Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа
от 4 февраля 2003 г. N А12-10867/02-с20
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу гаражного кооператива "Волга", г.Волгоград,
на решение от 13 ноября 2002 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-10867/02-С20,
по иску гаражного кооператива "Волга", г.Волгоград к Региональной энергетической комиссии Волгоградской области, г.Волгоград о признании недействующим нормативного правового акта,
установил:
Гаражный кооператив "Волга" обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействующим Приложения N 2 "Тарифы на электрическую энергию", к постановлению Региональной энергетической комиссии Волгоградской области N 16/1 от 26.07.2002 г. в части исключения гаражных и гаражно-строительных кооперативов из группы потребителей N 5 "Население".
Решением арбитражного суда от 13.11.2002 г. в иске отказано. Решение мотивировано тем, что исключение гаражных кооперативов из группы потребителей "население" произведено на законных основаниях.
В кассационной жалобе гаражный кооператив "Волга" просит решение отменить, указывая, что суд в нарушении ст.170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привел мотивов, по которым он отклонил доводы, изложенные в заявлении, не проверил полномочия РЭК и фактически не проверил оспариваемый акт на соответствие иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, считает решение подлежащим отмене ввиду несоответствия выводов суда, установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела, РЭК Волгоградской области 26.07.2002 г. принято постановление N 16/1 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию".
Положение N 2 к данному постановлению устанавливает тарифы на электрическую энергию для населения.
В данное приложение не включены гаражные и гаражно-строительные кооперативы, что по мнению заявителя, является нарушением ст.5, 12 Федерального Закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", п.25 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 г. N 226. Согласно указанных нормативно-правовых актов право устанавливать критерии формирования групп потребителей электроэнергии принадлежит Федеральной энергетической Комиссии Российской Федерации, а не Региональным энергетическим комиссиям.
Из представленных документов видно, что до 2002 г. гаражные и гаражно-строительные кооперативы оплачивали потребленную электроэнергию по стоимости, установленной для группы потребителей электроэнергии "население", подгруппа "ЖЭО", кондоминиумы, жилищно-строительные, дачные, гаражные, гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества.
По мнению гаражного кооператива "Волга", это связано с тем, что членами гаражных кооперативов как и садоводческих товариществ и других кооперативов являются граждане, то есть население.
Принцип формирования данной подгруппы: потребление энергии бытовое, учет потребляемой энергии по общему счетчику и предоставление 12,5% скидки к тарифу в связи с конструкционными потерями в сетях.
Судом при принятии решения всем этим доводам оценка не дана.
По существу суд ограничился лишь ссылками на то, что в форме отраслевой статистической отчетности N 46-эс "Полезный отпуск электрической и тепловой энергии" гаражные кооперативы как подгруппа, входящая в группу "население" отсутствует.
При этом судом не принято во внимание, что указанная форма существовала и в предыдущие годы, когда гаражные кооперативы были отнесены к категории "население".
Гаражные кооперативы являются некоммерческими организациями. Согласно ст.2 Федерального Закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации создаются для удовлетворения социальных и иных потребностей граждан.
Их правовое положение, в частности в вопросах налогообложения в соответствии со ст.238 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об имуществе предприятий", приравнено к жилищным кооперативам и садоводческим обществам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 N 2030-1.
Невключение гаражных и гаражно-строительных кооперативов РЭК Волгоградской области в группу население, свидетельствует об их отнесении к группе промышленности. Между тем, в соответствии с Постановлением ФЭК Российской Федерации от 31.07.2002 г. N 49-э/7 "О рассмотрении разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, между Региональной энергетической комиссией Пензенской области и ОАО "Пензаэнерго" при установлении минимальных тарифов на тепловую энергию гаражно-строительные кооперативы приравнены к жилищным организациям и жилищно-строительным кооперативам.
В ст.2 Федерального Закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определен порядок установления предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе и для населения. Исходя из этого следует, что группы потребителей не зависят от того, какую энергию они потребляют, тепловую или электрическую.
Судебная коллегия также не может согласится с утверждениями суда о недопустимости установления для гаражных-кооперативов тарифов, предусмотренных для населения в силу п.27 Основ ценообразования, согласно которого не допускается установление регулирующими органами пониженных (льготных) тарифов (цен) для отдельных потребителей без определения источника и механизма компенсации льгот. В данном случае суть спора не в предоставлении льгот, а в определении к какой группе потребителей электрической и тепловой энергии относятся гаражные кооперативы и соответственно по каким тарифам общим для всей группы, а не отдельным потребителям должна ими оплачиваться потребленная электроэнергия.
Поскольку в соответствии со ст.194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд должен был проверить оспариваемое приложение в полном объеме с учетом всех доводов заявителя, что не было сделано, решение подлежит отмене с направление дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 13.11.2002 г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-10867/02-С20 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 февраля 2003 г. N А12-10867/02-с20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Поволжского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании