Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 7 декабря 2000 г. N А06-725-3/2000
(извлечение)
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Представителя Президента Калмыкия в Черноземельском районе, Республика Калмыкия,
на решение от 23.06.2000 г. Арбитражного суда Астраханской области и постановление апелляционной инстанции того же суда от 24.08.2000 г. по делу N А06-725-3/2000,
по иску Прокурора Республики Калмыкия в интересах Представителя Президента Республики Калмыкия в Черноземельском районе к Администрации Лиманского района Астраханской области, КФХ "Муцаев Р.Т.", о признании недействительным на основании ст.ст.168, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации договора аренды земель сельскохозяйственного назначения, заключенного 29 июня 1998 года между администрацией Лиманского района Астраханской области и Главой крестьянского хозяйства "Муцаев Р.Т." и зарегистрированного земельным комитетом Лиманского района Астраханской области за N 464,
установила:
Исковые требования мотивированы тем, что земли, выделенные Администрацией Лиманского района в аренду крестьянскому хозяйству, относятся к землям Черноземельского района Республики Калмыкия в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 09.01.57 г. "Об образовании Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23.06.2000 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в иске, суд исходит из того, что земли, в отношении которых идет спор, закреплялись за колхозами Астраханской области Постановлением Совета Министров СССР от 28.05.54 г. N 1023 "О закреплении за колхозами зимних пастбищ Госфонда "Черные земли" и "Кизлярские пастбища".
Вопрос о передаче указанных земель Калмыцкой АССР в установленном порядке не решен. Ссылка истца на незаконное использование ответчиком закрепленных за ним земельных участков не подтверждена необходимыми доказательствами.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2000 г. решение суда оставлено без изменения по тем же основаниям.
Представитель Президента Республики Калмыкия в Черноземельном районе обжаловал принятые по делу судебные акты в кассационном порядке.
Заявитель считает, что Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 09.01.57 г. N 106 законодательно определены и утверждены границы образования Калмыцкой автономной области. Содержащиеся в Указе указания на предоставление описания границ относятся к проведению землеустроительных работ, связанных с образованием автономной области, и исковые требования удовлетворить.
Отмечается также на недоказанность Администрацией Астраханской области права собственности на занимаемые земельные участки.
Проверив законность решения от 23.06.2000 г. и постановления апелляционной инстанции от 24.08.2000 г. в порядке ст.162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает их подлежащими отмене и передаче дела на новое рассмотрение ввиду неполного исследования обстоятельств дела по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Земли, в отношении которых идет спор, были закреплены за колхозами Астраханской области Постановлением Совета Министров СССР от 28.05.54 г. N 1023 "О закреплении за колхозами зимних пастбищ Госфонда "Черные земли" и " Кизлярские пастбища".
В последующем, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "Об образовании Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края" от 09.01.57 г., в состав Калмыцкой автономной области из Астраханской области была включена западная часть Лиманского района, восточная граница которого устанавливалась по линии железной дороги (на участке станции Басинская и разъезда N 8) и Каспийский район (в границах бывших Лаганского и Улан-Хольского районов).
Указом предписывалось органам исполнительной власти смежных субъектов составить описание границ Калмыцкой автономной области и представить его на утверждение в Президиум Верховного Совета РСФСР, что соответствовало на тот период Инструкции "О порядке передачи территорий, выделяемых в новую административную единицу или перечисляемых из одной административной единицы в другую", утвержденной Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 января 1931 г., согласно которой, в случае изменения границ автономных республик, автономных областей и краев копии актов передачи высылаются на утверждение Президиума ВЦИК ЦИКами автономных республик, краевыми и областными исполкомами тех автономных республик, краев и областей, из которых произведено выделение или перечисление административных единиц.
Вопрос о передаче указанных земель Калмыцкой автономной области в установленном порядке решен не был.
Прокурор Республики Калмыкия в защиту государственных и общественных интересов, обратившись с исковым заявлением о признании недействительным договора аренды, заключенным между Администрацией Лиманского района Астраханской области и Главой крестьянского хозяйства "Муцаев Р.Т.", по существу требует разрешить вопрос территориального разграничения административной границы между Республикой Калмыкия и Астраханской областью по Указу Президиума ВС РСФСР от 09.01.57 г. N 106.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации регулирование земельных вопросов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Аналогично решался вопрос и по Конституции СССР 1936 года.
Статьи 14 и 60 Конституции СССР 1936 года относили к компетенции высших органов государственной власти и органов государственного управление утверждение образования новых автономных областей и определение границ их территорий.
Арбитражный суд не дал оценки заявленному иску с точки зрения положений Конституции Российской Федерации, а также ч.1 ст.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Далее, согласно ст.52 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков имеют право самостоятельно хозяйствовать на земле.
В материалах дела отсутствуют правоустанавливающие документы для определения собственника земель, в отношении которых идет спор.
Поскольку оспариваемые судебные акты приняты без исследования указанных обязательств, они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 175(3), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия постановила:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 23.06.2000 г. и постановление апелляционной инстанции от 24.08.2000 г. по делу N А06-725-3/2000 отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"по иску Прокурора Республики Калмыкия в интересах Представителя Президента Республики Калмыкия в Черноземельском районе к Администрации Лиманского района Астраханской области, КФХ "Муцаев Р.Т.", о признании недействительным на основании ст.ст.168, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации договора аренды земель сельскохозяйственного назначения, заключенного 29 июня 1998 года между администрацией Лиманского района Астраханской области и Главой крестьянского хозяйства "Муцаев Р.Т." и зарегистрированного земельным комитетом Лиманского района Астраханской области за N 464,
...
Проверив законность решения от 23.06.2000 г. и постановления апелляционной инстанции от 24.08.2000 г. в порядке ст.162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает их подлежащими отмене и передаче дела на новое рассмотрение ввиду неполного исследования обстоятельств дела по следующим основаниям.
...
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации регулирование земельных вопросов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Аналогично решался вопрос и по Конституции СССР 1936 года.
Статьи 14 и 60 Конституции СССР 1936 года относили к компетенции высших органов государственной власти и органов государственного управление утверждение образования новых автономных областей и определение границ их территорий."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 декабря 2000 г. N А06-725-3/2000
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании