Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 2 июня 2010 г. N 3-24/10
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего: Гафарова Р.Ф.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.09.1998 N 574 "О порядке исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республике Татарстан",
установил:
прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.09.1998 N 574 "О порядке исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республике Татарстан" (далее - постановление).
В обоснование требования прокурор указал, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
При этом пунктами 2 и 3 указанной статьи предусмотрено, что условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, а порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.
В развитие указанных положений 5 апреля 2003 года был принят Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
При таком положении Кабинет Министров Республики Татарстан не вправе был принимать оспариваемое постановление.
Более того, отдельные положения постановления ухудшают права граждан, проживающих на территории республики на социальное обеспечение.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержал требование.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан с требованием не согласились.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителей Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
23 сентября 1998 года постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 574 утвержден Порядок исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республике Татарстан (далее - Порядок).
Порядок устанавливает правила учета и исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республики Татарстан при осуществлении мер адресной социальной поддержке населения, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Татарстан (п. 1 Порядка).
В соответствии с подпунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, (ст. 76 Конституции РФ).
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 сентября 1997 г. ода N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 6 Закона семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.
Абзацем 3 статьи 5 Федерального закона от 05.04.2003 года N 44 "О порядке учета семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими оказания им государственной социальной помощи" определено, что перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации 20 августа 2003 года приняло постановление N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
Таким образом, федеральным законодателем урегулирован вопрос порядка исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) при осуществлении мер социальной защиты граждан.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Кабинет Министров Республики Татарстан, принимая оспариваемое постановление, вышел за пределы своих полномочий.
Довод Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что постановление (Положение) применяется только при назначении ежемесячного пособия на ребенка, в данном случае не имеет правового значения, поскольку как постановление, так и Положение такого указания не содержит. Напротив, как указывалось выше, Порядок устанавливает правила учета и исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республики Татарстан для неопределенного круга субъектов (п. 1).
В данном случае необходимо отметить, что неурегулированность Кабинетом Министров Республики Татарстан вопроса применения постановления не отвечает общеправовым требованиям непротиворечивости, ясности и определенности.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что именно нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона (например, постановление от 17 июня 2004 г. N 12-П).
При таком положении суд приходит к выводу о противоречии постановления федеральному законодательству.
С учетом изложенного суд считает необходимым признать недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.09.1998 N 574 "О порядке исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республике Татарстан".
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.09.1998 N 574 "О порядке исчисления среднего совокупного дохода на члена семьи в Республике Татарстан".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья |
Р.Ф. Гафаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 2 июня 2010 г. N 3-24/10
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 июля 2010 г. N 11-Г10-17, настоящее решение оставлено без изменения