Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общие положения бюджетного процесса в муниципальном образовании "Нижнекамский муниципальный район"
1. Правовая основа бюджетного процесса
Правовой основой бюджетного процесса в муниципальном районе являются:
- Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Татарстан;
- Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- федеральное бюджетное законодательство;
- бюджетное законодательство Республики Татарстан;
- Устав муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" Республики Татарстан;
- настоящее положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Нижнекамский муниципальный район".
2. Правовая форма бюджета муниципального района
Бюджет Нижнекамского муниципального района (далее - бюджет муниципального района) и отчет о его исполнении разрабатывается и утверждается в форме муниципального правового акта, принимаемого решением Совета муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район" (далее - Совет Нижнекамского муниципального района).
Бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с первого января по тридцать первое декабря.
3. Участники бюджетного процесса
1. Участниками бюджетного процесса являются:
- Совет Нижнекамского муниципального района;
- глава Нижнекамского муниципального района;
- исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района, далее исполнительный комитет;
- департамент по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района;
- контрольный орган муниципального района;
- главные распорядители, распорядители бюджетных средств, другие получатели бюджетных средств;
- органы казначейства;
- администраторы поступлений доходов;
- кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан;
- иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан и правовыми актами муниципального образования возложены бюджетные полномочия;
- бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия;
2. Распределение бюджетных полномочий внутри исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района устанавливается положением о его структурных подразделениях.
4. Бюджетные полномочия Совета Нижнекамского муниципального района
Совет Нижнекамского муниципального района:
- утверждает бюджет муниципального района и отчет о его исполнении, рассматривает ежеквартальные отчеты об исполнении бюджета муниципального района;
- принимает планы и программы развития муниципального района, утверждает отчеты об их исполнении;
- утверждает муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета;
- устанавливает и отменяет местные налоги и сборы в соответствии с действующим законодательством;
- предоставляет налоговые льготы по платежам в бюджет муниципального района в соответствии с действующим законодательством;
- определяет порядок направления в бюджет муниципального района доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов;
- принимает решения о целях, формах, суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований;
- устанавливает порядок ведения реестра расходных обязательств муниципального района;
- осуществляет контроль за исполнением бюджета муниципального района;
- устанавливает правила размещения муниципального заказа на закупку товаров, выполнение работ (оказание услуг) для муниципальных нужд;
- определяет порядок и условия предоставления финансовой помощи и бюджетных кредитов из бюджета муниципального района;
- принимает решения о предоставлении финансовой помощи и бюджетных кредитов из бюджета муниципального района;
- принимает решения о выделении дополнительных средств на выполнение расходных полномочий за счет дополнительных источников финансирования;
- формирует и определяет правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета муниципального района;
- осуществляет другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Татарстан, Уставом муниципального района, решениями Совета муниципального района.
5. Бюджетные полномочия исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Исполнительный комитет муниципального района:
- организует составление проекта бюджета муниципального района;
- представляет на утверждение Совета муниципального района проект решения о бюджете муниципального района и отчет об его исполнении;
- организует исполнение бюджета муниципального района;
- распоряжается финансовыми ресурсами;
- несет ответственность за исполнение бюджета муниципального района в соответствии с федеральными законами, законами Республики Татарстан, Уставом муниципального района и решениями Совета муниципального района;
- заключает договоры о привлечении муниципальных заимствований в бюджет муниципального района, а также договоры о предоставлении средств бюджета муниципального района на возвратной основе;
- осуществляет другие полномочия определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Республики Татарстан, иными правовыми актами Республики Татарстан, Уставом муниципального района и решениями Совета муниципального района.
6. Бюджетные полномочия департамента по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района
Департамент по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района:
- составляет проект бюджета муниципального района;
- на основании заключенных договоров составляет проекты бюджетов городских и сельских поселений;
- разрабатывает единые формы и порядок представления информации по вопросам составления проекта бюджета муниципального района и его исполнения;
- составляет и уточняет сводную бюджетную роспись бюджета муниципального района;
- ведет реестр расходных обязательств муниципального района;
- получает от главных распорядителей, распорядителей и получателей средств материалы, необходимые для составления проекта бюджета муниципального района и отчета об исполнении бюджета муниципального района;
- предоставляет бюджетные кредиты в порядке и на условиях, предусмотренных решением Совета муниципального района о бюджете муниципального района;
- подготавливает договоры и соглашения о предоставлении муниципальных гарантий муниципального района в соответствии с решением Совета муниципального района о бюджете муниципального района;
- проводит проверки финансового состояния получателей средств бюджета муниципального района, получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, муниципальных гарантий и дает свое заключение о возможности выдачи кредита или предоставления гарантии;
- осуществляет регистрацию заимствований муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений у третьих лиц;
- осуществляет ведение муниципальной долговой книги муниципального района;
- осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета муниципального района;
- осуществляет операции со средствами бюджета муниципального района;
- взаимодействует с органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджета;
- составляет отчет об исполнении бюджета муниципального района;
- открывает и обслуживает счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета муниципального района;
- обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета муниципального района представления отчетов по установленным формам об использовании средств бюджета муниципального района и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием указанных средств;
- получает от уполномоченных органов Министерства финансов Российской Федерации, Республики Татарстан и кредитных организаций сведения об операциях со средствами бюджета муниципального района;
- направляет представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета муниципального образования с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществляет контроль за их устранением;
- в предусмотренных законодательством случаях направляет письменное обращение в уполномоченный орган Министерства финансов Республики Татарстан о приостанавливании операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета муниципального района;
- взыскивает в установленном порядке, в том числе по предписаниям органов финансового контроля муниципального района, средства с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета муниципального района в размере бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;
- взыскивает в соответствии с законодательством со всех счетов получателей бюджета муниципального района средства, выданные в форме бюджетных кредитов, по которым истек срок возврата, проценты, а также штрафы, пени, подлежащие уплате за пользование бюджетными кредитами;
- применяет к главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета муниципального района и кредитным организациям меры ответственности, предусмотренные законодательством и соответствующими договорами;
- ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета муниципального района;
- определяет и утверждает для главных распорядителей, распорядителей и прямых получателей средств лимит бюджетных обязательств;
- осуществляет взаимоотношения с Министерством финансов Республики Татарстан, с территориальными органами Министерства финансов Российской Федерации и Республики Татарстан, Федеральной налоговой службой, управлением Федерального казначейства по Нижнекамскому району и г. Нижнекамску;
- осуществляет другие полномочия в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством, настоящим положением и другими актами бюджетного законодательства.
7. Исключительные полномочия начальника департамента по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района
Начальник департамента по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района имеет исключительное право совершить либо дать разрешение (совершить разрешительную надпись) на совершение следующих действий:
- утверждение и уточнение сводной бюджетной росписи бюджета муниципального района;
- осуществление блокировки расходов и отмена решения о блокировке расходов в случае, определенном пунктом 231 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Совершение указанных действий без разрешительной надписи начальника департамента по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района является нарушением бюджетного законодательства и влечет применение к нарушителю мер принуждения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Республики Татарстан;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ст. 231 Бюджетного кодекса
- запрещение главным распорядителям, распорядителям средств бюджета муниципального района изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы, если начальнику департамента по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района поступило представление соответствующего контрольного органа о нарушении бюджетного законодательства распорядителем средств бюджета муниципального района;
- запрещение распорядителю или бюджетному учреждению осуществления отдельных расходов полученных от внебюджетных источников. Основанием применения указанного запрета является должностное представление соответствующего контрольного органа муниципального района, свидетельствующее о нарушении бюджетного законодательства;
- приостановление операций по счетам в кредитных организациях нарушителей бюджетного законодательства;
- применение иных мер принуждения в случаях, установленных бюджетным законодательством.
8. Ответственность департамента по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района
Департамент по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района несет ответственность за:
- соответствие сводной бюджетной росписи утвержденному бюджету муниципального района;
- своевременность составления и уточнения сводной бюджетной росписи;
- соблюдение порядка предоставления бюджетных кредитов и муниципальных гарантий;
- правильность исполнения бюджета муниципального района и управление бюджетными средствами;
- финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных кредитов и муниципальных гарантий с соблюдением порядка, установленного бюджетным законодательством;
- полноту перечисления бюджетных средств получателям бюджетных средств;
- своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета муниципального района;
- своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях до получателей бюджетных средств;
- финансирование расходов в соответствии со сводной бюджетной росписью.
Начальник департамента по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района персонально несет ответственность за:
- соответствие сводной бюджетной росписи утвержденному бюджету муниципального района;
- своевременность составления и уточнения сводной бюджетной росписи;
- введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения бюджета муниципального района, в случае принятия такого решения в установленном законом порядке.
Ответственность наступает в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.
9. Бюджетные полномочия главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств
Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств:
- составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет;
- утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
- вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением департамента по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района;
- определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
- своевременно представляет отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством.
10. Органы, осуществляющие финансовый контроль
Органами, осуществляющими финансовый контроль, являются:
- Совет Нижнекамского муниципального района;
- контрольный орган Нижнекамского муниципального района;
- департамент по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района;
- главные распорядители и распорядители средств бюджета муниципального района.
11. Финансовый контроль, осуществляемый контрольным органом муниципального района
Контрольный орган осуществляет:
- предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проекта решения о бюджете муниципального района и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам;
- текущий контроль - в ходе проверок отдельных вопросов исполнения решения о бюджете муниципального района;
- последующий контроль - в ходе проведения анализа отчета об исполнении бюджета муниципального района, выполнения муниципальных программ и проверок главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета муниципального района.
12. Финансовый контроль, осуществляемый департаментом по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района
Департамент по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района осуществляет:
- предварительный и текущий, а последующий контроль - совместно с контрольным органом муниципального района, за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета муниципального района, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по бюджету муниципального района;
- внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета муниципального района;
- взаимодействие с контрольным органом муниципального района в процессе осуществления последующего контроля за расходованием бюджетных средств и координацию данной работы;
- контроль за соответствием нормативно - правовых актов, влияющих на процесс составления проекта бюджета муниципального района и его исполнение, установленным требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Республики Татарстан.
13. Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.
Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.
14. Муниципальный заказ
Отношения, связанные с муниципальными заказами, регулируются федеральными законами, законами и законодательными актами Республики Татарстан, решениями Совета муниципального района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.