Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 8 декабря 2004 г. N ЗП-1-168/2004
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 марта 2005 г. настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре Х-ой
с участием прокурора Б-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2001 года N 438 "Вопросы Министерства культуры Республики Татарстан", установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2001 года N 438 "Вопросы Министерства культуры Республики Татарстан", указав в обоснование заявления, что положения, содержащиеся в пункте 2.1 в части слов "граждан Республики Татарстан", абзаце 8 пункта 3.1, абзаце 27 пункта 3.3 в части слов "а также за деятельностью негосударственных музеев в Республике Татарстан", абзаце 33 пункта 3.3, абзацах 11 и 12 пункта 4.1 Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 438 от 09.07.2001 "Вопросы Министерства культуры Республики Татарстан", противоречат положениям Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан главный специалист по юридическим вопросам Министерства культуры Республики Татарстан М.Х.Фахретдинов заявление прокурора признал в части противоречия федеральному законодательству абзаца 12 пункта 4.1 Положения о Министерстве культуры, в остальной части заявление прокурора не признал, пояснив, что оспариваемые прокурором остальные положения постановления Кабинета Министров не противоречат федеральному законодательству.
Заслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
9 июля 2001 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 438 "Вопросы Министерства культуры Республики Татарстан". Пунктом 1 данного постановления утверждено Положение о Министерстве культуры Республики Татарстан, отдельные положения которого не соответствуют федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения к основным задачам Министерства относится реализация государственной политики в сфере культуры, направленной на сохранение исторического и культурного наследия и обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан Республики Татарстан на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. Данное положение не соответствует федеральному законодательству по следующим основаниям.
С 1 июля 2002 вступил в силу Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Данным Федеральным законом, принятым в развитие положений пункта "в" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому гражданство в Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации, признано утратившим силу и положение пункта 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", принятого в 1991 году, то есть до принятия Конституции Российской Федерации и предусматривавшего гражданство республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 6 декабря 2001 года N 250 по запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации, рассматривая вопрос о суверенитете Российской Федерации, как неотъемлемом качестве только Федерации, констатировал, что Конституция Российской Федерации тем самым предопределяет и решение производного вопроса - о гражданстве, поскольку именно суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации ни в статье 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, ее статья 71 относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению, что во взаимосвязи со статьей 76 (часть 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, вопросы гражданства необходимо рассматривать не только, исходя из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения между Российской Федерации# и субъектами Российской Федерации, но также и с позиций обеспечения прав и свобод граждан.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре устанавливают, что в Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина, независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств (статья 8), каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями (статья 10), каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности (статья 12).
В соответствии с абзацем 12 пункта 4.1 Положения Министерство имеет право оформлять ходатайства для получения юридическими лицами специального разрешения (лицензии) на право реализации предметов антиквариата.
На момент принятия рассматриваемого Положения деятельность по реализации предметов антиквариата относилась к лицензируемым видам деятельности. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 26 августа 1998 года N 445 утверждено Положение о порядке рассмотрения и оформления лицензий на право реализации предметов антиквариата. Однако, Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", вступившим в силу в феврале 2002 года, данная деятельность в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, не включена. В соответствии с пунктом 2 статьи 18 указанного Федерального закона, лицензирование видов деятельности, не указанных в настоящем Федеральном законе, прекращается со дня вступления его в силу.
В соответствии с абзацем 27 пункта 3.3 Положения на Министерство возложено осуществление государственного контроля за деятельностью негосударственных музеев в Республике Татарстан. Данное положение не соответствует статье 23 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", согласно которой государственный контроль за состоянием негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
Согласно абзацу 33 пункта 3.3 Положения на Министерство возложено регламентирование порядка и условий доступа к музейным предметам и коллекциям, находящимся в депозитариях государственных музеев. Данное положение не соответствует статье 35 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", предусматривающей, что данный порядок устанавливается нормативными актами федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
В соответствии с абзацем 11 пункта 4.1 Положения Министерство имеет право в пределах полномочий, делегированных Министерством культуры Российской Федерации, осуществлять выдачу свидетельств на право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей Республики Татарстан, что не соответствует статьям 15, 19 и 29 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей", согласно которым при принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей соответствующим государственным органом выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей. Принятие решения о возможности вывоза, временного вывоза культурных ценностей отнесено к компетенции федеральных органов, в частности Федеральной службы по сохранению культурных ценностей. В связи с упразднением Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года N 1177 Федеральной службы России по сохранению культурных ценностей, ее функции переданы Министерству культуры Российской Федерации.
С заявлением прокурора о противоречии федеральному законодательству абзаца 8 пункта 3.1 Положения, в соответствии с которым Министерство несет ответственность за осуществление ряда функций, в числе которых лицензирование закрепленных видов деятельности, суд согласиться не может. Указанная норма носит отсылочный характер и не предусматривает, что Министерство культуры Республики Татарстан производит лицензирование какого-либо конкретного вида деятельности в области культуры. Действительно, на момент рассмотрения дела федеральным законодательством не предусмотрено лицензирование какого-либо вида деятельности в рассматриваемой сфере органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Однако, ранее в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 135 от 11 февраля 2002 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале, был отнесен к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Также, и в последующем не исключена возможность передачи полномочий по лицензированию какого-либо вида деятельности в области культуры органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного, Кабинет Министров Республики Татарстан вправе был определить, что в функции Министерства культуры Республики Татарстан, как его структурного подразделения, входит лицензирование закрепленных видов деятельности.
С доводами представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что вышеприведенные положения, содержащиеся в абзацах 27, 33 пункта 3.3 оспариваемого Положения, не противоречат федеральному законодательству, суд согласиться не может. В обоснование своих выводов представитель Кабинета Министров указал, что в соответствии с пунктом 4 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 179, от имени субъектов Российской Федерации имущественные и неимущественные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав фонда, осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры, и в соответствии с пунктом 13 Положения учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется их собственниками или музеями или иными организациями, в оперативном управлении или пользовании которых они находятся, с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и коллекций и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т.д.
Однако, в вышеприведенных положениях статей 27 и 35 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" прямо определено, что государственный контроль за состоянием негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, а регламентирование порядка и условий доступа к музейным предметам и коллекциям, находящимся в депозитариях государственных музеев, устанавливается нормативными актами федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду статья 23 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", а не статья 27, как указано выше
Доводы представителя Кабинета Министров о том, что пункт 2.1 Положения в части слов "граждан Республики Татарстан" и другие оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству, являются неубедительными по изложенным в решении суда основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения пункта 2.1 в части слов "граждан Республики Татарстан", абзаца 27 пункта 3.3 в части слов "а также за деятельностью негосударственных музеев в Республике Татарстан", абзаца 33 пункта 3.3, абзацев 11 и 12 пункта 4.1 Положения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2001 года N 438 "Вопросы Министерства культуры Республики Татарстан".
В остальной части заявления отказать.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и республиканских органов исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 8 декабря 2004 г. N 3П-1-168/2004
Решение вступило в законную силу 9 марта 2005 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 9 марта 2005 г. настоящее решение оставлено без изменения
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 12 апреля 2005 г. N 73