Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 15 июля 2004 г. N А12-7767/04-С36
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г.Волгограда,
на решение от 20 мая 2004 года по делу N А12-7767/04-С36 Арбитражного суда Волгоградской области,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городской ломбард" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г.Волгограда о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городской ломбард" (далее ООО "Городской ломбард") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г.Волгограду от 30.12.2003 г. N 16-28/117 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявленные требования основаны на том, что денежные средства, полученные заявителем от реализации заложенного имущества на торгах, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком предъявлен и принят судом встречный иск, в котором изложены требования о взыскании с ООО "Городской ломбард" суммы налоговых санкций в размере 17699 руб., к уплате которых налогоплательщик привлечен на основании оспариваемого решения налогового органа.
Решением арбитражного суда от 20.05.2004 г. требования ООО "Городской ломбард" удовлетворены. Решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г.Волгограда от 30.12.2003 г. N 16-28/117 признано недействительным. В удовлетворении встречных требований Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г.Волгограда о взыскании с ООО "Городской ломбард" налоговых санкций в размере 17699 руб. отказано.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г.Волгограда просит об отмене судебного акта, полагая, что арбитражным судом нормы материального права применены неправильно. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога.
Кроме того, вывод арбитражного суда о том, что утрата права на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в том случае, когда выручка от реализации превышает 1000000 руб. за каждый календарный месяц из трех последовательных, а не в совокупности за три месяца, не соответствует налоговому законодательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившегося представителя истца, суд кассационной инстанции для удовлетворения жалобы оснований не находит.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Городской ломбард" в течение 2003 года использовало предусмотренное статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 4 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком для подтверждения наличия этого права на следующий налоговый период в налоговый орган были представлены налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за сентябрь, октябрь и ноябрь 2003 года, в которых стоимость реализованных в данных налоговых периодах товаров была указана в размере: за сентябрь 2003 года - 491789 руб. (в том числе 306338 руб., полученные от реализации заложенного имущества на торгах), за октябрь 2003 года - 513211 руб. (в том числе 313552 руб., полученные от реализации заложенного имущества на торгах) и за ноябрь 2003 года - 406892 руб. (в том числе 349524 руб., полученные от реализации заложенного имущества на торгах).
В представленных декларациях сумма налога на добавленную стоимость налогоплательщиком к уплате в бюджет не исчислена.
В результате камеральной проверки представленных налоговых деклараций налоговым органом было установлено, что совокупная выручка за три месяца превысила 1000000 руб., что явилось основанием для применения налоговым органом пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации и восстановления к уплате в бюджет налога на добавленную стоимость в размере 88496 руб. с сумм, полученных налогоплательщиком от реализации заложенного имущества на торгах.
Кроме того, данные действия налогоплательщика квалифицированы налоговым органом как налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации с привлечением к ответственности в виде штрафа в размере 17699 руб., который является предметом встречных требований налогового органа.
Удовлетворяя требования налогоплательщика и отказывая налоговому органу в иске о взыскании штрафных санкций, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость признает операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе по реализации предметов залога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пункт 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации под реализацией товаров организацией признает передачу на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары.
Предметом деятельности ломбарда является выдача гражданам краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, которое предназначено для личного потребления (статья 358 Гражданского кодекса Российской Федерации). Эта же норма предусматривает, что ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными вещами.
Следовательно, реализация заложенного имущества граждан на торгах, организованных ломбардом, не может рассматриваться как реализация им товара (работ или услуг) ввиду того, что ломбард, не имеет права собственности на заложенное имущество.
Кроме того, необходимо учитывать, что целью реализации заложенного имущества на торгах является не получение ломбардом дохода, а погашение требований ломбарда к залогодателю. При этом превышающая такие требования сумма, полученная от реализации имущества, подлежит возврату собственнику имущества - залогодателю (пункт 6 статьи 350 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае объект налогообложения налогом на добавленную стоимость при реализации заложенного имущества возникает у залогодателя (при условии, что он является плательщиком этого налога), а не у залогодержателя, реализующего его имущество.
Ломбард оказывает финансовые услуги по предоставлению займа в денежной форме, которые в соответствии с подпунктом 15 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Ошибочное отражение налогоплательщиком в налоговых декларациях данных сумм в качестве стоимости реализованных товаров не может являться основанием для утверждения о наличии у налогоплательщика обязанности по уплате начисленных налоговым органом сумм налога на добавленную стоимость, так как фактически такая обязанность у него отсутствует.
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что исчисление налоговым органом налога на добавленную стоимость от суммы, полученной ООО "Городской ломбард" от реализации заложенного имущества граждан на торгах, произведено с нарушением требований статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, так как не учтены положения, содержащиеся в статьях 350 и 358 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, произведено в условиях фактического отсутствия события налогового правонарушения, что в соответствии со статьей 109 Налогового кодекса Российской Федерации является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
С учетом изложенного, решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г.Волгограда от 30.12.2003 г. N 16-28/117 правомерно признано недействительным, а в удовлетворении встречных требований налогового органа о взыскании с ООО "Городской ломбард" налоговых санкций в размере 17699 руб. отказано также правильно.
При изложенных обстоятельствах другие доводы налогового органа не влияют на законность и обоснованность судебного акта.
Правовых оснований к отмене или изменению решения арбитражного суда не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.05.2004 г. по делу N А12-7767/03-с36 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району г.Волгограда - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 июля 2004 г. N А12-7767/04-С36
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве