научно-технологический парк "Центр инновационной деятельности Казанского государственного университета" |
Организация производства твердотельного лазера ультрафиолетового диапазона |
создание нового производства |
10,0 |
выше мирового уровня |
модернизация и развитие машиностроительного комплекса, создание и развитие наноиндустрии |
19. |
Научно-технологический парк "Центр инновационной деятельности Казанского государственного университета" |
Разработка незамерзающего теплоносителя для домов, коттеджей, машин, промышленных зданий |
создание нового производства |
2,7 |
продукт не имеет аналогов, патент Российской Федерации |
повышение энерго- и ресурсоэффективности экономической системы |
20. |
Научно-технологический парк "Центр инновационной деятельности Казанского государственного университета" |
Модернизация оборудования для одновременно-раздельной эксплуатации нефтяных скважин (электропакер) |
создание нового производства |
70,0 |
продукт не имеет аналогов |
модернизация и диверсификация нефтехимического комплекса |
21. |
Государственная некоммерческая организация "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" |
Производство суперпластификатора "Арос" для цементных бетонов |
создание нового производства |
153,0 |
патент Российской Федерации |
повышение энерго- и ресурсоэффективности экономической системы |
22. |
Государственная некоммерческая организация "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" |
Внедрение технологии диагностики и мониторинга электроэнергетических сетей со сложной топологией на основе интеллектуального электромодема |
создание нового производства |
10,0 |
патент Российской Федерации |
повышение энерго- и ресурсоэффективности экономической системы |
23. |
Государственная некоммерческая организация "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" |
Организация производства щелочных аккумуляторов повышенной мощности, в т.ч. автомобильных |
создание нового производства |
1000,0 |
патент Российской Федерации |
повышение энерго- и ресурсоэффективности экономической системы |
24. |
Государственная некоммерческая организация "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" |
Разработка и использование "Целоформ" (порошкообразного средства из хлопковой целлюлозы) в медицинской практике |
создание нового производства |
60,0 |
продукт не имеет аналогов, патент Российской Федерации |
развитие производства медицинского оборудования |
25. |
Государственная некоммерческая организация "Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан" |
Подготовка к выводу на рынок технологии и оборудования для переработки низкокачественной древесины в жидкое топливо |
создание нового производства |
45,0 |
выше мирового уровня |
разработка и внедрение принципиально новых видов энергии |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инновационный меморандум - документ, определяющий механизм и основные макроэкономические показатели реализации стратегии инновационного развития Республики Татарстан на среднесрочную перспективу, устанавливающий приоритетные направления инновационной деятельности и приоритетные виды инновационных продуктов, направленный на содействие реализации ключевых задач экономической политики республики.
Положения Меморандума носят обязательный характер для органов исполнительной власти Республики Татарстан и рекомендательный - для органов местного самоуправления и иных субъектов инновационной деятельности.
Определены основные направления государственного регулирования инновационной деятельности.
Приоритетными направлениями инновационного развития экономики республики являются отказ от сырьевой модели воспроизводства и формирование высокотехнологичной экономической системы с высоким интеллектуальным потенциалом, обеспечивающей производство новейших технологий и инновационных продуктов.
Определены приоритетные целевые программы, рекомендованные для разработки, реализации и финансирования в 2011-2013 годах, приоритетные инновационные инфраструктурные проекты и мероприятия, направленные на их поддержку. Приведены макроориентиры инновационной деятельности, целевые ориентиры развития технопарковых структур и венчурных фондов, учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских организаций.
Государственное финансирование инновационной деятельности, фундаментальных и прикладных научных исследований осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан, бюджетных и внебюджетных фондов, предприятий и организаций, а также за счет иных, не запрещенных законодательством источников.
Приведен перечень перспективных инновационных проектов, определена стоимость проектов.
Постановление КМ РТ от 24 января 2011 г. N 38 "Об утверждении Инновационного меморандума Республики Татарстан на 2011-2013 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 17, 4 мая 2011 г.
Постановлением КМ РТ от 17 мая 2014 г. N 328 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 10 сентября 2011 г. N 757