Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 25 декабря 2000 г. N Зп-1-107/2000
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
Председательствующего судьи С-ой
С участием прокурора К-ой
при секретаре Г-ой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству п.п.1, 3, 5 ст.3; ст.4; абз.2 п.1 ст.7; абз.3, 6, 7 п.2 ст.7; абз.4 ст.9; п.п.3, 5 ст.14 Закона Республики Татарстан "О соглашениях о разделе продукции".
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора К-ой и представителя Государственного Совета Республики Татарстан С-ой, судебная коллегия установила:
В Верховный Суд Республики Татарстан обратился исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пунктов 1, 3, 5 статьи 3; статьи 4; абзаца 2 пункта 1 ст.7; абзацев 3, 6, 7 пункта 2 статьи 7; абзаца 4 статьи 9; пунктов 3, 5 статьи 14 Закона Республики Татарстан "О соглашениях о разделе продукции".
В обоснование заявления, указано, что данные положения Закона РТ противоречат положениям Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и Закона РФ "О недрах".
Прокурор просил признать данные положения закона противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявление поддержал, пояснив, что вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а потому законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан С-ва заявленные требования не признала, пояснив, что в настоящее время решается вопрос о внесении изменений и дополнений в указанный Закон. Прокурор РТ обратился в Госсовет республики с законопроектом, который рассматривается Комиссией Госсовета. Для принятия этого закона необходимо время, установленная процедура принятия законов должна быть соблюдена. Установлен двухгодичный срок для приведения законов субъекта федерации в соответствие с федеральным законодательством. Этот срок не истек, и данный вопрос будет решен.
Судебная коллегия считает, что заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 ст.76 данной Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Поскольку вопросы недропользования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, Закон Республики Татарстан "О соглашениях о разделе продукции " не должен противоречить федеральным законам.
Согласно ст.ст.2, 3 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" (в редакции от 7 января 1999 года) стороной соглашения является государство Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченный на то орган.
Между тем, в соответствии с п.1 ст.3; ст.4; абз.2 п.1 ст.7; абз.3 п.2 ст.7 Закона Республики Татарстан, принятого 20 мая 1999 года, стороной такого соглашения является Республика Татарстан как государство; подписание соглашения от имени государства осуществляет Кабинет Министров Республики Татарстан.
Данные положения Закона РТ противоречат вышеизложенным положениям Федерального закона.
Далее, п.3 ст.3 Закона Республики Татарстан определено право Государственного Совета Республики Татарстан по представлению Кабинета Министров Республики Татарстан устанавливать перечни участков недр (с включением месторождений нефти, извлекаемые запасы которых составляют до 25 млн. тонн), которые могут быть предоставлены в пользование на условиях раздела продукции в соответствии с законом.
Это положение противоречит п.5 ст.2 Федерального закона, согласно которому в отдельных случаях перечни таких участков недр устанавливаются на основании решения Правительства Российской Федерации и решения органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации без утверждения федеральными законами.
Установленное п.5 ст.3 Закона РТ положение о том, что решения о предоставлении участков недр, пользование которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, принимаются Государственным Советом Республики Татарстан по предложениям, внесенным Кабинетом Министров РТ, не соответствует положениям п.6 ст.6 Федерального закона, предусматривающим принятие такого решения Правительством Российской Федерации и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Перечень обязательств инвестора по соглашению о разделе продукции, который является исчерпывающим, определен ст.7 Федерального закона.
Законом же Республики Татарстан (абз.6, 7 п.2 ст.7) в этот перечень включено обязательство об отказе от получения акций татарских нефтяных компаний в случае, если инвестиционные средства не направлены на капитальные вложения по разработке нефтяных месторождений, и обязательство для иностранных инвесторов об отказе от приобретения более чем 25% от общего количества выпущенных акций любой из татарских нефтяных компаний.
Согласно ст.8 Федерального закона прибыль делится между инвестором и государством, т.е. исполнительными органами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Данным положениям противоречит абзац 4 ст.9 Закона Республики Татарстан, определяющий, что произведенная прибыльная продукция подлежит разделу между Республикой Татарстан и инвестором.
Пункт 3 ст.14 Закона РТ, устанавливающий, что плата за пользование недрами вносится только в республиканский и местные бюджеты, противоречит ст.42 Закона РФ "О недрах", предусматривающей поступление таких платежей в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, соответствующие местные бюджеты;
и в п.5 данной статьи не включены в качестве платежа за пользование недрами ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), предусмотренные п.4 ст.13 Федерального закона.
При таком положении указанные нормы Закона Республики Татарстан являются противоречащими федеральному законодательству и подлежат признанию не действующими и не подлежащими применению.
Доводы представителя Государственного Совета Республики Татарстан о том, что в настоящее время рассматривается законопроект о внесении изменений в данный республиканский закон, не могут явиться основанием к отказу в удовлетворении заявления, поскольку данное обстоятельство не препятствует разрешению вопроса в судебном порядке.
Таким образом, заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 197, 231 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать пункты 1, 3, 5 ст.3; статью 4; абзац 2 пункта 1 ст.7; абзацы 3, 6, 7 пункта 2 ст.7; абзац 4 ст.9; пункты 3, 5 ст.14 Закона Республики Татарстан "О соглашениях о разделе продукции" противоречащими федеральному законодательству;
признать указанные положения не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 25 декабря 2000 г. N Зп-1-107/2000 (извлечение)
Решение вступило в законную силу 1 января 2001 г.
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 29 марта 2001 г.