Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 22 ноября 2005 г. N Зп-1-69/2005
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на,
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащим# федеральному законодательству отдельных положений Положения о порядке и условиях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству абзацев 1 и 2 пункта 2.1, пункта 2.2, абзацев 1 и 2 пункта 2.4 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан".
В обоснование своего заявления прокурор указал, что оспариваемые положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан противоречат требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг".
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан главный специалист юридического отдела Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан А.В.Деревянкина с заявлением прокурора не согласилась, пояснив, что положения пункта 2.1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации в настоящее время не применяются. Пункт 2.4 постановления Кабинета Министров был разработан в целях реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", пунктом 2 которого органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано принять меры для обеспечения на базе современных информационных технологий взаимодействия субъектов, участвующих в процессе предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в целях уменьшения количества документов, предоставляемых гражданами, и контроля правомерности предоставления субсидий.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан. Отдельные нормы данного Положения противоречат федеральному законодательству и подлежат отмене по следующим основаниям.
Предметом правового регулирования постановления Кабинета Министров Республики Татарстан и утвержденного им Положения являются отношения в сфере жилищного законодательства, которые в соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Категории граждан, имеющих право на субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определены пунктом 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 2.1 и пунктом 2.2 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан субсидии по малообеспеченности и субсидии на ограничение роста платежа за ЖКУ предоставляются:
а) нанимателю жилого помещения по договору социального найма;
б) нанимателю жилого помещения по договору найма в государственном и муниципальном жилищном фонде;
Граждане, проживающие в жилом помещении на основании договора найма, заключенного с собственниками жилых помещений (физическими и юридическими лицами) частного жилищного фонда, или договора поднайма, заключенного с нанимателями жилых помещений в жилищном фонде независимо от формы собственности, не имеют права на получение субсидии по малообеспеченности и субсидии на ограничение роста платежа за ЖКУ.
Согласно пункту 2 статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений.
Таким образом, абзацы 1 и 2 пункта 2.1 и пункт 2.2 Положения сужают перечень, определенный федеральным законодательством, и препятствуют непосредственному применению положений статьи 159 Жилищного кодекса РФ, поскольку исключают из числа лиц, имеющих право на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, других пользователей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, помимо нанимателей жилых помещений по договору социального найма и нанимателей жилых помещений по договору найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, а также нанимателей по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", определен перечень документов, представляемых гражданином для получения субсидий. Пунктом 1 данного Положения определено, что нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливающие порядок и условия предоставления субсидий на их территории, не должны ухудшать положение граждан по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с порядком и условиями, установленными настоящим Положением.
В Республике Татарстан количество документов, представляемых для получения субсидий самим гражданином, уменьшено. Согласно абзацу 2 пункта 2.4 Положения документы о составе семьи заявителя, а также документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (отсутствии) просроченной задолженности по оплате ЖКУ формируются органом социальной защиты на основе использования интегрированных информационных технологий.
При этом в Положении о порядке и условиях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан не предусмотрена возможность предоставления документов о составе семьи заявителя, документов, содержащих сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления месяц, и о наличии (отсутствии) просроченной задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, непосредственно самим гражданином. В результате чего может быть ограничено право граждан на предоставление субсидий в случае отсутствия информации в органах социальной защиты о составе семьи заявителя, о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги и о наличии просроченной задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, ограничение перечня документов, содержащееся в абзаце 1 пункта 2.4 Положения, препятствует в представлении необходимых документов самим гражданином и, соответственно, в получении гражданами субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах оспариваемые положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению.
Доводы представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что пункт 2.4 оспариваемого Положения был разработан в целях реализации пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", в соответствии с которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано принять меры для обеспечения на базе современных информационных технологий взаимодействия субъектов, участвующих в процессе предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в целях уменьшения количества документов, предоставляемых гражданами, и контроля правомерности предоставления субсидий, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Пунктом 6 Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" предусмотрено предоставление самим гражданином документов о составе семьи заявителя, о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги и о наличии просроченной задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг. И, как было указано выше, отсутствие возможности предоставления данных документов непосредственно самим гражданином в соответствии с оспариваемым Положением ограничивает право граждан на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу абзацы 1 и 2 пункта 2.1, пункт 2.2, абзацы 1 и 2 пункта 2.4 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 декабря 2004 года N 564 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан".
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 22 ноября 2005 г. N Зп-1-69/2005
Решение вступило в законную силу 20 декабря 2005 г.
Текст решения официально опубликован не был