Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 14 июня 2001 г. N А06-1-14к/2001
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 января 2003 г. N 7056/01 настоящее постановление отменено
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Представителя Президента Республики Калмыкия в Черноземельском районе,
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18-19.01.2001 г. по делу N А06-1-14к/2001,
по иску Прокурора Республики Калмыкия в интересах Представителя Президента Республики Калмыкия в Черноземельском районе к Главе Администрации Лиманского района Астраханской области и Главе крестьянского фермерского хозяйства "Муцаев Р.Т." о признании договора аренды недействительным,
установила:
Прокурор Республики Калмыкия, г.Элиста, - истец по делу, обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия в защиту государственных и общественных интересов с иском к Администрации Лиманского района Астраханской области, - первый ответчик по делу, и Крестьянскому фермерскому хозяйству "Муцаев Р.Т.", совхоз "Улан Туг" Черноземельского района Республики Калмыкия, - второй ответчик по делу, о признании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения недействительным.
Решением от 26 июля 1999 года Арбитражного суда Республики Калмыкия иск удовлетворен. Договор аренды N 464 от 29.06.1998 года между администрацией Лиманского района Астраханской области и.Главой крестьянского хозяйства "Муцаев Р.Т." Муцаевым Р.Т. признан недействительным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 декабря 1999 года вышеуказанное Решение отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
Решением от 23 июня 2000 года в иске отказано.
Постановление апелляционной инстанции от 24 августа 2000 года вышеуказанное решение Арбитражного суда Астраханской области оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 7 декабря 2000 года Решение от 23 июня 2000 года и Постановление апелляционной инстанции от 24 августа 2000 года отменены, дело передано на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении спора Решением от 18-19 января 2001 года в иске Прокурору Республики Калмыкия о признаний договора аренды земель сельскохозяйственного назначения, заключенного 29 июня 1998 года Администрацией Лиманского района Астраханской области с Крестьянским фермерским хозяйством "Муцаев Р.Т." отказано.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что право распоряжения земельными участками, а именно право собственности у Республики Калмыкия, на день рассмотрения спора не возникло, поскольку не принято главного законодательного акта органом власти РФ - Президиумом Верховного Совета РФ об утверждении границ между Республикой Калмыкия и Астраханской областью. Согласно ст.19 Конституции РСФСР 1937 г., утверждение границ входило в исключительную компетенцию органов государственной власти и управления РСФСР. С 1957 г. по настоящее время вопрос передачи земель в установленном порядке не решен. Этот факт также доказан и установлен в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.12.2000 г.
Оспариваемые истцом земли, на момент принятия указа, находились в вечном пользовании колхозов Лиманского района Астраханской области. Прокурор Республики Калмыкия фактически требует разрешить вопрос территориального разграничения административной границы между Республикой Калмыкия и Астраханской областью.
У органов Черноземельского района Республики Калмыкия, право распоряжаться оспариваемым земельным участком не возникло, так как не утверждено Указом ПВС РСФСР описание границ между Астраханской областью и Калмыцкой Республикой фактической передачи земель, в соответствии с Инструкцией о порядке передачи территорий..., утвержденной Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20.01.1931 г., не было.
Соглашением между Астраханской областью и Республикой Калмыкия вопросы земельных отношений продолжают оставаться неурегулированными.
Нормативные акты о закреплении за колхозами спорных земель на вечное пользование не отменены и никем не оспорены. Местные муниципальные образования Астраханской области фактически владеют и пользуются спорными землями. Право на землю переходит с момента передачи их титульному владельцу.
Не согласившись с принятым Решением от 18-19 января 2001 года, Глава Черноземельского района Республики Калмыкия обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанное Решение отменить, признать договор аренды, заключенный 29 июня 1998 года между Главой администрации Лиманского района Астраханской области и Главой крестьянского-фермерского хозяйства "Муцаев Р.Т." недействительным и возвратить стороны в первоначальное положение.
Свою жалобу ответчик мотивирует тем, что Верховный Совет РСФСР как высший законодательный орган страны в Указе от 09.01.1957 года законодательно установил и определил административную границу между Калмыцкой автономной областью и Астраханской областью. В дальнейшем Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12.01.1957 г. N 721/1 было утверждено районное деление Калмыцкой автономной области.
Утверждение описания границ Конституцией не предусматривалось и ссылка суда на его отсутствие является несостоятельной.
В дальнейшем установленные границы территории Республики Калмыкия в законодательном порядке не изменялись. Более того, административная граница между Республикой Калмыкия и Астраханской областью была согласована в 1982 году Заместителем Председателя Астраханского облисполкома Цихом Г.А. и Председателем Президиума Верховного Совета КАССР Насимовым И.Е., и в 1986 году с Председателем Президиума Верховного Совета КАССР Цакировым Г.Г. в тех же очертаниях.
Судом нарушена ст.127 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Государственный акт на вечное пользование землей не создает правомочий Администрации Лиманского района по распоряжению спорным земельным участком. Ст.10 Соглашения между Республикой Калмыкия и Астраханской областью не затрагивает вопрос об установлении или изменении территориальных границ.
Постановление арбитражного суда Поволжского округа от 07.12.2000 г. не устанавливает новые фактические обстоятельства.
Постановление Правительства РФ от 12.12.1995 года за N 1220 (п.3) предусматривает, что использование территории отгонных пастбищ в административных границах Республики Калмыкия необходимо регулировать на основе заключения соглашения между соответствующими субъектами РФ. Поэтому хозяйства Астраханской области и другие землепользователи, использующие земельные участки в административных границах Республики Калмыкия, обязаны заключить договора аренды земли в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и производить оплату за использование земель в органах исполнительной власти Республики Калмыкия.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация Лиманского района Астраханской области указывает, что Крестьянское хозяйство "Муцаев Р.Т." географически расположено за линией железной дороги "Астрахань-Кизляр", земли которой исторически принадлежали колхозам "Общий труд", "Большевик", им.Жданова, им.Ленина Астраханской области, подтверждением чему служат государственные акты на вечное пользование землей за колхозами.
Позже, 28 мая 1954 года вечное пользование землями за железной дорогой колхозами Астраханской области закрепилось Постановлением Совета Министров СССР N 1023. В 1955 г. землеустроительной экспедицией Министерства сельского хозяйства РСФСР были установлены границы земель колхозов на "Черных землях" и выданы государственные акты на вечное пользование землей исполнительными Комитетами Астраханской области.
В связи с реорганизацией колхозов, образованы и функционируют на землях за железной дорогой десятки крестьянско-фермерских хозяйств, в том числе второй ответчик. Даже отмена ранее принятых Правительством РСФСР правовых актов о закреплении земель в вечное пользование за хозяйствами Астраханской области не впечет изменения прав на земельные участки у сельхозпредприятий Астраханской области и возникновения права собственности на них у Республики Калмыкия.
Удовлетворение заявленного иска требует решения территориального вопроса, изменения границы между субъектами Российской Федерации, что противоречит статьям 67 и 102 Конституции Российской Федерации.
Указом ПВС РСФСР от 09.01.1957 г. часть земель Астраханской области схематично была включена в состав Калмыкии, подготовлено описание границ, но до настоящего времени граница между Астраханской областью и Калмыцкой Республикой проходит по фактическому пользованию основных земель колхозов Лиманского района Астраханской области.
Проверив законность Решения от 18-19 января 2001 года, правильное применение норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и представителей сторон, суд кассационной инстанции считает подлежащим отмене, данное Решение в силу следующего.
Как видно из материалов дела, первый и второй ответчик заключили между собой договор аренды земель сельскохозяйственного назначение от 29 июня 1998 года (т.1, л.д.8-9).
Предмет исковых требований сформулирован как признание ничтожной гражданско-правовой сделки - договора аренды сельскохозяйственных земель в количестве 1135 гектар.
Прежде всего, суду, при принятии решения, следовало руководствоваться нормами Гражданского законодательства о недействительности сделок.
Оспариваемая сделка заключена после вступления в силу части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником, сдавать имущество в аренду. Следовательно, суд принимая решения по существу спора, должен был установить - обладает ли арендодатель не правом пользования, а правом распоряжения спорным участком земли или нет, то есть обоснованы ли исковые требования.
Суд, принимая решение, установил то, что земельные участки на спорных землях со всей инфраструктурой входят в территории муниципальных образований Басинского, Зензелинского сельских советов Лиманского района, Линейнинского, Прикаспийского, Астраханского сельских советов Наримановского района и Табун-Аральского сельского Совета Енотаевского района Астраханской области, чем, фактически, дал оценку обстоятельствам, которые могут быть использованы в возможном споре о праве в соответствии с частью 2 статьи 58 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, хотя исковые требования состоят лишь из признания недействительным договора аренды на 1135 га.
Таким образом, суд вышел за пределы исковых требований, и дал оценку обстоятельствам и доказательствам дела с нарушением статьи 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд, в нарушение статьи 127 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не указал норму и наименование законодательного акта указывая, что права на землю возникают с момента их передачи титульному владельцу.
Вместе с тем, в материалах дела имеются доказательства территориальной принадлежности истцу земельного участка, который сдан в аренду по договору от 29 июня 1998 года.
В соответствии с пунктом б) ст.60 Конституции СССР 1936 года, Президиум Верховного Совета РСФСР своим Указом от 9 января 1957 года определил границы Калмыцкой автономной области, в последствии преобразованной в автономную республику.
При включении в состав Калмыцкой автономной области из Астраханской области западной части Лиманского района, установлена граница Калмыцкой автономной области по линии железной дороги (на участке станции Басинская и разъезда N 8).
Описание границ, в соответствии с указанным актом Президиума ВС РСФСР от 09.01.1957 г., не является актом об установлении административных границ между субъектами РСФСР.
Впоследствии, в 1982 году, административная граница субъектов Российской федерации - Калмыцкой АССР и Астраханской области, согласована заместителем Председателя Астраханского облисполкома Цих Г.А. и Председателем Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР (т.3, л.д.93).
Согласно пункту в) статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном, ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы впадения, пользования, и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Поскольку административная граница определена и спорный земельный участок находится на территории истца, то правом распоряжения земельным участком обладает истец.
Более того, в ответе, на запрос Федерального арбитражного суда Поволжского округа Федеральная служба земельного кадастра России письмом от 01.12.2000 г. N СС-1263 (т.3, л.д.49), подтвердила право истца на распоряжение спорным земельным участком.
Следовательно, первый ответчик не имел права распоряжаться вышеуказанным земельным участком, поскольку лишь собственник, в соответствии со ст.209 Гражданского кодекса РФ, имеет право по своему усмотрению распоряжаться своим имуществом.
Таким образом, договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 29 июня 1998 года, является ничтожным в силу ст.168 Гражданского кодекса РФ, так как передан в аренду неуправомоченным лицом.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам права пользования имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Следовательно, истец при распоряжении спорным земельным участком должен исходить из того, что первоочередным правом аренды спорного участка земли, либо обладанием иного права на землю, имеют лица (в том числе и второй ответчик), ранее использовавшие землю в сельскохозяйственном производстве до ликвидации (либо реорганизации) сельскохозяйственного предприятия, которому спорный земельный участок был отведен на праве вечного пользования землей (т.1, л.д.90-91, 94) в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 9 Конституции Российской Федерации.
Не подлежит удовлетворению требования истца о применении реституции по ничтожной сделке, так как не может быть возвращен спорный земельный участок первому ответчику, как ненадлежащему управомоченному лицу.
При таких обстоятельствах дела Решение от 18-19 января 2001 года принято при неправильном применении материального и процессуального права и подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия постановила:
Решение от 18-19 января 2001 года Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-1-14к/2001 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Признать договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 29 июня 1998 года площадью 1135 га, заключенного между Администрацией Лиманского района Астраханской области и Крестьянским фермерским хозяйством "Муцаев Р.Т.", совхоз "Улан Туг" Черноземельского района Республики Калмыкия, недействительным.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 июня 2001 г. N А06-1-14к/2001
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 января 2003 г. N 7056/01 настоящее постановление отменено
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании