Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 28 апреля 2005 г. N А06-2106/2-16/04
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования "Ахтубинский район" в лице Комитета имущественных отношений администрации МО "Ахтубинский район",
на решение от 17 ноября 2004 г. и постановление апелляционной инстанции от 25 января 2005 г. по делу N А06-2106/2-16/04 Арбитражного суда Астраханской области,
по иску муниципального образования "г.Ахтубинск и Ахтубинский район" в лице Комитета имущественных отношений администрации МО "г.Ахтубинск и Ахтубинский район" к Территориальному управлению Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Астраханской области, Учреждению юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Астраханской области о прекращении права собственности,
установил:
Муниципальное образование "Ахтубинский район" в лице Комитета имущественных отношений администрации Муниципального образования "Ахтубинский район" (далее - МО "Ахтубинский район") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Астраханской области и Учреждению юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Астраханской области - ныне Управление Федеральной регистрационной службы по Астраханской области о прекращении права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 101236 га с кадастровым номером 30:01:170201:ХХХ, находящийся по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, вдоль железной дороги "Волгоград-Астрахань" на север до границы с Республикой Казахстан.
Решением от 17.11.2004 в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 25.01.2005 решение оставлено без изменения.
Суды первой и апелляционной инстанции мотивировали судебные акты тем, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности в силу признания его таковым пунктом 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне", истец не представил суду доказательств для удовлетворения иска, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает такого способа защиты гражданских прав как подача иска о прекращении права собственности.
МО "Ахтубинский район", обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а иск удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на неправильное толкование и нарушение судами статей 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статей 87, 93 Земельного кодекса Российской Федерации, необоснованность выводов судов об отсутствии доказательств в удовлетворении иска и неправомерность применения статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, согласно кадастровому плану земельного участка от 14.04.2003 N 21/03-01-310, выданному Ахтубинским районным отделом Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата", спорный земельный участок, расположенный по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, вдоль железной дороги Волгоград-Астрахань на север до границы с Республикой Казахстан относится к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения и принадлежал войсковой части 21239 на праве постоянного бессрочного пользования.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки признанные таковыми федеральными законами. Спорный земельный участок относится к федеральной собственности по указанному основанию.
В силу пункта 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" в федеральной собственности находятся земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам.
Земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объекта вышеуказанного назначения, осуществления иных специальных задач и права, на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами субъектов Российской Федерации, признаны в соответствии с пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности, земли иного специального назначения и в соответствии пунктом 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью.
Согласно пунктам 4, 5 "Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, представленному на государственную регистрацию права кадастровому плану от 14.04.2003 на спорный земельный участок присвоен кадастровый номер 30:01:170201:XXX, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Записи об объекте недвижимости внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с пунктом 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219.
На основании заявления Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Астраханской области и кадастрового плана земельного участка от 14.04.2003 N 21/03-01-310 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены изменения - изменен реквизит "Кадастровый номер" 30:01:170201:XXX на 30:01:0:0003.
При указанных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении иска, правомерно сослались на то, что истцом не представлено доказательств для удовлетворения исковых требований по прекращению права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и, что статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает такой способ защиты гражданских прав.
Поскольку истцом избран неправильный способ защиты оспариваемых прав, а заявлений об изменении предмета исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации им не заявлялось, решение и постановление апелляционной инстанции приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 17.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 25.01.2005 Арбитражного суда Астраханской области по делу N 06-2106/2-16/04 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Муниципальное образование обратилось с требованием к РФ о прекращении права федеральной собственности на земельный участок.
Суд федерального округа, согласившись с выводами нижестоящих инстанций, которые отказали в удовлетворении требований, пояснил следующее.
Спорный земельный участок принадлежит войсковой части на праве постоянного бессрочного пользования. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки признанные таковыми федеральными законами. Спорный земельный участок относится к федеральной собственности по указанному основанию, поскольку в силу п. 10 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" в федеральной собственности находятся земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам.
Таким образом, обоснованным является отказ в удовлетворении требований. Кроме того, гражданское законодательство (ст. 12 ГК РФ) не предусматривает такой способ защиты как требование о прекращении права собственности.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28 апреля 2005 г. N А06-2106/2-16/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании