Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 19 апреля 2006 г. N ЗП-1-23/06 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва
при секретаре С-не,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству Положения "О мерах по реализации федерального законодательства в области оплаты за негативное воздействие на окружающую среду и конкретизации порядка исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в Республике Татарстан", утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.02.2004 N 89 "О мерах по реализации федерального законодательства в области оплаты за негативное воздействие на окружающую среду" (в редакции от 14.12.2004 г.),
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим Положения "О мерах по реализации федерального законодательства в области оплаты за негативное воздействие на окружающую среду и конкретизации порядка исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в Республике Татарстан", утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.02.2004 N 89 "О мерах по реализации федерального законодательства в области оплаты за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Положение), указывая, что, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, Кабинет Министров Республики Татарстан превысил свои полномочия.
В судебном заседании, представитель прокурора Республики Татарстан поддержал требование.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан с требованием прокурора не согласились, прояснив, что принятое положение позволило эффективно использовать на территории Республики Татарстан механизм экономического регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования, создать финансовые ресурсы для реализации природоохранных программ и мероприятий, что, в конечном счете, призвано обеспечить более благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность на территории республики.
Выслушав пояснения представителя прокурора Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
26.02.2004 постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 89 "О мерах по реализации федерального законодательства в области оплаты за негативное воздействие на окружающую среду" утверждено Положение "О мерах по реализации федерального законодательства в области оплаты за негативное воздействие на окружающую среду и конкретизации порядка исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в Республике Татарстан".
Оспариваемое Положение определяет особенности исчисления платы при выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, в поверхностные и подземные водные объекты, на рельеф местности; особенности исчисления платы при размещении отходов; порядок оформления и согласования расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и представления отчетности; устанавливает порядок и сроки внесения платы; порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства. Кроме того, Положение регулирует вопросы освобождения от платы за негативное воздействие на окружающую среду, источники уплаты природопользователями платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Между тем, статьей 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды отнесено# разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением; установление требований в области охраны окружающей среды; разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды; установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Формы, порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии со статьей 16 Закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельные размеры за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 утверждены "Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Следовательно, Кабинет Министров Республики Татарстан не вправе был регулировать указанные вопросы.
Довод представителей Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 органы исполнительной власти республик наделены полномочием устанавливать дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды, понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов Российской Федерации в данном случае не может свидетельствовать о соответствии оспариваемого акта федеральному законодательству, поскольку указанные полномочия реализованы органом исполнительной власти республики без учета условий, закрепленных в подпунктах "а" и "б" пункта 4 этого постановления, в частности необходимости решения этих вопросов с участием федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Исходя из выше изложенного, суд находит обоснованным довод прокурора о превышении своих полномочий Кабинетом Министров Республики Татарстан при утверждении оспариваемого Положения.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу Положение "О мерах по реализации федерального законодательства в области оплаты за негативное воздействие на окружающую среду и конкретизации порядка исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в Республике Татарстан", утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.02.2004 N 89 "О мерах по реализации федерального законодательства в области оплаты за негативное воздействие на окружающую среду" (в редакции от 14.12.2004 г.).
Руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу Положение "О мерах по реализации федерального законодательства в области оплаты за негативное воздействие на окружающую среду и конкретизации порядка исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в Республике Татарстан", утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.02.2004 N 89 "О мерах по реализации федерального законодательства в области оплаты за негативное воздействие на окружающую среду" (в редакции от 14.12.2004 г.).
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу Положение "О мерах по реализации федерального законодательства в области оплаты за негативное воздействие на окружающую среду и конкретизации порядка исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в Республике Татарстан", поскольку принимая оспариваемый нормативный правовой акт, Кабинет Министров Республики Татарстан превысил свои полномочия.
Оспариваемое Положение определяло особенности исчисления платы при выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, в поверхностные и подземные водные объекты, на рельеф местности; особенности исчисления платы при размещении отходов; порядок оформления и согласования расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и представления отчетности; устанавливало порядок и сроки внесения платы; порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде нарушением природоохранного законодательства. Кроме того, Положение регулировало вопросы освобождения от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решение вступило в законную силу 28 июня 2006 г.
Решение Верховного Суда РТ от 19 апреля 2006 г. N ЗП-1-23/06 г.
Решение вступило в законную силу 28 июня 2006 г.
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 3 августа 2006 г. N 153-154