Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 7 июня 2006 г. N 3-48/2006 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 ноября 2002 года N 656 "Об утверждении регламента процедуры регистрации юридических лиц по технологии "Одного окна",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 ноября 2002 года N 656 "Об утверждении регламента процедуры регистрации юридических лиц по технологии "Одного окна", указав в обоснование своего заявления, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В связи с чем, как утверждает прокурор в своем заявлении, оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, которым утвержден регламент процедуры регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан, Региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан по технологии "одного окна", которая предполагает введение ускоренной процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в федеральных органах, осуществляющих регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и постановку на налоговый учет, противоречит федеральному законодательству.
В ходе разбирательства дела участвующий в деле прокурор Х-на дополнила заявление, указав, что законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Указанное постановление Кабинета Министров Республики Татарстан регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, постановкой на налоговый учет, а также отношения, возникающие в связи с регистрацией в государственных внебюджетных фондах, что противоречит федеральному законодательству.
Также и отдельные положения оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан, по мнению прокурора, противоречат положениям Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Н.Ю.Казанцева с заявлением прокурора не согласилась, пояснив, что в отличие от Федерального закона постановление Кабинета Министров Республики Татарстан регулирует иной круг правоотношений. Постановление регламентирует вопросы введения технологии "одного окна" для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещения организаций-участников в едином регистрационном центре, технологию взаимодействия заявителя с регистрирующим органом и организаций участников между собой. Указанные вопросы не являются предметом правового регулирования ни Федерального закона, ни гражданского законодательства в целом.
Постановление носит организационный характер, основная его задача - минимизировать административные барьеры для начала предпринимательской деятельности. Технология "одного окна" предполагает возможность обращения заявителя по одному адресу для осуществления государственной регистрации юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя и регистрации (постановки на учет) в органах, определенных законодательством. Регулирование данных вопросов следует отнести к сфере административных правоотношений.
Постановление имеет иной предмет правового регулирования и не содержит норм, противоречащих Федеральному закону. Государственная регистрация по технологии "одного окна" обеспечивается при полном соблюдении принципов и порядка, предусмотренных Федеральным законом.
Выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление Прокурора Республики Татарстан подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из указанного следует, что отношения в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются гражданско-правовыми.
Оспариваемым постановлением Кабинета Министров РТ от 22 ноября 2002 года N 656 в городе Казани введена процедура регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей по технологии "одного окна" и утвержден Регламент процедуры регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по технологии "одного окна".
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Регламента регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Республике Татарстан по технологии "одного окна" предполагает ускоренную процедуру государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и постановку на налоговый учет, решение вопроса о применении упрощенной системы налогообложения в Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан, регистрацию и определение размера страховых взносов в государственном учреждении "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан", регистрацию в Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, Республиканской больничной кассе Республики Татарстан.
Таким образом, указанное постановление регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, постановкой на налоговый учет, а также отношения, возникающие в связи с регистрацией в государственных внебюджетных фондах, что противоречит вышеприведенным положениям федерального законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Кабинет Министров Республики Татарстан, приняв постановление от 22 ноября 2002 года N 656 "Об утверждении регламента процедуры регистрации юридических лиц по технологии "Одного окна", вторгся в полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Также и отдельные положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан не соответствуют положениям Федерального закона законом# "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен порядок осуществления государственной регистрации, в том числе сроки и место государственной регистрации, порядок представления документов при государственной регистрации, порядок представления сведений, содержащихся в едином государственном реестре в государственные внебюджетные фонды для регистрации в качестве страхователей, порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании, при реорганизации, порядок регистрации индивидуальных предпринимателей.
Так, согласно статье 9 Федерального закона при государственной регистрации документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Однако, пунктом 1 раздела 2 Регламента, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, установлено, что уполномоченное лицо юридического лица или физическое лицо, регистрирующееся в качестве индивидуального предпринимателя, представляет непосредственно представителю соответствующего территориального налогового органа, находящемуся в Едином регистрационном центре, комплект документов согласно приложению 1 или приложению 3 к Регламенту. Таким образом, постановлением Кабинета Министров не предусматривается возможность направления документов почтовым отправлением.
Кроме того, в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения, содержащиеся в едином государственном реестре в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а также представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей осуществляется на основании сведений единых государственных реестров, получаемых органами государственных внебюджетных фондов от регистрирующих органов, без непосредственного обращения юридического лица или индивидуального предпринимателя в указанные фонды. Вышеизложенное означает установление принципа "одного окна", реализованный# в Федеральном законе N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Статья 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, в приложении N 3 к Регламенту в комплект документов, необходимых для государственной регистрации индивидуального предпринимателя, включено представление трудового договора с работодателем (при наличии), заявления о постановке на учет в государственном учреждении "Региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан", что не предусмотрено федеральным законодательством.
Согласно пункту 11 раздела 3 Регламент является документом, обязательным для исполнения всеми организациями-участниками процедуры регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя по технологии "Одного окна". К организациям - участникам регистрации в соответствии с пунктом 3 раздела 3 Регламента относятся Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан, Комитет государственной статистики Республики Татарстан, государственное учреждение "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан", Республиканская больничная касса Республики Татарстан, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан и их территориальные органы.
Согласно пункту 3 раздела 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также указанным Положением. Следовательно, Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан в своей деятельности может руководствоваться только этими актами, а не актами субъекта Российской Федерации.
Доводы представителя Кабинета Министров о том, что постановление Кабинета Министров носит организационный характер, введенная данным постановлением технология "одного окна" предполагает возможность обращения заявителя по одному адресу для осуществления государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и регистрации в органах, определенных федеральным законодательством, и что регулирование данных вопросов следует отнести к сфере административных правоотношений, являются необоснованными и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как было указано выше, регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Республике Татарстан по технологии "одного окна" предполагает ускоренную процедуру государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и постановку на налоговый учет, решение вопроса о применении упрощенной системы налогообложения в Управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан, регистрацию и определение размера страховых взносов. Указанные вопросы уже нашли свое разрешение в Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и необходимости в их регулировании на уровне нормативного правового акта субъекта Российской Федерации не имеется.
Более того, в соответствии с пунктом 11 раздела 3 постановления Кабинета Министров Регламент является документом, обязательным для исполнения всеми организациями - участниками процедуры регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя по технологии "Одного окна". Тем самым, исключается возможность на территории Республики Татарстан производить регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не в соответствии с порядком, установленным оспариваемым постановлением.
Также суд не может согласиться с доводами представителя Кабинета Министров о том, что указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года N 773 "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделено полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
В рассматриваемом случае постановлением Кабинета Министров координируется и регулируется деятельность исключительно территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, причем по вопросу, отнесенному к исключительной компетенции Российской Федерации, что никак не может быть отнесено к компетенции исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан является нормативным правовым актом, обязательно для неопределенного круга лиц, направлено на установление правовых норм и рассчитано на многократное применение. Из смысла же статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не вправе принимать нормативные правовые акты в этой области.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 ноября 2002 года N 656 "Об утверждении регламента процедуры регистрации юридических лиц по технологии "Одного окна".
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 7 июня 2006 г. N 3-48/2006 г.
Решение вступило в законную силу 24 июня 2006 г.
Текст решения официально опубликован не был