Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 9 декабря 2005 г. N ЗП-1-81/05
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва,
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан" от 19.07.1994 г. N 2180-XII,
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании недействующими абзаца 2 статьи 5, статьи 8, абзаца 2 статьи 27, статей 29, 31, 33, 35, статьи 36 (в части словосочетания "подоходный налог"), абзаца 2 статьи 37 Закона Республики Татарстан от 19.07.1994 N 2180-ХII "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан" (далее - Закон РТ).
В обоснование заявления указано, что абзац 2 статьи 5 Закона РТ в части гражданства Республики Татарстан противоречит статье 6 Конституции РФ, согласно которой гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Статьей 8 Закона предусмотрены меры и порядок компенсации и возмещения убытков иностранным инвесторам при национализации или реквизиции. Вместе с тем, указанные вопросы урегулированы на федеральном уровне - Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
Согласно абзацу 2 статьи 27 Закона РТ на виды деятельности, подлежащие лицензированию, предприятия с иностранными инвестициями обязаны оформить соответствующую лицензию в установленном законодательством порядке. При этом предусмотрено, что доходы, полученные от деятельности, осуществляемой без лицензии, изымаются в местный бюджет. Однако, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственная пошлина, взимаемая за предоставление лицензий, а также лицензионные сборы являются источниками доходов различных уровней бюджетов. В связи с этим, предусмотренное Законом изъятие доходов, полученных от безлицензионной деятельности лишь в местный бюджет, не согласуется с бюджетным законодательством Российской Федерации и нарушает интересы Республики Татарстан.
Статьей 29 Закона РТ Правительство республики наделено полномочиями предоставления предприятиям с иностранными инвестициями возможности применения ускоренной амортизации (применения повышенных нормативов амортизационных отчислений). При этом порядок и условия ускоренной амортизации определяются Правительством Республики Татарстан. В случае прекращения деятельности юридического лица с участием иностранных инвестиций до истечения указанного в заявлении срока образовавшиеся в результате ускоренной амортизации суммы изымаются в соответствующий бюджет. Данная норма по мнению заявителя противоречит главе 25 Налогового кодекса РФ. Возможность использования к основной норме амортизации специальных повышающих коэффициентов определена статьей 259 НК РФ.
Статья 31 Закона РТ противоречит статье 30 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органами, осуществляющими контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, являются налоговые органы Российской Федерации.
Заявитель указывает, что в статье 36 Закона используется устаревшее наименование федерального налога - "подоходный налог". В период издания Закона РТ вопрос налогообложения физических лиц, регулировался, в том числе Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц". Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2001 года, Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 признан утратившим силу со дня введения в действие части второй Налогового кодекса РФ. В настоящее время на территории Российской Федерации взимается налог на доходы физических лиц, установленный главой 23 Налогового кодекса РФ.
Статьи 33, 35 Закона, регулирующие вопросы обеспечения обязательств и права на интеллектуальную собственность, подлежат исключению, так как согласно пункту "о" статьи 71 Конституции РФ вопросы гражданского законодательства, правового регулирования интеллектуальной собственности находятся в ведении Российской Федерации.
Абзацем 2 статьи 37 Закона РТ предусмотрено, что платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятий с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства в валюте и на условиях этих стран. Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, в том числе иностранных граждан, установлены Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно статье 7 указанного Закона обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом распространяется на граждан Российской Федерации, а также проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Соответственно отчисления на обязательное пенсионное страхование иностранных работников должны производиться на общих основаниях в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержал требования в полном объеме, уточнив их требованием о признании противоречащим федеральному законодательству абзац 2 статьи 5 в части определения гражданства Республики Татарстан.
Государственный Совет Республики Татарстан о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, дело рассмотрено в отсутствие представителя Государственного Совет# Республики Татарстан в порядке части 2 статьи 252 ГПК РФ.
Выслушав объяснения представителя прокурора Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абзацем 2 статьи 5 Закона РТ иностранные инвесторы вправе на договорной основе привлекать граждан и юридических лиц Республики Татарстан к инвестиционной деятельности.
Положение оспариваемой нормы в части определения гражданства Республики Татарстан находится в противоречии с федеральным законодательством.
Пунктом "в" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Часть 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", действовавшего на момент принятия оспариваемого Закона, предусматривала наличие гражданства республик в составе Российской Федерации. Однако Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" признал утратившим силу большую часть (в том числе и статью 2) упомянутого Закона Российской Федерации и, в свою очередь не предусматривает гражданства субъекта Российской Федерации. Субъект Российской Федерации по вопросам исключительного ведения Российской Федерации не вправе в отсутствие федерального закона (нормы) осуществлять собственное правовое регулирование по ним.
В статье 8 Закона РТ закреплены меры и порядок компенсации и возмещения убытков иностранным инвесторам при национализации или реквизиции. Однако указанные вопросы урегулированы на федеральном уровне - Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Согласно статье 8 названного Закона имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, статья 8 Закона РТ противоречит федеральному законодательству, в том числе в части определения источников возмещения убытков, причиненных иностранному инвестору в результате национализации или реквизиции (средства республиканского бюджета) - абзац 6.
Согласно абзацу 2 статьи 27 Закона РТ на виды деятельности, подлежащие лицензированию, предприятия с иностранными инвестициями обязаны оформить соответствующую лицензию в установленном законодательством порядке. При этом предусмотрено, что доходы, полученные от деятельности, осуществляемой без лицензии, изымаются в местный бюджет.
Правовые основы лицензирования и регулирование отношений, возникающих между исполнительными органами государственной власти, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, установлены Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" определено, что за лицензирование отдельных видов деятельности, регулируемых Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", взимается государственная пошлина.
В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина за действия, связанные с лицензированием, зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов. Согласно статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
Вместе с тем, лицензионный сбор за пользование недрами по участкам недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Аналогичное правило содержится и в статье 22 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год".
Остальные лицензионные сборы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
При таком положении, предусмотренное Законом РТ изъятие доходов, полученных от безлицензионной деятельности лишь в местный бюджет, противоречит федеральному законодательству.
Противоречит федеральному законодательству и статья 29 Закона РТ.
Указанная норма наделяет Правительство Республики Татарстан полномочиями предоставления предприятиям с иностранными инвестициями возможности применения ускоренной амортизации (применения повышенных нормативов амортизационных отчислений).
Порядок и условия ускоренной амортизации определяются Правительством Республики Татарстан. В случае прекращения деятельности юридического лица с участием иностранных инвестиций до истечения указанного в заявлении срока образовавшиеся в результате ускоренной амортизации суммы изымаются в соответствующий бюджет.
Между тем, использование ускоренной амортизации связано с исчислением федерального налога - налога на прибыль организаций. При этом, согласно пункту "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные налоги и сборы находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Порядок исчисления и уплаты данного налога урегулирован главой 25 Налогового кодекса РФ. Возможность использования к основной норме амортизации специальных повышающих коэффициентов определена статьей 259 НК РФ.
Таким образом, орган законодательной власти Республики Татарстан в этой части вышел за пределы своих полномочий.
В соответствии со статьей 31 Закона РТ проверка для целей налогообложения финансовой и коммерческой деятельности предприятий с иностранными инвестициями осуществляется уполномоченными на то государственными органами Республики Татарстан.
По усмотрению предприятий с иностранными инвестициями для целей анализа имущества и деятельности могут привлекаться как аудиторские организации Республики Татарстан, так и иностранные аудиторские организации.
Это положение Закона РТ противоречит статье 30 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" данным органом является Федеральная налоговая служба (ФНС России), которая в порядке подчиненности находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что статья 31 Закона РТ противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со статьей 33 Закона РТ имущество предприятия с иностранными инвестициями может использоваться им в качестве обеспечения обязательств по всем видам своих обязательств. В качестве обеспечения могут служить его имущественные права.
Согласно статье 35 Закона охрана и осуществление прав на интеллектуальную собственность предприятий с иностранными инвестициями обеспечиваются в соответствии с действующим на территории Республики Татарстан законодательством и международными соглашениями.
Предприятия с иностранными инвестициями могут заключать со своими работниками договоры в отношении прав на объекты интеллектуальной собственности. Предприятия вправе использовать это изобретение, промышленный образец или товарный знак на условиях, определяемых договором с автором-патентообладателем.
Патент на изобретение, промышленный образец, товарный знак и другие объекты интеллектуальной собственности выдается предприятию после заключения соответствующего договора между работником и предприятием.
Предприятие с иностранными инвестициями самостоятельно принимает решения о патентовании за границей принадлежащих ему изобретений и промышленных образцов.
Вместе с тем, вопросы обеспечения обязательств и права на интеллектуальную собственность урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации, а вопросы гражданского законодательства, в соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации.
Таким образом, урегулировав в статьях 33 и 35 Закона Республики Татарстан вопросы обеспечения обязательств и права на интеллектуальную собственность, Государственный Совет Республики Татарстан превысил свои полномочия, что является основанием для признания указанных норм Закона РТ противоречащими федеральному законодательству.
Статья 36 Закона РТ противоречит федеральному законодательству в части слов "подоходного налога".
В период принятия Закона РТ вопрос налогообложения физических лиц, регулировался, в том числе, Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц". Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", вступившим в силу с 1 января 2001 года, Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 признан утратившим силу со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В настоящее время на территории Российской Федерации взимается налог на доходы физических лиц, установленный главой 23 Налогового кодекса РФ.
Абзацем 2 статьи 37 Закона предусмотрено, что платежи на пенсионное обеспечение иностранных работников предприятий с иностранными инвестициями перечисляются в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства в валюте и на условиях этих стран.
Указанная норма Закона подлежит признанию противоречащей федеральному законодательству по следующему основанию.
Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, в том числе иностранных граждан, установлены Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно статье 7 указанного Закона обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом распространяется на граждан Российской Федерации, а также проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Соответственно отчисления на обязательное пенсионное страхование иностранных работников должны производиться не в фонды соответствующих стран, как это закреплено в абзаце 2 статьи 37 Закона РТ, а на общих основаниях в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения в законную силу абзац 2 статьи 5 в части гражданства Республики Татарстан, статью 8, абзац 2 статьи 27, статьи 29, 31, 33, 35, статью 36 в части слов "подоходный налог", абзац 2 статьи 37 Закона Республики Татарстан от 19.07.1994 N 2180-ХII "Об иностранных инвестициях в РТ".
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения в законную силу абзац 2 статьи 5 в части гражданства Республики Татарстан, статью 8, абзац 2 статьи 27, статьи 29, 31, 33, 35, статью 36 в части слов "подоходный налог", абзаца 2 статьи 37 Закона Республики Татарстан от 19.07.1994 N 2180-ХII "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете "Республика Татарстан" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 9 декабря 2005 г. N Зп-1-81/05
Решение вступило в законную силу 24 декабря 2005 г.
Текст решения официально опубликован не был