Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 7 мая 2002 г. N А57-352/02-29
(извлечение)
Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заводскому району г.Саратова
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.01.2002
по иску открытого акционерного общества "Завод автономных источников тока", г.Саратов, к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заводскому району г.Саратова о признании недействительным ее решения от 29.05.2000 N 1819,
установила:
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30.01.2002 исковые требования открытого акционерного общества "Завод автономных источников тока", г.Саратов, объединенные в порядке, предусмотренном ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в одно производство, и уточненном в порядке, предусмотренном ст.37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , о признании недействительными решений инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заводскому району г.Саратова от 16.05.01 N 314/14, от 28.04.2001 N 276/14, постановления от 26.03.2001 N 192/03 и требований об уплате налогов от 26.03.99 N 03-30667, от 16.05.2001 N 36/416, от 28.04.2001 N 33/146, от 29.05.2000 N 1819 в части начисления пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог удовлетворены исходя из того, что Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и аналогичным законом субъекта Российской Федерации - Саратовской области сроки уплаты налога на пользователей автодорог не установлены.
Апелляционной инстанцией законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшийся судебный акт и принять новое решение об отказе в иске, мотивируя это неправильным применением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению частично.
Установлено, что постановлением налоговой инспекции от 26.03.99 N 192/03 по результатам акта выездной налоговой проверки от 26.03.99 N 192/03 по вопросам соблюдения требований налогового законодательства за период с 01.07.97 по 01.10.98 и камеральных проверок от 28.04.2001, от 16.05.2001 и от 29.05.2001, ОАО "Завод автономных источников тока" (далее - ОАО "ЗАИТ") начислены пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог в общей сложности с июля 1997 г. по май 2001 г.
По мнению налоговой инспекции организацией нарушены положения Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" и Инструкции от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", согласно которым срок уплаты налога на пользователей автодорог установлен ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в связи с чем ответчиком приняты постановление от 26.03.99 N 192/03 о начислении пени в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 105799,50 руб. и выставлено требование на указанную сумму от 26.03.99 N 03/30667, решение от 28.04.2001 N 276/14 и требование от 28.04.2001 N 33/416 на сумму 222662 руб., решение от 16.05.2001 N 314/14 и требование от 16.05.2001 N 36/416 на сумму 21001,63 руб., а также требование от 29.05.2001 N 1819 на сумму 724866 руб., начисленные по состоянию на 29.05.2001.
Коллегия выводы арбитражного суда в резолютивной части решения суда об удовлетворении исковых требований о признании недействительными постановления налогового органа от 26.03.99 N 192/03 и требования от 26.03.99 N 03/30667 в части взыскания пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 105799 руб. 50 коп., решения от 28.04.2001 N 276/14 и требования от 28.04.2001 N 33/416 в части взыскания пеней в сумме 222662 руб. за 12 месяцев 2000 года находит ошибочными и правильными в остальной его части.
Принимая решение о признании недействительными указанных постановления, решения, требований ответчика в части взыскания пени за просрочку уплаты налога на пользователей автодорог, суд сослался на то, что Законами Российской Федерации и Саратовской области о дорожных фондах не установлены сроки уплаты налога на пользователей автодорог, а Инструкция МНС Российской Федерации не относится к актам законодательства о налогах и сборах.
Между тем, согласно ст.2 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется Верховным Советом Российской Федерации, а территориальных дорожных фондов - Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов автономной области, автономного округа, края, области.
В соответствии с п.10 Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, налог на пользователей автомобильных дорог организацией перечисляется ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Учитывая, что постановления Верховного Совета Российской Федерации входят в систему законодательных актов Российской Федерации, а ст.5 вышеуказанного Закона содержит размер ставок федерального налога на пользователей автомобильных дорог и процентную ставку при перечислении средств налога, зачисляемого как в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, так и в территориальные дорожные фонды, из чего следует, что установленный постановлением Верховного Совета Российской Федерации срок уплаты налога относится как к Федеральному дорожному фонду Российской Федерации, так и к территориальным.
Следовательно, ссылка ответчика на положения п.10 Инструкции N 59, согласно которому уплата налога на пользователей автомобильных дорог должна производиться в срок до 15 числа за прошедший месяц, является правильной, поскольку они соответствуют требованиям законодательства.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку истец своевременно не перечислил налог на пользователей автомобильных дорог за период с 01.07.97 по 01.10.98, нарушение которого предусматривает начисление пени в сумме 105799 руб. 50 коп., то исковые требования ОАО "ЗАИТ" в этой части о признании недействительными постановления ответчика от 26.03.99 N 192/03 и требования от 26.03.99 N 03/30667 не подлежат удовлетворению, а у суда для этого не было оснований.
По этим же основаниям не могут быть признаны недействительными решение налогового органа от 28.04.2001 N 276/14 и требование от 28.04.2001 N 33/416 в части взыскания пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог на сумму 222662 руб. за 12 месяцев 2000 года.
Принятые налоговым органом решение от 16.05.2001 N 314/14 и требование от 16.05.2001 N 36/416 в части взыскания пени за просрочку уплаты налога на пользователей автодорог на сумму 21001 руб. 63 коп. являются неправомерными, а иск в этой части подлежит удовлетворению, поскольку Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ действие постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 было на 2001 год приостановлено, Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен с 01.01.2001.
Требование налогового органа от 29.05.2000 N 1819 в части взыскания пеней за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог подлежит признанию недействительным, поскольку оно не соответствует обязательным требованиям ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации , согласно которым требование налогового органа должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога в случаях неисполнения требования (предусмотренные ст.ст.46, 47, 76, 77 Налогового кодекса Российской Федерации), данные об основаниях взимания налога и ссылку на положения законов о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика.
Указанное требование не содержит сведения о сроках уплаты налогов, кроме суммы недоимки и пеней, что влечет к невозможности соблюдения положений, предусмотренных ст.ст.69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, неуказание срока уплаты налогов не позволяет установить дату, с которой и за какой период начислены пени и ставки пеней, что лишает налогоплательщика возможности проверить обоснованность начисления пеней и оспорить действия налогового органа в указанной части в случае несогласия с ним.
В данном требовании срок взимания пеней указан по 29.05.2000, между тем пени за 12 месяцев 2000 года взыскиваются на основании требования от 28.04.2001 N 33\416.
При таких обстоятельствах иск в этой части подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.ст.91, 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые заявления, апелляционные и кассационные жалобы оплачиваются государственной пошлиной пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ст.175, ст.177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия постановила:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30.01.2002 по делу N А57-352/02-29 о признании недействительными постановления налогового органа от 26.03.99 N 192/03 и требования от 26.03.99 N 03/30667, решения от 28.04.2001 N 276/14 и требования от 28.04.2000 N 33/146 в части взыскания пеней за просрочку уплаты налога на пользователей автомобильных дорог отменить и в этой части ОАО "Завод автономных источников тока" в иске к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заводскому району г.Саратова отказать.
Кассационную жалобу удовлетворить частично.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с ОАО "Завод автономных источников тока" в пользу федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 рублей по кассационной жалобе.
В соответствии со ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 мая 2002 г. N А57-352/02-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании