Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 15 февраля 2005 г. N А12-21090/04-С36
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Волгоградской области, г.Волгоград,
на решение от 6 октября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 30 ноября 2004 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-21090/04-С36,
по заявлению межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Волгоградской области к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании налоговых санкций в размере 214707,49 рублей,
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 11 по Волгоградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением с учетом уточнений о взыскании с Федерального государственного унитарного предприятия "Волгоградский литейно-механический завод" Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - предприятие) налоговых санкций в сумме 215807 рублей 49 копеек.
По ходатайству заявителя к участию в деле судом был привлечен надлежащий ответчик - Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), являющееся правопреемником предприятия в связи с прекращением деятельности последнего и внесения его имущества в качестве вклада в уставной капитал открытого акционерного общества.
Решением от 06.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.11.2004 Арбитражного суда Волгоградской области, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об удовлетворении иска, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и что суд не применил подлежащие применению нормы закона.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей.
Судебные инстанции, по мнению заявителя кассационной жалобы, не учли, что до 18.03.2004, то есть момента окончательной передачи имущества ОАО "РЖД", предприятие не считалось реорганизованным и на момент вынесения налоговым органом решения от 03.03.2004 о привлечении к налоговой ответственности являлось самостоятельным юридическим лицом. Исходя из этого, как считает налоговая инспекция, именно предприятие, а не его правопреемник, должно нести налоговую ответственность.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить ее без удовлетворения, указывая на законность судебных актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, решением налогового органа от 03.03.2004 N 14-252в предприятие привлечено к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации и подвергнуто штрафным санкциям в общей сумме 2115807 рублей 49 копеек.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", сделал вывод о том, что обязанность по уплате налогов и ответственность за их неуплату должна была быть изначально возложена налоговым органом на ОАО "РЖД", ставшего правопреемником предприятия до момента вынесения оспариваемого решения налогового органа, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия считает судебные акты законными и не подлежащими отмене.
Согласно статье 9.3 Федерального Закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником, предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 11 статьи 50 части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вноситься в порядке приватизации в уставной капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта.
Сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО "Российские железные дороги" утвержден совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884-р.
Регистрация ОАО "Российские железные дороги" произведена 23.09.2003, а постановка на налоговый учет в инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноармейскому району г.Волгограда по месту нахождения обособленного подразделения - Волгоградский литейно-механический завод - филиал ОАО "Российские железные дороги" произведена 30.09.2003, о чем свидетельствует соответствующее Уведомление налогового органа.
В силу пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Таким образом, ОАО "Российские железные дороги" стало правопреемником предприятия по уплате налогов с момента завершения реорганизации и утверждения сводного передаточного акта, то есть с 30.09.2003 - до выездной налоговой проверки, начатой 06.10.2003.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации, на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.
Поскольку решение о наложении штрафных санкций вынесено после завершения реорганизации предприятия, у налоговой инспекции отсутствуют основания для взыскания штрафных санкций.
Таким образом, судебными инстанциями правильно применены нормы материального права, нарушений процессуального закона не допущено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение 6 октября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 30 ноября 2004 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-21090/04-С36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2005 г. N А12-21090/04-С36
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании