Решение Верховного суда Республики Татарстан
от 21 февраля 2006 г. N ЗП-1-17/2006 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-на
при секретаре Х-ой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N 192 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству абзацев 4 и 5 пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N 192 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг".
В обоснование своего заявления прокурор указал, что пунктом 1 оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан установлено, что до принятия соответствующего закона Республики Татарстан, регламентирующего предоставление мер социальной поддержки специалистам государственных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг, указанным категориям граждан предоставляются субсидии в размере 100% расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан, и нормативов потребления коммунальных услуг.
Данный пункт постановления в отношении педагогических работников, врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием противоречит, по мнению прокурора, положениям Закона Российской Федерации "Об образовании", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закона Республики Татарстан "Об охране здоровья граждан".
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан И.В.Ерашова с заявлением прокурора не согласилась, пояснив, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона "Российской Федерации "Об образовании" устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Поскольку до настоящего времени законодательный акт Республики Татарстан не принят, было принято оспариваемое постановление Кабинета Министров Республики Татарстан. Кабинет Министров Республики Татарстан, принимая данное постановление, действовал в пределах полномочий, предоставленных Законом Российской Федерации "Об образовании" субъекту Российской Федерации, и определил размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно которым часть вторая пункта 9 данной статьи, устанавливающая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, признана утратившей силу. Кроме того, как указал представитель Кабинета Министров, пункт 9 статьи 639 Основ был дополнен частью пятой, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Выслушав объяснения сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление Прокурора Республики Татарстан подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N 192 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг" в пункте 1 установлено, что до принятия соответствующего закона Республики Татарстан, регламентирующего предоставление мер социальной поддержки специалистам государственных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг, указанным категориям граждан предоставляются субсидии в размере 100% расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан, и нормативов потребления коммунальных услуг.
Данный пункт постановления в отношении педагогических работников, врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием противоречит федеральному законодательству и законодательству Республики Татарстан и подлежит отмене по следующим основаниям.
Предметом правового регулирования постановления Кабинета Министров Республики Татарстан являются отношения в сфере жилищного законодательства и вопросов образования, которые в соответствии с пунктами "к", "е" части 1 статьи 72 и пунктами 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках предусмотрено и статьей 52 Закона Республики Татарстан от 19 октября 1993 года "Об образовании".
Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 60 Закона Республики Татарстан от 18 июня 1998 года "Об охране здоровья граждан" врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством и иные права и льготы, предусмотренные законодательством. Таким образом, Законом Республики Татарстан предусмотрены льготы указанным специалистам независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
Ограничение льгот педагогических и медицинских работников по оплате жилья и коммунальных услуг социальной нормой площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг нарушает права и законные интересы указанных категорий граждан, гарантированные федеральным законодательством и законом Республики Татарстан, при этом Кабинет Министров Республики Татарстан вышел за пределы предоставленных полномочий.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению. В то же время суд считает необходимым признать противоречащими федеральному законодательству положения абзацев 4 и 5 и, соответственно, абзаца 1 в той части, что субсидии предоставляются в размере 100% расходов на оплату жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием только в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан, и нормативов потребления услуг. Указанное уточнение исходит из требований прокурора, который указывает на то, что права вышеуказанных категорий работников нарушаются в той части, что субсидии им предоставляются только в пределах социальной нормы жилья и нормативов потребления услуг.
Доводы представителя Кабинета Министров о том, что соответствии# со статьей 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона "Российской# Федерации "Об образовании" устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях, являются необоснованными. Как было указано выше, ограничение льгот педагогических и медицинских работников по оплате жилья и коммунальных услуг социальной нормой площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг нарушает права и законные интересы указанных категорий граждан, гарантированные федеральным законодательством и законом Республики Татарстан.
Также нельзя согласиться с доводами представителя Кабинета Министров о том, что Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ внесены изменения в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, согласно которым часть вторая пункта 9 данной статьи, устанавливающая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, признана утратившей силу. Данное право предоставлено указанной категории работников Законом Республики Татарстан и Кабинет Министров, как орган исполнительной власти, не вправе был ограничивать право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением социальной нормой площади жилья и нормативами потребления коммунальных услуг.
Наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки данной категории граждан, направлено на выработку механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования и здравоохранения. Размер общей площади жилья на федеральном уровне и законами Республики Татарстан не ограничен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Татарстан решил:
Заявление Прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу положения абзацев 1, 4 и 5 пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N 192 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг" в части указания на,# что субсидии предоставляются в размере 100% расходов на оплату жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием только в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан, и нормативов потребления услуг.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда РТ от 21 февраля 2006 г. N ЗП-1-17/2006 г.
Решение вступило в законную силу 17 мая 2006 г.
Текст решения официально опубликован не был