Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 18 января 2005 г. N ЗП-1-182/04 г., ЗП-1-02/05 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва Р.Ф.
с участием прокурора Б-ой Ю.А.
при секретаре У-ой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Положения "О министерстве торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан "Вопросы Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан" от 11.07.2001 г. N 446, установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу пункта 1.3, абзаца 16 пункта 3.3 в части слов "гражданами Республики Татарстан", абзаца 27 пункта 3.3, абзацев 2 и 3 пункта 4.2 в части наделения Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан определять в соответствии с уставами непосредственно предметы и цели деятельности, а также осуществлять подбор кадров, назначение на должность, утверждение в должности, освобождение от занимаемой должности, заключение, изменение и расторжение контрактов найма руководителей предприятий и организаций Положения "О Министерстве торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан "Вопросы Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан" от 11.07.2001 г. N 446 (далее - Положение).
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан уточнила требования и просила признать противоречащим федеральному законодательству абзацы 2 и 3 пункта 4.2 Положения в части наделения Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан в отношении хозяйственных обществ и товариществ (в зависимости от имеющейся доли государства и (или) наличия специального права ("золотая карта") определять в соответствии с уставами непосредственно предметы и цели деятельности, осуществлять подбор кадров, назначать на должность, освобождать от занимаемой должности, заключать, изменять и расторгать контракт найма с руководителями предприятий и организаций. В остальной части требования поддержала.
Представитель Кабинета Министров Республикой Татарстан и Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан с требованиями в части признания противоречащими федеральному законодательству абзацы 2 и 3 пункта 4.2 Положения согласилась, в остальной части требования не признала.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Кабинетом Министров Республики Татарстан 11.07.2001 г. принято постановление N 446 "Вопросы Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан", которым утверждено Положение о Министерстве торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан.
В соответствии с абзацем 16 пункта 3.3 Положения Министерство содействует развитию связей и контактов с гражданами Республики Татарстан.
Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации, принятым в развитие положений пункта "в" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому гражданство в Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации, признано утратившим силу положение пункта 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", принятого в 1991 году и предусматривавшего гражданство республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 06.12.2001 N 250 по запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации, рассматривая вопрос о суверенитете Российской Федерации как неотъемлемом качестве только Федерации констатировал, что Конституция Российской Федерации тем самым предопределяет и решение производного вопроса - о гражданстве, поскольку именно суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации ни в статье 6, устанавливающей принцип единого гражданства Российской Федерации, ни в статьях о статусе субъектов Российской Федерации, о предметах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не предусматривает гражданство республик либо других субъектов Российской Федерации и их правомочия в этой области. Более того, статья 71 относит гражданство в Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации, что во взаимосвязи со статьей 76 (часть 1) означает регламентирование института гражданства только федеральным законом, имеющим прямое действие на всей территории Российской Федерации.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что абзац 16 пункта 3.3 Положения в части слов "гражданами Республики Татарстан" противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения Министерство осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности предприятий, учреждений и иных организаций независимо от их организационно-правовой формы, созданных в установленном порядке в отраслях, видах деятельности, указанных в Приложении к настоящему Положению. Абзацем 27 пункта 3.3 Положения предусмотрено, что Министерство координирует деятельность Союза потребительских обществ и союзов Республики Татарстан по вопросам сферы деятельности Министерства.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.
Кроме того, в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития.
Таким образом, пункт 1.3 и абзац 27 пункта 3.3 Положения противоречат федеральному законодательству.
Противоречит федеральному законодательству и пункт 4.2 Положения, в силу которого Министерство обладает в отношении хозяйственных обществ и товариществ (в зависимости от имеющейся доли государства и (или) наличия, специального права ("золотая акция") полномочием определять в соответствии с уставами непосредственно предметы и цели деятельности (абзац 2), осуществлять подбор кадров, назначать на должность, освобождать от занимаемой должности, заключать, изменять и расторгать контракт найма с руководителями предприятий и организаций.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" образование исполнительных органов обществ и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Права и обязанности единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), управляющей организации или управляющего по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются Федеральным законом "Об акционерных обществах", иными правовыми актами Российской Федерации и договором, заключаемым каждым из них с обществом. Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества.
Особенности правового положения открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотой акции") установлены Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", в соответствии со статьей 38 которого предусмотрено, что Правительство Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права ("золотой акции"), назначают представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества, которые участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений по ряду вопросов, определенных указанным Федеральным законом.
На основании изложенного суд считает необходимым признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу пункт 1.3, абзац 16 пункта 3.3 в части слов "гражданами Республики Татарстан", абзац 27 пункта 3.3, абзацы 2 и 3 пункта 4.2 в части наделения Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан в отношении хозяйственных обществ и товариществ (в зависимости от имеющейся доли государства и (или) наличия специального права ("золотая акция") полномочием определять в соответствии с уставами непосредственно предметы и цели деятельности, осуществлять подбор кадров, назначать на должность, освобождать от занимаемой должности, заключать, изменять и расторгать контракт найма с руководителями предприятий и организаций Положения "О Министерстве торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан "Вопросы Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан" от 11.07.2001 г. N 446.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу пункт 1.3, абзац 16 пункта 3.3 в части слов "гражданами Республики Татарстан", абзац 27 пункта 3.3, абзацы 2 и 3 пункта 4.2 в части наделения Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан в отношении хозяйственных обществ и товариществ (в зависимости от имеющейся доли государства и (или) наличия специального права ("золотая акция") полномочием определять в соответствии с уставами непосредственно предметы и цели деятельности, осуществлять подбор кадров, назначать на должность, освобождать от занимаемой должности, заключать, изменять и расторгать контракт найма с руководителями предприятий и организаций Положения "О Министерстве торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан "Вопросы Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан" от 11.07.2001 г. N 446.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 18 января 2005 г. N ЗП-1-182/04 г., ЗП-1-02/05 г.
Решение вступило в законную силу 1 февраля 2005 г.
Текст решения официально опубликован не был