Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 17 марта 2011 г. N 204
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011-2013 годы"
15 мая 2012 г., 4 апреля 2013 г.
В целях дальнейшего развития и совершенствования системы патриотического воспитания молодежи, формирования высокого патриотического сознания, готовности к выполнению конституционных обязанностей Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011-2013 годы" (далее - Программа).
2. Министерствам Республики Татарстан, участвующим в реализации Программы, ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять информацию о ее выполнении в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
3. Министерству финансов Республики Татарстан при формировании бюджета Республики Татарстан на соответствующий год предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.
4. Предложить муниципальным образованиям Республики Татарстан разработать и утвердить программы патриотического воспитания молодежи и принять активное участие в реализации Программы.
5. Признать утратившими силу:
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.12.2008 N 876 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан" на 2009-2010 годы";
пункт 14 приложения к постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.11.2008 N 784 "О приостановлении в 2009 году действия отдельных норм актов Кабинета Министров Республики Татарстан, не обеспеченных источниками финансирования";
абзац четвертый пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.07.2009 N 535 "О внесении изменений в приложение "Перечень отдельных норм актов Кабинета Министров Республики Татарстан, действие которых приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2009 года" к постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.11.2008 N 784 "О приостановлении в 2009 году действия отдельных норм актов Кабинета Министров Республики Татарстан, не обеспеченных источниками финансирования";
пункт 12 приложения к постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.12.2009 N 865 "О приостановлении в 2010 году действия отдельных норм актов Кабинета Министров Республики Татарстан, не обеспеченных источниками финансирования".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел высшего, среднего профессионального образования и науки Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр |
И.Ш. Халиков |
Долгосрочная целевая программа
"Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011-2013 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 17 марта 2011 г. N 204)
15 мая 2012 г., 4 апреля 2013 г.
Постановлением КМ РТ от 15 мая 2012 г. N 373 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011-2013 годы" (далее - Программа) |
||||||
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" |
||||||
Государственный заказчик |
Кабинет Министров Республики Татарстан |
||||||
Основные разработчики Программы |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, Министерство здравоохранения Республики Татарстан |
||||||
Цели Программы |
Развитие и модернизация системы патриотического воспитания, обеспечивающей поддержание общественной и экономической стабильности в республике, формирование у детей и молодежи Республики Татарстан гражданской идентичности, высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, толерантности, культуры межэтнических и межконфессиональных отношений |
||||||
Задачи Программы |
Совершенствование инфраструктуры патриотического воспитания; развитие межведомственного взаимодействия органов государственной власти республики с органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями патриотической направленности, учреждениями системы образования, социальной защиты, средствами массовой информации, творческими и религиозными организациями; осуществление деятельности по формированию у детей и молодежи гражданской идентичности, патриотического, морально-нравственного и толерантного мировоззрения, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите Отечества; военно-профессиональное ориентирование молодежи, ее подготовка к военной службе; совершенствование направлений и форм работы по патриотическому воспитанию молодежи; повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, общественных объединениях; развитие нормативной правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания; научное и информационное обеспечение патриотического воспитания; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по патриотическому воспитанию |
||||||
Сроки реализации Программы |
2011-2013 годы |
||||||
Перечень подпрограмм |
Программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям: модернизация системы патриотического воспитания; мероприятия по допризывной подготовке граждан к военной службе; информационное, научно-теоретическое и методическое обеспечение в области патриотического воспитания |
||||||
Объемы и источники финансирования Программы |
Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан составит: в 2011 году - 10000,00 тыс. рублей, в 2012 году - 10000,00 тыс. рублей, в 2013 году - 10000,00 тыс. рублей. На протяжении срока реализации Программы предусмотрено финансирование за счет бюджетных ассигнований по министерствам и ведомствам - участникам Программы |
||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) |
Модернизация инфраструктуры патриотического воспитания в республике: увеличение количества детей и молодежи, состоящих в патриотических объединениях, клубах: |
||||||
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
Количество человек |
9600 |
19200 |
30000; |
||||
увеличение охвата детей и молодежи мероприятиями патриотической направленности: | |||||||
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
Количество человек |
28000 |
34000 |
40000; |
||||
увеличение количества участников поискового движения: | |||||||
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
Количество человек |
750 |
850 |
850. |
||||
Совершенствование работы по подготовке молодежи к службе в армии: увеличение количества военно-спортивных профильных патриотических смен в оздоровительных лагерях: | |||||||
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
Количество смен |
38 |
46 |
54; |
||||
увеличение количества детей и молодежи, прошедших подготовку в военно-спортивных лагерях: | |||||||
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
Количество человек |
2000 |
4000 |
5000; |
||||
увеличение количества детей и молодежи, получивших третий спортивный разряд в военно-спортивных лагерях: | |||||||
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
Количество человек |
300 |
400 |
600; |
||||
увеличение количества молодежи, прошедшей подготовку к армии, в т.ч. обучение по системе 5-дневных сборов, обучение по военно-учетным специальностям: | |||||||
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
Общее количество |
15000 |
20000 |
20000 |
||||
По системе сборов |
5600 |
6200 |
7000. |
||||
Улучшение работы по подготовке специалистов в области патриотического воспитания и повышение качества патриотического воспитания: увеличение количества подготовленных специалистов области патриотического воспитания: | |||||||
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
Количество человек |
100 |
200 |
300; |
||||
увеличение количества специалистов, прошедших переподготовку: | |||||||
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||||
Количество человек |
120 |
240 |
360. |
||||
Повышение уровня духовно-нравственной культуры молодежи: повышение уровня гражданской идентичности; повышение степени готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества; совершенствование работы по подготовке молодежи к службе в армии | |||||||
Система организации контроля за исполнением Программы |
Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан организует планирование, взаимодействие и контроль реализации мероприятий Программы. Общий контроль за выполнением Программы осуществляет Кабинет Министров Республики Татарстан. Министерство по делам молодежи спорту и туризму Республики Татарстан представляет отчеты о ходе реализации Программы в Министерство экономики Республики Татарстан и ежегодно представляет информацию о ходе реализации Программы в Правительство Республики Татарстан |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Настоящая Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, одобренной 21.05.2003 на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 795.
Программа является логическим продолжением и развитием предыдущей республиканской программы "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан" на 2009-2010 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.12.2008 N 876, основной целью которой являлось создание системы патриотического воспитания в республике.
Настоящая Программа нацелена на совершенствование сложившейся системы, предполагает расширение совместной деятельности государственных структур и общественных организаций (объединений) в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания и призвана придать этому процессу дальнейшую динамику.
Основным элементом системы патриотического воспитания в республике является сформированная инфраструктура патриотического воспитания, объединяющая на принципах межведомственного взаимодействия органы государственной власти республики и органы местного самоуправления муниципальных образований, научные и образовательные учреждения, общественные организации (объединения), творческие союзы.
Ведущая роль в указанной инфраструктуре принадлежит институтам власти, инициирующим поддержку и развитие детских и молодежных общественных объединений патриотической направленности, создание дополнительных форм и механизмов взаимодействия. Именно они дают сигналы обществу о необходимости консолидации усилий молодежи, семьи, институтов гражданского общества, бизнеса, церкви для повышения действенности патриотического воспитания. Это подтверждают данные социологического исследования, проведенного Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан в 2010 году: 54 процента опрошенной молодежи республики считают, что в современных условиях необходимо привлечение внимания власти к проблемам патриотического воспитания.
Ведущим звеном инфраструктуры патриотического воспитания в нашей республике является автономное учреждение "Республиканский спортивно-патриотической центр "Патриот" (далее - Центр). Центром решаются задачи по организации мероприятий патриотической направленности, спортивных соревнований и сборов, увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества, развитию кадетского образования, поискового движения, подготовки молодежи к службе в армии, разработке программ, курсов и сборов для специалистов разных категорий в сфере патриотического воспитания.
Сегодня указанный Центр согласует деятельность республиканских структур патриотической направленности, осуществляя межведомственное взаимодействие с Общественной организацией "Комитет ветеранов (инвалидов) войны и военной службы Республики Татарстан", общественной молодежной организацией "Объединение "Отечество" Республики Татарстан (далее - ОМО "Объединение "Отечество"), некоммерческим партнерством "Снежный десант", общественно-государственным объединением "Региональная оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан" (далее - РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан), Министерством образования и науки Республики Татарстан, Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан, Координационным советом по воспитательной работе при Совете ректоров вузов Республики Татарстан, методическим объединением военных руководителей учреждений среднего профессионального образования Республики Татарстан и другими. Только в 2010 году Центром было проведено более 25 крупных мероприятий с общим охватом около 5300 человек в целях формирования качеств гражданина-патриота и ориентирования на выбор профессии для работы в правоохранительных структурах и службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Среди них: Всероссийская военно-патриотическая игра "Зарница", зимний молодежный поход "Марш Памяти - 2010", Всероссийская акция "Георгиевская ленточка", республиканская акция "День призывника" с вручением мобильных телефонов и "комплекта призывника" каждому уходящему на службу, военно-спортивные соревнования, слеты, фестивали и патриотические игры для кадетских школ, военно-патриотических клубов, поисковых отрядов Республики Татарстан.
Переход на новую организационно-правовую форму - общественно-государственное объединение - позволило РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан расширить спектр военно-учетных специальностей, кардинально увеличить количество призывников, прошедших подготовку по военно-учетным специальностям, создать центры допризывной подготовки молодежи.
Совместно с ветеранскими организациями и ОМО "Объединение "Отечество" проводится работа по расширению поискового движения, увековечению памяти защитников Отечества. Ежегодно более 600 ребят из гг. Казани, Набережные Челны, Нижнекамска и районов Республики Татарстан в составе поисковых экспедиций выезжают на розыск и захоронение останков солдат. Неоценима деятельность ОМО "Объединение "Отечество" по выпуску трехтомного всероссийского издания "Имена из солдатских медальонов", куда вошли сведения о 10510 погибших защитниках Отечества, чьи имена установлены поисковиками по найденным смертным медальонам. Ведется работа по созданию каталога воинских захоронений Республики Татарстан. Сегодня поисковые отряды сформированы во всех высших учебных заведениях и учреждениях среднего и начального профессионального образования республики, ими освоены новые направления поисковой деятельности.
Патриотическую работу по месту жительства организуют свыше 300 молодежных учреждений республики, в т.ч. 212 подростковых клубов по месту жительства в 22 городах и районах, из них 75 - патриотической, 47 - спортивной направленности. Ежегодно в среднем на 6 процентов увеличивается охват детей и молодежи, участвующих в мероприятиях патриотической направленности.
Организация патриотического воспитания дает свои результаты и охватывает большую часть молодежи благодаря совместной деятельности с общественными молодежными и детскими организациями. Сегодня из 100 зарегистрированных в республике организаций 40 имеют патриотическую направленность. Существенным импульсом в привлечении самой молодежи к патриотическому воспитанию явилась грантовая поддержка детских и молодежных организаций. Из 270 проектов, представленных на конкурс социально значимых проектов от общественных объединений в 2009 году, 50 - патриотической направленности.
Авангардом патриотического воспитания молодежи и профилактики социально-негативных явлений является Республиканский центр молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка "Форпост". В городах и районах республики действует 847 отрядов указанного центра с общим охватом около 10 тыс.человек.
Активно в работу по патриотическому воспитанию включились учебные заведения Республики Татарстан. Студенчество республики составляет свыше 250 тыс. человек. Формирует и определяет приоритеты воспитательной работы координационный совет по воспитательной работе при Совете ректоров вузов Республики Татарстан, которым совместно с Военным комиссариатом Республики Татарстан разработан комплексный план мероприятий по обеспечению призыва на военную службу граждан - выпускников учреждений высшего профессионального образования. Призывными комиссиями были приняты решения о призыве и отправке в войска в отношении 2016 человек из 6113 выпускников учреждений высшего профессионального образования 2010 года, что составляет 33 процента. В армию призваны почти 70 процентов выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
В патриотическом воспитании задействован и такой социальный институт, как музеи. Сегодня в Республике Татарстан насчитывается более 850 школьных краеведческих музеев, в каждом из которых есть экспозиции о ветеранах Великой Отечественной войны, подвигах нашего народа. Центрами патриотического воспитания стали музей-мемориал Великой Отечественной войны, находящийся на территории государственного учреждения "Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Казанский Кремль", музей поискового движения в Центре. В музеях проходят встречи с ветеранами, тружениками тыла, мероприятия, приуроченные к дням воинской славы и памятным датам, основными участниками которых являются воспитанники Казанского суворовского военного училища, кадетского корпуса, военнослужащие, школьники, студенты, работники трудовых коллективов.
На сегодняшний день практически все муниципальные образования республики заключили соглашения о сотрудничестве с воинскими частями, в рамках которых активно реализуются социально значимые мероприятия. Неслучайно многие призывники Татарстана хотят служить в тех воинских частях, с которыми республику объединяют шефские связи.
Важным элементом системы формирования патриотизма является разнообразие направлений, форм и методов работы с молодежью: проведение военно-спортивных игр, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн, смотров-конкурсов строевой песни, уроков мужества, городских и республиканских акций "День призывника", ежегодной военно-спортивной игры "Зарница".
Традиции всесоюзных игр "Зарница" и "Орленок" продолжила Всероссийская военно-спортивная игра "Победа". Игра проводилась в рамках государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2005 N 422. Финал игры "Победа" 2010 года состоялся в г. Казани на базе Казанского высшего военного командного училища с участием 550 школьников, руководителей и тренеров из 35 субъектов Российской Федерации. Всем участникам финала игры "Победа" были вручены сотовые телефоны, сумки призывника, сувениры с символикой Республики Татарстан. Торжественное открытие финала прошло с участием первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф. Муратова, представителей Департамента молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Государственного Совета Республики Татарстан, центрального совета Российской оборонной спортивно-технической организации - РОСТО (ДОСААФ). Первое общекомандное место заняла команда Чистопольского района Республики Татарстан.
В системе воспитания духовно развитого молодого поколения республики большое значение имеет использование государственных символов. Проведение спортивных соревнований, военно-патриотических мероприятий в нашей республике начинается с поднятия государственных флагов и исполнения гимнов Российской Федерации и Республики Татарстан. Элементы государственной символики также используются при оформлении мест проведения мероприятий, информационных и презентационных материалов.
Положительный опыт республики в проведении патриотической работы неоднократно отмечался на всероссийском уровне. Уникальную работу по организации и проведению первого этапа Всероссийского конкурса "Растим патриотов России" проделала Общественная организация "Комитет ветеранов (инвалидов) войны и военной службы Республики Татарстан". Осуществлен комплексный подход не только в содержательной части, но и в организации конкурса. Итогом проделанной работы стало заслуженное первое место вышеуказанной организации среди других ветеранских организаций в России. В докладе Правительству Российской Федерации, подготовленному Российским государственным военным историко-культурным центром при Правительстве Российской Федерации, об итогах выполнения в 2009 году мероприятий государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" отмечаются значительные достижения Республики Татарстан. По итогам работы Центральной конкурсной комиссии Министерства обороны Российской Федерации во Всероссийском смотре-конкурсе на лучшую подготовку граждан к военной службе, организацию и проведение призыва последние три года Республика Татарстан занимала I место.
Формирование гражданственности и патриотизма молодежи является ключевой задачей модернизации России и Республики Татарстан. В Концепции модернизации образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, подчеркивалось, что важнейшими задачами воспитания должны стать формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности.
По данным социологического исследования, проведенного Республиканским центром молодежных, инновационных и профилактических программ в 2010 году, молодежь Республики Татарстан проявляет достаточный патриотический настрой. Патриотами Российской Федерации считают себя 73 процента респондентов.
Победу нашей страны в Великой Отечественной войне молодежь относит к событиям, которые вызывают чувство гордости за свою родину. 75,1 процента отметили именно это событие. Соответственно, почти три четверти опрошенных (74,3 процента) считают, что у современной молодежи есть определенные обязанности перед Родиной.
В исследовании отмечается высокий уровень гражданской идентичности: 64,9 процента опрошенных в полной мере ощущают себя гражданами Российской Федерации.
Уровень толерантности молодежи Республики Татарстан к представителям других рас, конфессий, национальностей достаточно высок. Наблюдается высокая степень готовности принять в качестве граждан Российской Федерации жителей родного города, коллег, соседей по дому, представителей других рас (доля около 60 процентов), представителей других конфессий (доля около 65-69 процентов), представителей других национальностей (доля около 70 процентов). У молодежи республики не находят поддержки экстремистские организации - более 80 процентов молодежи оценивают их деятельность негативно.
Результаты республиканского социологического исследования говорят об изменении отношения к военной службе: нет стопроцентной боязни службы в армии, как это было буквально несколько лет назад, юноши с большим желанием идут учиться в кадетские классы, суворовские и военные училища. Однако сохраняется неоднозначное отношение молодежи к службе в армии. Значительная доля юношей (47 процентов) готова служить в армии, имеет патриотический настрой и желание совершенствовать свои личностные качества. В то же время 43 процента склонны такой службы избежать, опасаясь неуставных отношений и дедовщины. Подобные тенденции наблюдаются и в целом по России: по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ), 50 процентов населения не хотят, чтобы их родные и близкие родственники служили в армии.
Тем не менее в обществе сохраняется социальный запрос на развитие и совершенствование системы патриотического воспитания, что требует пролонгации Программы в этой области.
Государственная поддержка системы патриотического воспитания в Республике Татарстан сегодня препятствует развитию негативных тенденций в молодежной среде, но, по мнению молодежи, сегодня необходима модернизация инфраструктуры существующей системы патриотического воспитания. Так, 38 процентов представителей молодого поколения республики считают, что сегодня необходимы развитие и модернизация молодежных учреждений, занимающихся патриотическим воспитанием, 36 процентов указывают на необходимость повышения качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, 32 процента - на необходимость привлечения к участию в патриотическом воспитании общественных организаций (объединений), научных и образовательных учреждений, трудовых коллективов. Значительную роль в модернизации инфраструктуры может сыграть развитие сети спортивно-оздоровительных и военно-патриотических лагерей для детей и молодежи.
Трудовые коллективы производственных предприятий и организаций в недостаточной степени включены в процесс патриотического воспитания. Рост количества общественных организаций и подростковых клубов патриотической направленности требует системного подхода в обеспечении их взаимодействия и целенаправленной поддержки.
Ключевым партнером государства в духовно-нравственном воспитании молодежи могут стать традиционные религии, так как они являются уникальным и естественным источником таких социальных ценностей, как прочная многодетная семья, бережное отношение к своему здоровью и здоровью своих детей, их нравственное воспитание, жертвенный патриотизм, готовность служить своему Отечеству, верность, честность, уважение к власти, воинская доблесть и честь, трудолюбие, уважение к старшим, забота о стариках и больных. Не используются возможности совместных с религиозными сообществами образовательных, воспитательных и реабилитационных проектов для молодежи. Актуальной остается задача более активного привлечения к патриотическому воспитанию граждан с помощью средств массовой информации, возможностей сети Интернет.
Актуальным является поиск действенных путей воспитательной патриотической работы (в том числе и с неорганизованной молодежью), ее инновационных форм. Недостаточная эффективность работы по воспитанию патриотизма приводит к утрате осознания важности патриотического воспитания. По данным ВЦИОМ, в 2009 году лишь 17 процентов россиян считали, что необходимо воспитывать в своих детях патриотизм и любовь к Родине (против 30 процентов в 2006 году). Наиболее эффективными мероприятиями по воспитанию патриотизма татарстанские респонденты считают проведение встреч с ветеранами (52,7 процента), посещения воинских частей, знакомство с жизнью и бытом военнослужащих, проходящих службу по призыву (34,4 процента), проведение конференций, семинаров, круглых столов по проблемам военно-патриотического и гражданского воспитания (34,4 процента), размещение рекламных щитов, стендов и плакатов патриотической направленности (29,9 процента), проведение встреч участников поисковых объединений с ветеранами войны, журналистами, руководителями различных министерств и ведомств (27,7 процента). Оценка эффективности мероприятий по воспитанию патриотизма находится в прямой зависимости от того, насколько часто такие мероприятия проводятся.
Ключевой задачей остается формирование гражданственности и патриотизма. Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в июне 2010 года, количество россиян, считающих себя патриотами, незначительно, но уменьшается (с 88 процентов в 2008 году до 84 процентов в 2010 году). При отсутствии государственной поддержки эта тенденция может проявиться в молодежной среде нашей республики, где уже сегодня 20 процентов молодежи не считают себя патриотами Российской Федерации.
Требует серьезной и долговременной работы формирование у молодежи готовности служить Отечеству. Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации и обеспечение социальных льгот и образовательно-карьерных преференций для тех молодых людей, которые прошли службу в армии, также смогут оказать положительное влияние на формирование морально-этического аспекта гражданственности молодежи.
В последние годы наблюдается большое разнообразие маргинальных субкультур, развивающихся в молодежной среде. Экстремистские проявления в молодежной среде, в особенности откровенно фашистского и националистического характера, могут стать угрозой социальной и межнациональной стабильности в Татарстане и обществе в целом. Российские исследования отмечают тенденцию повышения ксенофобии (в первую очередь этнофобий и мигрантофобии) и снижения уровня социального и межличностного доверия и толерантности у подростков и молодежи. Имеются недоработки и в учебных заведениях республики: лишь 19,5 процента респондентов указали, что в их учебных заведениях проводятся мероприятия по профилактике экстремизма. Большинство же не знакомы с такими мероприятиями.
Образовательные учреждения и учреждения культуры испытывают сложности с методическим обеспечением, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания, внедрением программ, ориентированных на формирование у подростков и молодежи толерантности, миролюбия, достижения социального согласия, на противодействие социальной агрессии, национальным конфликтам, экстремизму, терроризму. В современных условиях сохраняется актуальность доработки ряда законодательных и нормативных актов по патриотическому воспитанию, в частности, по профилактике терроризма и экстремизма - на это указывают 39,7 процента опрошенных. Нет преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов. Недостаточно развиты военно-прикладные виды спорта.
Очевидно, что в настоящее время развитие системы патриотического воспитания в Республике Татарстан требует комплексного и системного подхода, т.е. использования программно-целевого метода решения данной проблемы.
Можно выделить следующие основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:
комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы учитывают различные аспекты патриотического воспитания молодежи в Республике Татарстан;
распределение полномочий и ответственности. В рамках Программы проводится четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти Республики Татарстан. Программой определены мероприятия, в осуществлении которых предлагается принять участие органам местного самоуправления и различным организациям. Данный подход позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы. В рамках Программы определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий. Программно-целевой метод решения данной проблемы позволит реализовать целый ряд конкретных проектов, в противном случае система патриотического воспитания в Республике Татарстан не сможет стать эффективной.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы и координации действий, направленных на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами.
II. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются развитие и модернизация системы патриотического воспитания, обеспечивающей поддержание общественной и экономической стабильности в республике, формирование у детей и молодежи Республики Татарстан гражданской идентичности, высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, толерантности, культуры межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
совершенствование инфраструктуры патриотического воспитания;
развитие межведомственного взаимодействия органов государственной власти республики с органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями патриотической направленности, учреждениями системы образования, средствами массовой информации, творческими и религиозными организациями;
осуществление деятельности по формированию у детей и молодежи гражданской идентичности, патриотического, морально-нравственного и толерантного мировоззрения, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите Отечества;
военно-профессиональное ориентирование молодежи, ее подготовка к военной службе;
совершенствование направлений и форм работы по патриотическому воспитанию молодежи;
повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, общественных объединениях;
развитие нормативной правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;
научное и информационное обеспечение патриотического воспитания;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Ожидаемые результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) изложены в разделе VI Программы.
III. Перечень программных мероприятий
1. Модернизация системы патриотического воспитания.
Системой мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:
определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;
обогащение содержания патриотического воспитания;
развитие инновационных форм и методов патриотического воспитания;
поисковая работа и увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;
воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
обеспечение взаимодействия с муниципальными образованиями в Республики Татарстан в области патриотического воспитания;
совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания;
проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств у детей, юношества и молодежи в Республике Татарстан;
совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания;
повышение эффективности работы по патриотическому воспитанию путем нормативно-правового регулирования процессов, протекающих в системе патриотического воспитания.
2. Подготовка граждан к военной службе.
Системой мер по подготовке граждан к военной службе предусматривается ряд мероприятий, направленных на:
повышение престижа военной службы;
оздоровление, физическую и психологическую подготовку молодежи;
популяризацию военно-прикладных, спортивно-технических видов спорта;
повышение образовательного уровня призывников, получение ими военно-учетных специальностей;
обучение граждан основам военной службы.
3. Информационное, научно-теоретическое и методическое обеспечение в области патриотического воспитания.
Системой мер по развитию информационных, научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания предусматривается:
продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности;
разработка комплекса учебных и специальных программ и методик в области патриотического воспитания;
разработка форм, методов и средств патриотического воспитания у детей, юношества и молодежи в Республике Татарстан;
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы;
развитие активных форм общественно-воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания жителей Республики Татарстан;
создание условий для более широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма, формирование государственного заказа на производство продукции патриотической направленности организациями культуры, искусства и средствами массовой информации;
противодействие попыткам дискредитации, девальвации патриотической идеи в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства;
поддержка патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати, произведениях литературы и искусства;
содействие развитию творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания;
обеспечение работникам средств массовой информации доступа к информационным ресурсам архивов, музеев, библиотек для подготовки материалов по патриотическому воспитанию.
План мероприятий по реализации Программы приведен в приложении к ней.
Постановлением КМ РТ от 15 мая 2012 г. N 373 раздел IV настоящей Программы изложен в новой редакции
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы необходимо для реализации запланированных мероприятий. Объем финансирования Программы из бюджета Республики Татарстан в 2011 году составит 10000,0 тыс. рублей, в 2012 году - 10000,00 тыс. рублей, в 2013 году - 10000,00 тыс. рублей. На протяжении срока реализации Программы предусмотрено финансирование за счет бюджетных ассигнований по министерствам и ведомствам - участникам Программы.
Финансирование расходов исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и организаций, связанных с реализацией мероприятий Программы, осуществляется в пределах средств, выделяемых на текущую деятельность указанных органов - исполнителей Программы, и предусматривается в их сметах. Из запланированного объема финансирования Программы на 2011 год Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан предусмотрено 7350,0 тыс. рублей, Министерству образования и науки Республики Татарстан - 1470,0 тыс. рублей, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - 330,0 тыс. рублей, Министерству культуры Республики Татарстан - 300,0 тыс. рублей, Министерству здравоохранения Республики Татарстан - 100,0 тыс. рублей, Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан - 60,0 тыс. рублей, Республиканскому агентству по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" - 290,0 тыс. рублей, Академии наук Республики Татарстан - 100,0 тыс. рублей.
Из запланированного объема финансирования Программы на 2012 год Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан предусмотрено 7350,0 тыс. рублей, Министерству образования и науки Республики Татарстан - 470,0 тыс. рублей, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - 330,0 тыс. рублей, Министерству культуры Республики Татарстан - 300,0 тыс. рублей, Министерству здравоохранения Республики Татарстан - 200,0 тыс. рублей, Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан - 60,0 тыс. рублей, Республиканскому агентству по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" - 290,0 тыс. рублей.
Из запланированного объема финансирования Программы на 2013 год Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан предусмотрено 7350,0 тыс. рублей, Министерству образования и науки Республики Татарстан - 1470,0 тыс. рублей, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - 330,0 тыс. рублей, Министерству культуры Республики Татарстан - 300,0 тыс. рублей, Министерству здравоохранения Республики Татарстан - 200,0 тыс. рублей, Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан - 60,0 тыс. рублей, Республиканскому агентству по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" - 290,0 тыс. рублей.
V. Механизм реализации Программы
Главным исполнителем Программы является Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. Исполнителями Программы являются: Министерство образования и науки Республики Татарстан, Военный комиссариат Республики Татарстан (по согласованию), Министерство культуры Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, РОСТО (ДОСААФ) Республики Татарстан (по согласованию), Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" (по согласованию), Академия наук Республики Татарстан (по согласованию), иные организации исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, а также организации, осуществляющие проведение мероприятий, предусмотренных в приложении к Программе. Исполнители Программы до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляют в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан информацию о выполнении мероприятий Программы, предусмотренных планом согласно приложению к ней. Обобщенный материал Министерство по делам по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан направляет в Координационный совет по патриотическому воспитанию при призывной комиссии Республики Татарстан.
В рамках реализации Программы предполагается осуществление исполнителями следующих функций:
разработка ими программ (планов) патриотического воспитания и организация их реализации (с указанием конкретных работ по выполнению Программы, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования);
проведение совместно с органами местного самоуправления мероприятий по привлечению общественных организаций (объединений) к решению задач патриотического воспитания.
Органам местного самоуправления предлагается на основе Программы во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан осуществить:
проведение мероприятий согласно приложению к Программе;
разработку муниципальных программ патриотического воспитания с учетом особенностей муниципального образования, организацию их реализации;
обеспечение финансирования мероприятий муниципальных программ за счет средств местных бюджетов с привлечением в установленном порядке средств внебюджетных источников;
создание местных координационных советов по патриотическому воспитанию.
Исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан осуществляют процесс патриотического воспитания в пределах своих полномочий, объединяют свои усилия для обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания в целом.
VI. Оценка эффективности Программы
При реализации Программы предполагается достижение положительных результатов со следующими количественными показателями:
1) модернизация инфраструктуры патриотического воспитания в республике:
увеличение количества детей и молодежи, состоящих в патриотических объединениях, клубах, центрах:
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Количество человек |
9600 |
19200 |
30000; |
увеличение охвата детей и молодежи мероприятиями патриотической направленности:
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Количество человек |
28000 |
34000 |
40000; |
увеличение количества участников поискового движения:
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Количество человек |
750 |
850 |
850; |
2) совершенствование работы по подготовке молодежи к службе в армии:
увеличение количества военно-спортивных профильных патриотических смен в оздоровительных лагерях:
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Количество смен |
38 |
46 |
54; |
увеличение количества детей и молодежи, прошедших подготовку в военно-спортивных лагерях:
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Количество человек |
2000 |
4000 |
5000; |
увеличение количества детей и молодежи, получивших третий спортивный разряд в военно-спортивных лагерях:
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Количество человек |
300 |
400 |
600; |
увеличение количества молодежи, прошедшей подготовку к армии, т.ч. обучение по системе 5-дневных сборов, обучение по военно-учетным специальностям:
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Общее количество |
15000 |
20000 |
20000 |
По системе сборов |
5600 |
6200 |
7000; |
3) улучшение работы по подготовке специалистов в области патриотического воспитания и повышение качества патриотического воспитания:
увеличение количества подготовленных специалистов в области патриотического воспитания:
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Количество человек |
100 |
200 |
300; |
увеличение количества специалистов, прошедших переподготовку:
Годы |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Количество человек |
120 |
240 |
360. |
Качественными показателями реализации Программы являются:
повышение уровня духовно-нравственной культуры молодежи;
повышение уровня гражданской идентичности;
повышение степени готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества.
Постановлением КМ РТ от 4 апреля 2013 г. N 226 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к долгосрочной целевой программе
"Патриотическое воспитание молодежи
Республики Татарстан на 2011-2013 годы"
План мероприятий
по реализации долгосрочной целевой программы "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011-2013 годы"
4 апреля 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы является развитие и модернизация системы патриотического воспитания, обеспечивающей поддержание общественной и экономической стабильности в республике, формирование у детей и молодежи Республики Татарстан гражданской идентичности, высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, толерантности, культуры межэтнических и межконфессиональных отношений. Сроки реализации Программы - 2011-2013 годы.
Объем финансирования Программы за счет средств бюджета республики в 2011 году составит 10000,0 тыс.руб. На протяжении срока реализации Программы предусмотрено финансирование согласно сводным сметам министерств - участников Программы. Финансирование расходов исполнительных органов государственной власти республики и организаций, связанных с реализацией мероприятий Программы, осуществляется в пределах средств, выделяемых на текущую деятельность указанных органов - исполнителей Программы, и предусматривается в их сметах.
Главным исполнителем Программы является Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. Приведен план мероприятий Программы.
Ожидаемые результаты реализации Программы: модернизация инфраструктуры патриотического воспитания в республике, увеличение количества детей и молодежи, состоящих в патриотических объединениях, клубах; участвующих в мероприятиях патриотической направленности; рост количества участников поискового движения, увеличение военно-спортивных профильных патриотических смен в оздоровительных лагерях, совершенствование работы по подготовке молодежи к службе в армии и др.
Постановление КМ РТ от 17 марта 2011 г. N 204 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011-2013 годы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, N 19, 18 мая 2011 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 ноября 2023 г. N 1414 настоящий документ признан утратившим силу с 3 ноября 2023 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 мая 2022 г. N 486
Изменения вступают в силу с 25 мая 2022 г.
Постановление КМ РТ от 4 апреля 2013 г. N 226
Постановление КМ РТ от 15 мая 2012 г. N 373