Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 23 ноября 2010 г. N 925
"Об утверждении Концепции кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011-2015 годы"
В целях обеспечения эффективного экономического развития и повышения конкурентоспособности экономики Республики Татарстан на основе ее модернизации и диверсификации Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011-2015 годы.
2. Министерствам и ведомствам республики организовать работу по реализации основных положений указанной Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Концепция
кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011-2015 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 23 ноября 2010 г. N 925)
1. Общие положения
Концепция кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011-2015 годы (далее - Концепция) определяет цели, задачи, принципы и основные направления развития кластеров, формы содействия их развитию со стороны государственной власти, а также ожидаемые к 2015 году результаты реализации кластерной политики.
Концепция разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, посланиями Президента Российской Федерации и Президента Республики Татарстан.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
Экономика Республики Татарстан характеризуется стабильным динамичным развитием. Однако очевидно, что в современных условиях потенциал автономного развития себя исчерпал. Обострилась конкурентная борьба между компаниями, регионами и странами, и более всего конкуренция за рынки сбыта, финансовые ресурсы, интеллектуальный информационный потенциал и другие ресурсы. Угрозами дальнейшему экономическому развитию республики могут стать дефицит финансовых ресурсов для модернизации и диверсификации экономики, разработки и внедрения инноваций, износ основных фондов, дефицит высокопрофессиональных кадровых ресурсов, разобщенность в деятельности крупных компаний и субъектов малого бизнеса. Ответом на эти вызовы и угрозы должно стать применение новых инструментов повышения конкурентоспособности секторов экономики и республики в целом на основе системы динамичного адаптивного государственного и муниципального управления. Наиболее эффективным инструментом экономического развития является применение технологий кластерного развития.
Вместе с тем следует отметить, что кластерное развитие в республике не будет ограничиваться лишь созданием внутриреспубликанских кластеров. Необходимо выходить на усиление межрегиональных связей, чему будет способствовать разрабатываемая стратегия развития Приволжского федерального округа, а также вхождение крупных республиканских предприятий в российские корпорации и объединения. Необходимо использовать все преимущества кластера, прежде всего динамичное развитие межфирменного сотрудничества, эффективную субконтрактацию и единые современные технологии управления. Создание кластеров не должно быть данью моде, важно оценивать потенциальный эффект масштаба кластера и силу его ядра - якорного предприятия, являющегося основным заказчиком работ и услуг участников кластера и производящего экспортируемые товары (услуги). Повышение конкурентоспособности таких предприятий является основой для развития субъектов малого бизнеса, обслуживающих и сервисных предприятий, научных и образовательных центров.
В настоящее время в республике могут быть сформированы следующие типы кластеров:
процессные (нефтегазохимический, энергетический, агропромышленный и строительный комплексы);
дискретный (автомобилестроение);
инновационно-технологический (образовательные кластеры и IT-кластер);
спортивно-туристический.
Кластер - это объединение взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов, находящихся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров (услуг).
В кластер также входят производители продукции, поставщики оборудования, сырья, материалов, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, а также научно-исследовательские и образовательные организации.
Участниками кластера могут быть юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность в рамках кластера.
Признаками кластера являются:
1. Наличие сильных конкурентных позиций на российском и международном рынках. Индикаторами оценки этого параметра являются:
доля экспортной продукции в объеме производимой продукции;
производительность труда;
объем инвестиций в основной капитал, достаточный для осуществления расширенного воспроизводства.
2. Высокий уровень специализации участников кластера на выпуске конкретного вида продукции. Индикатором оценки этого параметра служит коэффициент локализации, рассчитываемый как доля продукции, производимой на предприятиях кластера для использования в качестве сырья, материалов и комплектующих для выпуска продукции якорного предприятия, в общем объеме выпускаемой этими предприятиями продукции.
3. Наличие достаточных кадровых ресурсов (определяется по результатам кадрового аудита).
Для согласования стратегии и программ развития кластера и его участников создается координационный совет кластера - совещательный орган, в состав которого входят участники кластера, представители республиканских и муниципальных органов государственной власти.
Для осуществления текущей операционной деятельности кластера из числа участников кластера создается дирекция кластера в форме некоммерческого партнерства.
2. Основные принципы Концепции
Кластерное развитие в республике основывается на программно-целевых принципах с учетом:
добровольности - решение о вхождении и выходе из кластера принимается хозяйствующим субъектом самостоятельно;
системности - при создании и развитии кластеров учитывается наличие всех без исключения существенных признаков кластера, а также наличие экономического потенциала развития кластера, не препятствующего деятельности других хозяйствующих субъектов региона;
согласованности - формирование кластеров осуществляется во взаимодействии всех уровней власти, а также существующих и потенциальных субъектов кластеров;
открытости - информация о развитии каждого кластера является открытой (в соответствии с нормами законодательства).
3. Цель и задачи кластерного развития
Целью кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в республике является повышение конкурентоспособности татарстанской экономики на основе ее модернизации и диверсификации.
Для достижения сформулированной цели должны быть выполнены следующие задачи:
формирование экономического ареала кластера на основе оценки экономического потенциала хозяйствующих субъектов, связанных технологическими цепочками;
создание нормативно-правовой базы по формированию и развитию кластеров;
формирование условий для эффективного развития кластеров, включая разработку стратегий их развития, обеспечивающих наращивание конкурентных преимуществ участников кластеров;
гармонизация создания и функционирования отраслевых (секторальных) кластеров и их образовательного и научно-методического обеспечения.
4. Основные направления кластерного развития
Основными направлениями кластерного развития являются:
повышение качества управления в хозяйствующих субъектах кластера;
развитие механизмов субконтрактации;
развитие инновационной деятельности и механизмов коммерциализации инновационных проектов;
создание механизмов стимулирования развития кластеров.
5. Этапы реализации Концепции
Концепция будет реализована в 2 этапа:
1-й этап: 2011 год - II квартал 2012 года.
На этом этапе будут реализованы организационные мероприятия по формированию контуров кластеров и созданию нормативной методической базы, обеспечивающей их организационное развитие. Будет также создана система мониторинга социально-экономического развития кластера.
2-й этап: III квартал 2012 года - 2015 год.
Это этап интеграции отраслевых (секторальных) кластеров с образовательными и научными организациями. На указанном этапе будет также обеспечена синхронизация их деятельности.
6. Основные результаты реализации Концепции
Реализация Концепции к 2015 году позволит обеспечить достижение следующих результатов*:
темпы экономического роста кластера не менее чем на 20 процентов будут превышать среднереспубликанские темпы;
темпы роста привлеченных инвестиций в модернизацию производства участников кластеров будут не менее чем на 25 процентов выше, чем в 2010 году*;
доля инновационной продукции в объеме реализованной продукции достигнет не менее 35 процентов;
доля экспортной продукции в объеме реализованной продукции составит не менее 30 процентов;
рост производительности труда по этому виду деятельности в 2-2,5 раза к уровню 2010 года;
уровень специализации участников кластера на выпуске конкретного вида продукции (коэффициент локализации), рассчитываемый как доля продукции, производимой на предприятиях кластера для использования в качестве сырья, материалов и комплектующих для выпуска продукции якорного предприятия, в общем объеме выпускаемой этими предприятиями продукции, со значением 50 процентов;
минимальная заработная плата работников участников кластера должна быть не менее стоимостной величины минимального потребительского бюджета.
7. Формы реализации мер государственной поддержки кластерного развития
Формами реализации мер государственной поддержки кластерного развития являются:
создание общереспубликанской системы мониторинга и информационно-методическое сопровождение развития кластеров;
разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей создание и функционирование кластеров;
предоставление преференций в рамках действующего законодательства;
упреждающая подготовка индустриальных площадок для развития кластера;
подготовка и переподготовка кадров для участников кластера;
содействие внедрению современных систем управления предприятием, производством и процессами.
8. Центр ответственности за реализацию Концепции
Центром ответственности за реализацию Концепции является Министерство экономики Республики Татарстан. Взаимодействие в вопросах, связанных с решением сформулированных в ней задач, осуществляется в рамках деятельности Экономического совета при Кабинете Министров Республики Татарстан.
9. Краткое описание кластеров
В настоящее время формируются четыре отраслевых (секторальных) кластера:
нефтегазохимический;
энергетический;
автомобилестроительный;
IT-кластер.
Два первых относятся к процессному, автомобилестроительный - к дискретному типу кластеров. IT-кластер относится к инновационно-технологическому типу. К этому же типу относятся 4 образовательных кластера, функционально интегрированных с перечисленными выше отраслевыми (секторальными) кластерами:
нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии;
энергетики;
автомобилестроения;
инфокоммуникации и связи.
В эти образовательные кластеры в настоящее время входят 74 крупных предприятия республики, 8 учреждений высшего профессионального образования и 57 учреждений начального профессионального образования и учреждений среднего профессионального образования.
Кроме того, в республике сформирован образовательный кластер в отрасли здравоохранения по подготовке медицинских и фармацевтических кадров.
Элементами этого кластера являются:
лицейные классы или специализированные школы-гимназии с углубленным изучением профильных предметов;
учреждения среднего профессионального образования;
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный медицинский университет" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию;
государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Казанская государственная медицинская академия" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию;
медицинские учреждения.
В настоящее время формируется образовательный кластер в строительном комплексе.
Географически участники кластера расположены, как правило, в территориальной близости, за исключением образовательных и научных организаций. Территориально распределенным с учетом технологической специализации является энергетический кластер.
Предприятия нефтегазохимического кластера сосредоточены, главным образом, в городах Казани, Нижнекамске, Менделеевске, Альметьевске, пгт. Камские Поляны. Автомобилестроительный кластер - в городах Набережные Челны, Елабуге, Мензелинске, Нижнекамске. Энергетический кластер расположен в городах Казани, Набережные Челны, Заинске, Нижнекамске, Чистополе, пгт. Уруссу, с. Столбище Лаишевского муниципального района. IT-кластер сконцентрирован в г. Казани.
Схема взаимодействия кластеров в Республике Татарстан приведена на рисунке.
"Схема взаимодействия кластеров в Республике Татарстан"
Очень важно обеспечить мониторинг параметров, характеризующих развитие каждого кластера. До этого должны быть решены следующие задачи:
разработка форм статистического наблюдения социально-экономического развития кластера;
разработка методики социологических исследований, результаты которых позволили бы оценить преимущества кластерного развития по параметрам, не наблюдаемым органами статистики. При этом фокус-группами могли бы быть участники кластера, их конкуренты, поставщики сырья, материалов, органы государственной власти, население и другие;
в органе управления (координационный совет и дирекция кластера) должна быть организована работа по мониторингу развития каждого кластера в сравнении с другими аналогичными или близкими по структуре организации и производства кластерами (хозяйствующими субъектами);
подготовка Министерством экономики Республики Татарстан ежегодного доклада о развитии созданных кластеров на основе информации, поступающей от профильных министерств и ведомств республики.
Также в республике существуют предпосылки создания спортивно-туристического, агропромышленного и строительного кластеров.
10. Значения параметров развития кластеров
Социально-экономическое развитие каждого кластера предлагается оценивать по специальным для них параметрам. Их перечень и значения приведены в таблице.
Таблица
Перечень и значения параметров развития кластеров
Наименование кластера |
Наименование якорного предприятия (или учреждения высшего профессионального образования) кластера |
Наименование параметра |
Значение параметра к 2015 году |
1 |
2 |
3 |
4 |
Нефтегазохимический |
ОАО "Татнефть", ОАО "ТАИФ-НК", ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "Нижнекамскнефтехим" |
Доля экспортной несырьевой продукции в объеме производимой продукции |
30-40 процентов |
Рост производительности труда (добавленная стоимость на одного занятого) |
в 2,2 раза* |
||
Инвестиции на одного работающего |
250 тыс.рублей |
||
Коэффициент локализации |
61 процент |
||
Обеспеченность кадровыми ресурсами |
95 процентов |
||
Энергетический |
ОАО "Генерирующая компания", ОАО "Сетевая компания" |
Доля экспортной продукции в объеме производимой продукции (поставка электроэнергии за пределы республики ОАО "Генерирующая компания") |
100 процентов |
Рост производительности труда (добавленная стоимость на одного занятого) |
в 2,5 раза* |
||
Инвестиции на одного работающего |
90 тыс.рублей |
||
Коэффициент локализации |
100 процентов |
||
Обеспеченность кадровыми ресурсами |
100 процентов |
||
Автомобилестроительный |
ОАО "КАМАЗ" |
Доля экспортной продукции в объеме производимой продукции |
30 процентов |
Рост производительности труда (добавленная стоимость на одного занятого) |
в 2,5 раза |
||
Инвестиции на одного работающего |
100 тыс.рублей |
||
Коэффициент локализации |
49 процентов |
||
Обеспеченность кадровыми ресурсами |
95 процентов |
||
IT-кластер |
ОАО "ICL КПО-ВС", государственное автономное учреждение "Технопарк в сфере высоких технологий "IT-парк" |
Доля экспортной продукции в объеме производимой продукции (поставка услуг за пределы республики) |
65 процентов |
Рост производительности труда (добавленная стоимость на одного занятого) |
в 2,5 раза |
||
Инвестиции на одного работающего |
20 тыс.рублей |
||
Коэффициент локализации |
51 процент |
||
Обеспеченность кадровыми ресурсами |
95 процентов |
||
Образовательные кластеры | |||
В сфере инфокоммуникаций и связи |
Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Казанский (Приволжский) федеральный университет |
Отношение количества выпускников университета к количеству поступивших в него студентов |
95 процентов |
Количество привлекаемых в учреждение высшего профессионального образования специалистов мирового уровня |
не менее 20 процентов от общего профессорско-преподавательского состава |
||
Доля студентов, проходящих практику по специализации кластера, в общем числе студентов-практикантов |
90 процентов |
||
Доля выпускников, трудоустроенных в организациях, входящих в состав кластера, к общему числу выпускников, закончивших обучение по специализации кластера |
75 процентов |
||
Удовлетворенность предприятий качеством подготовки выпускников образовательных учреждений |
98 процентов |
||
В отрасли автомобилестроения |
Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Камская государственная инженерно-экономическая академия |
Отношение количества выпускников университета (академии) к количеству поступивших в него (нее) студентов |
95 процентов |
Количество привлекаемых в учреждение высшего профессионального образования специалистов мирового уровня |
не менее 20 процентов от общего профессорско-преподавательского состава |
||
Доля студентов, проходящих практику по специализации кластера, в общем числе студентов-практикантов |
90 процентов |
||
Доля выпускников, трудоустроенных в организациях, входящих в состав кластера, к общему числу выпускников, закончивших обучение по специализации кластера |
75 процентов |
||
Удовлетворенность предприятий качеством подготовки выпускников образовательных учреждений |
98 процентов |
||
В отрасли нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии |
Казанский государственный технологический университет |
Отношение количества выпускников университета к количеству поступивших в него студентов |
95 процентов |
Количество привлекаемых в учреждение высшего профессионального образования специалистов мирового уровня |
не менее 20 процентов от общего профессорско-преподавательского состава |
||
Доля студентов, проходящих практику по специализации кластера, в общем числе студентов-практикантов |
90 процентов |
||
Доля выпускников, трудоустроенных в организациях, входящих в состав кластера, к общему числу выпускников, закончивших обучение по специализации кластера |
75 процентов |
||
Удовлетворенность предприятий качеством подготовки выпускников образовательных учреждений |
98 процентов |
||
В области энергетики |
Казанский государственный энергетический университет |
Отношение количества выпускников университета к количеству поступивших в него студентов |
95 процентов |
Количество привлекаемых в учреждение высшего профессионального образования специалистов мирового уровня |
не менее 20 процентов от общего профессорско-преподавательского состава |
||
Доля студентов, проходящих практику по специализации кластера, в общем числе студентов-практикантов |
90 процентов |
||
Доля выпускников, трудоустроенных в организациях, входящих в состав кластера, к общему числу выпускников, закончивших обучение по специализации кластера |
75 процентов |
||
Удовлетворенность предприятий качеством подготовки выпускников образовательных учреждений |
98 процентов |
||
В области здравоохранения |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский государственный медицинский университет" |
Отношение количества выпускников университета к количеству поступивших в него студентов |
95 процентов |
Количество привлекаемых в учреждение высшего профессионального образования специалистов мирового уровня |
не менее 20 процентов от общего профессорско-преподавательского состава |
||
Доля студентов, проходящих практику по специализации кластера, в общем числе студентов-практикантов |
90 процентов |
||
Доля выпускников, трудоустроенных в организациях, входящих в состав кластера, к общему числу выпускников, закончивших обучение по специализации кластера |
75 процентов |
||
Удовлетворенность предприятий качеством подготовки выпускников образовательных учреждений |
98 процентов |
||
В области строительства |
Казанский государственный архитектурно-строительный университет |
Отношение количества выпускников университета к количеству поступивших в него студентов |
95 процентов |
Количество привлекаемых в учреждение высшего профессионального образования специалистов мирового уровня |
не менее 20 процентов от общего профессорско-преподавательского состава |
||
Доля студентов, проходящих практику по специализации кластера, в общем числе студентов-практикантов |
90 процентов |
||
Доля выпускников, трудоустроенных в организациях, входящих в состав кластера, к общему числу выпускников, закончивших обучение по специализации кластера |
75 процентов |
||
Удовлетворенность предприятий качеством подготовки выпускников образовательных учреждений |
98 процентов |
* Значения установлены с учетом параметров, определенных Основными направлениями деятельности Правительства Республики Татарстан, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.06.2010 N 425.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержденная Концепция кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011-2015 годы, которая определяет цели, задачи, принципы и основные направления развития кластеров, формы содействия их развитию со стороны государственной власти, а также ожидаемые к 2015 году результаты реализации кластерной политики.
В настоящее время в республике могут быть сформированы четыре типа кластеров: процессные (нефтегазохимический, энергетический, агропромышленный и строительный комплексы); дискретный (автомобилестроение); инновационно-технологический (образовательные кластеры и IT-кластер); спортивно-туристический.
Основными направлениями кластерного развития являются повышение качества управления в хозяйствующих субъектах кластера; развитие механизмов субконтрактации; развитие инновационной деятельности и механизмов коммерциализации инновационных проектов; создание механизмов стимулирования развития кластеров.
Концепция будет реализована в 2 этапа. На первом этапе будут реализованы организационные мероприятия по формированию контуров кластеров и созданию нормативной методической базы, обеспечивающей их организационное развитие. Будет также создана система мониторинга социально-экономического развития кластера. 2-й этап - это этап интеграции отраслевых (секторальных) кластеров с образовательными и научными организациями. На указанном этапе будет также обеспечена синхронизация их деятельности.
Реализация Концепции к 2015 году позволит обеспечить достижение следующих результатов: темпы экономического роста кластера не менее чем на 20 процентов будут превышать среднереспубликанские темпы; темпы роста привлеченных инвестиций в модернизацию производства участников кластеров будут не менее чем на 25 процентов выше, чем в 2010 году; доля инновационной продукции в объеме реализованной продукции достигнет не менее 35 процентов; доля экспортной продукции в объеме реализованной продукции составит не менее 30 процентов; рост производительности труда по этому виду деятельности в 2-2,5 раза к уровню 2010 года; уровень специализации участников кластера на выпуске конкретного вида продукции (коэффициент локализации), рассчитываемый как доля продукции, производимой на предприятиях кластера для использования в качестве сырья, материалов и комплектующих для выпуска продукции якорного предприятия, в общем объеме выпускаемой этими предприятиями продукции, со значением 50 процентов; минимальная заработная плата работников участников кластера должна быть не менее стоимостной величины минимального потребительского бюджета.
Постановление КМ РТ от 23 ноября 2010 г. N 925 "Об утверждении Концепции кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 47, 15 декабря 2010 г.