Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 28 августа 2009 г. N 591
"Об утверждении целевой программы "Формирование социально эффективного здорового образа жизни населения Республики Татарстан" на 2010-2011 годы"
В целях реализации Концепции формирования социально эффективного здорового образа жизни населения Республики Татарстан на 2009-2011 годы Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую целевую программу "Формирование социально эффективного здорового образа жизни населения Республики Татарстан" на 2010-2011 годы.
2. Заинтересованным министерствам и ведомствам Республики Татарстан обеспечить реализацию целевой программы "Формирование социально эффективного здорового образа жизни населения Республики Татарстан" на 2010-2011 годы за счет средств, предусматриваемых на указанные цели по сводным сметам доходов и расходов, средств обязательного медицинского страхования и внебюджетных источников на соответствующий финансовый год.
3. Предложить органам местного самоуправления Республики Татарстан организовать выполнение мероприятий указанной Программы за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан и внебюджетных источников.
4. Определить координатором реализации целевой программы "Формирование социально эффективного здорового образа жизни населения Республики Татарстан" на 2010-2011 годы Министерство здравоохранения Республики Татарстан.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел по вопросам здравоохранения Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр |
Р.Н. Минниханов |
Целевая программа
"Формирование социально эффективного здорового образа жизни населения Республики Татарстан" на 2010-2011 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 28 августа 2009 г. N 591)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Целевая программа "Формирование социально эффективного здорового образа жизни населения Республики Татарстан" на 2010-2011 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы (дата ее утверждения, наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Решение Республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности от 09.02.2009 N 18 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан "О проведении в Республике Татарстан Года спорта и здорового образа жизни"; постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.05.2009 N 321 "Об утверждении Концепции формирования социально эффективного здорового образа жизни населения Республики Татарстан на 2009-2011 годы" |
Государственный заказчик |
Кабинет Министров Республики Татарстан |
Государственный заказчик-координатор |
Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
Основные разработчики Программы |
Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" |
Цели Программы |
Реализация государственной политики в сфере охраны здоровья населения; создание единой системы формирования здорового образа жизни, координации различных сфер деятельности по пропаганде, информированию, обучению населения профилактике заболеваний; формирование мотивации и потребности населения в занятиях физической культурой и спортом; формирование мотивационных установок на социально эффективный здоровый образ жизни и содействие организации культурного досуга населения Республики Татарстан; совершенствование государственных гарантий и нормативных правовых основ по защите социальных прав семьи и детей |
Задачи Программы |
Обеспечение приоритета системы охраны здоровья граждан, направленной на профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни; формирование системы непрерывного образования медицинских и немедицинских специалистов по проблемам сохранения и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни; обучение населения методам самоконтроля за состоянием здоровья и методам самооздоровления. Организация работы "школ здоровья"; развитие межсекторального сотрудничества в области пропаганды здорового образа жизни; создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний о влиянии на здоровье негативных факторов и возможностях снижения этого влияния; организация мониторинга здоровья населения; оптимизация деятельности системы образования по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов; принятие мер по созданию безопасной и сберегающей здоровье среды в образовательных учреждениях; содействие органам местного самоуправления в обеспечении городов и районов спортивными сооружениями и оснащении придомовых территорий в жилых массивах спортивными и игровыми площадками; организация и проведение спортивных мероприятий среди детей дошкольного и школьного возраста; организация спортивной работы среди людей с ограниченными возможностями, создание условий для развития адаптивной физической культуры и спорта; усиление внимания населения Республики Татарстан, прежде всего детей и молодежи, к деятельности учреждений культуры. Развитие новых форм культурно-массовой работы с молодежью, способных обеспечить ее здоровый досуг, культурное и эстетическое развитие; внедрение новых форм организации реабилитационной, оздоровительной деятельности в учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей |
Сроки и этапы реализации Программы |
Реализация Программы будет осуществлена в течение 2010-2011 годов в 2 этапа: I этап - 2010 год; II этап - 2011 год |
Объемы и источники финансирования с разбивкой по годам |
Реализация Программы будет осуществляться в рамках бюджета Республики Татарстан (текущее финансирование), внебюджетных средств, средств бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан (по согласованию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы |
Организация и проведение заседаний Межведомственного совета по гигиеническому образованию и воспитанию населения при Кабинете Министров Республики Татарстан (в 2009-2011 гг. - по 2 заседания ежегодно); организация и проведение республиканских профилактических акций (в 2009-2011 гг. - не менее 4 ежегодно); организация и проведение республиканских смотров-конкурсов по вопросам формирования здорового образа жизни (в 2009 г. - не менее 4; в 2010-2011 гг. - не менее 5 ежегодно); подготовка радио- и телепередач (в 2009 г. - не менее 24 и 38 соответственно; 2010 г. - не менее 40 и 48 соответственно; 2011 г. - не менее 40 и 48 соответственно); обследование женщин в возрасте 50-69 лет в рамках отраслевой целевой программы "Снижение смертности от злокачественных новообразований молочной железы на 2008-2010 гг." (в 2009 г. - не менее 15 тысяч; в 2010 г. - не менее 15 тысяч); охват педагогических кадров, обучающихся на дистанционных курсах повышения квалификации педагогических кадров в области здоровьесберегающей деятельности, от 30,0% в 2010 г. до 35,0% в 2011 г.; увеличение доли школ, имеющих оснащенные оборудованием физкультурные залы, до 40,0% в 2011 г.; увеличение доли медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений, лицензированных и оснащенных согласно СанПиН 2.4.2.1178-02, с 10,0% в 2009 г. до 20,0% в 2010 г. и до 40,0% в 2011 г.; увеличение доли детей дошкольного и школьного возраста, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях (в 2009 г. - 44,0%; в 2010 г. - 46,0%; в 2011 г. - 48,0%); увеличение доли обновленных фондов библиотек документами по вопросам социально эффективного здорового образа жизни населения с 10,0% в 2009 г. до 20,0% в 2011 г. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Настоящая Программа разработана согласно решению Республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности от 09.02.2009 N 18 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Татарстан "О проведении в Республике Татарстан Года спорта и здорового образа жизни" и постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.05.2009 N 321 "Об утверждении Концепции формирования социально эффективного здорового образа жизни населения Республики Татарстан на 2009-2011 годы".
Реализуемые в последние годы в Республике Татарстан государственные программы позволили добиться некоторой позитивной динамики демографических показателей.
За последние 5 лет на 59,4%, уменьшилась убыль населения, в основном за счет повышения рождаемости. За последние 15 лет на 67,8% снизились показатели младенческой смертности, почти в 5 раз (4,7) - материнской смертности. Вместе с тем в целом современная демографическая ситуация по-прежнему характеризуется низким показателем рождаемости и высоким - преждевременной смерти, что способствует общему снижению численности населения.
Тенденции основных показателей демографической ситуации и здоровья населения в Российской Федерации и в республике аналогичны. Наблюдается увеличение среди населения больных с хроническими заболеваниями.
В среднем по России уже в период обучения в школе с первого по восьмой класс увеличивается количество детей с расстройствами органов слуха и зрения в 6-8 раз, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы - в 10-15 раз. В результате около 70,0% школьников имеют существенные отклонения в состоянии здоровья, 84,0% юношей, достигших призывного возраста, не способны выполнить элементарных норм физической нагрузки.
В Республике Татарстан данные ежегодных профилактических осмотров свидетельствуют, что по сравнению с учащимися, поступающими в первый класс, среди выпускников образовательных учреждений количество учащихся, больных сколиозом, возрастает в 3 раза, нарушениями зрения - в 2,4 раза, нарушениями слуха - в 2 раза, нарушением осанки - в 1,7 раза.
В последние годы прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания).
К сожалению, для большинства населения здоровье не является ни нравственной, ни экономической ценностью. Остается высоким уровень потребления алкоголя и табака. Смертельные отравления алкоголем и его суррогатами составляют около трети всех летальных исходов от отравлений. Только в 2007-2008 годах по данной причине в республике погибло 511 человек, а в связи с отравлениями наркотическими веществами - 657 человек.
Табак употребляют более 70% мужчин и 30% женщин. Возраст начала курения приближается к 8 годам.
На низком уровне находится культура сохранения индивидуального здоровья.
Не занимаются физической культурой около 70,0% населения. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80,0%. Более 30,0% граждан имеют дефицит веса, столько же - избыточный вес.
Таким образом, формирование здорового образа жизни является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед современным обществом.
II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также индикаторов оценки результата в разрезе целей, задач
Основными целями Программы являются:
реализация государственной политики в сфере охраны здоровья населения;
создание единой системы формирования здорового образа жизни, координации различных сфер деятельности по пропаганде, информированию, обучению населения профилактике заболеваний;
формирование мотивации и потребности населения в занятиях физической культурой и спортом;
формирование мотивационных установок на социально эффективный здоровый образ жизни и содействие организации культурного досуга населения Республики Татарстан;
совершенствование государственных гарантий и нормативных правовых основ по защите социальных прав семьи и детей.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение приоритета системы охраны здоровья граждан, направленной на профилактику заболеваний, пропаганду здорового образа жизни;
формирование системы непрерывного образования медицинских и немедицинских специалистов по проблемам сохранения и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни;
обучение населения методам самоконтроля за состоянием здоровья и методам самооздоровления. Организация работы "школ здоровья";
развитие межсекторального сотрудничества в области пропаганды здорового образа жизни;
создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний о влиянии на здоровье негативных факторов и возможностях снижения этого влияния;
организация мониторинга здоровья населения;
оптимизация деятельности системы образования по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов;
принятие мер по созданию безопасной и сберегающей здоровье среды в образовательных учреждениях;
содействие органам местного самоуправления в обеспечении городов и районов спортивными сооружениями и оснащении придомовых территорий в жилых массивах спортивными и игровыми площадками;
организация и проведение спортивных мероприятий среди детей дошкольного и школьного возраста;
организация спортивной работы среди людей с ограниченными возможностями, создание условий для развития адаптивной физической культуры и спорта;
усиление внимания населения Республики Татарстан, прежде всего детей и молодежи, к деятельности учреждений культуры. Развитие новых форм культурно-массовой работы с молодежью, способных обеспечить ее здоровый досуг, культурное и эстетическое развитие;
внедрение новых форм организации реабилитационной, оздоровительной деятельности в учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей.
Реализация Программы будет осуществлена в течение 2010-2011 годов в 2 этапа: I этап - 2010 год; II этап - 2011 год.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы:
организация и проведение заседаний Межведомственного совета по гигиеническому образованию и воспитанию населения при Кабинете Министров Республики Татарстан (в 2009-2011 гг. - по 2 заседания ежегодно);
организация и проведение республиканских профилактических акций (в 2009-2011 гг. - не менее 4 ежегодно);
организация и проведение республиканских смотров-конкурсов по вопросам формирования здорового образа жизни (в 2009 г. - не менее 4; в 2010-2011 гг. - не менее 5 ежегодно);
подготовка радио- и телепередач (в 2009 г. - не менее 24 и 38 соответственно; в 2010 г. - не менее 40 и 48 соответственно; в 2011 г. - не менее 40 и 48 соответственно);
обследование женщин в возрасте 50-69 лет в рамках отраслевой целевой программы "Снижение смертности от злокачественных новообразований молочной железы на 2008-2010 гг." (в 2009 г. - не менее 15 тысяч; в 2010 г. - не менее 15 тысяч);
охват педагогических кадров, обучающихся на дистанционных курсах повышения квалификации педагогических кадров в области здоровьесберегающей деятельности, от 30,0% в 2010 г. до 35,0% в 2011 г.;
увеличение доли школ, имеющих оснащенные оборудованием физкультурные залы, до 40,0% в 2011 г.;
увеличение доли медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений, лицензированных и оснащенных согласно СанПиН 2.4.2.1178-02, с 10,0% в 2009 г. до 20,0% в 2010 г. и до 40,0% в 2011 г.;
увеличение доли детей дошкольного и школьного возраста, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях (в 2009 г. - 44,0%; в 2010 г. - 46,0%; в 2011 г. - 48,0%);
увеличение доли обновленных фондов библиотек документами по вопросам социально эффективного здорового образа жизни населения с 60,0% в 2009 г. до 80,0% в 2011 г.
Текст настоящего раздела приведен с учетом поправки, опубликованной Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 41, 5 ноября 2009 г.
III. Цели, задачи, индикаторы оценки результатов Программы и финансирование по мероприятиям Программы
Наименование целей |
Наименование задач |
Наименование основных мероприятий |
Сроки выполнения основных мероприятий |
Индикаторы оценки конечных результатов, единицы измерения |
Значение индикаторов |
Финансирование с указанием источника финансирования, тыс.рублей |
Исполнители |
|||
базовый 2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. |
2011 г. |
||||||
Реализация государственной политики в сфере охраны здоровья населения. Создание единой системы формирования ЗОЖ, координации различных сфер деятельности по пропаганде, информированию, обучению населения профилактике заболеваний |
Обеспечение приоритета системы охраны здоровья граждан, направленной на профилактику заболеваний, пропаганду ЗОЖ |
Организация работы центров здоровья, развитие сети отделений и кабинетов медицинской профилактики, кабинетов здорового ребенка, наркологических кабинетов, обслуживающих детское население |
2010-2011 гг. |
количество созданных центров здоровья |
- |
14 |
- |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ*; органы местного самоуправления РТ (по согласованию) |
количество функционирующих отделений медицинской профилактики, |
19 |
20 |
20 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ |
||||
кабинетов медицинской профилактики, |
93 |
95 |
96 |
|||||||
кабинетов здорового ребенка, |
64 |
65 |
66 |
|||||||
наркологических кабинетов |
38 |
40 |
42 |
|||||||
Формирование системы непрерывного образования медицинских и немедицинских специалистов по проблемам сохранения и укрепления здоровья, пропаганды ЗОЖ |
Обучение медицинских работников по вопросам гигиенического воспитания населения на базе Казанской государственной медицинской академии, Казанского государственного медицинского университета, Казанского базового медицинского колледжа, Республиканского центра медицинской профилактики, Городского центра медицинской профилактики |
2010-2011 гг. |
охват медицинских работников (%) |
60 |
70 |
80 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ; органы местного самоуправления РТ (по согласованию) |
|
Обучение населения методам самоконтроля состояния здоровья и методам самооздоровления. Организация работы "школ здоровья" |
Построение широкой сети интегрированных технологий профилактической помощи населению - "школ здоровья" на базе учреждений здравоохранения, направленных на повышение уровня информированности и практических навыков в вопросах профилактики заболеваний |
2010-2011 гг. |
доля АПУ, в которых организованы "школы здоровья" различного профиля (%) |
не менее 60,0 |
не менее 70,0 |
не менее 80,0 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ; органы местного самоуправления РТ (по согласованию) |
|
Развитие межсекторального сотрудничества в области пропаганды ЗОЖ |
Организация и проведение заседаний Межведомственного совета по гигиеническому образованию и воспитанию населения при КМ РТ; |
2010-2011 гг. |
количество заседаний |
не менее 2 |
не менее 2 |
не менее 2 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ; МОиН РТ; МДМиС РТ; МЭ РТ; Минкультуры РТ; МВД по РТ; МТЗиСЗ РТ; "Татмедиа"; Роспотребнадзор по РТ (по согласованию) |
|
заседаний советов по гигиеническому образованию и воспитанию населения при органах местного самоуправления Республики Татарстан; |
2010-2011 гг. |
количество акций |
не менее 2 |
не менее 2 |
не менее 2 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
Органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию) |
||
республиканских профилактических акций; |
2010-2011 гг. |
количество акций |
не менее 4 |
не менее 4 |
не менее 4 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ; МОиН РТ; органы местного самоуправления РТ (по согласованию) |
||
республиканских смотров-конкурсов по вопросам формирования ЗОЖ |
2010-2011 гг. |
количество конкурсов |
не менее 4 |
не менее 5 |
не менее 5 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ |
||
Организация и проведение лекций и бесед среди детей и молодежи по проблеме формирования ЗОЖ |
2010-2011 гг. |
количество лекций и бесед |
не менее 2000 |
не менее 2030 |
не менее 2040 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ; МВД по РТ; МОиН РТ; МТЗиСЗ РТ; Роспотребнадзор по РТ (по согласованию) |
||
Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний о влиянии на здоровье негативных факторов и возможностях снижения этого влияния |
Создание информационно-пропагандистских видеофильмов. |
2010-2011 гг. |
количество видеофильмов |
не менее 6 |
не менее 7 |
не менее 7 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ; РЦМП |
|
Подготовка радио- и телепередач; |
2010-2011 гг. |
количество радио- и телепередач |
не менее 24/38 |
не менее 40/48 |
не менее 40/48 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ; РЦМП |
||
теле- и радиосюжетов; |
2010-2011 гг. |
количество теле- и радиосюжетов |
не менее 80/80 |
не менее 100/100 |
не менее 100/100 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ; РЦМП |
||
тематических статей в прессе. |
2010-2011 гг. |
количество статей |
не менее 50 |
не менее 130 |
не менее 130 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ; РЦМП |
||
Издание методической и наглядно-информационной литературы для различных слоев населения. |
2010-2011 гг. |
количество экземпляров |
не менее 123 тысяч |
не менее 500 тысяч |
не менее 500 тысяч |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ; РЦМП |
||
Информационное освещение мероприятий настоящей Программы |
2010-2011 гг. |
периодичность информационного освещения |
- |
1 раз в квартал |
1 раз в квартал |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
Татмедиа |
||
Организация мониторинга здоровья населения |
Мероприятия по профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
проведение цитологического скринингового обследования женщин с 18 лет и старше на раннее выявление онкопатологии рака шейки матки |
2010-2011 гг. |
количество первичных посещений акушера-гинеколога с проведением цитологического скринингового обследования женщин с 18 лет и старше на раннее выявление онкопатологии рака шейки матки |
согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории РТ |
согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории РТ |
согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории РТ |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ |
||
Реализация отраслевой целевой программы "Снижение смертности от злокачественных новообразований молочной железы на 2008-2010 гг.". |
2010 г. |
количество обследуемых женщин в возрасте 50-69 лет |
не менее 15 тысяч |
не менее 15 тысяч |
- |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ |
||
|
Организация и проведение социологических исследований среди детей и молодежи по проблеме профилактики вредных привычек |
2010-2011 гг. |
количество социологических исследований |
не менее 10 |
не менее 12 |
не менее 12 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МЗ РТ |
|
Оптимизация деятельности системы образования по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов |
Развитие системы здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях |
2010-2011 гг. |
доля образовательных учреждений, содействующих здоровью (%) |
55,6 |
58,0 |
60,0 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МОиН РТ |
|
Разработка дистанционных курсов повышения квалификации педагогических кадров в области здоровьесберегающей деятельности |
2010-2011 гг. |
охват педагогических кадров (%) |
- |
30,0 |
35,0 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МОиН РТ |
||
Оснащение оборудованием и лицензирование медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений |
2010-2011 гг. |
доля медицинских кабинетов, оснащенных согласно СанПиН 2.4.2.1178-02 (%) |
10,0 |
20,0 |
40,0 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
органы местного самоуправления РТ (по согласованию); МОиН РТ |
||
|
Принятие мер по созданию безопасной и здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях |
Оснащение физкультурных залов общеобразовательных школ, обеспечение их современными тренажерами |
2010-2011 гг. |
доля школ, имеющих оснащенные оборудованием физкультурные залы (%) |
39,8 |
39,9 |
40,0 |
местные бюджеты |
местные бюджеты |
органы местного самоуправления РТ (по согласованию) |
Формирование мотивации и потребности населения в занятиях физической культурой и спортом |
Содействие органам местного самоуправления в обеспечении городов и районов спортивными сооружениями и оснащении придомовых территорий в жилых массивах спортивными и игровыми площадками |
Организация работы по строительству, реконструкции и проектированию спортивных объектов в муниципальных образованиях Республики Татарстан |
2010-2011 гг. |
количество спортивных объектов |
8684 |
8754 |
8844 |
средства федерального бюджета и бюджета РТ** на капитальные вложения, строительство и реконструкцию |
средства федерального бюджета и бюджета РТ** на капитальные вложения, строительство и реконструкцию |
МДМСиТ РТ; органы местного самоуправления РТ (по согласованию) |
Организация и проведение спортивных мероприятий среди детей дошкольного и школьного возраста |
Организация и проведение спортивной акции "Запиши ребенка в спортивную школу"; спортивно-массовых мероприятий в дни школьных каникул в муниципальных образованиях республики; VII Спартакиады учащихся РТ; IV зимней и летней Спартакиады учащихся России |
2010-2011 гг. |
доля детей дошкольного и школьного возраста, участвующих в спортивно-массовых мероприятиях (%) |
44,0 |
46,0 |
48,0 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МДМСиТ РТ |
|
Организация спортивной работы среди людей с ограниченными возможностями, создание условий для развития адаптивной физической культуры и спорта |
Проведение Республиканского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди физкультурно-спортивных организаций инвалидов |
2010-2011 гг. |
доля людей с ограниченными воможностями#, занимающихся физической культурой и спортом (%) |
1,7 |
1,8 |
1,9 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МДМСиТ РТ |
|
Организация спортивных мероприятий в рамках проведения Декады инвалидов в Республике Татарстан |
2010-2011 гг. |
количество участников |
2353 |
2500 |
2500 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МДМСиТ РТ |
||
Реализация республиканского проекта "Республиканская зарядка" с участием призеров и чемпионов Олимпийских игр, известных спортсменов |
2010-2011 гг. |
доля занимающихся физической культурой и спортом в Республике Татарстан (%) |
19,6 |
21,0 |
22,0 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МДМСиТ РТ; органы местного самоуправления РТ (по согласованию) |
||
Формирование мотивационных установок на социально эффективный здоровый образ жизни и содействие организации культурного досуга населения Республики Татарстан |
Усиление внимания населения Республики Татарстан, прежде всего детей и молодежи, к деятельности учреждений культуры. Развитие новых форм культурно-массовой работы с молодежью, способных обеспечить ее здоровый досуг, культурное и эстетическое развитие |
Пополнение фондов библиотек Республики Татарстан документами по тематике социально эффективного здорового образа жизни населения |
2010 г. |
доля обновленных фондов библиотек документами по вопросам социально эффективного здорового образа жизни населения (%) |
10,0 |
15,0 |
20,0 |
текущее финансирование |
- |
Минкультуры РТ; республиканские библиотеки |
Создание в библиотеках электронных информационных ресурсов по проблемам формирования ЗОЖ населения, размещение их в сети Интернет (электронные коллекции, сценарные материалы и др.) |
2010-2011 гг. |
количество информационных ресурсов, размещенных в сети Интернет |
- |
не менее 5 |
не менее 5 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
Минкультуры РТ; Национальная библиотека РТ (по согласованию) |
||
Организация в республиканских библиотеках тематических выставок литературы по вопросам ЗОЖ |
2010-2011 гг. |
количество выставок |
не менее 8 |
не менее 8 |
не менее 8 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
Минкультуры РТ; республиканские библиотеки |
||
Проведение кинопоказов по проблемам здорового образа жизни, включающих в себя сеансы - родительские собрания, кино-уроки нравственности и здоровья, кинолектории, кинобеседы |
2010-2011 гг. |
доля зрителей кинотеатров, участвующих в проводимых мероприятиях (%) |
- |
не менее 20,0 |
не менее 30,0 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
Минкультуры РТ; ГУ "Татаркино", киноучреждения муниципальных образований |
||
Проведение показов кинофильмов о физкультуре, спорте, здоровом образе жизни |
2010-2011 гг. |
доля кинотеатров, демонстрирующих кинофильмы о физкультуре, спорте, ЗОЖ (%) |
не менее 50,0 |
не менее 60,0 |
не менее 70,0 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
Минкультуры РТ; ГУ "Татаркино"; киноучреждения муниципальных образований |
||
Совершенствование государственных гарантий и нормативных правовых основ по защите социальных прав семьи и детей |
Внедрение новых форм организации реабилитационной, оздоровительной деятельности в учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей |
Проведение семинаров по формированию ЗОЖ для руководителей и специалистов центров занятости населения, учреждений социального обслуживания населения, учреждений начального и среднего профессионального образования. |
2010-2011 гг. |
доля руководителей и специалистов, охваченных семинарами (%) |
90,0 |
100 |
100 |
текущее финансирование; внебюджетные средства |
текущее финансирование; внебюджетные средства |
МТЗиСЗ РТ |
Расширение деятельности учреждений системы начального профессионального образования по организации кружков по интересам для обучающихся. |
2010-2011 гг. |
доля учащихся, охваченных занятиями в кружках по интересам (%) |
не менее 25,0 |
не менее 30,0 |
не менее 35,0 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МТЗиСЗ РТ |
||
Организация и проведение в учреждениях социального обслуживания населения спортивных мероприятий по легкой атлетике и шахматно-шашечных турниров |
2010-2011 гг. |
доля учреждений социального обслуживания населения (%) |
не менее 70 |
не менее 80 |
не менее 90 |
текущее финансирование |
текущее финансирование |
МТЗиСЗ РТ |
||
Обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием учреждений социального обслуживания населения |
2010-2011 гг. |
количество учреждений социального обслуживания, обеспеченных спортивным инвентарем |
- |
27 |
36 |
текущее финансирование |
|
МТЗиСЗ РТ |
* при включении объектов в программу капитальных вложений Республики Татарстан
Список используемых сокращений
Сокращенное наименование |
Полное наименование |
КМ РТ |
Кабинет Министров Республики Татарстан |
МЗ РТ |
Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
МТЗиСЗ РТ |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан |
МОиН РТ |
Министерство образования и науки Республики Татарстан |
МДМСиТ РТ |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан |
Минкультуры РТ |
Министерство культуры Республики Татарстан |
МЭ РТ |
Министерство экологии Республики Татарстан |
МВД по РТ |
Министерство внутренних дел по Республике Татарстан |
Татмедиа |
Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" |
СМИ |
средства массовой информации |
ЗОЖ |
здоровый образ жизни |
РЦМП |
Государственное медицинское учреждение Республиканский центр медицинской профилактики |
Роспотребнадзор по РТ |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) |
КГМА |
Казанская государственная медицинская академия |
КГМУ |
Казанский государственный медицинский университет |
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализация настоящей Программы будет осуществляться в рамках средств бюджета Республики Татарстан (текущее финансирование), внебюджетных средств, средств бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан.
Здоровый образ жизни - категория общего понятия "образ жизни".
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения (1948 г.) здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это преодоление факторов риска и создание благоприятствующей обстановки и должный уровень гигиенического воспитания и поведения.
Успех работы в данном направлении может быть достигнут во многом благодаря межсекторальному сотрудничеству. Должна быть проведена масштабная информационная кампания, направленная на формирование здорового образа жизни, в том числе на борьбу с алкоголизмом и табакокурением. На базе информационно-разъяснительной работы должны осуществляться образование населения, социальная реклама, организация специальных акций, инициирование социальных групп и общественных организаций.
В основе общегосударственной стратегии оздоровления населения и профилактики заболеваний в Республике Татарстан лежит Концепция формирования социально эффективного здорового образа жизни населения Республики Татарстан на 2009-2011 годы, утвержденная Правительством республики.
На основании принципа деффиренцированности приоритеты в процессе гигиенического образования и воспитания населения должны быть отданы мероприятиям, направленным на повышение функционального резерва тех звеньев, которые в настоящее время испытывают наибольшее напряжение.
Все большую значимость приобретают массовые профилактические акции по пропаганде здорового образа жизни, способные привлечь внимание граждан различных социальных и возрастных категорий.
Особая роль отводится СМИ. Это наиболее наглядный и доступный информационный ресурс для населения. Важно применять различные и наиболее современные формы информационного обеспечения, в том числе создание тематических теле- и радиопередач, видео- и кинофильмов, видео- и аудиороликов, социальной рекламы, печатной продукции.
Используемые ресурсы средств массовой информации должны обладать высококачественными визуальными характеристиками. В этих целях, а также в целях повышения уровня профессиональных знаний журналистов и корреспондентов СМИ по вопросам формирования здорового образа жизни населения, сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний необходимо проведение республиканских конкурсов. Определить достигнутый уровень знаний населения республики по усвоению тематического материала позволят социологические исследования.
Требуются кардинальные меры для решения вопроса создания условий, необходимых для развития двигательной активности населения и, прежде всего, детей, лиц "группы риска".
Сегодня большинство общеобразовательных учреждений республики имеют физкультурные залы (96,7%) и физкультурные площадки (89,8%).
Вместе с тем спортивного оборудования недостаточно, а имеющееся физически и морально устарело. Только в 32 школах (11%) функционируют бассейны, 45,2% школ обеспечены хоккейными коробками. Кроме того, значительная часть медицинских кабинетов общеобразовательных учреждений не соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02.
Аналогичная проблема и в учреждениях сферы социальной защиты.
Для коренного изменения ситуации необходимо обеспечить спортивным инвентарем и оборудованием физкультурные залы и спортивные площадки общеобразовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения, а также оснастить имеющиеся и открыть новые медицинские кабинеты в школах.
В процессе гигиенического образования и воспитания населения должны участвовать квалифицированные, имеющие специальную подготовку работники различных сфер деятельности. Разработка и внедрение в учреждениях социального обслуживания комплексных программ по развитию навыков здоровьесбережения и психологического сопровождения по восстановлению социально-психологического статуса и социальной активности лиц трудоспособного возраста, перенесших ургентные состояния (инсульты), повлекшие стойкие изменения здоровья, в том числе инвалидность, позволят повысить уровень знаний работников социальной сферы, использовать в дальнейшем новые современные формы работы.
V. Оценка экономической, социальной и экологической эффективности Программы
Реализация Программы позволит повысить информированность населения по актуальным проблемам здоровья, в том числе здорового образа жизни, активного сохранения и укрепления здоровья, уровень культуры и потенциал здоровья, качество жизни населения Республики Татарстан.
VI. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Министерство здравоохранения Республики Татарстан (государственный заказчик-координатор) ежегодно уточняет целевые индикаторы, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.
При необходимости Министерство здравоохранения Республики Татарстан вносит предложения в Министерство экономики Республики Татарстан о продлении срока реализации Программы. Министерство экономики Республики Татарстан подготавливает заключение о продлении срока реализации Программы или нецелесообразности ее дальнейшей государственной поддержки и направляет его в Кабинет Министров Республики Татарстан для принятия решения.
Министерство экономики Республики Татарстан совместно с Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу и Министерством здравоохранения Республики Татарстан организует ведение ежеквартальной статистической отчетности о реализации Программы по перечню индикаторов, установленных Программой и представляемых в докладах.
Министерство здравоохранения Республики Татарстан направляет:
ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство экономики Республики Татарстан статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы в соответствии с установленным порядком;
ежегодно в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в соответствии с установленным порядком.
Министерства и ведомства Республики Татарстан, участвующие в реализации Программы, ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют информацию о реализации Программы в Министерство здравоохранения Республики Татарстан. К сводному отчету за год должна быть приложена информация о невыполненных мероприятиях.
Министерство экономики Республики Татарстан с участием Министерства финансов Республики Татарстан, Министерства здравоохранения Республики Татарстан подготавливает и представляет в Кабинет Министров Республики Татарстан информацию о ходе реализации Программы за отчетный период в составе сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление КМ РТ от 28 августа 2009 г. N 591 "Об утверждении целевой программы "Формирование социально эффективного здорового образа жизни населения Республики Татарстан" на 2010-2011 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 34, 9 сентября 2009 г.
Текст настоящего постановления приведен с учетом поправки, опубликованной Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 41, 5 ноября 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление КМ РТ от 26 июля 2011 г. N 598
Постановление КМ РТ от 19 июля 2010 г. N 578