Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
От 23 апреля 2002 г. N А55-4206/01-9
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июня 2003 г. N 1816/03 настоящее Постановление было отменено
См. также Постановление ФАС ПО от 12 августа 2003 г. N А55-4206/01-9(14)
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Самары
на решение от 06.12.01 г. Арбитражного суда Самарской области и постановление апелляционной инстанции того же суда от 05.02.02 г. по делу N А55-4206/01-9
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Снежок", г.Самара, к Комитету по управлению имуществом г.Самары о понуждении ответчика заключить договор купли-продажи нежилого помещения общей площадью 271,9 кв.м, расположенного по адресу: г.Самара, ул.Аэродромная, дом 117 на условиях проекта договора, представленного истцом 26.10.2001 г. и по цене 27211 руб. 75 коп.
установила:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.05.2001 г. иск удовлетворен. Суд обязал ответчика заключить договор-купли продажи помещения на условиях проекта, представленного истцом, с учетом требований пункта 4.9 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.01 г. решение суда от 07.05.2001 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
Суд кассационной инстанции установил обстоятельства того, что заявление о выкупе нежилого помещения подано обществом после вступления в действие Федерального Закона от 21.07.97 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", поэтому предусмотренное пунктом 4.9 Основных положений ограничение размера выкупной цены общей площади помещения, здания, строения, сооружения суммой годовой арендной платы, установленной в договоре аренды, умноженной на соответствующие коэффициенты, после вступления в силу названного Федерального Закона применению не подлежит.
Вопрос о рыночной оценке нежилого помещения в совокупности со статьями 16, 17 Федерального Закона от 21.07.97 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", а также статьей 8 Федерального Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.98 г. N 135-ФЗ судом первой инстанции не рассматривался.
При повторном рассмотрении дела, истец в обоснование цены выкупаемого объекта сослался на Программу приватизации муниципальных предприятий в городе Самаре, утвержденную Постановлением Главы администрации г.Самары N 347 от 03.03.1994 г., согласно которой размер выкупной цены установлен аналогично ее размеру по п.4.9 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.1994 г.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2001 г. иск удовлетворен. Суд обязал ответчика заключить договор купли-продажи помещения на условиях проекта, представленного истцом, т.е. по цене 27211 руб. 75 коп. Выкупная цена определена в соответствии с Постановлением Главы администрации г.Самары N 347 от 03.03.1994 г.
Арбитражный суд не принял во внимание довод ответчика о принятии 01.06.2001 г. новой местной программы приватизации, касающейся выкупа арендуемых нежилых помещений находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.02.02 г. решение суда оставлено без изменения по тем же основаниям.
В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом г.Самары ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, указывая на противоречие Постановления Главы администрации г.Самары N 347 от 03.03.1994 г. действующему законодательству о приватизации, после вступления в действие Федерального Закона от 21.07.97 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", и в удовлетворении исковых требований отказать.
Законность решения от 06.12.2001 г. и постановления от 05.02.02 г. проверена в порядке статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией, которая считает принятые по делу судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда, ввиду неполного исследования всех обстоятельств дела, имеющих значение для правильного
разрешения спора, а также нарушение статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что между истцом и Фондом имущества г.Самары был заключен 19.04.93 г. договор N 269 купли-продажи основных и оборотных средств, находящихся по адресу: г.Самара, ул.Аэродромная, 117, на основании которого ООО "Снежок" 19.04.93 г. выдавалось свидетельство N 338, удостоверяющее право собственности на указанное имущество.
Поскольку ООО "Снежок" выкупило имущество предприятия, а нежилое помещение занимало и пользовалось на основании договора аренды N 09068 от 28.10.96 г., заключенного с Комитетом по управлению имуществом г.Самары, оно в соответствии с пунктом 5.14.6 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2284, имеет исключительное право приобретения в собственность (или долгосрочной аренды сроком не менее 15 лет) нежилого помещения, которым фактически пользовалось в процессе своей уставной деятельности.
Заявление о выкупе нежилого помещения подано ООО "Снежок" 21.12.2000 г., т.е. после вступления в действие Федерального Закона от 21.07.97 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации",
Исходя из смысла пункта 2 статьи 4, пункта 3 статьи 26, пункта 4 статьи 31 данного Федерального Закона ограничение размера выкупной стоимости зданий, строений, сооружений при выкупе муниципального имущества, установленное пунктом 4.9 Основных положений, после вступления в силу названного Федерального Закона применению не подлежит.
Согласно упомянутому Федеральному Закону порядок определения стоимости выкупаемого арендаторами государственного имущества определяется соответственно программой приватизации и программами приватизации субъектов Российской Федерации (п.З ст.26), не предусмотрено нормативного регулирования стоимости выкупаемого арендаторами муниципального имущества, а потому муниципальное образование вправе решать этот вопрос самостоятельно, исходя из установленного им порядка и условий приватизации муниципального имущества.
Учитывая, что правоотношения сторон по выкупу арендованного помещения возникли после введения в действие указанного Федерального Закона, суд не вправе был при определении выкупной стоимости помещения руководствоваться программой приватизации муниципальных предприятий в городе Самаре, утвержденной Постановлением Главы администрации г.Самары N 347 от 03.03.1994 г. поскольку в ней размер выкупной цены устанавливался аналогично ее размеру по пункту 4.9 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.1994 г.
Тем более, что 01.06.2001 г. в городе Самаре была принята новая местная программа приватизации муниципального имущества с учетом Федерального Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно ч.2 ст.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в т.ч. издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом.
При данных обстоятельствах обжалуемое судебное решение не может быть признано обоснованным, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175(2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия постановила:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06.12.2001 г. и постановление апелляционной инстанции от 05.02.2002 г, по делу N А55-4206/01-9 отменить, и дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 апреля 2002 г. N А55-4206/01-9
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 июня 2003 г. N 1816/03 настоящее Постановление было отменено
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании