Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 28 декабря 2000 г. N Зп-1-105/00
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи А-ой,
с участием прокурора К-ой,
при секретаре Ю-ой,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству статей 19, 20, 21 Закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушения в сфере торговли (выполнения работ, оказания услуг), сертификации, лицензирования, порядка обязательного штрихового кодирования и государственной дисциплины цен".
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора К-ой и представителя Государственного Совета Республики Татарстан С-ой, судебная коллегия установила:
В Верховный Суд Республики Татарстан обратился исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству статей 19, 20, 21 Закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушения в сфере торговли (выполнения работ, оказания услуг), сертификации, лицензирования, порядка обязательного штрихового кодирования и государственной дисциплины цен".
В обоснование требований указано, что ст.19 Закона предусматривает ответственность за неисполнение предписаний уполномоченных государственных органов по защите прав потребителей: государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей, его территориальных (районных, городских) комитетов, государственной транспортной инспекции государственного комитета Республики Татарстан. Тогда как государственный комитет Республики Татарстан по защите прав потребителей, его органы не относятся к органам государственного контроля, за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний которых ст.165-9 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Подлежат отмене и статьи 20, 21 Закона, так как Государственный комитет РТ по защите прав потребителей, его территориальные (районные, городские) комитеты и ее региональные подразделения не перечислены в главе 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Кроме того, указанные статьи противоречат ст.43 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Прокурор просил признать данные статьи 19, 20, 21 Закона противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании участвующий прокурор заявление поддержал, а также пояснил, что 16 октября 2000 года в Государственный Совет Республики Татарстан был направлен на рассмотрение проект Закона Республики Татарстан "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушения в сфере торговли (выполнения работ, оказания услуг), сертификации, лицензирования, порядка обязательного штрихового кодирования и государственной дисциплины цен" по вопросу исключения статей 19, 20, 21 Закона. Данный вопрос рассмотрен 29 ноября 2000 года. Вынесено постановление Государственного Совета Республики Татарстан N 430 об отложении рассмотрения проекта Закона до внесения Президентом Республики Татарстан в Государственный Совет Республики Татарстан предложения о структуре Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан С-ва, заявленное требования не признала пояснив, что в настоящее время решается вопрос о внесении изменений в указанные статьи. Но для принятия закона необходимо время, установленная процедура принятия законов должна быть соблюдена. Установлен двухгодичный срок для приведения законов субъекта федерации в соответствие с федеральным законодательством. Этот срок не истек, и данный вопрос будет решен.
Судебная коллегия считает, что заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Органы государственного контроля (должностные лица) к компетенции которых отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях приведены в главе 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (статьи 199-224).
Однако Государственный Комитет Республики Татарстан по защите прав потребителей, его территориальные (районные, городские) комитеты и Государственная транспортная инспекция Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей и ее региональные подразделения не относятся к органам государственного контроля, приведенных в главе 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а потому ст.19 Закона, предусматривающая административную ответственность за неисполнение предписаний Государственного Комитета его территориальных (районных, городских) Комитетов и Государственной транспортной инспекции Государственного Комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей и ее региональных подразделений об устранении нарушений в сфере торговли (выполнения работ, оказания услуг), сертификации, лицензирования, порядка обязательного штрихового кодирования и государственной дисциплины цен должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, противоречит федеральному законодательству и подлежит признанию не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
Противоречат федеральному законодательству и не подлежат применению и признанию не действующими со дня вступления решения в законную силу ст.20 Закона в части указания "протоколы об административных правонарушениях составляются уполномоченными на то должностными лицами государственного комитета РТ по защите прав потребителей, его территориальных (районных, городских) комитетов и Государственной Транспортной инспекции Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей и ее региональных подразделений"; части 3, 4 ст.21 Закона, так как указанные в ст.20, частях 3, 4 ст.21 Закона должностные лица не относятся к тем должностным лицам, которые приведены в главе 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, в связи с этим не уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Кроме того статьи 19, 20 в приведенной выше части 3, 4 ст.21 Закона противоречат ст.43 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В остальной части статьи 20, 21 Закона федеральному законодательству не противоречат.
Доводы представителя Государственного Совета Республики Татарстан о том, что в настоящее время решается вопрос о внесении изменений в указанные статьи, но для принятия Закона необходимо время, установленная процедура принятия законов должна быть соблюдена, не могут явиться основанием к отказу в удовлетворении заявления в указанной выше части, поскольку данное обстоятельство не препятствует разрешению вопросов в судебном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 197, 231 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления в законную силу:
статьи 19 Закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушения в сфере торговли (выполнения работ, оказания услуг), сертификации, лицензирования, порядка обязательного штрихового кодирования и государственной дисциплины цен";
ст.20 Закона, в части указания "протоколы об административных правонарушениях составляются уполномоченными на то должностными лицами Государственного Комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей, его территориальных (районных, городских) комитетов и Государственной транспортной инспекции Государственного комитета Республики Татарстан по защите прав потребителей и ее региональных подразделений";
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 28 декабря 2000 г. N Зп-1-105/00
Решение вступило в законную силу 20 февраля 2001 г.
Текст решения официально опубликован не был