Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 17 февраля 2004 г. N ЗП-1-14/2004
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на,
при секретаре Х-ой,
с участием прокурора Г-на,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 сентября 1996 года N 765 "Об утверждении Положения о лесхозах Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан", установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 сентября 1996 года N 765 "Об утверждении Положения о лесхозах Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан", указав в обоснование заявления, что данное постановление на моменте его принятия противоречило положениям Основ лесного законодательства Российской Федерации, которые признаны утратившими силу Федеральным законом от 29 января 1997 года N 22-ФЗ в связи с принятием Лесного кодекса Российской Федерации. В настоящее время оспариваемое постановление, которое было опубликовано в N 11 за ноябрь 2003 года Сборника постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, противоречит положениям статей 46, 51, 53 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми органам исполнительной власти не предоставлены полномочия по принятию правовых актов, устанавливающих задачи и правовой статус лесхозов.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Семьянова А.Ю. с заявлением прокурора не согласилась, пояснив, что данное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан было опубликовано не в установленном порядке, принятые Кабинетом Министров постановления и распоряжения подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их принятия. В связи с изложенным представитель Кабинета Министров считает, что производство по делу подлежит прекращению.
Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подпункта в) и к) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, лесное законодательство.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместно# ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
3 сентября 1996 года Кабинетом Министров Республики Татарстан было принято постановление N 765, которым утверждено Положение о лесхозах Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан. Положение определяет задачи и устанавливает правовой статус лесхозов Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
В силу статьи 46 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится организация и определение порядка деятельности федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов.
Статья 51 Лесного кодекса РФ определяет, что государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти. Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ федеральный орган управления лесным хозяйством обеспечивает рациональное использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и является специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов в порученных ему Правительством Российской Федерации областях государственного управления.
Федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.
Положение о федеральном органе управления лесным хозяйством утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2000 года N 726, установлено, что федеральным органом управления лесным хозяйством и специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов является Министерство природных ресурсов Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 70 пункта 6 Положения Министерство природных ресурсов Российской Федерации в установленном порядке создает, реорганизует, ликвидирует свои территориальные органы и находящиеся в ведении Министерства учреждения, утверждает уставы и положения о них.
Ранее, до 17 мая 2000 года специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 года N 808 и от 3 июля 1997 года N 804 являлась Федеральная служба лесного, хозяйства. В соответствии с Положениями о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 года N 808 и от 10 февраля 1998 года N 173 (в настоящее время утратили силу) Федеральная служба лесного хозяйства имела право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном законодательством порядке территориальные органы управления лесным хозяйством, а также утверждать положения (общие положения) о них. Положение (общее) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России было утверждено приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13 ноября 1998 года N 188, которым субъектам Российской Федерации не было предоставлено право утверждать нормативно-правовые акты, устанавливающие правовой статус лесхозов.
Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года N 867 Федеральная служба лесного хозяйства России была упразднена и ее функции были переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации.
Кроме того, и в соответствии с Основами лесного законодательства, действовавшими на момент принятия оспариваемого постановления и до вступления в силу 29 января 1997 года Лесного кодекса Российской Федерации, в систему специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации входили государственный орган управления лесным хозяйством Российской Федерации, подведомственные ему подразделения в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге и местные подразделения - лесхозы, лесничества. Деятельность государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации регламентировалась положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством ни на момент принятия оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, ни на момент рассмотрения данного дела органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не были предоставлены полномочия по принятию правовых актов, устанавливающих задачи и правовой статус лесхозов, которые относятся к территориальным органам федеральных органов управления лесным хозяйством.
При таких обстоятельствах постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 сентября 1996 года N 765 "Об утверждении Положения о лесхозах Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан" подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с частью второй статьи 253 ГПК РФ. Оснований для признания постановления недействующим с момента издания не имеется, поскольку постановление было официально опубликовано только в ноябре 2003 года в N 11 Сборника постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти.
С доводами представителя Кабинета Министров РТ о том, что данное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан было опубликовано не в установленном порядке, не был соблюден установленный срок для опубликования нормативных правовых актов, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению, суд согласиться не может.
Определением Верховного суда Республики Татарстан от 23 мая 2003 года (л.д.38, 39), вступившим в законную силу, производство по делу по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 сентября 1996 года N 765 "Об утверждении Положения о лесхозах Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан" было прекращено на основании того, что на тот момент оспариваемое постановление не было опубликовано.
Данное постановление было опубликовано в ноябре 2003 года в N 11 Сборника постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, являющемся печатным органом официального опубликования постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ. С момента официального опубликования оспариваемое постановление приобрело признаки нормативного правового акта, в связи с чем производство по делу не может быть прекращено.
Также суд не может согласиться с доводами представителя Кабинета Министров о том, что прокурор в соответствии с действующим законодательством не наделен правом обращения в суд с заявлением об оспариваний# данного постановления Кабинета Министров. Прокурором Республики Татарстан предъявлено данное заявление в государственных и общественных интересах в пределах своей компетенции в соответствии с частью первой статьи 251 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 3 сентября 1996 года N 765 "Об утверждении Положения о лесхозах Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан" со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части заявления отказать.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Решение вступило в законную силу 1 марта 2004 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 17 февраля 2004 г. N 3П-1-14/2004
Решение вступило в законную силу 1 марта 2004 г.
Сообщение о Решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 20 апреля 2004 г. N 80