Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 26 января 2001 г. N Зп-115/2001
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан
В составе председательствующего С-ой
С участием прокурора С-ой
При секретаре Х-ой
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора РТ о признании противоречащими федеральному законодательству ст.1, ст.2, ст.3, ст.4, ч.1 ст.5, п.5 ст.6, ст.9, ст.11, ст.13, п.1 ст.18, ч.4 ст.18-1, п.5 ст.19, ст.20, пп.3, 8, 9 ст.21, п.6 ст.23, ст.24, п.2 ст.27, п.1 ст.30 Закона РТ "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" и по жалобе Перова Анатолия Ивановича, Султанова Ильдуса Тургутовича о признании противоречащей федеральному законодательству ст.36 Закона РТ "О выборах народных депутатов Республики Татарстан".
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора С-вой, заявителей Перова А.И. и Султанова И.Т., представителей Государственного Совета РТ - Сафроновой А.Ю., Логинова В.П., Хамматовой А.А., представителя Кабинета Министров РТ Газизуллиной О.А., судебная коллегия
установила:
В Верховный Суд Республики Татарстан обратился исполняющий обязанности прокурора республики с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству ст.1, ст.2, ст.3, ст.4, ч.1 ст.5. п.5 ст.6, ст.9, ст.11, ст.13, п.1 ст.18, ч.4 ст.18-1, п.5 ст.19, ст.20, пп.3, 8, 9 ст.21, п.6 ст.23, ст.24, п.2 ст.27, п.1 ст.30 Закона РТ "О выборах народных депутатов Республики Татарстан".
Перов А.И. и Султанов И.Т. обратились в суд с жалобой о признании противоречащей федеральному законодательству ст.36 этого же Закона.
В обоснование заявления и жалобы указано, что данные положения Закона РТ противоречат положениям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; а п.5 ст.11 и п.5 ст.19 данного Закона РТ, указано в заявлении и.о.прокурора РТ, противоречат гражданскому процессуальному законодательству РФ.
В заявлении и в жалобе ставится вопрос о признании указанных положений закона РТ противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению.
Указанные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор уточнила заявление: в части ст.20 данного Закона РТ от требований отказалась (производство по делу в этой части прекращено);
просила признать не действующими и не подлежащими применению статьи 1, 2, п.4 ст.11, ч.4 ст.18-1, пп.8, 9 ст.21, ст.24 в частях, устанавливающих право избирать и быть избранными и порядок участия в выборах только граждан Республики Татарстан;
п.2 ст.3, ст.4, ст.9, ч.1 ст.5, п.5 ст.6, ст.11 в части составления списка избирателей участковой избирательной комиссией;
подпункт "а" п.1 ст.18, пп.2, 3 ст.13, п.5 ст.11 в части, устанавливающей, что решение районного (городского) суда окончательное;
п.5 ст.19 в части, устанавливающей, что решение Верховного суда Республики Татарстан является окончательным;
п.3 ст.21 в части правомочности собрания избирателей, если на нем присутствует не менее 100 избирателей;
п.2 ст.27 в части, устанавливающей, что коммерческие выступления не допускаются;
п.1 ст.30 в части непревышения числа комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, числа зарегистрированных по участку избирателей более чем на два процента.
При этом прокурор пояснила, что законы субъекта Российской Федерации о выборах не должны противоречить Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Дополнив заявление, прокурор просила также указать в решении об опубликовании сообщения о данном решении в "Ведомостях Государственного Совета Республики Татарстан" и в газетах "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан".
Жалобу Перова А.И. и Султанова И.Т. прокурор поддержала.
Заявители Перов А.И. и Султанов И.Т. свою жалобу, а также заявление прокурора поддержали.
Султанов И.Т. при этом пояснил, что Госсовет РТ протест прокурора, внесенный по данному Закону РТ, по существу не рассмотрел, и в настоящее время продолжают действовать противоречащие Федеральному законодательству положения.
Перов А.И. пояснил, что выборы в настоящее время проводятся и необходимо привести данный Закон в соответствие с федеральным законодательством.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан: Сафронова А.Ю., Логинов В.П., Хамматова А.А. и допущенный к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Газизуллина О.А. заявление и жалобу не признали, пояснив, что в настоящее время ведется активная работа Комиссиями Госсовета РТ по приведению данного Закона в соответствие с Федеральным законодательством; внесенный прокурором протест не отклонен; определенный законом двухгодичный срок для приведения законов субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством не истек; республиканские законы принимались в соответствии с Конституцией Республики Татарстан, которая в настоящее время действует.
Судебная коллегия считает, что заявление и жалоба подлежат удовлетворению.
Согласно частей 1, 5 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пп."в, о" ст.71 данной Конституции в ведении Российской Федерации находятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
гражданско-процессуальное законодательство.
В силу пп.2, 3, 7 ст.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации;
законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом;
федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.
Таким образом, Закон Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" не должен противоречить Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Согласно ст.4 указанного Федерального закона правом избирать и быть избранным в органы государственной власти обладает гражданин Российской Федерации, достигший установленного законом возраста.
Между тем, ст.1, ст. 2, п.4 ст.11, ч.4 ст.18-1, пп.8, 9 ст.21, ст.24 Закона РТ "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" установлено право избирать и быть избранными, а также порядок участия в выборах, только граждан Республики Татарстан.
Указанные статьи Закона РТ в этой части противоречат данному Федеральному закону.
Далее, пунктом 2 ст.3 данного Закона РТ предусмотрено, что по решению Государственного Совета Республики Татарстан выборы в Государственный Совет Республики Татарстан могут быть перенесены на другой срок, но не более чем на четыре месяца.
Это положение противоречит п.2 ст.8 Федерального закона, согласно которому изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов или избранных депутатов не допускается.
Установленный пп.1, 2 ст.4 республиканского закона порядок образования административно-территориальных и территориальных избирательных округов, а также установленная п.3 данной статьи возможность отклонения числа избирателей в территориальных избирательных округах от нормы до 15 процентов противоречат положениям п.3 ст.19 Федерального закона, устанавливающим требование примерного равенства избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов.
Согласно ст.9 Закона РТ избирательные округа образуются Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан.
Данное положение не соответствует п.1 ст.19 Федерального закона, в соответствии с которым соответствующая избирательная комиссия определяет схему образования избирательных округов, которую утверждает соответствующий представительный орган государственной власти не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
При установлении круга субъектов, обладающих правом выдвигать кандидатов в народные депутаты РТ ч.1 ст.5 Закона РТ не учтены положения п.1 ст.29 Федерального закона, предусматривающие возможность выдвижения кандидатов по инициативе избирателя.
П.5 ст.6 Закона РТ предусмотрена возможность создания избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации кандидатов.
Это положение не соответствует ст.47 Федерального закона, определяющую создание избирательных фондов как обязанность кандидатов и устанавливающую запрет в использовании иных денежных средств.
В соответствии со ст.11 и подпунктом "а" п.1 ст.18 республиканского закона списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями, что противоречит положениям ст.18 Федерального закона, предусматривающей, что списки избирателей составляются территориальной (окружной) избирательной комиссией и не позднее чем за 25 дней до дня голосования передаются по акту участковым комиссиям.
Установленный пп.2, 3 ст.13 Закона РТ порядок утверждения и представления членов и председателя Центральной избирательной комиссии, согласно которому председатель ЦИК утверждается Государственным Советом РТ по представлению Президента РТ; ЦИК утверждается Государственным Советом РТ; при этом половина членов комиссии представляется Председателем Государственного Совета РТ, а другая половина - Президентом РТ, - не соответствует установленному ст.23 Федерального закона порядку, в соответствии с которым половина членов избирательной комиссии субъекта РФ назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, другая половина назначается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Пунктом 5 ст.11 Закона РТ установлено, что решение районного (городского) суда по жалобе на решение участковой избирательной комиссии о неправильностях в списке избирателей является окончательным, а п.5 ст.19 данного закона установлено, что решения Верховного суда РТ по жалобам на решения и действия Центральной избирательной комиссии являются окончательными.
Данные положения не соответствуют ст.282 ГПК РСФСР, согласно которой решения всех судов, кроме решений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в кассационном порядке.
Положения п.3 ст.21 Закона РТ, предусматривающие, что собрание избирателей правомочно, если на нем присутствует не менее 100 избирателей, противоречат п.2 ст.29 Федерального закона, в соответствии с которым законы субъектов РФ не могут содержать такое требование к выдвижению кандидата непосредственно избирателями, как необходимость проведения собрания избирателей с определенным числом его участников.
Частью 2 п.6 ст.23 Закона РТ предусмотрено, что кандидат возмещает в бюджет средства, полученные им на проведение предвыборной кампании, если снятие кандидатуры не вызвано серьезным заболеванием или переездом за пределы республики.
Между тем, в соответствии с п.15 ст.32 Федерального закона эти расходы относятся на счет кандидата только в случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата и выборы откладываются по решению избирательной комиссии для дополнительного выдвижения кандидатов.
Статьей 27 Закона РТ предусмотрен порядок проведения предвыборной агитации через средства массовой информации и п.2 данной статьи установлено, что коммерческие выступления не допускаются.
Данное положение противоречит ст.ст.39, 40, 41 Федерального закона, не содержащим такого запрета.
Согласно п.1 ст.30 республиканского закона число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по участку избирателей более чем на два процента.
В соответствии же с п.14 ст.51 Федерального закона допустимое превышение таких бюллетеней составляет лишь 0,5 процента.
Статьей 36 Закона РТ установлено, что в случае проведения повторных выборов кандидатами в народные депутаты не могут вновь баллотироваться граждане, не набравшие необходимого числа голосов в ходе общих выборов в данном избирательном округе, за исключением тех округов, выборы в которых признаны недействительными.
Однако такой запрет не содержится в ст.59 Федерального закона, регулирующей порядок назначения и проведения повторных выборов, а также в других статьях данного Федерального закона.
При таком положении указанные нормы Закона РТ "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" являются противоречащими федеральному законодательству, в связи с чем их следует признать не действующими и не подлежащими применению.
Доводы представителей Государственного Совета и Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что указанные нормы Закона РТ соответствуют Конституции РТ, и что в настоящее время вопросы о приведении их в соответствие с федеральным законодательством решаются, не могут явиться основанием к отказу в удовлетворении заявления и жалобы, поскольку данные положения должны соответствовать указанному Федеральному закону;
разрешение этого вопроса в судебном порядке предусмотрено законом, и проводимая в настоящее время Государственным Советом РТ работа этому не препятствует.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 197, 231 ГПК РСФСР, судебная коллегия решила:
Заявление исполняющего обязанности прокурора РТ и жалобу заявителей Перова А.И., Султанова И.Т. удовлетворить.
Признать статьи 1, 2, п.4 ст.11, ч.4 ст.18-1, пп.8, 9 ст.21, ст.24 в частях, устанавливающих право избирать и быть избранными и порядок участия в выборах только граждан Республики Татарстан;
п.2 ст.3, ст.4, ст.9, ч.1 ст.5, п.5 ст.6,
ст.11 в части составления списка избирателей участковой избирательной комиссией,
подпункт "а" п.1 ст.18, пп.2, 3 ст.13,
п.5 ст.11 в части, устанавливающей, что решение районного (городского) суда окончательное,
п.5 ст.19 в части, устанавливающей, что решение Верховного суда Республики Татарстан является окончательным,
п.3 ст.21 в части правомочности собрания избирателей, если на нем присутствует не менее 100 избирателей,
ч.2 п.6 ст.23; п.2 ст.27 в части, устанавливающей, что коммерческие выступления не допускаются;
п.1 ст.30 в части непревышения числа комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, числа зарегистрированных по участку избирателей более чем на два процента;
ст.36 в части, устанавливающей, что в случае проведения повторных выборов кандидатами в народные депутаты не могут вновь баллотироваться граждане, не набравшие необходимого числа голосов в ходе общих выборов в данном избирательном округе, за исключением тех округов, выборы в которых признаны недействительными,
Закона Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" от 29 ноября 1994 года (с изменениями и дополнениями от 21 июля 1999 года и от 21 января 2000 года) противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о данном решении должны# быть опубликовано в "Ведомостях Государственного Совета Республики Татарстан" и в газетах "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РТ от 26 января 2001 г. N Зп-115/2001
Настоящее решение вступило в законную силу 5 февраля 2001 г.
Текст решения официально опубликован не был