Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общие положения
1. Правоотношения, регулируемые настоящим положением, и их правовая основа
Настоящее Положение в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации", Бюджетным кодексом Республики Татарстан, Уставом муниципального образования Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан" регулирует бюджетные правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан" и контроля за его исполнением, а также в процессе осуществления муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом муниципального образования "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан".
Бюджетные правоотношения муниципального образования "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан" осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Республики Татарстан, настоящим Положением, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Татарстан и Совета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан.
2. Понятия и термины
Понятия и термины, применяемые в настоящем Положении, используются в том значении, в котором они определены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Правовая форма бюджета города
Бюджет муниципального образования "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан" (далее по тексту - бюджет района) разрабатывается и утверждается в форме решения Совета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту - Совет района).
Бюджет муниципального образования "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан" составляется и утверждается сроком на три года - на очередной финансовый год и плановый период.
Формирование проекта муниципального образования "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан" осуществляется МУ "Финансово-бюджетная палата" Нурлатского муниципального района, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми с соблюдением его требований правовыми актами Совета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
Решение Совета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан о бюджете района вступает в силу с 1 января очередного финансового года и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено решением о бюджете района.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5. Принципы бюджетного процесса
Бюджетный процесс в муниципальном образовании "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан" основывается на принципах бюджетной системы Российской Федерации, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- самостоятельности бюджетов;
- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
- сбалансированности бюджета города;
- результативности и эффективности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- прозрачности (открытости);
- достоверности бюджета города;
- адресности и целевого характера бюджетных средств;
- подведомственности расходов бюджета;
- единства кассы.
6. Этапы бюджетного процесса
6.1. Бюджетный процесс в муниципальном образовании "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан" включает следующие этапы:
- разработка прогнозов социально-экономического развития муниципального образования "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан" и отраслей его экономики, подготовка сводного финансового баланса;
- составление проекта бюджета района;
- проведение публичных слушаний по проекту бюджета района и отчету об исполнении бюджета района;
- рассмотрение и утверждение бюджета района;
- исполнение бюджета района;
- внесение изменений и дополнений в решение о бюджете на соответствующий год;
- утверждение отчета об исполнении бюджета района;
- проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета.
6.2. На всех этапах бюджетного процесса осуществляется муниципальный финансовый контроль.
6.3. Проекты решений Совета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан в области бюджетной и налоговой политики подлежат обязательной публичной независимой экспертизе в установленном порядке.
7. Участники бюджетного процесса
7.1. Участниками бюджетного процесса в муниципальном образовании "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан" являются:
- Совет Нурлатского муниципального района;
- Исполнительный комитет Нурлатского муниципального района;
- МУ "Финансово-бюджетная палата" Нурлатского муниципального района,
- МУ "Контрольно-счетная палата" Нурлатского муниципального района;
- главные распорядители бюджетных средств;
- распорядители бюджетных средств;
- органы казначейства;
- иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Татарстан возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
- получатели бюджетных средств.
7.2. Муниципальное учреждение "Финансово-бюджетная палата" Нурлатского муниципального района (далее по тексту - Финансово-бюджетная палата) в целях организации исполнения бюджета района наделено бюджетными полномочиями и является участником бюджетного процесса в Нурлатском муниципальном районе.
8. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса
8.1. Совет Нурлатского муниципального района Республики Татарстан:
- устанавливает порядок и сроки внесения проекта бюджета в Совет Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, порядки его рассмотрения и утверждения, а также исполнения бюджета района, осуществления контроля за его исполнением, утверждения отчета о его исполнении;
- рассматривает и утверждает бюджет района до начала очередного финансового года;
- утверждает отчет об исполнении бюджета района;
- вносит изменения и дополнения в решение о бюджете района на текущий год;
- осуществляет предварительный, текущий и последующий финансовый контроль;
- формирует Контрольно-счетную палату;
- устанавливает, изменяет и отменяет местные налоги и сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- устанавливает налоговые льготы по местным налогам, основания и порядок их применения;
- принимает программы социально-экономического развития района;
- утверждает порядок формирования, обеспечения, размещения, исполнения муниципального заказа и контроля за его исполнением;
- определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также направления в бюджет района доходов от его использования;
- устанавливает состав информации, не определенной Бюджетным кодексом Российской Федерации, вносимой в муниципальную долговую книгу;
- определяет порядок расходования средств целевых бюджетных фондов;
- утверждает порядок обслуживания муниципального долга;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан" и настоящим Положением.
8.2. Совет Нурлатского муниципального района Республики Татарстан имеет право на:
- получение от Финансово-бюджетной палаты справочных и иных материалов в ходе рассмотрения и утверждения проекта бюджета района;
- получение от Финансово-бюджетной палаты оперативной информации об исполнении бюджета района в порядке, предусмотренном Советом Нурлатского муниципального района.
- определяет бюджетную, налоговую и долговую политику муниципального образования "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан";
- осуществляет иные бюджетные полномочия.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
8.4. Исполнительный комитет Нурлатского муниципального района:
- дает заключение на проекты нормативных правовых актов Совета Нурлатского муниципального района, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета;
- устанавливает порядок и сроки составления проекта бюджета района;
- составляет проект бюджета города Казани;
- определяет уполномоченный орган по разработке прогноза социально-экономического развития Нурлатского муниципального района;
- вносит на рассмотрение Совета Нурлатского муниципального района проект бюджета района с необходимыми документами и материалами;
- вносит на рассмотрение Совета Нурлатского муниципального района проект отчета об исполнении бюджета района;
- вносит на рассмотрение Совета Нурлатского муниципального района проекты решений о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете района;
- обеспечивает исполнение бюджета района;
- организует подготовку проектов правовых актов по установлению, изменению, отмене местных налогов и сборов, предложения по введению и отмене налоговых льгот по местным налогам;
- организует составление программы социально-экономического развития Нурлатского муниципального района;
- утверждает порядок ведения муниципальной долговой книги;
- управляет муниципальным долгом;
- в качестве администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета осуществляет муниципальные внутренние заимствования, заключает кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставляет от имени города Казани муниципальные гарантии в пределах, установленных решением о бюджете города Казани на соответствующий год;
- представляет муниципальное образование "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан" в договорах о предоставлении средств бюджета района на возвратной основе, бюджетных инвестиций;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Республики Татарстан, Уставом муниципального образования "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан"
8.6. Финансово-бюджетная палата:
- непосредственно составляет проект бюджета района;
- составляет проект отчета об исполнении бюджета района;
- готовит проекты решений Совета Нурлатского муниципального района о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете района;
- организует исполнение бюджета района;
- составляет отчетность об исполнении бюджета района;
- осуществляет методологическое руководство и определяет порядок составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов муниципальных учреждений района;
- составляет и ведет сводную бюджетную роспись, представляет сводную бюджетную роспись Совету Нурлатского муниципального района МУ "Контрольно-счетная палата" Нурлатского муниципального района;
- осуществляет методологическое руководство в области составления проекта бюджета района и исполнения бюджета района;
- осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета района и использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
- разрабатывает программу муниципальных заимствований;
- ведет муниципальную долговую книгу, в том числе ведет учет выдачи муниципальных гарантий, исполнения получателями муниципальных гарантий обязанностей по основному обязательству, обеспеченному муниципальной гарантией, учет осуществления платежей за счет средств бюджета района по выданным муниципальным гарантиям;
- осуществляет ведение реестра предоставления бюджетных средств на возвратной основе в разрезе их получателей;
- проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств на возвратной основе, получателей муниципальных гарантий, получателей бюджетных инвестиций;
- согласует решения налоговых органов об изменении сроков уплаты налогов, подлежащих зачислению в бюджет района в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, налогового инвестиционного кредита, в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов, установленных решением Совета Нурлатского муниципального района на очередной финансовый год;
- списывает в бесспорном порядке бюджетные средства, использованные не по целевому назначению;
- списывает в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
- списывает в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
- взыскивает в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
- в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) Бюджетным кодексом Республики Татарстан, выносит предупреждение руководителям органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
- взыскивает в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
- по поручению Исполнительного комитета Нурлатского муниципального района заключает договоры о предоставлении средств бюджета района на возвратной основе, бюджетных инвестиций;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Республики Татарстан, Уставом муниципального образования "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан".
8.7. МУ "Контрольно-счетная палата" Нурлатского муниципального района:
- организует и проводит оперативный контроль за исполнением бюджета города в отчетном году в предусмотренных формах;
- проводит комплексные ревизии и тематические проверки и обследования по отдельным разделам и статьям бюджета района;
- проводит экспертизу проекта бюджета района, нормативных правовых актов о внесении в него изменений и дополнений, иных нормативных правовых актов, договоров, заключаемых органами местного самоуправления, муниципальных программ и иных необходимых документов;
- анализирует и исследует нарушения и отклонения от установленных показателей бюджета района, готовит и вносит в Совет Нурлатского муниципального района предложения по их устранению, а также по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих бюджетный процесс в целом;
- готовит, представляет заключения и ответы на запросы органов и должностных лиц органов местного самоуправления;
- осуществляет внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета района;
- контролирует соблюдение установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Республики Татарстан и нормативными правовыми актами Совета Нурлатского муниципального района.
8.8. Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств:
- определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
- утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
- составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета города;
- на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением Финансово-бюджетной палаты;
- осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, своевременным возвратом бюджетных средств, полученных на возвратной основе, представлением отчетности, выполнением заданий по предоставлению муниципальных услуг;
- готовит и представляет в Финансово-бюджетную палату сводный отчет об исполнении бюджета района по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению муниципальных услуг;
- осуществляет контроль за использованием бюджетных средств муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность муниципального образования "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан";
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Республики Татарстан и настоящим Положением.
8.9. Распорядитель бюджетных средств:
- составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в Финансово-бюджетную палату;
- определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
- утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
- осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.
8.10. Получатель бюджетных средств:
- подает заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
- обеспечивает эффективное использование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;
- обязан своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, полученные на возвратной основе, и вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
- обязан своевременно представлять отчеты и иные сведения об использовании бюджетных средств.
8.11. Администратор поступлений в местный бюджет:
- осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет района;
- начисляет, учитывает и взыскивает пени и штрафы по платежам в бюджет района;
- принимает решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет района, пеней и штрафов.
Администраторами поступлений в бюджет района являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
9. Доходы бюджета района
Доходы бюджета района формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
10. Расходы бюджета района
10.1. Из бюджета района в очередном финансовом году финансируются:
- за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета района - расходные обязательства, обусловленные установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, Республики Татарстан и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году;
- за счет субвенций из регионального фонда компенсаций - расходные обязательства, связанные с наделением муниципального образования города Казани отдельными государственными полномочиями.
10.2. Муниципальное образование "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан" не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Татарстан, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами Республики Татарстан.
11. Муниципальный заказ
11.1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
11.2. Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств бюджета района.
11.3. Порядок формирования, обеспечения, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается Положением о муниципальном заказе, утверждаемым Советом Нурлатского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
12. Резервный фонд
В расходной части бюджета района создается резервный фонд Исполнительного комитета в размере не более 3% утвержденного в решении о бюджете на соответствующий период объема расходов бюджета города.
Порядок расходования средств резервного фонда утверждается Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района
Исполнительный комитет Нурлатского муниципального района ежеквартально информирует Совет Нурлатского муниципального района о расходовании средств резервного фонда.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
14. Финансирование расходов, не предусмотренных бюджетом района
14.1. Финансирование новых видов расходов бюджета района или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджета района может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в решение о бюджете района либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете района при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета района.
14.2. В решении о бюджете района на очередной финансовый год и плановый период (в виде приложения) указывается перечень нормативно-правовых актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год и плановый период в связи с тем, что бюджетом района не предусмотрены средства на их реализацию.
В случае если расходы на реализацию нормативно-правового акта частично (не в полной мере) обеспечены источникам финансирования в соответствующем решении о бюджете, в решении о бюджете района указывается, в какой части не предусмотрено финансирование нормативного акта.
14.3. В случае если правовые акты устанавливают бюджетные обязательства, не предусмотренные решением о бюджете района, применяется решение о бюджете района.
14.4. Если в процессе исполнения бюджета района происходит увеличение объема поступлений доходов бюджета района сверх сумм, установленных решением о бюджете на соответствующий год, дополнительные доходы в первоочередном порядке направляются на финансирование расходов, предусмотренных нормативными актами, не обеспеченными или обеспеченными частично (не в полной мере) источниками финансирования в бюджете на соответствующий год.
15. Реестр расходных обязательств
15.1. Финансово-бюджетная палата обязано вести реестр расходных обязательств.
15.2. Реестр расходных обязательств муниципального образования "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан" ведется в порядке, установленном Исполнительным комитетом Нурлатского муниципального района.
15.3. Реестр расходных обязательств муниципального образования "Нурлатский муниципальный район Республики Татарстан" представляется Финансово-бюджетной палатой в Министерство финансов Республики Татарстан в порядке, установленном Министерством финансов Республики Татарстан.
16. Дефицит бюджета района
16.1. В случае принятия бюджета района на очередной финансовый год и плановый период с дефицитом соответствующим решением о бюджете района утверждаются источники финансирования дефицита бюджет района.
В случае принятия бюджета района на очередной финансовый год и плановый период без дефицита соответствующим решением о бюджете района может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета района для финансирования расходов бюджета района в пределах расходов на погашение долга.
16.2. Текущие расходы бюджета района, утвержденные соответственно решением о бюджете района, не могут превышать объем доходов бюджета района, утвержденные соответственно решением о бюджете района.
16.3. Дефицит бюджета района не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
16.4. Соблюдение предельных значений, установленных подпунктами 2-3 настоящего пункта, должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении бюджета района за финансовый год.
17. Источники финансирования дефицита бюджета района
В состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета района включаются:
разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
разница между полученными и погашенными районом кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
разница между полученными и погашенными районом в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными бюджету района другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными районом бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета района в течение соответствующего финансового года;
иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Остатки средств бюджета района на начало текущего финансового года в объеме, определяемом решением Совета Нурлатского муниципального района Республики Татарстан, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
23. Заимствования муниципальных унитарных предприятий, бюджетных учреждений у третьих лиц
23.1. Бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
23.2. Муниципальные унитарные предприятия в обязательном порядке согласуют свои заимствования у третьих лиц в Исполнительном комитете Нурлатского муниципального района Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.