Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 27 февраля 2006 г. N 3п-1-07/2006 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений части 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан от 22 декабря 1992 года N 1708-ХII "О Конституционном суде Республики Татарстан",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан от 22 декабря 1992 года N 1708-ХII "О Конституционном суде Республики Татарстан".
Определением Верховного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2006 года производство по делу в части оспаривания прокурором отдельных положений преамбулы закона, статьи 2, части 1 статьи 30, части 2 статьи 14, статьи 13, статьи 8, частей 1 и 3 статьи 11, части 2 статьи 102, статьи 107, части 1 статьи 112 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" было прекращено в связи с тем, что Законом Республики Татарстан от 20 февраля 2006 года N 14-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" в оспариваемые прокурором положения закона были внесены изменения, устраняющие имеющиеся противоречия федеральному законодательству, за исключением положений части 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан.
Прокурор Республики Татарстан просит признать противоречащей федеральному законодательству часть 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан в части слов "подчиняясь при этом только Конституции Республики Татарстан", указывая на то, что данные положения присяги судьи Конституционного суда Республики Татарстан противоречат положениям статей 2 и 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", согласно которым судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской# и настоящим Федеральным конституционным законом, а ее единство обеспечивается, в том числе законодательным закреплением единства статуса судей. Также данное положение Закона Республики Татарстан противоречит требованиям статей 12 и 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", поскольку необоснованно исключает федеральное законодательство из правовой основы, регламентирующей полномочия, обязанности и статус судей Конституционного суда Республики Татарстан.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан З.Г.Ягудин и А.Р.Шакараев, представитель Президента Республики Татарстан К.Б.Мухаметов с заявлением прокурора не согласились, пояснив, что в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Федеральным законом не установлен текст присяги судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, отсутствие в тексте присяги судьи Конституционного суда Республики Татарстан указания на необходимость соблюдения помимо Конституции Республики Татарстан и другого законодательства, не свидетельствует о противоречии федеральному законодательству, поскольку в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 9 июля 2002 года N 12-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах президента Республики Саха (Якутия)" само по себе отсутствие в законодательстве субъекта Российской Федерации положения, содержащегося в федеральном законе, не является препятствием для прямого действия федерального закона. Установление федерального законодателя, выполнение которого безусловная обязанность соответствующих правоприменителей, не нуждается в подтверждении в законодательстве субъектов Российской Федерации.
Выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан от 22 декабря 1992 года N 1708-ХII "О Конституционном суде Республики Татарстан" судья Конституционного суда Республики Татарстан на сессии Государственного Совета Республики Татарстан приносит на одном из государственных языков Республики Татарстан присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного суда Республики Татарстан, защищать конституционный строй Республики Татарстан, подчиняясь при этом только Конституции Республики Татарстан".
Указанные положения присяги судьи Конституционного суда Республики Татарстан в части слов "подчиняясь при этом только Конституции Республики Татарстан" противоречат положениям федерального законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу статьи 3 этого Федерального конституционного закона единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем, в том числе, применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации, законодательного закрепления единства статуса судей.
Согласно статье 12 этого же федерального закона все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 13 федерального закона порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из указанных положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" следует, что субъектом Российской Федерации особенности статуса судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются дополнительно к гарантиям, установленным федеральными законами. Указание в тексте присяги судьи Конституционного суда Республики Татарстан на то, что он в своей деятельности руководствуется и подчиняется только Конституции Республики Татарстан, исключает из правовой основы его деятельности Конституцию Российской Федерации и федеральное законодательство.
Органы конституционной юстиции субъектов Федерации, защищая конституции, уставы, должны одновременно защищать и федеральную Конституцию. Таким образом, конституции, уставы республик, краев, областей, городов федерального значения являются критериями конституционного контроля для конституционных (уставных) судов в той мере, в какой эти конституции и уставы соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству..
При таких обстоятельствах заявление прокурора является обоснованным и оспариваемые положения Закона Республики Татарстан подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителей Государственного Совета Республики Татарстан и Президента Республики Татарстан о том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а Федеральным законом не установлен текст присяги судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Оспариваемые положения текста присяги судьи Конституционного суда Республики Татарстан содержат категоричное указание на то, что судьи Конституционного суда в своей деятельности подчиняются только Конституции Республики Татарстан и исключают возможность применения ими Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.
Также в силу вышеизложенного необоснованными являются доводы указанной стороны о том, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 9 июля 2002 года N 12-П, само по себе отсутствие в законодательстве субъекта Российской Федерации положения, содержащегося в федеральном законе, не является препятствием для прямого действия федерального закона. Установление федерального законодателя, выполнение которого безусловная обязанность соответствующих правоприменителей, не нуждается в подтверждении в законодательстве субъектов Российской Федерации. В рассматриваемом случае в тексте присяги судьи указано на подчинение судьи только Конституции Республики Татарстан, что не может быть признано соответствующим федеральному законодательству.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу положения части 2 статьи 10 Закона Республики Татарстан от 22 декабря 1992 года N 1708-ХII "О Конституционном суде Республики Татарстан" в части слов "подчиняясь при этом только Конституции Республики Татарстан"
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 27 февраля 2006 г. N Зп-1-07/2006 г.
Решение вступило в законную силу 17 марта 2006 г.
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 25 апреля 2006 г. N 83