Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 20 июня 2003 г. N А06-1503у-21/02
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Астраханьгазпром", п.Аксарайский Красноярского района Астраханской области,
на постановление апелляционной инстанции от 12 марта 2003 г. Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-1503у-21/02,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Астраханьгазпром", п.Аксарайский Красноярского района Астраханской области к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Астраханской области, с.Красный Яр о признании бездействия налогового органа незаконным, в судебном заседании объявлен перерыв до 20 июня 2003 г. до 10 часов 00 минут,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Астраханьгазпром" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Астраханской области. В судебном заседании заявитель уточнил свои требования, просит обязать Межрайонную инспекцию произвести зачет в счет предстоящих платежей ООО "Астраханьгазпром", излишне уплаченных сумм налога на имущество за период с 01.01.1996 г. по 31.12.1998 г.
Решением Арбитражного суда от 16.01.2003 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2003 г. решение отменено. В удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Оспаривая постановление апелляционной инстанции от 12.03.2003 г. ООО "Астраханьгазпром" просит его отменить ввиду нарушения судом норм материального права.
По мнению заявителя жалобы в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В соответствии с подпунктом 5 п.1 этой же статьи налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных налогов. Временные ограничения, установленные для налоговых органов при проведении проверок (3-х годичный срок), не могут влиять на данные права налогоплательщиков, поскольку касаются только налоговых органов. На зачет, предусмотренный пунктом 8 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации, срок не предусмотрен (Определение конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 г. N 173).
Суд кассационной инстанции рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии с п.1 ст.286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность постановления апелляционной инстанции, кассационную жалобу заявителя считает подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Астраханьгазпром" заявлением от 09.07.2002 г. N 08-01/520 обратилось в Межрайонную инспекцию МНС Российской Федерации N 1 по Астраханской области о зачете излишне уплаченного налога на имущество за период с 01.01.1996 г. по 31.12.2001 г.
Основанием для такого обращения послужило то обстоятельство, что в соответствии с п. "г" ст.5 Федерального закона "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.1991 г. N 2030-1 стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания, магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов.
Межрайонная инспекция решением N 370а от 16.07.2002 г. произвела зачет суммы излишне уплаченного налога на имущество за период с 01.01.1999 г. по 31.12.2001 г. в общей сумме 1577651 руб. На сумму 4739932 в зачете отказано.
Письмом N 2908 от 23.07.2002 г. налоговый орган сообщил, что не принимает уточненные декларации заявителя за период с 01.01.1996 г. по 31.12.1998 г., поскольку заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течении 3-х лет со дня уплаты указанной суммы.
Суд первой инстанции признав требование общества законным сослался на то, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает, что заявление о зачете излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет.
Согласно п.2 ст.1 Налогового кодекса Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм регулируется главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации регулирующая зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени не предусматривает сроков обращения для зачета налога и сбора.
Указанная статья не содержит ссылку на главу 13 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии основания и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В целях получения льготы налогоплательщик представляет налоговому органу документы, подтверждающие право на льготу по налогам.
Доводы налоговой инспекции в отзыве на кассационную жалобу заявителя о том, что его право ограничено п.1 ст.87 Налогового кодекса Российской Федерации на проверку факта переплаты налога на имущество при камеральной проверке суд кассационной инстанции считает не правомерным и противоречащим главе 14 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия выводы суда апелляционной инстанции о том, что истекли сроки для зачета, суд кассационной инстанции считает ошибочной, так как налоговая инспекция не доказала, что права общества в части проверки дополнительных расчетов по камеральной проверки ограничен трех годичным сроком.
На основании изложенного, руководствуясь п.5 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду п/п.5 п.1 ст.287 указанного кодекса.
Постановление апелляционной инстанции от 12 марта 2003 г. Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-1503у-21/02 отменить. Кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Астраханьгазпром" удовлетворить. Оставить в силе решение Арбитражного суда Астраханской области от 16.01.2003 г.
Суду первой инстанции выдать обществу с ограниченной ответственностью "Астраханьгазпром" в соответствии со ст.326 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поворот исполнения решения после предоставления ООО "Астраханьгазпром" доказательств списания с него сумм государственной пошлины по апелляционной жалобе.
ООО "Астраханьгазпром" выдать справку на возврат государственной пошлины по кассационной жалобе в размере 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 июня 2003 г. N А06-1503у-21/02
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании