Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 31 августа 2004 г. N А65-658/2004-СА1-19
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 20 по Республике Татарстан, г.Нижнекамск Республики Татарстан,
на решение от 5 марта 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 1 июня 2004 года по делу N А65-658/2004-СА1-19 Арбитражного суда Республики Татарстан,
по заявлению Государственного учреждения отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел г.Нижнекамска к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 20 по Республике Татарстан, г.Нижнекамск Республики Татарстан, о признании недействительным решения от 09.01.2004 г. N 1/12,
установил:
Государственное учреждение отдела вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел г.Нижнекамска (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 20 по Республике Татарстан от 09.01.2004 г. N 1/12 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 05.03.2004 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.06.2004 г., заявленные требования удовлетворены: решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 20 по Республике Татарстан признано недействительным.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 20 по Республике Татарстан просит об отмене судебных актов, полагая, что судами нарушены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей сторон, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка соблюдения заявителем налогового законодательства за период с 01.01.2000 г. по 31.12.2002 г., по результатам которой был составлен акт от 10.12.2003 г. N 197/12, на основании которого было принято решение от 09.01.2004 г. N 1/12 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, налога на рекламу и на содержание милиции, непредставление расчетов по единому налогу на вмененный доход, а также о доначислении к уплате вышеуказанных налогов.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения. Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов), полученная налогоплательщиком. В соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки, и в той мере, в которой такую выгоду возможно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на прибыль (доход) организаций", то есть применительно к юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
В соответствии с Положением о Государственном учреждении - отделе вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел г.Нижнекамска Республики Татарстан, утвержденным 13.08.1999 г., отдел входит в состав милиции общественной безопасности и руководствуется в своей деятельности Законом Российской Федерации от 18.04.1991 г. N 1026-1 "О милиции".
Положение статьи 1 указанного Закона относит милицию в Российской Федерации к системе государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных этим Законом и другими федеральными законами.
Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Охрана на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащего им имущества в силу статьи 10 Закона "О милиции" является одной из обязанностей милиции.
Положением статьи 35 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 г. N 1026-1 "О милиции" предусмотрено финансирование милиции не только за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, но и за счет средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать расходы на содержание милиции в пределах имеющихся в их распоряжении средств.
Подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров.
Внебюджетные средства используются для улучшения материально-технического обеспечения подразделений милиции, социального обеспечения сотрудников милиции и стимулирования их труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. N 589, определено, что одной из основных задач вневедомственной охраны является охрана имущества собственников на основе договоров (пункт 2) и при этом ее содержание (пункт 10) осуществляется за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Таким образом, законодательно определено, что подразделения вневедомственной охраны МВД России входят в структуру федеральных органов исполнительной власти, на которые государством возложена функция по охране объектов, с особым порядком их финансирования.
Порядок формирования их структуры и штата определен пунктом 6 вышеназванного Положения. Вопросы оплаты труда решаются в соответствии со штатным расписанием, Положением о службе в органах внутренних дел, утвержденным постановлением Верховного Совета РСФСР от 23.12.1992 г., внутриведомственными документами МВД России.
Кроме того, порядок формирования цен (тарифов) на охрану объектов и составления смет регламентирован внутренними документами МВД России. Применяемые в настоящее время Методические указания о порядке формирования тарифов на услуги по охране объектов и квартир граждан, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, согласованные с Министерством экономики Российской Федерации от 28.10.1999 г., а также примерный сметный расчет стоимости содержания одной единицы сотрудников вневедомственной охраны не предусматривают получение прибыли.
Проанализировав нормативный материал, суды пришли к правильному выводу о том, что для подразделений вневедомственной охраны регламентировано целевое использование денежных средств, поступающих за охрану объектов по договорам, и при этом получение прибыли законодательно не предусмотрено, следовательно, объект налогообложения налогом на прибыль отсутствует.
В соответствии с пунктом 14 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются при определении налоговой базы доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду пп.14 п.1 ст.251 НК РФ
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации признаются бюджетными учреждениями. Положением о МВД России предусмотрено право оперативного управления движимым и недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, и, следовательно, подразделения вневедомственной охраны следует относить к бюджетным учреждениям, а средства, поступающие по договорам, к целевым. В соответствии со статьями 41, 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации и с Законом Российской Федерации "О бюджетной классификации в Российской Федерации" доходы от платных услуг, оказываемых учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов государственной власти, составляют неналоговые доходы бюджета.
В связи с тем, что отсутствует объект налогообложения по налогу на прибыль, отдел вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел г.Нижнекамска судами правомерно не признан плательщиком налога на прибыль организаций.
В решении налогового органа указано, что заявителем не включены в объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость операции (выручку) по реализации услуг по техническому обслуживанию ОПС, техническому надзору и обследованию объектов, реализации автомашин в счет заработной платы работникам, от реализации товаров и услуг, использованных для собственных нужд.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.
В то же время, согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются реализацией товаров (работ, услуг), а следовательно, и объектом налогообложения, выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством субъектов Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Поскольку подразделения вневедомственной охраны входят в систему органов государственной власти, осуществляют свою деятельность, руководствуясь Законом Российской Федерации от 18.04.1991 г. N 1026-1 "О милиции", Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. N 589, они не являются плательщиками данного налога.
Довод налогового органа о правомерном начислении заявителю налога на рекламу проверен судами и обоснованно признан несостоятельным.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству, правовых оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 05.03.2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 01.06.2004 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-658/2004-СА1-19 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 20 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 августа 2004 г. N А65-658/2004-СА1-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании