Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 19 августа 2005 г. N ЗП-1-52/05
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2005 г. N 11-Г05-20 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва,
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу пункта 7 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" от 17.11.1999 N 2440 (далее - Закон РТ), указывая, что в соответствии с пунктом 7 статьи 10 указанного Закона кадровое, организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется Министерством юстиции Республики Татарстан во взаимодействии с Управлением Судебного департамента в Республике Татарстан, что, по его мнению, противоречит пункту 3 статьи 10 Федерального закона "О мировых судьях Российской Федерации", в соответствии с которым органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют лишь материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей. Кроме того, статьей 9 указанного Федерального закона предусмотрено право субъекта федерации устанавливать структуру и штатное расписание исключительно аппарата мировых судей.
Министр юстиции Республики Татарстан, он же представитель Государственного Совета Республики Татарстан требование не признал.
Представитель Президента Республики Татарстан с требованием не согласился.
Представитель Управления Судебного департамента в Республике Татарстан с требованием согласился.
Выслушав пояснения сторон, представителя Управления Судебного департамента в Республике Татарстан, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии со статьей 118 Конституции Российской Федерации судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Единство судебной системы закреплено Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и обеспечивается, в частности, финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета (ст.3); мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, относятся к судам субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.4), их полномочия и порядок деятельности устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.28).
Обеспечение деятельности мировых судей возложено Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 10 данного Закона материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
По мнению суда, организационное обеспечение деятельности мировых судей включает в себя кадровое, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение.
Данная позиция вытекает из статьи 1 Федерального закона "О Судебном Департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". Под организационным обеспечением деятельности судов в настоящем Федеральном Законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Довод представителя Управления Судебного департамента в Республике Татарстан и представителя прокурора Республики Татарстан о том, что кадровое обеспечение деятельности мировых судей в рамках организационного обеспечения, закрепленное в Законе Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан", включает в себя регулирование вопросов, связанных с подбором кандидатов в мировые судьи, избранием самих мировых судей, вопросов, связанных с исполнением ими их трудовых обязанностей, не соответствует смыслу указанной нормы Федерального закона и основан на неправильном ее толковании.
В данном случае, по мнению суда, Законом Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан", применительно к статье 1 Федерального закона "О судебном Департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", закреплено полномочие Министерства Юстиции Республики Татарстан по осуществлению мероприятий, связанных с обеспечением мировых судей кадрами аппарата (секретарями, работниками канцелярий, техническим персоналом и т.д.) и иных мероприятий, относящихся к исполнению трудовых обязанностей аппарата мировых судей.
С учетом изложенного суд считает, что пункт 7 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" в части слова "организационное" не противоречит федеральному законодательству, в связи с чем требование прокурора в этой части удовлетворению не подлежит.
Как указано в статье 2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом.
В силу статьи 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую систему Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами федерального законодательства мировые судьи обладают единым с другими судьями статусом судей, и на них распространяются нормы Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Названным Законом (ст.ст.5 и 6) установлены гарантии единого статуса судей: единый порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями.
По мнению суда, выделение в оспариваемой норме Закона РТ отдельно от организационного обеспечения деятельности судей полномочие Министерства юстиции Республики Татарстан по "кадровому" обеспечению деятельности мировых судей придает ему более широкое содержание, нежели в рамках полномочий организационного обеспечения.
Суд считает, что это полномочие Министерства Юстиции РТ затрагивает вопросы отбора кандидатов на должность судьи и исполнения мировыми судьями их трудовых обязанностей в рамках осуществления правосудия.
Таким полномочием органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством не наделены.
С учетом изложенного суд считает необходимым признать пункт 7 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" в части слова "кадровое" противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 7 статьи 10 Закона Республики Татарстан "О мировых судьях Республики Татарстан" в части слова "кадровое".
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в газете "Республика Татарстан" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 19 августа 2005 г. N ЗП-1-52/05
Решение вступило в законную силу 16 ноября 2005 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2005 г. N 11-Г05-20 настоящее решение оставлено без изменения
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 9 декабря 2005 г. N 246