Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 18 января 2006 г. N ЗП-1-1/06 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-ва,
при секретаре З-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Положения о Министерстве юстиции Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2005 N 34 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 N 425 "Вопросы Министерства юстиции Республики Татарстан",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения в законную силу пунктов 3.2.11 и 4.1.7 Положения о Министерстве юстиции Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2005 N 34 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 N 425 "Вопросы Министерства юстиции Республики Татарстан" (далее - Положение), указывая, что в соответствии с пунктом 3.2.11 Положения, организационное, материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется Министерством юстиции Республики Татарстан, что, по его мнению, противоречит пункту 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях Российской Федерации", в соответствии с которым, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют лишь материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.
По этим же основаниям противоречит федеральному законодательству пункт 4.1.7 Положения, в соответствии с которым Министерство юстиции Республики Татарстан обладает полномочиями контроля целевого использования оборудования и имущества, выделенного в распоряжение мировых судей Республики Татарстан. Федеральными законами в области судоустройства и деятельности судебных органов органы исполнительной власти субъектов не наделены какими-либо контрольными полномочиями в отношении судейского сообщества и его органов.
В дальнейшем представитель прокурора Республики Татарстан уточнил требования и просил суд признать противоречащим федеральному законодательству пункт 3.2.11 в части наделения Министерства юстиции Республики Татарстан полномочиями по осуществлению кадрового обеспечения деятельности судей и по осуществлению организационного и кадрового обеспечения деятельности нотариальных контор в Республике Татарстан". В остальной части требования оставлены без изменения.
Представитель Кабинета Министров Республики с требованиями не согласился.
Выслушав объяснения представителей сторон, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2005 г. N 34 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 N 425 "Вопросы Министерства юстиции Республики Татарстан" утверждено Положение о Министерстве юстиции Республики Татарстан.
Согласно пункту 3.2.11. Положения Министерство Юстиции Республики Татарстан осуществляет организационное, материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение деятельности мировых судей и государственных нотариальных контор в Республике Татарстан.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных органов, нотариат находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Единство судебной системы закреплено Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и обеспечивается, в частности, финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст.3); мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, относятся к судам субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.4), их полномочия и порядок деятельности устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.28).
Как указано в статье 2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.
В силу статьи 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую систему Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами федерального законодательства мировые судьи обладают единым с другими судьями статусом судей, и на них распространяются нормы Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Названным Законом (ст.ст.5 и 6) установлены гарантии единого статуса судей: единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями.
Обеспечение деятельности мировых судей возложено Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 10 данного Закона материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
По мнению суда, организационное обеспечение деятельности мировых судей включает в себя кадровое, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение.
Данная позиция вытекает из статьи 1 Федерального закона "О Судебном Департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". Под организационным обеспечением деятельности судов в настоящем Федеральном Законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
С учетом этого суд полагает, что в Положении, применительно к статье 1 Федерального закона "О судебном Департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", закреплено полномочие Министерства Юстиции Республики Татарстан по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением мировых судей кадрами аппарата (секретарями, работниками канцелярий, техническим персоналом и т.д.) и иных мероприятий, относящихся к исполнению трудовых обязанностей аппарата мировых судей.
Следовательно, выделение в оспариваемой норме Положения отдельно от организационного обеспечения деятельности мировых судей полномочия Министерства юстиции Республики Татарстан по "кадровому" обеспечению деятельности мировых судей придает ей двусмысленное значение и более широкое содержание, нежели в рамках полномочий организационного обеспечения, что является недопустимым.
Что же касается осуществления организационного, материально-технического, финансового и кадрового обеспечения деятельности нотариальных контор суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 28 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения государственных нотариальных контор, определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, пределов нотариальных округов в границах территории субъекта Российской Федерации".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 28 пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Поскольку данным Законом, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате и другими законами Российской Федерации кадровое обеспечение деятельности государственных нотариальных контор к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесено, то Кабинет Министров Республики Татарстан не вправе был закреплять в оспариваемой норме Положения за Министерством Юстиции Республики Татарстан решение этих вопросов.
К тому же, принимая во внимание, что, как указывалось выше, организационное обеспечение деятельности может включать в себя мероприятия кроме материально-технического и финансового характера также решение кадровых и иных вопросов, наделение в пункте 3.2.11 Министерства юстиции Республики Татарстан полномочием по осуществлению организационного обеспечения деятельности нотариальных контор также противоречит федеральному законодательству.
Учитывая вышеизложенное необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что именно нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона (например, постановление от 17 июня 2004 г. N 12-П)
Согласно пункту 4.1.7 Положения Министерство при осуществлении возложенных на него функций в установленной сфере деятельности обладает полномочием контроля за целевым использованием оборудования и имущества, выделенных в распоряжение мировых судей Республики Татарстан и их аппаратов.
Оспаривая данную норму Положения, прокурор Республики Татарстан указывает на то, что федеральными законами в области судоустройства и деятельности судебных органов органы исполнительной власти субъектов не наделены какими-либо контрольными полномочиями в отношении судейского сообщества.
С такой позицией заявителя суд согласиться не может.
Поскольку частью 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" функции по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей возложены на органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а установление порядка осуществления этих функций отнесено к ведению субъекта Российской Федерации и принимая во внимание, что в настоящее время вопрос контроля за целевым использованием оборудования и имущества, приобретенного и переданного в распоряжение (или пользования) мировых судей и их аппаратов органом исполнительной власти субъекта, федеральным законодательством не урегулирован, то, по мнению суда, контроль за использованием этого оборудования и имущества Кабинет Министров Республики Татарстан вправе был возложить на Министерство Юстиции Республики Татарстан, что соответственно не противоречит федеральному законодательству.
Довод заявителя о том, что в данном случае имеет место наделение Министерства юстиции Республики Татарстан контрольными полномочиями в отношении судейского сообщества, неубедителен, так как основан на неправильном толковании оспариваемой нормы.
При таком положении суд считает необходимым признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 3.2.1 в части слова "кадровое", а также в части наделения Министерства юстиции Республики Татарстан полномочием осуществлять организационное обеспечение деятельности государственных нотариальных контор Положения о Министерстве юстиции Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2005 N 34 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 N 425 "Вопросы Министерства юстиции Республики Татарстан".
В остальной части требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 3.2.11 в части слова "кадровое", а также в части наделения Министерства юстиции Республики Татарстан полномочием осуществлять организационное обеспечение деятельности государственных нотариальных контор Положения о Министерстве юстиции Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.01.2005 N 34 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 N 425 "Вопросы Министерства юстиции Республики Татарстан".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 18 января 2006 г. N ЗП-1-1/06 г.
Решение вступило в законную силу 3 февраля 2006 г.
Текст решения официально опубликован не был